Мастер-класс "Работа с алгоритмами выявления проблемы в текстах ЕГЭ"(Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Марина Владимировна Лазарева

В мастер-классе 

представлены основные алгоритмы

нахождения проблем в текстах художественного и

публицистического стилей, а также способы их формулировки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_algoritmami_vyyavleniya_problemy_teksta.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа с алгоритмами выявления проблемы текста как средство подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ» Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ « Салбинская СОШ» Лазарева Марина Владимировна Мастер- класс

Слайд 2

Цели и задачи: Продемонстрировать задания для подготовки учащихся к выявлению проблем текста; Познакомить с разными алгоритмами выявления проблем текста; Предложить творческий подход в качестве средства положительной мотивации школьников при выявлении проблем текста.

Слайд 3

Проблема - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Типы проблем – философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.

Слайд 4

Задание 1. Ознакомьтесь со схемой приложения № 1 «Типы проблем». Попытайтесь в блоках проблем выявить объекты взаимодействия, например, в нравственных - человек и нравственные ценности, человек и человек и т.д.:

Слайд 5

Приложение 1

Слайд 6

Задание 2 Продолжите перечень следующих проблем своими примерами (3-4). А)философские (о добре и зле;_________________________________________________________________________________________________________________________________) Б) нравственные (дружба в жизни человека;____________________________________________________________________________________________________________________________) В) социальные (личность и общество;____________________________________________________________________________________________________________________________) Г) экологические (отношение человека к природе;_____________________________________________________________________________________________________________________________) Д)семейные (проблема отцов и детей;_______________________________________________________________________________________________________________________________) Е)информационно-коммуникативные (языковая культура;____________________________________________________________________________________________________________________________)

Слайд 7

Задание 3 Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие. 1. В чём опасность политики национализма? А. Философская 2. Можно ли избежать социальной несправед- ливости? Б. Политическая 3. В чём смысл человеческой жизни? В. Экологическая 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? Г. Нравственная 5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? Д. Социальная

Слайд 8

Задание 4 Ознакомьтесь с алгоритмами выявления проблемы публицистического текста(приложение 2). Алгоритмы выявления проблемы публицистического текста. Алгоритм 1 1. О чём говорится в этом тексте? 2. Перечитайте выделенные фрагменты и определите: А) Кто (или что) является главным действующим лицом ? Б) Какое действие он (или она) производит? Что делает? (например, влияет, формирует, организует, определяет, воспринимает…) В) На кого (или на что) воздействует? 3. Сформулируйте проблему, заменив в подпункте Б глагол на существительное с абстрактным значением (например, формирует- формирования, воспринимает –восприятия) и последовательно соединив его с подпунктами А и В. 4. Ещё раз перечитайте выделенные фрагменты . Поставьте вопрос к ним так, чтобы выделенная часть текста являлась бы ответом на ваш вопрос.

Слайд 9

Алгоритм 2 1. Выявите основную мысль текста. 2. Запишите её в виде законченного предложения. 3.Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. 4.Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. 5. Выделите в вашем вопросе ключевые слова, подчеркните их. Используя эти ключевые слова, сформулируйте проблему текста, заменив глагол на существительное с абстрактным значением (например, формирует- формирования, воспринимает –восприятия).

Слайд 10

Прочитайте текст и ,используя алгоритм (по выбору), попытайтесь сформулировать его проблему. Текст 1 Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы- часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со средневековой русской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)

Слайд 11

Задание 5 Прочитайте тексты. Сформулируйте проблемы.

Слайд 14

Домашнее задание Пользуясь алгоритмом выявления проблемы художественного текста, сформулируйте проблемы, которые ставят известные вам мифы, сказки ( проанализировать не менее 2 сказок или мифов).

Слайд 15

Алгоритм выявления проблемы художественного текста 1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. 2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. 3. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство- равнодушие, чёрствость, эгоизм) 4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Слайд 16

Список использованной литературы: 1. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич . – Изд.5-е. – Ростов н – Ростов н /Д: Легион, 2013. 2. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы/Т. И. Павлова, Н. А. Раннева . – Ростов н /Д: Легион,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....

Тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку(задание В8)

Задания разработаны для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку, к наиболее сложному из заданий,заданию-В8...

Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....

Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)

Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...

Сочинение по текстам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данные работы позволяют ознакомиться со структурой сочинения-рассуждения и способами аргументации своего мнения...

Проблемы и возможности качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку

В статье описывается опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку....