Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bez_titulnika.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)
§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту. Это задание проверяет:
— коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
— уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.
Подготовка к выполнению этого задания начинается уже в 5 классе и продолжается до 11 класса. Читая тексты на уроках русского языка и литературы, мы всегда определяем тему, идею текста, учим детей ставить вопросы, выявляя глубину понимания прочитанного. А это не что иное, как определение сути проблемы и позиции автора.
Организуя беседу с целью выявления собственного мнения ученика, учитель направляет ученика по пути определения собственной позиции, учит ребенка грамотно сформулировать ответ.
В 8-9 классах активно используется на уроках развития речи изложение с элементами сочинения, что непосредственно подводит ученика к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Однако написание сочинения на едином государственном экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки, которая осуществляется в продолжение длительного времени и включает в себя целую систему занятий, и система эта у каждого учителя своя.
В этой работе представлены занятия по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как этапы формирования универсальных учебных действий, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.
Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.
Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста и написания сочинения в части С ЕГЭ.
Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно- языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.
Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных
категорий:
— темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
— проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);
— идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);
— позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).
Решение названных задач как раз и предполагает формирование универсальных учебных действий в процессе работы над сочинением.
1. Личностные УУД - оценивание усваиваемого содержания, личностный моральный выбор.
2. Познавательные УУД - ознакомление с информацией текста, осуществление смыслового чтения, построение речевого высказывания;
логические задачи - анализ содержания с точки зрения существенных и несущественных признаков, установление связей, построение доказательств, подведение под понятие;
постановка и решение проблем - выделение и формулирование проблемы текста и ее аргументация.
3. Коммуникативные УУД - сотрудничество с учителем и внутренний диалог; согласие или несогласие с позицией автора; построение монологической речи в соответствии с нормами языка.
4. Регулятивные УУД - это самостоятельная постановка учебной задачи;
планирование последовательности работы; самоконтроль и соотнесение результата с заданным эталоном в соответствии с критериями работы; коррекция выполненной работы.
Таким образом, работа над сочинением полностью соответствует задачам формирования универсальных учебных действий.
Поэтапная работа над сочинением
Обучение работе над сочинением по заданию части С ЕГЭ включает в себя несколько этапов, что предполагает проведение нескольких занятий.
Отдельным этапом работы можно считать уже прочтение самого задания
по написанию сочинения. При беглом чтении не достигается глубины понимания сути требований, предъявляемых к сочинению.
Ученики получают задание: внимательно прочитать рекомендации по написанию сочинения и составить план, отражающий последовательность работы.
Это примерно так.
1. Прочитать текст ВНИМАТЕЛЬНО.
2. Сформулировать проблему, поставленную в тексте.
3.Прокомментировать проблему.
4. Сформулировать позицию автора.
5.Выразить свою позицию по отношению к точке зрения автора, аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт.
6. Проверить написанное, исправить ошибки.
Выполнение этой работы уже способствует формированию УУД, прежде всего, регулятивных: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата.
Наиболее эффективный результат дает система, включающая в себя ряд последовательно проводимых занятий, которые могут быть как самостоятельными, так и этапами урока и индивидуальными консультациями, дающими ученику возможность поэтапно пройти путь создания целостного текста, отвечающего требованиям, предъявляемым к экзаменационной работе. Причем количество этих занятий не может быть строго определенным. Переход к следующему этапу разумен лишь при усвоении предыдущего, то есть: отработано умение сформулировать и прокомментировать проблему - переходим к определению авторской позиции, планируем пути ее отражения в сочинении.
