Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
статья по теме

Пименова Оксана Александровна

Обобщение опыта работы учителя истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  по образованию администрации Тенькинского района

Магаданской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»

              Исследовательские  приёмы работы с текстом на уроках истории

     как средство развития критического мышления учащихся на ступени основного общего образования

                    Выполнила:

учитель истории

                           Пименова О.А.

                                                                                   

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 I.    Введение. Концепция педагога …………………..……..3-5 стр.

 II. Теоретическая  интерпретация  опыта……………….…..6-7 стр.

 III. Описание применяемого новшества …………….………7-8 стр.

 IV.Педагогические условия и особенности применения…..9- 13 стр.

 V. Анализ результатов внедрения опыта……………………13-14 стр.

 VI.Заключение……….………………………………………..14-15 стр.

 VII. Список литературы……………………………………….16стр.

VIII. Приложения ……………………………………………… 17

Образование есть то, что остается у человека,

когда все выученное им забыто.

Макс Лауэ 

I. Введение. Концепция педагога.

Актуальность, причины выбора

Чему учить детей … Каждый педагог не раз задает себе этот вопрос и кропотливо ищет на него ответ. Можно учить конкретным знаниям, выдавая необходимую информацию, можно научить учащихся работать по определенным технологиям сегодня, а завтра они устаревают и на смену им придут новые, можно заставить учащихся выучить все даты и понятия, но они никогда не поймут взаимосвязи исторических процессов.

Не секрет, что такие конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей.  В итоге мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе (училище, вузе и др.) выпускник не умеет самостоятельно мыслить, не видит не только оригинального, но и даже общего, как в типовых, так и неординарных ситуациях, объектах и явлениях. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения.

Сегодня следует учитывать  заинтересованность  общества  в том, чтобы его граждане были способны активно действовать, принимать решения, самостоятельно искать необходимую информацию, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; поэтому выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Такие же требования к выпускнику школы предъявляет федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в соответствии с которым  навыки работы с информацией относятся к универсальному учебному действию, т.е  действию, применимому  в  различных сферах: учебной, творческой, проектной, исследовательской. Этим определяется общая актуальность темы опыта. Частная актуальность определена содержанием проблемной ситуации: при использовании разнообразных репродуктивных приёмов работы с текстом уровень его  восприятия   учащимися остаётся низким. 

Содержание курса «История», с одной стороны, дает богатые возможности для развития мыслительной деятельности (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события и пр.), с другой стороны, остро нуждается в том, чтобы школьники обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.

Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие мыслительных способностей ребенка.

Во-первых,  многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся (Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., «История нового времени» ч.I-II., 7-8 класс), либо перегружены фактическим материалом (Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н., «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10-11 класс). На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно - следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе «История Древнего мира», 5 класс, в параграфе «Древний Египет» пункт 1- «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян». Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например: как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян? Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян? - у ребенка возникают затруднения.

 Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование исследовательских приемов  при работе с текстом, способствующих формированию и развитию  умений  не просто осмысливать текст, но и интерпретировать его,  определять проблемное поле, формулировать и выражать  собственное мнение. Именно такие характеристики свойственны так называемому критическому мышлению. В опыте не представляется возможным описать использование в педагогической практике технологии развития критического мышления, но овладение данной технологией, безусловно, прослеживается: описано использование таких приёмов исследования, изображения и передачи  текста, как таблица, кластер,  плюс – минус - интересно,  ИНСЕРТ, толстые и тонкие вопросы, РАФТ, ПОПС, «Ромашка Блума».

 Гипотеза: оптимальное сочетание исследовательских приёмов  способствует формированию навыков  работы с текстами различных жанров и типов  на уроках истории  у учащихся  второй ступени обучения.

Цель опыта:

Формирование и развитие у учащихся навыков  и умений работы с текстами различных типов и жанров через применение исследовательских приёмов

Задачи:

Обучающие

           - научить школьников:

* работать с  информацией различного жанра и вида;

* выделять причинно-следственные связи;

*рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

* отвергать ненужную или неверную информацию;

*формулировать  общие  и  частные  вопросы;

* выделять ошибки в рассуждениях;

*уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

* уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения
и личного мнения;

*подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

Развивающие

*формировать и развивать критическое мышление, предполагающее самостоятельное осмысление знаний и умения использовать их в различных ситуациях;

*развивать логическое мышление, творческое воображение, речевую культуру на основе  самостоятельной поисковой, творческой деятельности; 

* развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности (развитие информационной грамотности).  

