Главные вкладки

    Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси
    методическая разработка по истории (6 класс)

    Колесникова Елена Васильевна

     

    Основная идея урока  по теме «Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси» – формирование у учащихся интереса к своей истории, развитие у них чувства общности со своими истоками, гордости за них, за ратные подвиги своих предков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основная идея урока  по теме «Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси» – формирование у учащихся интереса к своей истории, развитие у них чувства общности со своими истоками, гордости за них, за ратные подвиги своих предков.

    Страницы исторических событий нашли свое отражение  в стихах поэтов, в произведениях русских художников, великих скульпторов.

     

    Урок «Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси»

    Автор – Колесникова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей   №6» города Курска.  2012 год.

    Эпиграф урока:

    Да ведают потомки православных

    Земли родной минувшую судьбу…

    А.С. Пушкин

     

     Цель:

     Осмысление связи единства духовности и победы русского народа. 

     

    Задачи

    Образовательные:

    Углубить и расширить знания учащихся по темам «Как объединяли Русь» (история) и «Сергий Радонежский» Н. Соловьева (литературное чтение)

     

    Развивающие:

    Развитие умений частично-поисковой деятельности (работа с энциклопедией и историческо-познавательной литературой);

    Развитие умений выделять главное, сопоставлять и сравнивать исторические факты и литературные произведения;

    Развитие  умений  выражать и аргументировать свое мнение.

     

    Воспитательные:

    Воспитание патриотизма;

    Воспитание гражданственности;

    Воспитание исторической памяти и совести;

    Эстетическое воспитание.

     Оборудование:

    Рисунки учащихся «Оружие древних славян»

    Музыкальная фонограмма:  «Я люблю тебя, Россия», колокольный звон.

    Компьютерная презентация

    Ход урока

     

    Постановка целей урока, сообщение темы урока.

    Вступительное слово учителя: сегодня, накануне Дня Защитника Отечества,  мы поговорим о русской воинской доблести.

    Отечество – единственное уникальное для  каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину,  как часть своего Отечества.

    (Звучит музыка «Я люблю тебя, Россия»)

    Учитель (на фоне музыки) Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может.  Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.  На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

     Ученик читает стихи:

    Тебе не раз враги грозили.

    Тебя сметали – не смели.

    Любовь моя, земля Россия,

    Тебя порушить не могли.

    Тебя топтали – не стоптали.

    Тебя сжигали – не сожгли.

    Мы все с тобою испытали

    И даже больше, чем могли.

             Рассказ учителя  Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев – стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича. Страницы грозных битв во имя защиты Отечества сохранило для нас литературное наследие: эпос «Слово о полку Игореве», и сказание о Мамаевом побоище. 

     –   Помните ли вы, ребята, князей древней Руси, их заслуги перед Отечеством нашим?

     

    Ученик в костюме воина:

    Слава нашей стороне!

    Слава нашей старине!

    Колесо истории мы повернем

    И рассказывать начнем,

    Чтобы люди знать могли

    О делах родной земли!

     Историческая викторина:

    В период правления этой княгини  сблизились Русь и Византия. Она в 957 году в сопровождении большой свиты прибыла в Константинополь, была с почётом принята при византийском дворе и даже перешла в христианство, причём её крёстным отцом стал, по летописному преданию, сам император  (Княгиня Ольга).

    Этот князь начал вводить на Руси единую веру – христианскую. При нем жители Киевской Руси стали называться русским народом. Он был выдающимся полководцем. При нем русское войско надежно охраняло государство и не раз побеждало кочевников – печенегов.  (Князь Владимир, сын Святослава).

    При этом князе печенеги были окончательно разбиты, строились белокаменные церкви, проявились первые школы. Был составлен рукописный свод законов «Русская Правда»? (князь Ярослав Мудрый – сын Владимира).

    Этот князь вошёл в историю  с прозвищем Долгорукий. Руки у него действительно были «долгие» (длинные): из Суздаля дотягивались  до Киева. С борьбой князя за Киев связано первое летописное упоминание о Москве. В 1147 году он пригласил к себе «в Москов» своего союзника чернигово-северского князя Святослава Олеговича (Юрий Долгорукий).

    Этот князь сумел объединить в борьбе с половцами силы всех русских князей. В летописи говорят, что он победил в 54 сражениях и только в одном проиграл (Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого). 

    Главной целью этого князя стало укрепление и возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире была заложена новая крепость, построены Золотые ворота, каменные соборы. Сам князь предпочитал жить в своей резиденции Боголюбово. В 1174 году недовольные властолюбием князя бояре устроили заговор и убили его (Андрей Боголюбский).

    Восемнадцатилетний князь, сумевший собрать и хорошо снарядить войско. Он возглавил отпор вражеского нашествия с запада, освободив Русь от шведов и ливонских рыцарей  (князь Александр Невский – праправнук Владимира Мономаха).