Занятия №1-3. Тема. Определение, формулирование и комментирование проблем исходного текста. Цель: выявление, формулирование и комментирование проблемы текста для дальнейшего ее осмысления. Задачи: 1. Внимательное прочтение текста. 2. Определение темы и идеи его. 3. Формирование четкого представления о том, что такое проблема. 4. Формулирование проблем текста. 5. Выбор главной проблемы для ее дальнейшего осмысления. 6. Осознание сути комментирования проблемы. 7. Комментирование проблемы. Выполнение заданий, помогающих в решении поставленных задач. 1. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания. Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера? (По И. Васильеву) Задания 1. Определите тему, главную мысль текста, поставьте к ней вопрос, мысленно ответьте на него. Выделите его проблемы. Решите, какая из них главная. Итог работы по данному тексту на этапе определения, формулирования и комментирования проблемы. Главная проблема - историческая память, ее значение для человека и народа. Комментирование целесообразно построить следующим образом: - отметить актуальность данной проблемы; - показать роль ее для жизни людей; - сформулировать понимание проблемы в соответствии с содержанием текста. Образец: " Без памяти прошлого нет настоящего и тем более будущего. Актуальность этой проблемы неоспорима во все времена. В тексте идет речь о больших и маленьких селениях на Руси. Размышляя о прошлой жизни, человек обогащает свою настоящую жизнь». (Если слабому ученику трудно сформулировать проблему, можно назвать нравственно-этическую норму – «проблема памяти»). По данному образцу на занятиях по этой теме может проводиться работа с несколькими текстами, и результатом ее будет первая часть сочинения. Возьмем для примера текст Л. Мигдала. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания. Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте? Задания: 1. Определите идейный смысл и проблематику текста. Выделите основную проблему. 2. Охарактеризуйте способы и приемы передачи информации об основной проблеме текста. Комментарии по основной проблеме текста. 2. Довольно часто приходится слышать: «У каждого человека собственное представление о красоте». У каждого ли? Л. Мигдал подверг критике эту распространенную точку зрения. Идею о нетленности подлинной красоты автор предложил читателям ненавязчиво. Чтобы проиллюстрировать свое мнение, Л. Мигдал привел конкретные примеры, известные всем образованным людям: назвал Парфенон, церковь Покрова на Нерли. Впрочем, автор готов и к спору, поэтому для текста характерна полемическая заостренность. 3. В исходном тексте раскрывается проблема понимания красоты. Данная проблема является вечной и актуальной во все периоды развития человечества. Мы знаем, что представления о красоте меняются с течением времени. У каждого народа, у каждой эпохи существуют свои идеалы красоты. Л. Мигдал показывает всю сложность понятия красоты и подчеркивает, что, помимо красоты преходящей, существует «красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается». Такая красота одинаково оценивается всеми людьми, и поэтому автор даже спорит с народной мудростью, заключенной в пословице: «На вкус и цвет товарищей нет». 4. Какой из комментариев в большей степени соответствует содержанию текста? Предложите свой вариант комментария по основной проблеме текста. Занятия №4-5. Тема. Выявление и формулирование авторской позиции по прочитанному тексту. Цель: выявить и сформулировать авторскую позицию по прочитанному тексту Задачи: 1. Внимательное осмысление содержания. 2. Выбор предложений или фраз в тексте, в которых содержится позиция автора (если они присутствуют) или выявление ее по контексту. 3. Формулировка авторской позиции. 4. Контроль и коррекция записанных положений. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике. Необходимо помнить: Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста. Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы: Автор возмущен... Писатель надеется, что... Выполним данный этап работы по тексту Б. Зайцева. Прочитайте текст и краткую биографическую справку о его авторе. Выполните задания. Слово о Родине I. В России мы некогда жили, дышали ее воздухом, любовались полями, лесами, водами, чувствовали себя в своем народе. Жили и полагали: все это естественно, так и надо, есть Россия, была и будет. II. Но нам всегда ставили в пример Запад. Мы читали о нем больше, чем о России, и относились к нему почтительнее. III. Родину свою даже мало знали. Многие из нас так и не побывали в Киеве, не видали Кавказа, Урала, Сибири. Случалось, лучше знали музеи Рима, Флоренции, чем Московский Кремль. IV. С тех пор точно бы целый век прошел. Многое видишь на Родине теперь по-иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений. Из «прохладного» Запада пейзаж и климат русский выступают душевнее и трогательнее. Человечнейший и христианнейший из всех, ярчайший плод русской культуры создан лучшими, достойнейшими сынами тысячелетней России. V. Для русского человека в изгнании мировая слава Родины имеет еще оттенок защиты, укрытия в одиночестве и заброшенности. Наследие наше — история, величие Родины, и этого не отнять. И поклонения не отнять, и надежды... VI. Чужбина, беспризорность, беды — пусть. Негеройская жизнь, но над всем этим нечто: немеркнущее духовное ядро, живое сердце моей Родины. (По Б. К. Зайцеву) Задания: 1. Выделите ключевые слова и наиболее важные мысли автора. 