Главные вкладки

    Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

    Симоненко Ирина Олеговна

    Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.

    Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргументами при написании сочинения-рассуждения по русскому языку в 9 классе (15.3). Чтение текстов, беседа сочетаются с повторением тем "Средства художественной выразительности", "Синтаксис простого, сложного, многочленного предложения".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teksty_o_kosmonavtah.docx24.99 КБ
    Файл rabota_s_tekstom.pptx1.45 МБ
    Файл blank_dlya_zapisey.docx31.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выдержки из книги «Дорога в космос»

    Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина

            Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, казахской степи. Ожидание было тягостно. Я знал, что корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так, потому что на востоке восходит солнце и дневной свет теснит ночную тьму, двигаясь с востока.

            На космодром летело несколько космонавтов. Достаточно было соринке попасть в глаз первому кандидату для полета в космос - и его надо было заменить другим человеком. Мои товарищи были так же готовы к полету, как я. Старт должен был состояться в назначенный день и час, минута в минуту.

            На космодроме нас ждали. Зашел Главный Конструктор. Как всегда, внимательный, добрый. Ничего не спрашивая, сказал: «Через пять лет можно будет по профсоюзной путевке летать в космос». Мы расхохотались. Наш настрой понравился ему, и он быстро ушел. Я не уловил в нем и тени тревоги. Он был уверен во мне так же, как был уверен в себе.

            Многоступенчатая ракета — сооружение настолько сложное, что его трудно с чем-то сравнить. После выгорания топлива отработавшая своё ступень становится ненужной и отделяется, а оставшаяся часть ракеты продолжает наращивать скорость.

            «Восток» мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней горячую любовь. «Красота-то какая!» — не удержавшись, воскликнул я и тут же осекся: моя задача — передавать деловую информацию, а не любоваться красотами природы. Вспомнилось, что американцы писали: «Никто не в состоянии точно предсказать, каково будет влияние космического пространства на человека. Известно только одно — человек в космосе будет ощущать скуку и одиночество». Нет, я не ощущал скуки и не был одинок. Разрезая космос, я работал, жил жизнью своей страны. Радио, как пуповина, связывало меня с Землей.

            «Восток» шел со скоростью 28000 км/час. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал ни голода, ни жажды. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу.         

            Наступал заключительный этап полета - возвращение на Землю. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет всё происходить в реальности?

            В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки иллюминатора я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего +20, хотя я и находился в клубке огня. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я запел.

            Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми я учился летать. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…

            В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле. Случилось, как в хорошем романе: мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете.

            В волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч. Все люди были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Космонавтом Два, который прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески мяли друг друга кулаками:

    — Доволен? — спросил он меня.

    — Очень, — ответил я, — ты будешь так же доволен в следующий раз…

    ЗАДАНИЕ: В тексте выделены жирным шрифтом слова, употреблённые                               в переносном значении. Определите вид тропа.

    Человек-легенда Георгий Гречко

            Биография героя Советского Союза Георгия Михайловича Гречко впечатлит любого, ведь его по праву можно назвать фантастическим человеком.

            В надежде отыскать следы инопланетных существ им была исследована вдоль и поперек тунгусская тайга. Им трижды был совершен полет на орбитальную станцию, в одном из которых он поставил рекордное время пребывания человека в открытом космическом пространстве.

     Судьба не раз проверяла космонавта на прочность. Он трижды тонул, чуть было не погиб в годы Великой Отечественной войны, находясь в оккупированной немцами деревне, разбивался на мотоцикле и загорался, будучи на орбитальной станции, но никогда не терял оптимизма и веры в лучшее.

    Многие в детстве грезили мечтой стать космонавтами. Многие, но только не Георгий Гречко. Советский космонавт кем только не представлял себя в обличии взрослого – и снайпером, и танкистом, и летчиком! Любовь к космосу к нему пришла лишь в подростковом возрасте, когда он прочел книгу о межпланетных путешествиях, написанную писателем-фантастом. После нее он для себя решил – будет космонавтом!