Воспитательные

*воспитывать стремление к самообразованию и самоорганизации, ответственность за знание (за результаты своей деятельности);

* формировать толерантное отношение к иной точке зрения, активную образовательную позицию.

II. Теоретическая  основа  опыта

В основе опыта лежат положения  теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  В соответствии с данной теорией  основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес. Именно исследовательские приёмы работы на уроке истории способствуют развитию познавательного интереса к предмету, способности учеников осмысленно оценивать явления, факты, процессы.  Так как в  основе учебного процесса  в рамках развивающего обучения  лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа, то целесообразно использование приёмов работы с информацией, способствующих у школьников формированию навыков  обобщать  существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым  дети  учатся мыслить теоретически. Например,  на уроке предлагается  детям определить, чем отличается понятие «страна» и понятие «государство». Задачу нельзя решить непосредственно практически, так  данные понятия  являются абстрактными. Нужно искать другое решение. Сначала надо придумать, как, вообще, можно решить задачу подобного типа. Тогда естественно появляются идеи  сравнения  понятий по природе их появления, по  роли в жизни человека. То есть дети переходят в плоскость теоретического рассмотрения задачи. Поэтому они называют признаки страны: территория, климатические, природные условия, ресурсы и т.д., то есть то, что имеет материалистическую природу. Путём сопоставления дети приходят к выводу, что государство  распоряжается страной.

В опыте представлены ведущие положения  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», РКМЧП (critical thinking) (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленной на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся. По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.  Опыт реализует особенности концептуальных подходов этой технологии:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Исследовательские приёмы:  таблица, кластер,  «Плюс – Минус – Интересно»,  «ИНСЕРТ», «Толстые и тонкие вопросы», «РАФТ», «ПОПС», «Ромашка Блума» - направлены на формирование навыков поиска, освоения и использования информации в учебных ситуациях, конструирование своего знания (Приложение № 2). Данные приёмы обеспечивают комфортные условия обучения учащимся различных категорий, так как помогают выстроить партнёрские отношения между детьми и учителем.

III. Описание применяемого новшества

Сущность опыта

 Изменение подходов к преподаванию истории на ступени основного общего образования является основополагающим, так как ребёнок  осваивает способ действия с информацией, что, в свою очередь, крайне важно для получения дальнейшего образования.

Изучение истории осуществляется на основе использования оптимального сочетания  исследовательских приёмов  работы с информацией, способствующих формированию и развитию навыков самостоятельного получения знаний учащимися. Например, при изучении темы  «Отмена крепостного права в России» (8 класс) формулируются задачи:

- способствовать получению новых знаний учащимися об основных положениях отмены крепостного права в России,

- развивать умение самостоятельной аналитической работы с текстом: искать, систематизировать, обобщать информацию,

- воспитывать критическое и объективное отношение к событиям отечественной истории.

Первая задача является  традиционной обучающей задачей, т.к. ученик должен ознакомиться, запомнить материал в процессе организации его учебной деятельности с применением  объяснительно-иллюстративных, репродуктивных методов или приёмов исследовательской деятельности. Вторая и третья задачи решаются только через использование  исследовательских приёмов.

Новизна

             Использование приёмов исследовательского характера в различных сочетаниях и вариантах  способствует развитию критического мышления учащихся, формированию ключевых компетентностей.

Широта опыта

Данный опыт связан с системой уроков истории на ступени основного общего образования.  Эффективно использование исследовательских приёмов в различных сочетаниях на уроках изучения нового материала, контроля знаний, обобщения.

Длительность опыта определяется сроком 1,5 года (2011-2012 учебный год, первое полугодие  2012-2013 учебного года.

Трудоёмкость опыта

Трудоёмкость   заключается в  значительных  временных затратах на подготовку к урокам, что включает в себя:
- подбор дополнительной литературы и документов  к урокам;
- тщательный выбор приёмов и способов обучения в соответствии с  уровнем подготовленности учащихся.

Результативность опыта

 Использование исследовательских приёмов работы с текстами на уроках истории способствовало формированию и развитию навыков учащихся второй ступени обучения:

- самостоятельного  искать  информацию в различных источниках: тексте  параграфа в учебнике, исторических документах  художественного и научно-популярного стиля, картах, энциклопедиях, Интернете;

- систематизировать, классифицировать информацию в различных видах и формах: таблицах, схемах, кластерах, логических цепочках и т.д.;

- создавать тексты различного типа и стиля;

- слушать другого и принимать его точку зрения;

-размышлять, подбирая аргументы, доказательства;

- взаимодействовать друг с другом;

- проявлять самостоятельную познавательную активность.

Уровень сформированности  названных навыков, безусловно, различен для учащихся параллелей:

5 класс – начальные действия по формированию и использованию навыков, общее усвоение действий  учащимися

6-7 класс – овладение 1-4 приёмами работы с информацией

8-9 – самостоятельное  использование приёмов работы с информацией.

Перспективность опыта

Опыт может быть использован учителями – предметниками гуманитарного цикла при условии знания    приемов   технологии критического мышления и  принятия личностных целей, запросов и интересов учащихся, уважения их личности и достоинства.

IV. Педагогические условия и особенности применения

Для   достижения образовательных и воспитательных целей урока с использованием исследовательских приёмов при работе с текстом  необходимы следующие педагогические условия:

-   наличие субъектного опыта детей  в рамках темы урока и выявление данного опыта,

- соответствие  содержания материала возрастным особенностям и уровню подготовленности детей,

- дифференцированный отбор приёмов исследования текста в соответствии с уровнем познавательных возможностей учащихся.

 Например, на втором  уроке по теме «Отмена крепостного права»  используется следующее сочетание приёмов работы с текстом:  «Кластер» - «ИНСЕРТ» (Приложение № 1). Сочетание названных приёмов объясняется тем,  что работа учащихся   в форме кластера позволяет обменяться знаниями, углубить их, дополнить, проверить  свои предположения.  Приём «ИНСЕРТ» направлен на  формирование навыка отбора, классификации информации,  умения вдумчиво, внимательно прочитать текст.

 На первом уроке по теме учащиеся узнали о причинах отмены крепостного права и о подготовке крестьянской реформы. На втором уроке ребятам предстояло изучить вопрос об основных положениях  реформы.  Опираясь на имеющиеся знания по теме,  учащиеся должны составить кластер «Основные положения  крестьянской реформы». Путем мозгового штурма ученики  совместно с учителем выполняли данную работу в тетрадях и на доске соответственно. Итогом стал    кластер:

                                    Основные положения крестьянской реформы

Свобода                                 Гражданские права                                              Земля  

                                                                                                               ? за выкуп       ?бесплатно          

     не могут быть         распоряжаться          открывать  

   наказаны без суда     своим имуществом     предприятия                                      

                                                         переходить в

могут выступать в суде             другие сословия

   от своего имени

 При коллективном составлении кластера возник проблемный  вопрос: «Как крестьяне будут наделяться землей: бесплатно или за выкуп?»  Для того чтобы разрешить эту проблему и проверить правильность высказанных предположений по основным положениям реформы, учащиеся должны были самостоятельно работать  с текстом учебника. На данном этапе  ученики использовали  прием «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения и)  thinking (размышления).

Приём  «ИНСЕРТ»  помогает  ученикам читать текст  более внимательно, способствует  лучшему запоминанию материала, его классификации. Этот приём осуществляется в несколько этапов.  

1 э т а п

 Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

2 э т а п

 Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

 3 э т а п

 Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

«V»

 (то, что уже известно)

знак «-»

(то, что противоречит представлению, неизвестное)

знак «+»

(то, что является интересным и неожиданным, новым)

 «?»

 (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

              4 э т а п

            Последовательное обсуждение каждой графы таблицы в парах.  Учащиеся делятся информацией, дополняют, уточняют собственные таблицы. Здесь появятся  новые термины, факты, вопросы, ответы на которые поможет найти учитель или другие учащиеся.

            Итогом работы в режиме  приёма «ИНСЕРТ»   является обсуждение проблемного вопроса, сформулированного в процессе составления кластера, что позволяет школьникам не только правильно ответить на вопрос, но убедиться в том, что    их предположения были верны.  