2. Определите, в каких абзацах наиболее полно выражен идейный смысл текста, соответствующий его основной проблеме. Определите и сформулируйте основную проблему текста. 3. Как характеризуют позицию и личность автора выделенные предложения? 4. Каково отношение автора к Родине? 5. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. Для некоторых формулировок используйте цитаты из исходного текста Занятия №6-8. Тема. Выявление и формулирование собственной позиции по прочитанному тексту. Аргументация собственного мнения. Цель: сформулировать собственное мнение по прочитанному тексту, привести примеры, иллюстрирующие позицию автора сочинения. Задачи: 1. Вспомнить, что такое аргумент. 2. Следуя авторской позиции, сформулировать собственное мнение, согласие или несогласие с мнением автора. 3. Привести два примера - аргумента, соответствующих позиции автора сочинения по прочитанному тексту. Рекомендуемый список классической литературы для оформления аргумента, основанного на читательском опыте: - Л. Н. Толстой "Война и мир". - И. С. Тургенев "Отцы и дети". -М. А. Шолохов "Тихий Дон", "Донские рассказы". - М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита". - Н. В. Гоголь "Портрет". - А. П. Платонов "Юшка". - В. Распутин "Живи и помни", "Уроки французского". - В. Астафьев "Царь-рыба". - А. Солженицын «Матренин двор», "Один день Ивана Денисовича". - А. Ахматова "Мужество". -Л. Петрушевская " Где я была?". - Л.Улицкая " Медея и ее дети." Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике. Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях. Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений. При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы: Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно... Я часто задумываюсь над... По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как... Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако... Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... На мой взгляд, ... Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ... Не вызывает сомнения... Меня особенно тронуло... Меня привлекает в этом тексте... Меня взволновало... Нельзя остаться равнодушным при... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих... Доказательством этой мысли может служить тот факт... Приведем пример работы с текстом, по содержанию которого нужно привести собственные аргументы. Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания. Что самое ценное в жизни? Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы. Люди, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, иногда чудачества. О них рассказывают. В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно маленькое. Если этому делу будешь верен, оно станет большим. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (По Д. С. Лихачеву) Задания 1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются основная проблема текста и позиция автора по этой проблеме. 2. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. При необходимости используйте цитаты из исходного текста. 3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. При выполнении данного задания подумайте над ответами на следующие вопросы: • Что является, на ваш взгляд, ценным в жизни? Выделите в тексте слова и предложения, которые будут главными при формулировке вашей собственной позиции. Приведите пример аргумента, основанного на жизненном опыте. (Образец. Каждый человек живет по-своему. Д. С. Лихачев не мыслит о том, что можно всю жизнь заботиться, думать и переживать только о себе. Даже не ставя перед собою четкой цели жить ради других, человек все равно не может посвятить себя только себе самому: ему придется в чем-то себе отказывать, чем-то жертвовать, ради кого-то жить. Моя прабабушка проводила на войну мужа и двоих сыновей, вернулся один сын. Все, что нужно было для жизни и благополучия семьи, она делала сама, отказывая себе во всем, и доброты ее хватало не только своей семье, но и всем, кто ее знал). Кто из литературных героев является самым ярким примером доброты и желания сделать людей счастливыми? (Образец ответа. Данко, осветивший людям путь своим горящим сердцем, несомненно, самый яркий пример беззаветного служения людям. Этот образ создал М. Горький в рассказе "Старуха Изергиль". Конечно, это собирательный образ, скорее даже символ, но немало людей, действительно, и в жизни способны на самопожертвование, иначе и образ этот не мог бы так долго волновать ум и воображение людей). Итогом совместной работы учеников и учителя можно считать наглядную схему-конструктор, являющуюся опорой при написании сочинения (конечно, мы не имеем права ограничивать какими бы то ни было рамками творчески мыслящего ученика, но многим такие виды работы окажут реальную помощь, особенно в процессе обучения написанию сочинения). Работая над сочинением, соблюдай примерную последовательность содержания! Вступление (можно начать с риторического вопроса или - о чем, о ком текст, кто автор...). Проблема (главная проблема текста в том, что...). Комментарий (воспоминание о...