Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_bez_titulnika.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)

§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

      Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту. Это задание проверяет:
      — коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
      — уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.

     Подготовка к выполнению этого задания начинается уже в 5 классе и продолжается до 11 класса. Читая тексты на уроках русского языка и литературы, мы всегда определяем тему, идею текста, учим детей ставить вопросы, выявляя глубину понимания прочитанного. А это не что иное, как определение сути проблемы и позиции автора.

      Организуя беседу с целью выявления собственного мнения ученика, учитель направляет ученика по пути определения собственной позиции, учит ребенка грамотно сформулировать ответ.

        В 8-9 классах активно используется на уроках развития речи изложение с элементами сочинения, что непосредственно подводит ученика к написанию сочинения по прочитанному тексту.

        Однако написание сочинения на едином государственном экзамене требует специальной,  целенаправленной подготовки, которая осуществляется  в продолжение длительного времени и включает в себя целую систему занятий, и система эта у каждого учителя своя.

        В этой работе представлены  занятия по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как этапы формирования универсальных учебных действий, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

      В соответствии с основными требованиями к выполнению части  С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
      1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста;
      2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
      3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в  соответствии с требованиями ЕГЭ.
      Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.
      Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста и написания сочинения в части  С ЕГЭ.

Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно- языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.
      Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных
категорий:
— 
темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
— 
проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);
— 
идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?); 

— позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).

Решение названных задач как раз и предполагает формирование универсальных учебных действий в процессе работы над сочинением.

1. Личностные УУД - оценивание усваиваемого содержания, личностный моральный выбор.

2. Познавательные УУД - ознакомление с информацией текста, осуществление смыслового чтения, построение речевого высказывания;

логические задачи - анализ содержания с точки зрения существенных и несущественных признаков, установление связей, построение доказательств, подведение под понятие;

постановка и решение проблем - выделение и формулирование проблемы текста и ее аргументация.

3. Коммуникативные УУД - сотрудничество с учителем и внутренний диалог; согласие или несогласие с позицией автора;  построение монологической речи в соответствии с нормами языка.

4. Регулятивные УУД - это самостоятельная постановка учебной задачи;

планирование последовательности работы; самоконтроль и соотнесение результата с заданным эталоном в соответствии с критериями работы; коррекция выполненной работы.

Таким образом, работа над сочинением полностью соответствует задачам формирования универсальных учебных действий.

Поэтапная работа над сочинением

Обучение работе над сочинением по заданию части  С ЕГЭ включает в себя несколько этапов, что предполагает проведение нескольких занятий.

     Отдельным этапом работы можно считать уже прочтение самого задания

по написанию сочинения. При беглом чтении не достигается глубины понимания сути требований, предъявляемых к сочинению.

     Ученики получают задание: внимательно прочитать рекомендации по написанию сочинения и составить план, отражающий последовательность работы.

      Это примерно так.

1. Прочитать текст  ВНИМАТЕЛЬНО.

2. Сформулировать проблему, поставленную в тексте.

3.Прокомментировать  проблему.

4. Сформулировать позицию автора.

5.Выразить свою позицию по отношению к точке зрения автора, аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт.

6. Проверить написанное, исправить  ошибки.

  Выполнение этой работы уже способствует формированию УУД, прежде всего, регулятивных: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата.

  Наиболее эффективный результат дает система, включающая в себя ряд последовательно проводимых занятий, которые могут быть как самостоятельными, так и этапами урока и индивидуальными консультациями, дающими ученику возможность поэтапно пройти путь создания целостного текста, отвечающего требованиям, предъявляемым к экзаменационной работе. Причем количество этих занятий не может быть строго определенным. Переход к следующему этапу разумен лишь при усвоении  предыдущего, то есть: отработано умение сформулировать и прокомментировать проблему - переходим к определению авторской позиции, планируем пути ее отражения в сочинении.   

Занятия №1-3. Тема. Определение, формулирование и комментирование проблем исходного текста.

Цель: выявление, формулирование и комментирование проблемы текста для дальнейшего ее осмысления.

Задачи:

1. Внимательное прочтение текста.

2. Определение темы и идеи его.

3. Формирование четкого представления о том, что такое проблема.

4. Формулирование проблем текста.

5. Выбор главной проблемы для ее дальнейшего осмысления.

6. Осознание сути комментирования проблемы.

7. Комментирование проблемы.

Выполнение заданий, помогающих в решении поставленных задач.

1. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
      Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

Задания

1. Определите тему, главную мысль текста, поставьте к ней вопрос, мысленно ответьте на него.  Выделите его проблемы. Решите, какая из них главная.
      2. Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
      1) Память человека.
      2) Историческая память, ее значение для человека и народа.
      3) Для чего нужна каждому человеку память?
      4) Что дает человеку память об историческом прошлом?
            3. Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?

Итог работы по данному тексту на этапе определения, формулирования и комментирования проблемы.

Главная проблема - историческая память, ее значение для человека и народа.

Комментирование целесообразно построить следующим образом:

- отметить актуальность данной проблемы;

- показать роль ее для жизни людей;

- сформулировать понимание проблемы в соответствии с содержанием текста.

Образец: " Без памяти прошлого нет настоящего и тем более будущего. Актуальность этой проблемы неоспорима во все времена. В тексте идет речь о больших и маленьких селениях на Руси. Размышляя о прошлой жизни, человек обогащает свою настоящую жизнь».   (Если слабому ученику трудно сформулировать проблему, можно назвать нравственно-этическую норму – «проблема памяти»).

По данному образцу на занятиях по этой теме может проводиться работа с несколькими текстами, и результатом ее будет первая часть сочинения.


Возьмем для примера текст Л. Мигдала.

Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте?
      Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет...» Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (По Л. Мигдалу)

Задания:

1. Определите идейный смысл и проблематику текста. Выделите основную проблему. 

2. Охарактеризуйте способы и приемы передачи информации об основной проблеме текста.
      3. Внимательно прочитайте предлагаемые комментарии по основной проблеме данного текста. Какая формулировка основной проблемы представляется вам наиболее верной?

Комментарии по основной проблеме текста.
      1. В тексте Л. Мигдала поднимается проблема сохранения нетленной красоты исторических и архитектурных памятников прошлого. Автор говорит, что есть «непреходящая» красота, «к которой человечество обязательно возвращается». Такую красоту одинаково оценивают очень многие.

2. Довольно часто приходится слышать: «У каждого человека собственное представление о красоте». У каждого ли? Л. Мигдал подверг критике эту распространенную точку зрения. Идею о нетленности подлинной красоты автор предложил читателям ненавязчиво. Чтобы проиллюстрировать свое мнение, Л. Мигдал привел конкретные примеры, известные всем образованным людям: назвал Парфенон, церковь Покрова на Нерли. Впрочем, автор готов и к спору, поэтому для текста характерна полемическая заостренность.

3. В исходном тексте раскрывается проблема понимания красоты. Данная проблема является вечной и актуальной во все периоды развития человечества. Мы знаем, что представления о красоте меняются с течением времени. У каждого народа, у каждой эпохи существуют свои идеалы красоты. Л. Мигдал показывает всю сложность понятия красоты и подчеркивает, что, помимо красоты преходящей, существует «красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается». Такая красота одинаково оценивается всеми людьми, и поэтому автор даже спорит с народной мудростью, заключенной в пословице: «На вкус и цвет товарищей нет».

4. Какой из комментариев в большей степени соответствует содержанию текста? Предложите свой вариант комментария по основной проблеме текста.


Занятия №4-5. Тема. Выявление и формулирование авторской позиции по прочитанному тексту.

Цель: выявить и сформулировать авторскую позицию по прочитанному тексту

Задачи:

1. Внимательное осмысление содержания.

2. Выбор предложений или фраз в тексте, в которых содержится позиция автора (если они присутствуют) или выявление ее по контексту.

3. Формулировка авторской позиции.

4. Контроль и коррекция записанных положений.

Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.

Необходимо помнить: 
1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

Для  передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
      ...Автор считает, что...
      Публицист убежден в том, что...
      Автор заставляет задуматься о...
      Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...
      Автор всерьез обеспокоен...
      Авторскую позицию нельзя считать ...
      Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

Автор возмущен...

Писатель надеется, что...

Выполним данный этап работы по тексту Б. Зайцева.

Прочитайте текст и краткую биографическую справку о его авторе. Выполните задания.

Слово о Родине

I. В России мы некогда жили, дышали ее воздухом, любовались полями, лесами, водами, чувствовали себя в своем народе. Жили и полагали: все это естественно, так и надо, есть Россия, была и будет.

II. Но нам всегда ставили в пример Запад. Мы читали о нем больше, чем о России, и относились к нему почтительнее.

III. Родину свою даже мало знали. Многие из нас так и не побывали в Киеве, не видали Кавказа, Урала, Сибири. Случалось, лучше знали музеи Рима, Флоренции, чем Московский Кремль.

