Мастер-класс «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)"
методическая разработка (11 класс)

Каменева Ирина Анатольевна

В мастер-классе рассмотрены приемы технологии критического мышления, способные решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_priemy_raboty_s_tekstom.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  Каменевой И.А., учителя русского языка и литературы МАОУ «Школа №4 города Белогорск» по теме «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)

Мастер-класс

«Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)»

Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере итогового сочинения.

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Сценарий мастер-класса

1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим небольшим опытом работы в подготовке к ГИА.

(Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»)

-Для начала предлагаю провести небольшую разминку.

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»

Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами)

- Чему способствует проведение данного упражнения?

2. Вступительное слово

Выступление хочу начать словами Михаила Михайловича Бахтина, известного мыслителя ХХ века: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». (Слайд)

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании,  статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления  о приеме на работу, школьные сочинения. На всех школьных предметах проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или математического цикла. Поэтому научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших задач учителя словесника.

Однако при работе с текстом мы, педагоги, чаще всего сталкиваются с двумя проблемами, думаю, вы их сразу назовете. Какие проблемы возникают у вас при работе с текстом, с художественной литературой?

1. Дети не хотят читать и не читают, их читательский кругозор узок, следовательно

2. У них плохо развита речь, им трудно формулировать свои мысли,  строить развернутое высказывание.

Для решения этих проблем и было введено в 2014 г. итоговое выпускное сочинение, оценивающее уровень речевой культуры учащегося, его читательский опыт, умение строить рассуждение на основе аргументации собственной позиции по избранной теме.

Всем понятно, что подготовку к этому виду сочинения необходимо начинать целенаправленно с пяти - шестиклассниками, но это в перспективе, а сейчас нужно уделять достаточное внимание развитию у выпускников школы различных умений при работе с текстом (слайд):

-          умения находить нужную информацию в научных источниках, Интернете;

-          умения давать критический анализ полученной информации, интерпретировать, понимать суть информации, для кого она предназначена;

-          умения видеть главную и второстепенную информацию;

-          умения выделять структурные и смысловые блоки информации;

-          умения определять неточности в информировании, сопоставлять разные точки зрения, обосновывать свою позицию по проблеме;

-          умения выделять ассоциативный план информации одного типа;

-          умения в течение определенного периода времени (четверть, полугодие, год) осуществлять сбор информации, проводить систематизацию материала.

Одной из таких продуктивных технологий в обучении является технология развития критического мышления.

3. Приёмы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению (теоретическая часть)

Приемы данной технологии способны решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению, где учащиеся должны продемонстрировать самостоятельность мышления, глубину суждений, структурную стройность и речевую связность. Кроме того, эта технология помогает учителю в предельно сжатые сроки подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.

При обучении письменной речи приемы технологии развития критического мышления распределяются не столько в соответствии с этапами урока (вызов, осмысление, рефлексия), сколько в соответствии с этапами обучения сочинению: работа с формулировкой темы, работа с композицией сочинения, написание вступления и заключения, аргументация в сочинении.

Рассмотрим, на мой взгляд, наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления и способы их применения в обучении сочинению на примере направления «ДОМ».

На первом этапе – работа с формулировкой темы – целесообразны следующие приемы: «мозговой штурм», «дискуссия». Продуктивность данных приемов объясняется тем, что тематика итогового сочинения достаточно широкая. Мозговой штурм и дискуссия позволяют обозначить проблемы тематического направления. Например, направление «Дом» в процессе мозгового штурма или дискуссии разворачивается в следующих ассоциациях и метафорах: «моя крепость», «домашний очаг», «родной очаг», «семья», «друзья», «Родина», «отечество», «отчий дом», «школа» и др.

Универсальным приемом оказывается кластер и вариант кластера – денотатный граф. В центре кластера размещается ключевое слово. Остальные ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате составления кластера (денотатного графа) получается своего рода опорный конспект по теме сочинения. Например, кластер по тематическому направлению «Дом» может быть составлен в процессе дискуссии или учитель предлагает школьникам заполнить недостающие фрагменты кластера самостоятельно. В кластере отражается тематическое направление, дополняемое в ходе подготовки за счет других приемов новой информацией: аргументами, цитатами, мыслями.

                                                       Дом

предполагает

способствует

формирует

дает

создает

взаимодействие с другими людьми (семьей, соседями)

самовыражению (избушка на курьих ножках удобна для своей обитательницы, и три поросенка тоже построили домики в соответствии с личными склонностями)

отношение к миру

чувство уюта и тепла, защищенности от невзгод

впечатление о хозяине

Цель кластера и денотатного графа – систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению. Это позволит значительно сократить время, поможет погрузиться в тему, а в дальнейшем – выявить плохо подготовленные темы направления, а значит, сделает работу над сочинением целенаправленной и систематизированной. С другой стороны, кластер и денотатный граф формируют лексико-тематические группы, которые можно будет использовать при написании сочинения.

Часто текст школьного сочинения, если не списан, то содержит ошибки в композиционном построении, несмотря на составленный план и многократное объяснение учителя структуры сочинения. Почему так происходит? Одной из причин является отсутствие мотивации к данной работе. Поэтому на этапе обучения структуре сочинения продуктивным оказывается прием «толстых» и «тонких» вопросов. На данном этапе работы учащимся предлагается сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы.

          «Тонкие» вопросы                                           «Толстые» вопросы

                     ……                                                                 …….

В дальнейшем работа с составленными вопросами продолжается. Помимо основного вопроса, с опорой на который пишется вступление и заключение, выбирается два-три вопроса для главной части. Эти вопросы должны быть связаны с главным, раскрывать его содержание, и именно их можно проиллюстрировать литературными произведениями. Рекомендуется составить как можно больше вопросов: оставшиеся могут понадобиться, если аргументация текста будет слабой или объем текста будет недостаточным.

Таким образом, прием «толстых» и «тонких» вопросов развивает самостоятельное мышление школьников, а работа над сочинением в этом случае становится результатом личного опыта учащегося. Также данный прием выявит слабые стороны в составлении вопросов и определении главных из придуманных вопросов. Текст, опирающийся на этот прием, будет завершенным и логически выстроенным.

Самым сложным этапом в практической части написания сочинения становится создание вступления. Школьнику проще начать работу над сочинением с обозначения темы, её актуальности, остроты. Главное, подвести к основному, уже выбранному вопросу.

Существует несколько типов вступлений: аналитическое, биографическое, цитатное, историческое и личностное. В основе этой типологии лежит характер материала, рассматриваемого во вступлении. Вне зависимости от того, какой тип вступления выбран, рекомендуется закончить его главным вопросом рассуждения, а текст сочинения станет ответом на этот вопрос.

Продуктивным в написании вступления к сочинению является прием «синквейн» и его разновидности: «диамант», «штрихи». Этот прием обычно вводится на этапе рефлексии, однако синквейн может быть опорным конспектом вступления сочинения.

1 стр. – существительное

2 стр. – 2 прилагательных

3 стр. – 3 глагола

4 стр.- фраза из нескольких слов

5 стр – слово, резюмирующее тему

Дом

Родительский, отчий

Оберегает, защищает, радует

Родительский дом – начало начал.

Будущее

 

Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления.

Диамант (а) - (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:
1,7 стр – сущ. – антонимы

2 – два прил. к первому сущ.

3 – три глагола к первому сущ.

4 – два словосоч. с сущ-ми

5 – три глагола ко второму сущ.

6 – два прилаг. ко второму сущ.

Дом

Родительский, отчий

Оберегает, защищает, радует

Приветливый дом, тяжелое бездомье

Горестное, одинокое

Бездомье

Для многих учащихся сложность представляет подбор и включение иллюстративного материала в текст сочинения, выбор подходящего аргумента к тезису сочинения. Для этого в рамках направления можно взять несколько небольших текстов для анализа, в ходе которого предложить учащимся соотнести тему и идею текста с темой сочинения и выбрать подходящий иллюстративный материал из предложенного. Подобную работу лучше проводить с включением приемов «зигзаг» и «чтение с остановками». Зигзаг предполагает групповую работу или в парах: это удобно в работе над аргументацией сочинения, потому что слабым учащимся сложно сформулировать мысли, возникающие в ходе чтения текста.

4. Практическая часть

Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть предложенные приемы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению по направлению «ЛЮБОВЬ».

  1. Работа в группах (аудитория делится на 3 группы):

1 – формулировка проблемы: составляют денотатный граф

2 – работа над композицией: составляют «тонкие» и «толстые» вопросы

3 – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн

Рассмотрим алгоритм работы над главной частью на примере темы «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

  1. Представление результатов работы, обсуждение

Практическая часть (примерные варианты ответов)

1 группа – формулировка проблемы: составляют денотатный граф

                                                   Любовь

предполагает

способствует

принимает

дает

делает

взаимность, ответственность

доверительным отношениям

партнера таким, каков он есть

смысл жизни, силы для преодоления любых препятствий

человека счастливым

2 группа – работа над композицией: составляют «тонкие» и «толстые» вопросы

- Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу.

Какова сила любви?                                Как любовь перерождает нас?

В чем заключается сила любви?            Почему любовь способна  менять

                                                                   человека?

На что направлена любовь?            Что может повлиять на мировоззрение

                                                              человека?

Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной, а композиция – логичной.

Окончательный вариант последовательности вопросов и станет планом главной части сочинения, по которому надо будет работать.

- На каждый из обозначенных вопросов напишите ответ в объеме 40–60 слов, пока без иллюстрации литературными примерами.

3 группа – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн

  1. Любовь

Страстная, нежная.

Захватывает, оберегает, спасает.

Любовь – самое сильное чувство.

Переживание.

  1. Любовь.
    Вечная, неразделенная.
    Чувствовать, обожать, думать.
    Встречается редко и мыслит сердцем.
    Чувство.
  2. Любовь.
    Возвышенная, божественная.
    Восхвалять, радовать, дарить.
    Помочь любому может спастись.
    Дар.
  3. Любовь.
    Безответная, горькая.
    Ранит, убивает, не щадит.
    Горе великое несет.
    Боль.

  1. Подведение итогов

Технология развития критического мышления в групповой работе учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий и способствует лучшему пониманию проблемы. Отметим, что, используя предложенные приёмы, ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет  главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

  1. Рефлексия

Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать два наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

На мастер-классе:

Самым интересным для меня сегодня было…..

В своей дальнейшей работе я….

Я пожелал бы учителю….

Я бы хотел посоветовать….

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

- Я желаю вам удачи и хорошего настроения!

Список литературы

1. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 243–432.

2. Вайрах Ю. В., Казорина А. В. Итоговое сочинение по литературе. Интенсивный практикум. «Сочи-нение на зачет»: учеб.-метод. пособие. – Иркутск, 2015. – 160 с. 

3. Казорина А. В., Вайрах Ю. В. Приёмы технологии развития критического мышления в обучении итоговому сочинению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – С. 11–15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ

В статье объяснена необходимость работы с текстом при подготовке к ЕГЭ, начиная с пятого класса. Приведены примеры карточек с разными видами работ....

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"

В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками"

В мастер-классе представлен опыт использования приёма работы с текстом «чтение состановками»....

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...