помогло автору раскрыть проблему..., в тексте...стиля ...приведены интересные факты..., приведенный в тексте диалог помогает ...,). Авторская позиция (автор убежден..., сомневается..., надеется..., разочарован..., ). Позиция ученика и ее аргументация (невозможно не согласиться с автором в том , что..., я считаю..., я ,как и писатель надеюсь на..., в жизни часто приходится наблюдать подобные ситуации..., множество примеров можно найти в литературе...). Приведенные примеры занятий по выполнению части С являются в общей сложности поэтапной подготовкой к сочинению. Усвоив последовательность и суть данной работы, ученик под руководством учителя переходит к следующему этапу: отработке содержательной и языковой стороны своего сочинения. Эта работа будет включаться в уроки и дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. | УУД 1. Личностные - усвоение содержания текста в соответствии с социальными и личностными ценностями. 2. Познавательные - поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; - смысловое чтение - анализ информации - установление логической цепи рассуждений - формулирование проблемы 3. Коммуникативные - выявление, идентификация проблемы; - умение формулировать вопрос. 4. Регулятивные - определение последовательности действий; - постановка учебной задачи; - самоконтроль; - коррекция- выделение и осознание усвоенного и нового; - проявление способности к мобилизации сил и энергии. УУД 1. Личностные: - нравственно- этическая ориентация, - проявление гражданской идентичности личности ученика. 2. Познавательные: - умение работать с информацией, выявлять в ней то, что соответствует поставленной цели. - установление причинно-следственных связей, - решение задач, имеющих несколько решений. 3. Коммуникативные - внутренний диалог с автором, - оценка мнения и позиции автора. - построение монологической контекстной речи. 4. Регулятивные: - постановка задачи. - прогнозирование результата, - самоконтроль и коррекция написанного в соответствии с требованиями к сочинению на данном этапе. - Определение социальных и личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор. - Умение понимать концептуальный и подтекстовый смысл информации текста. - Построение логической цепи рассуждений. - Выдвижение гипотез и их обоснование. - Внутренний диалог с автором текста и содержанием литературных произведений. - Установление последовательность действий. - Выделение и осознание того, что прочитано и усвоено на основе жизненного опыта. - Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. - Предвосхищение результата и самоконтроль при выполнении задания. - Внесение необходимых дополнений и коррективов в написанное. |
Список использованной литературы:
1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2008.
2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /,— М., 2009.
3. Егораева Г. Т.. Подготовка к выполнению части 3 (С) ЕГЭ. Издательство "ЭКЗАМЕН" М: 2010 г.
4. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.
5. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2009 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)
Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....
Тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку(задание В8)
Задания разработаны для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку, к наиболее сложному из заданий,заданию-В8...
Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка
В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...
Методика работы с текстом для написания сжатого изложения. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
сжатое изложение...
Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)
Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...
Сочинение по текстам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данные работы позволяют ознакомиться со структурой сочинения-рассуждения и способами аргументации своего мнения...
Мастер-класс "Работа с алгоритмами выявления проблемы в текстах ЕГЭ"(Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)
В мастер-классе представлены основные алгоритмынахождения проблем в текстах художественного ипублицистического стилей, а также способы их формулировки....