Урок по истории в 5 классе "В греческом театре"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Познакомить учащихся с древнегреческим театром, историей его возникновения и развития, развивать  умения конкретизировать и обобщать исторический материал, выяснять причины и следствия явлений, сравнивать культурные явления прошлого и настоящего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_iuu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТА УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ

1. Аттестуемый педагог Туркина Людмила Валентиновна

2. Предмет история

3. Класс  5

4. Тема урока  Греческий театр

5. Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, историей его возникновения и развития;

Развивающая: развитие умения конкретизировать и обобщать исторический материал, выяснять причины и следствия явлений, сравнивать культурные явления прошлого и настоящего, письменно отвечать на вопросы, делать самостоятельно выводы;

Воспитательная: воспитание интереса к античной  культуре, формирование культурных взглядов, развитие нравственных качеств личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: компьютерная презентация,  

Основные понятия урока: сатиры,  скене,  орхестра, котурны, трагедия, комедия.

 Ресурсное обеспечение:

— А.А.Вигасин учебник «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2011 г., Г.И.Годер рабочая тетрадь по истории Древнего мира;

— дидактический материал (аппликация);

— компьютер;

— мультимедийная презентация;

 Ход занятия

№№

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок!


Мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. Кое-что мы знаем уже о культуре древних греков. Например, как происходили Олимпийские игры, что ценили греки (из мифов, поэм «Илиада», «Одиссея»), какая система воспитания существовала в Спарте. Однако многое о культуре греков нам еще предстоит узнать. Ведь понятие «культура» объединяет самые, казалось бы, разные вещи и явления: прекрасную статую, каменный топор и то, как человек ведет себя в повседневной жизни.

 Продолжим знакомство с культурой древних греков.


Тема нашего урока: «Греческий  театр».


 Наша задача - познакомиться с древнегреческим театром и с историей его возникновения.

Слайд1,2

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Задание на повторение №1: Перед вами слайд с опорными словами по древним цивилизациям. Отберите те из них, которые помогут вам рассказать о греческой цивилизации.


 Учащиеся работают в паре. Содержание конвертов – карточки со словами: горы, Сидон, Тир, Библ, торговля, ремесло, лес, пурпур, стекло, пираты, рабы, колонии, Карфаген, Азия, алфавит, Африка, иероглифы, Нил, папирус, земледелие, пустыня, Красное море, кораблестроение, Тигр, Вавилон, шумеры, глина, тростник, Хаммурапи, Инд, Ганг, ил, Хуанхэ, Янцзы, Европа, снег, Мемфис, фараон, пирамиды, клинопись, Евфрат, финиковая пальма, персидский залив, Средиземное море, мореплаватели.

Слайд 4,5

Задание дополнительное: Какие свои опорные слова по древнегреческой цивилизации вы бы предложили и почему? (демократия, оливы, виноград и т.д.)

 Учитель: ещё одно опорное слово – театр. Кто из вас был хоть один раз в театре? Многие любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ».

3.

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Целеполагание.

Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся. И это не только имена (Александр, Анжела, Алексей, Антонина, Анатолий, Варвара, Василиса, Галина, Артем, Татьяна), которые мы произносим ежедневно), мы облекаем мысли в греческие слова: философия, риторика, политика, география, биология, все мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции. На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Это – театр.



Проблемное задание: В чём отличие древнегреческого театра от современного?

Слайд 3

4.

Объяснение нового материала

 Театр зародился и стал наиболее массовым и любимым видом искусства в Греции. Поэты создавали для театральных постановок трагедии и комедии, не утратившие и по сей день своей художественной ценности. Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру древней Греции.


 1. Возникновение театра было связано с религией древних греков. Учитель напоминает, что греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.


Почему? Какие праздники устраивали в его честь?

 В мифе рассказывается, что Дионис бродит по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры – лесные боги, полулюди-полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заостренные козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

 В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, - греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вперед выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствованиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. «Сценки, разыгрываемые участниками праздника, - говорит учитель, - и были первыми театральными представлениями: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями – все население города».

 Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, в которой актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Актеры изображали в лицах уже не только мифы о Дионисе, но и другие мифы; они разыгрывали и сценки из повседневной жизни. Поэты стали писать для театра пьесы.

 Вопрос: «Как возникли театральные представления?» Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что древние греки могли посмотреть театральные представления только на праздниках в честь Диониса, а их было несколько в году: главный, как было сказано, отмечался в марте, кроме того, устраивались праздники в декабре и в конце января.

  В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).

   Древнегреческие театры вмещали много тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тысяч мест. Жителей в греческих городах было меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

 Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра.

Ответ: театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник, но эти празднества устраивались несколько раз в году.

  Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: подряд ставили несколько спектаклей.

 Чем объяснить, что театральные представления не устраивались вечером, как это принято сейчас?

 (Не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища устраивались при свете солнца.)

 За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами, расходящимися лучами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.

 Большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие иностранцы. Женщины, постоянно занятые домашними делами, бывали в театре значительно реже мужчин. Рабы посещали театр в качестве слуг, сопровождая господ. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).

5.

Первичное закрепление нового материала

Описать устройство греческого театра учащиеся смогут, выполнив следующие задание:

 Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Используя текст учебника стр.186 1-2 абзац ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите.

Ответы:

1.Скене – постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации. 2.Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине.

 Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

Слайд 12

 Если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.

 Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях. Актерами были только мужчины, игравшие все роли, включая женские. Обычно в каждом представлении участвовало три актера. В пьесе могло быть много действующих лиц, и тогда каждый актер исполнял несколько ролей.

Учитель: Обратите внимание на карточки. Рассмотрите изображения. Почему актеры надевали маски?

 Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу – его черты выдают негреческое происхождение.


3. В древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия.

Слайд 17

Вопрос: как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений?

Ответ: трагедиями назывались пьесы серьёзного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц.

 Комедии – весёлые, насмешливые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки.


 О греческой трагедии лучше всего рассказать на примере трагедии Эсхила «Прометей прикованный».

  Чтение отрывка  трагедии.

6.

Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний учащихся.

Заполнить сравнительную таблицу. Сравнить греческий театр и современный.      

Слайд 19, 20

7.

Подведение итогов урока

Греческий театр имел народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Безнравственных и подлых героев осуждали. Благородным мыслям аплодировали. Театр – школа жизни. Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты.

 Итак, сегодня мы познакомились с древнегреческим театром, его возникновением и развитием.


Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?


Аристофан (автор греческих комедий), так писал о роли театра: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты».


Оценка учащимся за работу на уроке


Рефлексия «Смайлики»

8.

Домашнее задание

 п. 39, задания в рабочей тетради №39,40




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческие полисы и Великая колонизация", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению. нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ....

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Урок истории 5 класс Греческие колонии

Урок комбинированного типа с использованием презентации.Цель:содействовать формированию представлений о причинах и последствиях греческой колонизации....