IV. С тех пор точно бы целый век прошел. Многое видишь на Родине теперь по-иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений. Из «прохладного» Запада пейзаж и климат русский выступают душевнее и трогательнее. Человечнейший и христианнейший из всех, ярчайший плод русской культуры создан лучшими, достойнейшими сынами тысячелетней России.

V. Для русского человека в изгнании мировая слава Родины имеет еще оттенок защиты, укрытия в одиночестве и заброшенности. Наследие наше — история, величие Родины, и этого не отнять. И поклонения не отнять, и надежды...

VI. Чужбина, беспризорность, беды — пусть. Негеройская жизнь, но над всем этим нечто: немеркнущее духовное ядро, живое сердце моей Родины. (По Б. К. Зайцеву)

Задания:

1. Выделите ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

2. Определите, в каких абзацах наиболее полно выражен идейный смысл текста, соответствующий его основной проблеме.

 Определите и сформулируйте основную проблему текста.

3. Как характеризуют позицию и личность автора выделенные предложения?

4. Каково отношение автора к Родине?

5. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. Для некоторых формулировок используйте цитаты из исходного текста

Занятия №6-8. Тема. Выявление и формулирование собственной позиции по прочитанному тексту. Аргументация собственного мнения.

Цель: сформулировать собственное мнение по прочитанному тексту, привести примеры, иллюстрирующие позицию автора сочинения.

Задачи:

1. Вспомнить, что такое аргумент.

2. Следуя авторской позиции, сформулировать собственное мнение, согласие или несогласие с мнением автора.

3. Привести два примера - аргумента, соответствующих позиции автора сочинения по прочитанному тексту.

Рекомендуемый список классической литературы для оформления аргумента, основанного на читательском опыте:

- Л. Н. Толстой "Война и мир".

- И. С. Тургенев "Отцы и дети".

-М. А. Шолохов "Тихий Дон", "Донские рассказы".

- М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита".

- Н. В. Гоголь "Портрет".

- А. П. Платонов "Юшка".

- В. Распутин "Живи и помни", "Уроки французского".

- В. Астафьев "Царь-рыба".

- А. Солженицын «Матренин двор», "Один день Ивана Денисовича".

- А. Ахматова "Мужество".

-Л. Петрушевская " Где я была?".

- Л.Улицкая " Медея и ее дети."

Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.

Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.

Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений.
      
Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной), но следует рекомендовать ученикам приводить примеры, достойные уровня выпускника (примеры не должны быть примитивными).
      
Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной или публицистической литературы. Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.

При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:

      Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...

      Я часто задумываюсь над...

      По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...

      Можно согласиться с автором...

      В целом я согласен с автором текста, однако...

      Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...

На мой взгляд,   ...    

      Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ...

      Не вызывает сомнения...

      Меня особенно тронуло...

      Меня привлекает в этом тексте...

      Меня взволновало...

      Нельзя остаться равнодушным при...

      Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы.

Во-первых... Во-вторых... В-третьих...
      В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...

      Доказательством этой мысли может служить тот факт...

Приведем пример работы с текстом, по содержанию которого нужно привести собственные аргументы.

Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

Что самое ценное в жизни? Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

      Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
      Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается
. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

      Люди, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, иногда чудачества. О них рассказывают.

      В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно маленькое. Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
      В жизни всего ценнее доброта, умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное в конечном счете по пути к счастью.
      
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.

      Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (По Д. С. Лихачеву)

Задания

1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются основная проблема текста и позиция автора по этой проблеме.

      2. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. При необходимости используйте цитаты из исходного текста.

      3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

      При выполнении данного задания подумайте над ответами на следующие вопросы:

      • Что является, на ваш взгляд, ценным в жизни?
      • Каких людей больше ценят, любят, помнят?
      • Какого человека можно считать счастливым?
      • Кто из литературных героев может являться образцом служения людям (Матрена из повести «Матренин двор» А. Солженицына; Григорий Добросклонов из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» /легенда о Данко/; лирический герой А. Яшина в стихотворении «Спешите делать добрые дела», Юшка  из рассказа Платонова и др.)?

Выделите в тексте слова и предложения, которые будут главными при формулировке вашей собственной позиции.

Приведите пример аргумента, основанного на жизненном опыте. (Образец. Каждый человек живет по-своему. Д. С. Лихачев не мыслит о том, что можно всю жизнь заботиться, думать и переживать только о себе. Даже не ставя перед собою четкой цели жить ради других, человек все равно не может посвятить себя только себе самому: ему придется в чем-то себе отказывать, чем-то жертвовать, ради кого-то жить. Моя прабабушка проводила на войну мужа и двоих сыновей, вернулся один сын. Все, что нужно было для жизни и благополучия семьи, она делала сама, отказывая себе во всем, и доброты ее хватало не только своей семье, но и всем, кто ее знал).

