урок по теме "СССР в 1953-1964"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Мирзаева Наида Назимовна

Это разработка современного урока по истории  по периоду правления Н. Хрущева с использованием  проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sssr_v_1953-64.docx31.47 КБ
Файл sssr_v_1953-64.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  СССР в 1953-1964 г.г.

Цели. Закрепить и обобщить знания уч-ся о реформах 50-х – 60-х годов СССР; обобщить понимание термина «оттепель» в истории СССР; формировать  умение работать с историческим текстом, выделять главную мысль, развивать навыки анализа исторических версий и  событий, мотивы поступков исторических деятелей; научить обосновывать свою  нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.

Оборудование:  карта «Советский Союз в 1945-1985 г.г.», портреты И.В. Сталина, Н.С.Хрущева

Содержательные элементы: С1-С3(анализ источников), С5(анализ исторических версий и оценок), В1(установление соответствия между событиями и датами), С7(установление общих черт и различий), А( базовые знания фактов, событий, дат, исторический явлений)

Ход урока

1.Организационный момент

-Отдадим дань почтения времени и обозначим сегодняшнее число.

2.Постановка проблемы.

    -Давайте познакомимся с отрывком из «Человеческого манифеста» поэта- «шестидесятника» Ю. Галанского, читавшего у памятника   В. Маяковскому в центре Москвы в 50-60-е годы СССР.

Это - я,

Призывающий к правде и бунту,

Не желающий больше служить,

Рву наши черные путы,

Сотканные из лжи…

Видишь, как вечера тьма

Жуёт окровавленный стяг

И жизнь страшна как тюрьма,

Построенная на костях.

И падаю и взлетаю

В полубреду, в полусне,

И чувствую, как расцветает

Человеческое во мне!

- Какое сравнение- с «весной» или «оттепелью» больше подходит к манифесту поэта-«шестидесятника»?

-Сегодня на уроке нам  предстоит выяснить, почему реформы периода правления Н.С.Хрущева  получили название  «оттепель»?

 -Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задания на обобщение и закрепление изученного материала по истории данного периода.

3.Упражнение «Синквейн» по актуализации опорных знаний

 -Какие главные черты отличали в 1945-1953 годах советскую внешнюю    политику?

-Социально-экономическое развитие?

- Культурное развитие?

-Все эти черты мы обозначим как одно понятие, характеризующее политический режим СССР.

                                             

                                         ТОТАЛИТАРИЗМ

-Составим вторую строку «пятистишья», три слова, характеризующих главное понятие.

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ  РЕПРЕССИИ   ПОДАВЛЯЮЩИЙ

-Третья строка -два слова-глагола, объясняющих суть происходящих событий

                             ПРЕСЛЕДУЕТ      ЗАПРЕЩАЕТ

- Четвертая строка- фраза или предложение, выражающее отношение к теме.

  ТОТАЛИТАРИЗМ ПОДАВЛЯЕТ, ПРЕСЛЕДУЕТ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

-  Пятая строка - слово-синоним

                                        ДЕСПОТИЗМ

                                      (и другие варианты)

Вывод:

-Как строились отношения власти и общества?

(власть контролировала, преследовала, подавляла общество)

4.  Закрепление  изученного материала

4.1.Демократизация духовной жизни советского общества.

-В начале марта 1953 года случилось кровоизлияние в мозг у Сталина. 5 марта 1953 года вождь скончался. В лидеры страны выдвинулся  Никита Сергеевич  Хрущев.

В феврале 1956г. в  Москве собрался  20   съезд КПСС. 25 февраля на трибуну поднялся  Н.С. Хрущев и прочитал доклад «О культе личности и его  последствиях»

А) Аргументация своей точки зрения и анализ исторических версий

- Какие противоречия существовали в докладе Н.С. Хрущева?

-Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С.Хрущева на 20 съезде КПСС:

  1. Доклад Н.С.Хрущева с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Н.С.Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

-Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите три факта, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Б) Тестовая работа. Систематизация фактов.

1. Главным признаком «оттепели» было:

а) ослабление роли партии;

б) появление в открытой печати произведений

    антисталинской       направленности;

в) выпуск на свободу всех политзаключенных;

г) падение «железного занавеса».

2. В докладе «О культе личности и его последствиях» сталинизм трактуется как явление, порожденное:

а) революцией 1917 г.;

б) большевистской идеологией;

в) особенностями характера Сталина;

г) особенностями русской истории.

3. XX съезд КПСС состоялся в … году:

а) 1956;

б) 1959;

в) 1061;

г) 1964.

4. В 1960-е годы центром сторонников «оттепели» стал журнал:

а) «Октябрь»;

б) «Знамя»;

в) «Новый мир»;

г) «Дружба народов».