    Георгий Гречко появился на свет 25 мая 1931 года в Ленинграде. В 1949 году окончил среднюю школу, после чего был зачислен в Ленинградский механический институт. Юный инженер стал одним из тех, кому была доверена разработка новой ракеты, которая впоследствии вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Он участвовал в отправке на орбиту многих аппаратов советского производства.

    С 1966 года Георгий Гречко оказался в группе космонавтов. Ради покорения безвоздушного пространства он был готов пожертвовать многим: своими силами, знаниями, свободным временем, а если потребуется, то и жизнью.

    Своего первого полета он ждал четырнадцать лет. Ожидание сводило его с ума. Полет состоялся в период с 11 января и по 9 февраля 1975 года на космическом корабле под названием «Союз-17». Целью данной экспедиции выступало изучение солнца. Но телескоп, под который в свое время была построена станция «Салют-4», дал сбой, и с Земли космонавтам пришел приказ: не прикасаться к неисправному прибору. Но Георгию Михайловичу хотелось довести уже начатое дело до конца. На помощь ему пришел обычный стетоскоп, который нашел широкое применение в медицине. Приложив его к телескопу, он смог определить поломку. Коллеги сразу же отметили сообразительность Гречко.

    Однако на этом испытания не закончились. На Земле космонавтов встретил сильный шквалистый ветер со снегом. Корабль падал на Землю на бешеной скорости. И вот пришло время раскрыться парашюту… Но он не раскрылся. Космонавты ожидали неминуемой смерти. Но удара о землю не произошло. Капсулу стало раскачивать в стороны ветром. Около тысячи метров их волокло и хлестало о землю. Исследователи тогда серьезно пострадали. Гречко сломал правую ногу, а Губарев получил серьезную травму позвоночника.

    Советский космонавт за время своей командировки ни разу не расстался с видеокамерой. Мы имеем возможность наблюдать за работой на станции именно благодаря съемке Гречко.

    Второй полет проходил с декабря 1977 года по март 1978 года на космическом корабле под названием «Союз-26». Этот полет тоже оказался нелегким для космонавта. Гречко узнал о серьезной болезни своего отца буквально за неделю до старта, когда осуществлял подготовку ко второй экспедиции. 10 января 1978 года на корабль пришла новость о смерти Георгия Михайловича. Единственное, чего он никогда не мог простить себе, - что не успел попрощаться с отцом в последний раз.

    Жизнь неоднократно испытывала Георгия Гречко на прочность, но в любой ситуации, какой бы она ни была, космонавт старался улыбаться и не терять энтузиазма.

    В истории космонавтики Гречко Георгий стал известен как самый пожилой исследователь, побывавший на орбите. Долгое время раздумывали, как назвать планету, которую еще во время своего первого полета он обнаружил. В конце концов нарекли ее в честь первооткрывателя. Гречко, таким образом, оставил свой след не только на Земле, но и в необъятном космосе.

    ЗАДАНИЕ: Докажите, что перед нами текст-рассуждение. Обозначьте тезис, назовите аргументы.

    Чайка, перед которой небо снимает шляпу…

    1) Семья скромного деревенского тракториста и фабричной работницы, в которой Валя Терешкова была средним ребенком, рано лишилась кормильца. Владимир Терешков ушел на войну и погиб. Семья жила впроголодь. В 17 лет девушке пришлось оставить школу после семи классов, устроиться на завод. Казалось бы, ее ждала жизнь, похожая на любую: упорный труд и «светлое будущее». Если бы не одно «но».

    У юной Вали было пристрастие, которое отличало её от многих сверстниц, — Терешкова мечтала о судьбе парашютистки. В свободное время девушка посещала кружок любителей парашютного спорта.

    2) Когда Терешковой исполнилось двадцать пять лет, в СССР началась подготовка к осуществлению грандиозных планов по покорению космоса. Сергей Королев заявил о намерении послать на орбиту женщину — тогда гонка за первенство с США была бы выиграна целиком и полностью. Каждая из претенденток (а их было около 1000) понимала, какую ответственность придется ей нести и какая это честь. 3) Имя той, которая полетит, будет увековечено, поэтому среди возможных участниц полета процветала конкуренция.

    4) Сергей Королев, который лично занимался отбором и подготовкой женщин, часто обращался к ним: «Девочки, первой в космос полетит одна из вас, это очевидно. Но вы не обижайтесь на наш выбор, потому что за теми, кто не полетит в этот раз, останутся еще более интересные и длительные полеты».

    5) Испытания, выпавшие на долю Терешковой и ее подруг, были суровее и жестче, чем у мужчин-космонавтов. Того требовали штатные медики, знавшие, что организм женщины переносит невесомость иначе, чем мужской. 6) Девушек тренировали в критических температурах и перепадах давления, помещали в одиночные сурдокамеры, проверяя психологическую устойчивость.

    Волновалась ли она? Боялась ли? 7) Спустя много лет Валентина Владимировна рассказывала: нервное возбуждение было настолько сильным, что перекрывало остальные эмоции. Но окружающие, а затем и все жители земли, услышали от «Чайки» лишь задорную фразу — вроде гагаринского «Поехали!», но на свой манер: «Эй! Небо! Снимай шляпу!» 

     Валентина Терешкова перенесла нахождение на орбите с огромным трудом. В тяжелом скафандре было невыносимо совершать даже простые движения, не то что есть или записывать необходимые показания приборов. Преодолевая тошноту, Терешкова делала снимки Земли, общалась с центром и… спала. Сон «Чайки» был назван грубейшим нарушением предписанного режима, но разбудить Валентину с Земли не представлялось возможным: на связь она не выходила, на сигналы не отвечала.

    В полете сложилась еще одна, куда более опасная, чем дневной сон, ситуация, о которой стало известно совсем недавно. Этот секрет Терешкова хранила долгое время по просьбе самого Сергея Королева. Сегодня известно, что из-за неправильного монтажа проводов управления ее корабль после прибытия на орбиту не снижался, а удалялся от Земли. Все понимали, чем может закончиться такое движение: космонавт мог уже никогда не вернуться. «Она дважды пыталась сориентировать корабль и честно призналась, что… у нее не получается. Это обстоятельство нас очень беспокоит», — отчитывался генерал. В итоге Чайка, которая и так была без сил, смогла заложить новые данные в бортовой компьютер.

    Прошли положенные — и такие длинные — трое суток в душном тяжелом скафандре, настало время приземления. Огромный парашют был практически неуправляемым, и Терешкова, летевшая над озером, опасалась, что погибнет, если приводнится: сил оставаться на плаву у нее уже не было. Повезло. Первая женщина, побывавшая в космосе, приземлилась в Алтайском крае, ударившись о гермошлем и заработав большой синяк под глазом.

    «Я прекрасно себя чувствовала! Мне было хорошо», — произносила в камеру счастливая Терешкова, улыбаясь всему миру. Кадры с момента приземления и эти слова, сказанные радостно и четко, облетели планету. О том, что запись — постановка, узнали спустя несколько лет. Она была сделана через день после приземления, ведь первые земные сутки Валентина провела в госпитале: врачи всерьез опасались за ее здоровье.

    Полет превратил амбициозную, но простую девушку в символ поколения. Валентина Терешкова до сих пор остается первой и единственной женщиной, отправившейся бороздить космические просторы в одиночку.

    ЗАДАНИЕ: Объясните расстановку знаков препинания в пронумерованных предложениях.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Работа с текстом при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку Сочинение 15.3. Подбор аргументов. Отработка заданий по синтаксису на материале текстов.

    Слайд 2

    Зачем ……..? Каким образом ……….? Какие ……..? На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке сегодня?