Кто из литературных героев является самым ярким примером доброты и желания сделать людей счастливыми? (Образец ответа. Данко, осветивший людям путь своим горящим сердцем, несомненно, самый яркий пример беззаветного служения людям. Этот образ создал М. Горький в рассказе "Старуха Изергиль". Конечно, это собирательный образ, скорее даже символ, но немало людей, действительно, и в жизни способны на самопожертвование, иначе и образ этот не мог бы так долго волновать ум и воображение людей).

Итогом совместной работы учеников и учителя

можно считать наглядную схему-конструктор, являющуюся опорой при написании сочинения

(конечно, мы не имеем права ограничивать какими бы то ни было рамками творчески мыслящего ученика, но  многим такие виды работы окажут реальную помощь, особенно в процессе обучения написанию сочинения).


Работая над сочинением, соблюдай примерную последовательность содержания!


Вступление

(можно начать с риторического вопроса или - о чем, о ком текст, кто автор...).

Проблема

(главная проблема текста в том, что...).

Комментарий

 (воспоминание о...помогло автору раскрыть проблему..., в тексте...стиля ...приведены интересные факты..., приведенный в тексте диалог помогает ...,).

                      Авторская позиция

 (автор убежден..., сомневается..., надеется..., разочарован..., ).

Позиция ученика и ее аргументация

(невозможно не согласиться с автором в том , что...,

я считаю...,

я ,как и писатель надеюсь на...,

в жизни часто приходится наблюдать подобные ситуации...,

множество примеров можно найти в литературе...).

 

Приведенные примеры занятий по выполнению части С являются в общей сложности поэтапной подготовкой к сочинению. Усвоив последовательность и суть данной работы, ученик под руководством учителя переходит к следующему этапу: отработке содержательной и языковой стороны своего сочинения. Эта работа будет включаться в уроки и дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ.

УУД

1. Личностные

- усвоение содержания текста в соответствии с социальными и личностными ценностями.

2. Познавательные

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- смысловое чтение

- анализ информации

- установление логической цепи рассуждений

- формулирование проблемы

3. Коммуникативные

- выявление, идентификация проблемы;

- умение формулировать вопрос.

4. Регулятивные

- определение последовательности действий;

- постановка учебной задачи;

- самоконтроль;

- коррекция- выделение и осознание усвоенного и нового;

- проявление способности к мобилизации сил и энергии.
















































































































УУД

1. Личностные:

-  нравственно- этическая ориентация,

- проявление гражданской идентичности личности ученика.

2. Познавательные:

- умение работать с информацией, выявлять в ней то, что соответствует поставленной цели.

- установление причинно-следственных связей,

- решение задач, имеющих несколько решений.

3. Коммуникативные

- внутренний диалог с автором,

- оценка мнения и позиции автора.

- построение монологической контекстной речи.

4. Регулятивные:

- постановка задачи.

- прогнозирование результата,

- самоконтроль и коррекция написанного в соответствии с требованиями к сочинению на данном этапе.










































































































































































- Определение социальных и личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор.

- Умение понимать концептуальный и подтекстовый смысл информации текста.

- Построение логической цепи рассуждений.

- Выдвижение гипотез и их обоснование.

- Внутренний диалог с автором текста и содержанием литературных произведений.








- Установление последовательность действий.

- Выделение и осознание того, что прочитано и усвоено на основе жизненного опыта.











- Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

- Предвосхищение результата и самоконтроль при выполнении задания.

- Внесение необходимых дополнений и коррективов в написанное.

Список использованной литературы:

1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2008.

2. Власенков А. И.,  Рыбченкова Л. М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /,— М., 2009.

3. Егораева Г. Т.. Подготовка к выполнению части 3 (С) ЕГЭ. Издательство "ЭКЗАМЕН" М: 2010 г.

4. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

5. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2009 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

Тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку(задание В8)

Задания разработаны для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку, к наиболее сложному из заданий,заданию-В8...

Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка

В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...

Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)

Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...

Сочинение по текстам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данные работы позволяют ознакомиться со структурой сочинения-рассуждения и способами аргументации своего мнения...

Мастер-класс "Работа с алгоритмами выявления проблемы в текстах ЕГЭ"(Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)

В мастер-классе представлены основные алгоритмынахождения проблем в текстах художественного ипублицистического стилей, а также способы их формулировки....