    Этот князь договорился с Ордой о том, чтобы самому собирать и отправлять в Орду дань со всех русских городов. Он один получил от Орды звание Великого князя московского и владимирского. При нем Москва стала центром Русского государства (Иван Калита – внук Александра Невского).

     

    Учитель: Какому историческому событию посвящены эти поэтические строки:

    Стоял такой великий стон,

    Шел бой с такою кровью,

    Что был в багрец окрашен Дон

    До самого низовья

    (Куликовская битва)

     

    В 1380 году войско великого князя Дмитрия Донского, разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

    Собираясь в 1380 году в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия Радонежского.

     

    Выступление ученика  о житие Сергия Радонежского (текст из школьной энциклопедии).

     

    В трудные для Родины времена, когда потребна помощь Божия для укрепления веры, Бог посылает на Землю своих избранников. Именно к таким Божьим посланникам принадлежит великий православный святой «печальник Земли русской» Сергий Радонежский. Своей жизнью, своими подвигами и своим непререкаемым авторитетом он оказал такое огромное влияние на духовную жизнь России, что его ощутили на себе не только его ближайшие современники, но и многие поколения потомков.

    Святой старец при встрече с Дмитрием Донским  предвидел, что битва на Куликовом поле закончится гибелью множества воинов, и  сказал:

    - Иди, господин безбоязненно, врага ожидает конечная гибель, а тебя, князь – милость и слава от Бога.

    Воодушевленный пророческими словами князь поспешил за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия  благословение иконой Богоматери на битву вскоре облетела все войско и вдохнула мужество и силу духа во все сердца.

     

    Ученик:

    О поле Куликово – стон Руси!

    Его не умирающие звоны

    Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

    Ты видишь даже павшие в безвестье

    Опять, опять в руках сжимают меч,

    Они готовы вновь к высокой чести

    Иль выстоять, иль снова в землю лечь.

     

     

    Рассказ учителя, работа с картой:

    Готовясь к войне с Москвой, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло, он собрал большое войско из-под властных ему народов от Волги до Кавказа и Крыма, привлек он и наемников. Хан Мамай вынашивал план повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить в городах своих наместников, а русских князей перебить.

    Над Русью нависла смертельная опасность. Князь Дмитрий это понимал. Союзников у него не было, рассчитывать приходилось только на объединение русских княжеств. Мало было княжеских дружин, требовалось привлечь народное ополчение. На призыв великого князя откликнулись многие князья и города. В Москву начали стекаться ратники Звенигорода, Можайска, Коломны, Владимира, Суздаля и других городов русских.

    В составе русского войска находились хорошо вооруженные воины «кованая рать». Летописи свидетельствуют о том, что в числе воинов сражались и переодетые женщины.

    Современники не могли припомнить столь многочисленного войска. Во главе русского войска были Дмитрий и его двоюродной брат Владимир Андреевич, а также опытный военачальник Боброк Волынец.

    На картине художнике Бубнова «Утро на Куликовом поле». Мы видим русские полки, которые в ночь с 7-го на 8-е сентября 1380 года перешли Дон, уничтожив мосты и переправы, отрезав себе путь к отступлению. Этот шаг князя Дмитрия подчеркивает решительность его намерений и непримиримый характер предстоящего сражения.  Впереди войска сам князь.  Он сменил княжеские доспехи на доспехи простого воина и сражался в общей массе русской дружины. Перед битвой князь Дмитрий сказал: «этого часа на Руси «ждали за много дни», т.е. желали,  ждали давно. На картине художник изобразил момент, когда солнечные лучи разогнали застоявшиеся с ночи над Куликовом полем туман и противники вот-вот увидят друг друга. Как серебряная река переливаются доспехи русских воинов. Бесстрашием и решимостью пылают их взоры, которые говорят, что «честная смерть лучше позорной жизни» над головой воинов развевается  великокняжеский стяг с изображением Иисуса   Христа.  У стяга находятся брат Дмитрия и любимый боярин Бренко.

     Ученик в костюме воина:

    - Какие доспехи и оружие носили древние воины? (шлем, латы, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры).

     

             Ученик: русский шлем в отличие от плосковерхих западных был конической формы, с такого шлема соскальзывала сабля и меч противника. Русские мечи славились своей прочностью и красотой за пределами Руси.

    Учитель: по преданию бой начали поединком богатырей. Перед нами картина художника М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Художник изобразил момент, когда всадники устремились навстречу друг другу, сшиблись и пали замертво. Как говорит летопись, наш богатырь Пересвет не сразу упал на землю, как Челубей. Он, раненый смертельно, доскакал до рядов русских и пал среди них. Благодарные потомки поставили памятник богатырю.