                   При изучении темы «Финикия» в 5-м классе на стадии вызова учащиеся знакомятся с рядом утверждений по данной теме. Одни из этих утверждений верные, другие – неверные. Например:

1. . Свое название Финикия получила благодаря тому, что жители выращивали финики  (неверно).

2. Столицей Финикии являлся город Сидон (неверно).

3. Финикийцы были пиратами  (верно).

4. Финикийцы славились искусными ремесленниками (верно).

5. Финикия имела сильную армию  (неверно).

                Цель данного урока:  ученики должны понять роль Финикии в древнем мире и  уметь охарактеризовать   достоинства и недостатки  финикийцев. Так как в начале урока учащиеся не могут сказать, верны или неверны данные утверждения, возникает проблемная ситуация, побуждающая их к поиску ответов на вопросы. Этот приём имеет большое значение именно на стадии вызова, так как позволяет активизировать  познавательную деятельность учащихся,  повысить их мотивацию к дальнейшей работе.

                 Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения.

Итогом работы учащихся с использованием  приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица:

Плюс

Минус

Интересно

- города-государства Библ, Тир, Сидон

- находится на морском побережье

- развиты торговля,  ремесло

- хорошие мореплаватели

- придумали стекло, пурпурную краску,

- буквенное письмо (первый алфавит): 22 согласных

- города-государства – отсутствие защиты

- мало плодородной земли

- пираты

Что такое город-государство?

Кто управлял городом-государством?

Почему так называется страна?

Какова судьба Финикии?

 

Далее учащиеся работают с готовыми таблицами в паре: дополняют, уточняют собранную информацию. Учитель предлагает свой вариант первых двух колонок для того, чтобы ребята сравнили, оценили свою работу. Сочетание приёма «Плюс-Минус-Интересно» и метода работы с таблицей способствует созданию проблемной ситуации.   Например, в таблице видно, что факт «города-государства»  как положительный, так и отрицательный. Закономерен вопрос: «Почему один и тот же факт имеет противоположное значение?» Здесь же ребята могут задать учителю появившийся при чтении текста учебника  вопрос на понимание термина «город-государство». В течение обсуждения содержимого таблицы учащиеся легко делают вывод об особенностях данного государства и народа, о его роли в истории древнего мира. Пояснение «отсутствие защиты»  вносится в таблицу.

          Возвращаясь к верным - неверным утверждениям, учащиеся без колебания исправляют свои ошибки и  убеждаются  в правильности ответа.

           Как показывает опыт,  эффективным является сочетание приёмов  «Знаю – Хочу узнать - Узнал» («ЗХУ»), «ИНСЕРТ», «Зигзаг (метод Жигсо)».  Например, при изучении темы  «Восточные славяне» (5 класс) начать урок целесообразно с организации учебной деятельности детей через приём «ЗХУ».  Учащимся, объединённым в пары,  предлагается определить субъектный  опыт по данной теме, затем сформулировать цель учебной деятельности, т.е. что хотят узнать на уроке.  Для достижения целей  учащимися учитель предлагает детям объединиться в группы, в составе которой каждый ребёнок изучает определённый материал. На смену приёму «ЗХУ» приходит приём «Зигзаг».

              Прием «Зигзаг» позволяет не только изучить  значительный  по объёму материал за небольшой отрезок времени, но и способствовать развитию у школьников навыка работать самостоятельно и в группе, воспитывать самоорганизацию, ответственность за полученные знания, уважение к товарищу.

            Школьники  работают в группах, организованных на этапе изучения нового материала: каждый  член  группы исследует один из вопросов, например: «Занятия восточных славян», «Быт и нравы», «Верования», «Управление» и др., используя прием «ИНСЕРТ» (маркировка текста). Материал для изучения дифферинцируется по содержанию и по уровню подготовленности учащихся. Затем ученики объединяются во временные группы по принципу общности изученного вопроса.  Дети делятся друг с другом полученными знаниями, определяют форму представления знаний, реализуют её в   группе первого состава.  После последовательного обсуждения материала в группе – совместное заполнение третьей колонки таблицы «Что узнал». Сочетание приёмов «Зигзаг», «ИНСЕРТ», «ЗХУ» обеспечивает не только групповое взаимодействие учеников, но и побуждает их  к самостоятельному анализу текста, обсуждению, совершенствованию высказываний, формулированию вопросов и гипотез, определению степени достижения целей учебной деятельности, поиску дополнительного материала к следующему уроку.

        Успешности использования исследовательских приёмов при работе с текстом  служит  реализация принципов обучения: систематичности, дифференциации и индивидуализации, природосообразности.

        Факторами, снижающими  эффективность  их использования, являются:

- отсутствие единых требований к учащимся в системе учебно-воспитательного процесса в  классе;

- отсутствие командного подхода к использованию приёмов  работы с текстом  (приёмы используются только на одном уроке).

Наблюдения показывают, что ученики  с интересом  воспринимают предлагаемые приёмы, включаются в работу, проявляют инициативу и самостоятельность.

Педагог испытывает сложности в процессе отбора вариативности приёмов, отбора дифференцированных заданий. В процессе внедрения опыта складывается система заданий различного уровня, формируется определённое сочетание приёмов, форм, методов работы с текстом.

V. Анализ результатов внедрения опыта

Анализ результативности опыта показывает, что учащиеся  постепенно овладевают навыками работы с текстами различного типа и стиля, формируются  учебно-познавательные и коммуникативные компетентности: умения строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать  учебный материал, выстраивать систему доказательств и др., - являющиеся качественными характеристиками сформированного критического мышления.

 Подтверждение уровня качества обучения через применение исследовательских приёмов работы с текстом  являются итоги успеваемости учащихся, представленные в сравнении по первому  полугодию за 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы (приложение № 4).

В 2011-2012 учебном году учащиеся 6-а класса имели 100% успеваемости по истории, качество знаний составило – 38%, СОУ -48%, в 2012-2013 учебном году – успеваемость составила 100%, качество знаний – 47%, СОУ – 57,6%.

В 2011-2012 учебном году учащиеся 7-а класса имели 100% успеваемости по истории, качество знаний составило – 44%, СОУ -49,7%, в 2012-2013 учебном году – успеваемость составила 100%, качество знаний – 50%, СОУ – 50%.  Анализ результатов показывает, что показатели успеваемости и качества знаний стабильны,  показатель степени обученности незначительно снизился, так как из класса выбыл ребёнок, успевающий по истории   в течение нескольких лет на «отлично».

Формирование и развитие навыков работы с текстом на основе исследовательских приёмов  способствует созданию детьми интересных и содержательных поисково-исследовательских и исследовательских работ, представляемых на научно-практической конференции «Мы и мир больших проблем». В 2011-2012 учебном году 2 учащихся стали призёрами в номинациях «Социокультурная, общественная, экономическая перспективность и значимость работы», «Активная и глубокая личная позиция в работе».   В этом же году подготовлен призёр Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе.  Показателем, подтверждающим результативность опыта, является  100% успеваемость при сдаче экзамена по истории в 9 классе.

        В процессе внедрения опыта удалось определить сочетание  исследовательских приёмов работы с текстом для организации учебной деятельности учащихся различных категорий и возраста. Но в определённой степени использование  данных приёмов недостаточно эффективно, так как условия личностно ориентированного подхода  снижают их роль в формировании навыков самостоятельного исследования и анализа текста, информации. Поэтому необходимо осваивать технологию развития критического мышления  с целью обеспечения деятельностного подхода в учебном процессе на уроках истории.

        Опыт может быть использован не только в условиях освоения и внедрения технологии развития критического мышления. Приемлемы варианты применения форм, методов и приёмов, связанных с исследовательской деятельностью ученика, во внеурочной, социальной, творческой работе. Навыки исследования являются в настоящее время необходимым показателем уровня подготовленности  школьника, поэтому перечисленные в опыте варианты сочетаний исследовательских приёмов можно применять на уроке по любому предмету, если это связано с изучение текста любого жанра, типа.

VI. Заключение

Исследовательские приёмы работы с информацией являются основой формирования универсальных учебных действий школьников, что является требованием современного образования в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования. Кроме этого, сами  приёмы  универсальны, так как, являясь компонентом  технологии развития критического мышления, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении,  в рамках информационно-коммуникационных технологий. Исследование, организованное в любой форме, способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, формировать навыки взаимодействия с другими людьми,  объективно оценивать явления, факты, процессы,  выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но человеком, готовым и способным достойно  жить  в обществе.