Урок-конкурс "Знатоки сказок" по литературе 5 класс.
методическая разработка (литература, 5 класс) на тему

Торопыгина Елена Сергеевна

Урок-конкурс  по литературе "Знатоки сказок" для 5 класса содержит занимательные задания и формирует устойчивый интерес к изучению литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Торопыгина Е.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Урок-конкурс «Знатоки сказок».

Цель: расширить представления пятиклассников о волшебной сказке.

Задачи: развивать творческие способности детей.

Оборудование: сборники народных сказок, иллюстрации к сказкам.

Ведущий (учитель).
О чём-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половины —
К нам сказка в гости идёт.

Ведущий: Я думаю, что все, кто присутствует на этом уроке, знают  сказки и умеют их рассказывать.
Представление команд (дети разбиваются на команды по жребию).

Название, рассказ о команде.

Конкурс знатоков сказочных зачинов.
Ведущий:
Русская сказка имеет своё начало. Я  предлагаю  вспомнить традиционные сказочные зачины. Команда, справившаяся с заданием, занимает место за своим столиком.
(Примеры зачинов: «В некотором царстве, в некотором государстве...», «В стародавние годы в некоем царстве,  не в нашем государстве...»,  «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-бьл...).


Разминка для команд.
Подобрать постоянные эпитеты к словам:
дороженька — столбовая
девица  - красная
молодец — добрый
море -  синее
поле — чистое
тучи — чёрные
лес — дремучий
трава — шелковая
луга — зелёные

«Юмористическая викторина».

1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко. Все видеть, все слышать и ... есть не велел? (Маша в сказке «Маша и медведь»)
З. В какой сказке пироги, блины да сушеные грибы использовались не по назначению? («Путаница»  К.И.Чуковского)
4. Кому удалось дважды разоблачить горе-строителей? (Волку из сказки С.Михалкова «Три поросенка»).
5. Какой серый зверь обидел нечетное количество малышей? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
б. Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они только тогда, когда получили взамен похожий предмет, но только другого цвета и другого материала. («Курочка-ряба»).
 
7. В какой сказке героиня: поет, танцует, печет, жнет, вышивает? (Русская народная сказка «3олушка»)
8. Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных. (Встреча, взгляд, встроить, обстроить)
9. На какого героя сказки покушались трижды, а на четвертый раз он погиб? (Русская народная сказка «Колобок»)
10.  Назовите первую в мире женщину, которая освоила первый летательный аппарат? (Баба Яга)


Сочини стихотворение (2 -4 строки) на эти рифмы.
1)
 метели — вода
прилетели - стада
2) леса — лето
голоса — согрета
3) река—четко
далека — лодка
4) окно—темно
чулок — уволок
5) окошко — кошка
журит — говорит


Назовите известные фразеологические выражения со словами: голова рука, сердце, язык.

Голова: ветер в голове, гладить по голове, голова варит, голова и два уха, голова кругом пошла, есть голова на плечах, горячая голова, давать голову на отсечение, забивать голову чем — то, закрутить голову кому — то, засесть гвоздем в голове, морочить голову, опускать (вешать) голову, с головы до ног, очертя голову, снять голову с плеч.
Рука: держать себя в руках, запускать руку в чужой карман, из рук в руки, из рук вон плохо, как без рук, кому — то карты в руки, марать руки об кого-то, мастер на все руки, на скорую руку, не покладая рук, не чист на руку, опустились руки у кого-то, развязать руки, с легкой руки, своя рука — владыка, умываю руки, ходить по рукам.
Сердце: сердце не лежит к ...,  сердце (душа) радуется, нож в сердце, от чистого сердца, положа руку на сердце, с легким сердцем, сердце не на месте, сердце болит,
сердце кровью обливается, сердце обросло мохом, сердце падает (обрывается), сердце радуется, скрепя сердце.

«Ты – мне, я - тебе». (Команды по очереди задают коварные вопросы)

Конкурс сочинителей сказки по заданному началу. (Русская народная сказка «Береза и три сокола»)

«В хранилище волшебных предметов».

На столике разложены предметы. Представитель от команды вытягивает номер экспоната и называет соответствующий пронумерованный предмет (что это, чье и для чего используется). Предметы: живая (мертвая) вода, гребешок, перо жар-птицы, кольцо, платок, сапоги-скороходы.

 Сказочные загадки.

Герои сказок отгадывают иногда такие загадки:

-Что на свете всех сильнее? (ветер)

-Что на свете всех быстрее? (мысль)

- Что на свете всех быстрее? (сон)

- Что на свете всех жирнее? (земля)

Конкурс сказочных концовок.

«На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».

«Погостили они, попировали и поехали в свое царство, приехали, стали жить-поживать да медок попивать».

«Не стали долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи».

«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».

Подведение итогов урока-конкурса. 

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...