     

    Ученик: (на доске план Куликовской битвы) Войска двинулись вперед. Битва была жестокой. Ордынцы все теснили и теснили русские ряды. Вот смят передовой полк. Вот бой подтянулся к самому княжескому стягу. Казалось, еще немного и полк левой руки не выдержит бешеного удара. И тут из соседнего леса на врага обрушился засадный полк. Это решило исход битвы. Под напором свежих русских сил ордынцы дрогнули и побежали. Их гнали и гнали. Разгром ордынцев был полным.

     

    Учитель: а в это время в Троицком монастыре все монахи вместе с самим Сергием ни минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, «телом стоял в храме, а духом был на поле боя». Он видел все, что там происходит,  и как очевидец рассказывал монахам о ходе сражения, молил за упокой погибших воинов. Наконец, он возвестил о поражении врагов. Это пророчество подтвердилось – на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил о победе русской рати.

    Много русских воинов сложили головы на поле брани. Был ранен, но остался жив князь Дмитрий. Восемь дней хоронили на  Куликовом поле погибших героев.  С победой вернулись русские воины в Москву. В летописи записано: «Была на Руси радость вселенная, но и печаль великая по убитым от Мамая на Дону».

    За победу в Куликовой битве князь Дмитрий получил прозвище Донской и как его прапрадед Александр Невский вошел в число великих полководцев России, причисленных к лику святых. В память героям, павшим на поле Куликовом благодарные потомки воздвигли обелиск.

    Слава  о Куликовской победе достигла европейские страны. Битва стала одним из важнейших событий в нашей истории, первой крупной победой Руси над Ордою.

     

    Закрепление.

    Какое значение победы Руси в Куликовской битве?

    В чем проявилось единство силы духа и силы оружия на поле брани?

    Какая черта русского национального характера проявилась в битве?

    Почему слова Сергия Радонежского «в единстве сила Руси!» актуальны и в наши дни?

     

    Вывод 

    Учитель: и раздается над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминающий потомкам о величии подвига русского воина.

    Литература

    Учебник для 6 класса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  История России с древнейших времён до конца XVI века. М., «Просвещение», 2011.

    Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв.: Учебник для VII класса средних учебных заведений. – М.: МИРОС, 1995.

    Соловьёв В.М. Русская культура с древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

    Автор-составитель Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы.

    Изд.   2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1 (История России и её ближайших соседей). – Сост. С.Т. Исмаилова – М.: Аванта+, 1995.

    История. Россия с древнейших времён до конца XVI века для 6 класса. Электронное приложение. Издательство «Просвещение», 2009.

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. часть 1

    Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ддва Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси

    Слайд 2

    «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу» А.С. Пушкин

    Слайд 5

    Сказка про Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо . Евпатий Коловрат . Он с отрядом 1700 человек бился насмерть за Русь, наводя ужас на Батыя.

    Слайд 6

    Доспехи и вооружение Древнерусское оружие русского воина VII – XIII веков

    Слайд 7

    Княгиня Ольга (945 – 964 гг.)

    Слайд 8

    Князь Владимир Святославич (980- 1015 гг.)

    Слайд 9

    Князь Ярослав Мудрый (1054 – 1078 гг.)

    Слайд 10

    Велики князь киевский Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.)

    Слайд 11

    Великий князь Юрий Долгорукий (1149 – 1151 гг.)

    Слайд 12

    Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1157 – 1174 гг.)

    Слайд 13

    Князь Александр Невский (1236 – 1263 гг.)

    Слайд 14

    Московский князь Иван Данилович Калита (1325 – 1340 гг.)

    Слайд 15

    Великий князь Дмитрий Донской (1359 – 1389 гг.)

    Слайд 16

    Святой Преподобный Сергий Радонежский


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на ратный бой

    Слайд 3

    Куликово поле

    Слайд 4

    Утро на Куликовом поле

    Слайд 5

    Доспехи древнерусских воинов

    Слайд 6

    Поединок Пересвета с Челубеем

    Слайд 8

    Памятник Пересвету в Брянске

    Слайд 9

    Куликовская битва 8 сентября 1380 г.

    Слайд 10

    Святой Преподобный Сергий Радонежский

    Слайд 12

    Обелиск на Куликовом поле

    Слайд 13

    Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле

    Слайд 16

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Слабость тела - сила духа"

    Медодическая разработка информационного часа в рамках арт-проекта "Равные возможности".Творческое самовыражение людей с ограниченными возможностями здоровья через живопись, стихи, спорт, как способ из...

    Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)

    Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...

    Урок доброты в 1-4 классах "О силе духа и слабости"

    Цель урока: воспитывать у детей понимание приоритета духовных ценностей. Задачи урока: - формировать представление о качествах, необходимых для достижения успеха. Тип урока: беседа. Форма работы обуча...

    СИЛА ДУХА

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню инвалида...

    Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

    Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...

    Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»

    Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1.    Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

    Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок». Сила духа и характера героя

    На основе произведения Шолохова «Нахаленок» сформировать нравственные нормы, толерантность, целеустремлённость, стремление к самореализации, патриотизм...