    Слайд 3

    12 апреля 1961 года

    Слайд 4

    ТИПЫ РЕЧИ Тема (о чём говорится в тексте?) Идея (зачем текст написан?)

    Слайд 5

    Стили речи (функциональные разновидности языка)

    Слайд 6

    «Сильные позиции» текста Заголовок Эпиграф Начало текста, абзацев Конец текста

    Слайд 7

    Юрий Алексеевич Гагарин – лётчик-космонавт , Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, первый человек, побывавший в космосе Текст 1

    Слайд 8

    Средства художественной выразительности О л и ц е творение Метафора Эпитет Сравнение + Фразеологизм

    Слайд 9

    Валентина Владимировна Терешкова- советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт , Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР № 6. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Текст 2

    Слайд 10

    Георгий Михайлович Гречко – советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Текст 3.

    Слайд 11

    Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке – героизм. Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности – мужество. Нечто, созданное воображением, предмет желаний и стремлений – мечта. Сознательная деятельность человека, направленная на воспитание самого себя, - самовоспитание. Всё, что доставляет эстетическое и нравственное удовольствие – красота. Успех, такой исход дела, который нужен, желателен кому-нибудь - удача. 1. Узнайте слово по толкованию его значения

    Слайд 12

    2 . Дайте определение следующим словам: Сила духа Сила воли Подвиг Целеустремлённость Любознательность Упорство Качество Поступок Черта характера Способность

    Слайд 13

    Воспоминания Ю.А. Гагарина о полёте в космос Статья о Валентине Терешковой Статья о Георгии Гречко Сила духа Подвиг Целеустремлённость Сила воли Упорство Характер Героизм Мужество Мечта Самовоспитание

    Слайд 14

    Домашнее задание 1 вариант – Героизм 2 вариант – Сила духа 3 вариант - Мечта Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите пример из любого текста, прочитанного на уроке.

    Слайд 15

    Алексей Архипович Леонов



    Предварительный просмотр:

    Работа с текстом при подготовке к ОГЭ

    1. Повторим изученное.

    Заполни пропуски

    ТЕМА (_____________)

    ИДЕЯ, ИЛИ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (___________________________?)

    а) ТИПЫ РЕЧИ

                            б)

    Правила работы с текстом

    1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 1. Узнайте слово по толкованию его значения

    • Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке – ______.
    • Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности – __________.
    • Нечто, созданное воображением, предмет желаний и стремлений – _________.
    • Сознательная деятельность человека, направленная на воспитание самого себя, - ________________________.
    • Всё, что доставляет эстетическое и нравственное удовольствие – ______________.
    • Успех, такой исход дела, который нужен, желателен кому-нибудь - ____________.

    3адание 2. Дайте определение следующим словам, сравните ваш ответ со статьёй толкового словаря:

    • Сила духа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Сила воли - ______________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Подвиг - ______________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Целеустремлённость - ______________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Любознательность - ______________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Упорство - ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Воспоминания Ю.А. Гагарина

    о полёте

    в космос

    Статья о

    Валентине Терешковой

    Статья 

    о Георгии Гречко

    Сочинения-рассуждения на какие темя могут быть аргументированы примерами из прочитанных текстов?

    Задание 3. Заполните таблицу

    Домашнее задание:

    1 вариант – Героизм       2 вариант – Сила духа     3 вариант -  Мечта

    Как Вы понимаете значение слова ________________?

    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите пример  из  любого текста, прочитанного на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

    Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

    Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

    Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....

    Урок русского языка. "Методика работы с текстом при подготовке к сочинению по русскому языку в 11 классе"

    Данная работа направлена на осознание последовательности работы над сочинением. Поэтапно изложенный материал раскрывает особенность каждого критерия. Приведены примеры по отработке материала....

    Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ

    Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...

    Сочинение по текстам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

    Данные работы позволяют ознакомиться со структурой сочинения-рассуждения и способами аргументации своего мнения...

    Мастер-класс «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)"

    В мастер-классе рассмотрены приемы технологии критического мышления, способные решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению....