Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ
статья по литературе по теме

В статье объяснена необходимость работы с текстом при подготовке к ЕГЭ, начиная с пятого класса. Приведены примеры карточек с разными видами работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Кузнецовой А.А.)

Переход на новую форму аттестации учащихся по русскому языку в виде ЕГЭ и ГИА вызывает и изменение подхода в преподавании русского языка как учебной дисциплины. На ЕГЭ и ГИА проверяются умения и навыки, входящие в коммуникативную компетенцию. Она предполагает «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения» (Е. А. Быстров).

Поэтому в процессе преподавания русского языка необходим переход от «обучения грамматике» к «обучению речи». А речь – это текст. Это работа с текстом: чтение, понимание, изложение, создание собственного высказывания. Из опыта работы в качестве эксперта экзаменационной комиссии по проверке сочинений части С в ЕГЭ могут сказать, что именно к работе с текстом учащиеся подготовлены слабо. Это проявляется в лексических и грамматических ошибках, но самым главным отрицательном моментом, мне кажется, является отсутствие знаний о структуре текста, о том, как строится тот или иной тип текста. Это влияет и на понимание проблематики текста, и на логичность и ясность собственного высказывания. Всё вышесказанное приводит к мысли, что в основе урока русского языка, особенно в старших классах, должна лежать работа с текстом. Вопросы, о чём текст, какова его главная мысль, как она развивается в данном тексте, должны быть на большинстве уроков, как и вопросы об авторской позиции, о способах и языковых средствах её выражения.

В своей работе на уроках с 5-го по 11-й классы я использую систему карточек, в основе которых лежит связный текст. Задания в карточках носят комплексный характер и позволяют постоянно повторять изученное, использовать усвоенную информацию для решения языковых задач на новом материале. Такая работа исключает «натаскивание»; она направлена на постепенную, поэтапную подготовку к ГИА и ЕГЭ, на осознанное усвоение знаний.

Например, одна из карточек для 5-го используется на уроке по закреплению темы «Виды речи», но она предусматривает работу по повторению и закреплению орфограммы «Безударные гласные в корне». Задания 2а  и 2б направлены на усвоение важных понятий: рассказчик, персонаж, автор. Их неразличение является одной из часто встречающихся ошибок в ЕГЭ.

Карточки для 9-11 классов направлены на восприятие информации текста, на его интерпретацию, т.е. на формирование навыков комментирования, которые проверяются на ЕГЭ и которые сформированы слабо.

Практически в каждой карточке предусмотрена работа по созданию собственного высказывания в той или иной форме.

Тексты для карточек взяты из произведений художественной и публицистической литературы, что поможет углубить знания, связанные с изучением литературного процесса 19 и 20 веков.

Приложение.

Виды заданий для работы с текстом

5 – 6 классы

Ранним утром по росистой траве подхожу к колодезному срубу. Поднимаю ведро, а там – лягушка.        

                                                                   (К. Г. Паустовский)

1) выписать слова с безударными гласными в корне, проверить;

2)продолжить текст одним предложением, чтобы получилось

  а)повествование с действиями рассказчика;

  б) повествование с действиями персонажа;

  в)описание предмета (персонажа);

  г)описание состояния рассказчика;

  д)рассуждение.

7 – 8 классы

У березовых корней растут опята. Они никогда не растут по одному – собираются семьями, десятками, толпами. Все они красавцы: будто в солнечном загаре, будто в веселых веснушках, но дедушка не любуется ими – он их вырывает с корнями, с треском, целыми десятками, словно воюет с ними.

1)выписать слова с чередованием гласных в корнях;

2)выписать синонимы. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в данном тексте?

9 класс

Неожиданные сходства

Этот текст художественного стиля, так как в нем создается образ мальчика, который вдруг научился видеть в обычных окружающих его вещах неожиданные сходства, не замечаемые им ранее. Эта мысль выражена сразу в первом предложении, а дальнейший текст представляет собой описание предметов, в которых указываются те необычные признаки, увиденные мальчиком.  Описаны три  предмета: кленовый листок, который похож на крыло бабочки; веточка ландыша, напоминающая капельки молока на траве; пшеничный колос, который сравнивается им с палочкой горящего бенгальского огня.

1)восстановить текст по данному анализу;

2)составить свой текст по данному началу: « А умею ли я подмечать неожиданные сходства? Попробую. Вот…»

10 класс

1.Широкое пространство всегда владело сердцами русских, оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. 2.Чем, например, отличается воля от свободы? 3.Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, пространством. 4.А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.

                                                                              (Д.С. Лихачев)

1)дать синтаксическую характеристику каждого предложения;

2)продолжить высказывание, вставив необходимый термин: « Воля и свобода – это…, которые автор использует для того, чтобы…»

11 класс

Прошло некоторое время, и пелена воды перед глазами прокуратора стала редеть. Как ни яростен был ураган, он ослабевал. Сучья больше не трещали и не падали. Удары грома и блистания становились реже. Над Ершалаимом плыло уже не фиолетовое покрывало, а обыкновенная серая арьергардная туча. Грозу сносило к Мёртвому морю.

  1. Выписать все типы безударных гласных: проверяемые, непроверяемые, с чередованием.
  2. Есть три глагола в форме прошедшего времени среднего рода. Верным ли будет утверждение, что только один имеет безличное значение? Какой? Докажите свою точку зрения.
  3. Подчеркните главные члены в первом предложении. В чём структурные различия между главными членами?
  4. Можно ли согласиться, что 1 и 2 предложения являются ССП?
  5. Определить тип текста, выписать ключевые слова, охарактеризовать и сравнить роль слов «пелена» и «покрывало».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Приёмы работы с текстом

Под учебно-текстовой деятельностью мы понимаем особого рода интеллектуально-мыслительную активность личности, направленную на организацию и преобразование смысловой информации в процессе становл...

Приёмы работы с текстом учебника

В статье приведены  приёмы работы с тестом учебника....

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...

Мастер-класс «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)"

В мастер-классе рассмотрены приемы технологии критического мышления, способные решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению....

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ

ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ   на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...

Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»

В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною  7 декабря...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Спасибо за работу