5. Открыто выступила в поддержку А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля в 1966 г., А. И. Солженицына в 1968 г., А. Д. Сахарова в 1973 г.:

а) А. Л. Барто;

б) Л. К. Чуковская;

в) В. Л. Василевская;

г) Е. С. Гинзбург.

6. «Шестидесятники» по своим убеждениям были:

а) сторонниками «гуманизации социализма»;

б) противниками большевизма;

в) сторонниками лозунга «Россия для русских»;

г) противниками советской власти.

7. С докладом «О культе личности и его последствиях» на XX съезде    КПСС выступал:

а) Л. И. Брежнев;

б) Н. С. Хрущев;

в) Г. М. Маленков;

     г) В. М. Молотов.

8. За публикацию романа «Доктор Живаго» подвергся гонениям:

а) Б. Л. Пастернак;

б) А. Т. Твардовский;

в) А. А. Вознесенский;

г) Е. А. Евтушенко.

-Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945-1953гг. и 1953-1964гг. Укажите, что было общим, а что - различным?

Общее

Различия

Вывод: Что в поведении Н.С.Хрущева в связи с разоблачением культа личности Сталина лично у вас вызывает одобрение, поддержку, а что, наоборот, вы осуждаете?

4.2 Экономические преобразования.

А) Работа  с историческими документами по систематизации фактов

- С середины 1950х  до середины 1960х в СССР были проведены реформы экономического характера.

Посмотрите на текст 1, о ком идет речь:

Текст 1

«8 августа 1953 года Верховный Совет заслушал соображения __________

«о неотложных задачах в области промышленности и сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа».

Суть этих задач виделась ему в том, чтобы круто поднять производство предметов потребления и повысить их качество, для чего необходимо значительно увеличить капиталовложения в легкую и пищевую промышленность».

- О чем идет речь во 2 тексте? Кто его автор?

Текст 2

«Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем, чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по закупкам и заготовкам 2500-2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых  культур.

Важным и совершенно реальным  источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на… землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному

повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954-55 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров».

Б) Работа с текстом « Отрывок из записки Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников»:

Прочитайте отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы:

  1. Какой экономический план действовал в период подготовки данного документа? Какая проблема в нем поднимается?
  2. Как, судя по документу, обстояло дело в колхозах? Какие меры были намечены?
  3. Чем принципиально отличалась социальная политика в период правления Н.С.Хрущева от предшествующего времени?

Отрывок из записки Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников:

«В настоящее время в соответствии с Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения престарелых  инвалидов колхозников в зависимости от уровня экономии колхозов и ряда других факторов. При этом примерно половина колхозов не предоставляет никакого обеспечения членам сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На 1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывалось 12,1 миллионов человек престарелых и нетрудоспособных колхозников.

Из этого числа 2,6 млн. человек обеспечиваются различными государственными пенсиями, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии или единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены.

Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить социальное обеспечение колхозников и притупить к установлению пенсий престарелым и нетрудоспособным членам всех сельскохозяйственных артелей.

Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что  наиболее активная часть колхозников, являющиеся организаторами и учредителями колхозов, достигла  престарелого возраста, а также и тем, что с передачей колхозам техники на работу в них перешло большое количество механизаторов и специалистов, которые, работая в МТС, имели право на государственное пенсионное обеспечение».

-Какие еще мероприятия социально-экономического характера были проведены в хрущевское правление, помимо реформ Маленкова, пенсионного обеспечения и освоения целины?

- Опишите вашу позицию об эффективности социально-экономических преобразований Н.С.Хрущева  по следующей схеме:

Я считаю, что…

Потому что…

Например ,..

4.3.  Внешняя политика.

А) Тестовая работа.  Сравнение событий  и фактов

1. В начале 1960-х гг. международные отношения отмечены:

а) образованием ООН;

б) образованием НАТО;

в) Генуэзской конференцией;

г) Карибским кризисом.

    2. СССР ввел войска в Венгрию для подавления инакомыслия в … году:

а) 1946;

б) 1948;

в) 1956;

г) 1962.

     3. В каком году был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе?

     а) 1961

     б) 1958

     в) 1959

     г) 1960

    4)Что явилось причиной  Карибского кризиса?

     а) похищение кубинской разведкой ядерных секретов США

    б) столкновение советской и американской подводных лодок

    в) размещение советских ракет на Кубе

    г) высадка кубинских диверсантов на территории США

 

  5. Что было не характерно  для внешней политики СССР в эпоху Н.С.Хрущева?

а) обострение отношений с Китаем

б) оказание помощи Египту

в) принципиальный отказ руководства СССР от встреч с американскими президентами

г) нормализация отношений с Югославией

6. В каком году СССР отказался от требований к Турции о введении режима совместной обороны Черноморских проливов?

а) 1953

б) 1954

в) 1955

г) 1960

-Назовите факты внешней политики СССР, относящиеся к «оттепели», и факты, свидетельствующие об обратном.

Б) Фронтальная беседа

-Что стало самым острым кризисом «холодной войны»? Расскажите об этом событии с точки зрения советского гражданина  и c точки зрения американца.

-Обоснуйте свою точку зрения на Карибский кризис с позиций современного россиянина.

 -Каким термином можно заменить «оттепель» в политике международных отношений?

-СССР побеждал или проигрывал в соревновании  сверхдержав?

В) Практическое упражнение  на хронологию событий

 6. Соотнесите дату и событие:

            1)1957, 4 октября      а) испытание советской водородной бомбы

                 2)1961 г.                   

            3)1953, август           б) пуск  в СССР первой атомной                                                                      

                                                           электростанции  

            4)1954 г.                     в) первый в истории человечества полет  

                                                           человека в космос – Ю. А. Гагарина

                 5) 1957 г.                    г) запуск  в СССР первого в мире

                                                          искусственного спутника Земли

            6) 1961, 12 апреля     д) спуск на воду первого в мире атомного

                                                      ледокола «Ленин»

а

б

в

г

д

Вывод: Спонтанные политические решения в годы правления Н.С.Хрущева сопровождались значительными научно-техническими успехами.

-Могли ли эти успехи быть причиной  спонтанных политических решений или они их следствие?

- Какие две великие фамилии мы должны с вами вспомнить, говоря о достижениях советской космонавтики и физики? (А.Д.Сахаров, С.П.Королев)

- Расскажите о судьбе  этих людей.

5.Домашнее задание

 После смерти Н.С.Хрущева его надгробный памятник по просьбе родственников создал скульптор Эрнст Неизвестный: бронзовая голова Никиты Сергеевича на фоне двух глыб белого и черного мрамора. До сих пор сотни самых разных людей приносят к этой могиле живые цветы. Попробуй объяснить художественный замысел и судьбу этого памятника.

6.Подведение итогов

-Какие признаки тоталитаризма были устранены в СССР в ходе реформ 1950-1960-х годов?

-Сделайте вывод - реформы Хрущева принципиально меняли сталинскую модель социализма или нет?

-Какой политический режим был установлен в период «оттепели»?

-Почему реформы периода правления Н.С.Хрущева  получили название  «оттепель»?

 

     

   



Предварительный просмотр:

Тема.  СССР в 1953-1964 г.г.

Цели. Закрепить и обобщить знания уч-ся о реформах 50-х – 60-х годов СССР; обобщить понимание термина «оттепель» в истории СССР; формировать  умение работать с историческим текстом, выделять главную мысль, развивать навыки анализа исторических версий и  событий, мотивы поступков исторических деятелей; научить обосновывать свою  нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.

Оборудование:  карта «Советский Союз в 1945-1985 г.г.», портреты И.В. Сталина, Н.С.Хрущева

Содержательные элементы: С1-С3(анализ источников), С5(анализ исторических версий и оценок), В1(установление соответствия между событиями и датами), С7(установление общих черт и различий), А( базовые знания фактов, событий, дат, исторический явлений)

Ход урока

1.Организационный момент

-Отдадим дань почтения времени и обозначим сегодняшнее число.

2.Постановка проблемы.

    -Давайте познакомимся с отрывком из «Человеческого манифеста» поэта- «шестидесятника» Ю. Галанского, читавшего у памятника   В. Маяковскому в центре Москвы в 50-60-е годы СССР.

Это - я,

Призывающий к правде и бунту,

Не желающий больше служить,

Рву наши черные путы,

Сотканные из лжи…

Видишь, как вечера тьма

Жуёт окровавленный стяг

И жизнь страшна как тюрьма,

Построенная на костях.

И падаю и взлетаю

В полубреду, в полусне,

И чувствую, как расцветает

Человеческое во мне!

- Какое сравнение- с «весной» или «оттепелью» больше подходит к манифесту поэта-«шестидесятника»?

-Сегодня на уроке нам  предстоит выяснить, почему реформы периода правления Н.С.Хрущева  получили название  «оттепель»?

 -Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задания на обобщение и закрепление изученного материала по истории данного периода.

3.Упражнение «Синквейн» по актуализации опорных знаний

 -Какие главные черты отличали в 1945-1953 годах советскую внешнюю    политику?

-Социально-экономическое развитие?

- Культурное развитие?

-Все эти черты мы обозначим как одно понятие, характеризующее политический режим СССР.

                                             

                                         ТОТАЛИТАРИЗМ

-Составим вторую строку «пятистишья», три слова, характеризующих главное понятие.

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ  РЕПРЕССИИ   ПОДАВЛЯЮЩИЙ

-Третья строка -два слова-глагола, объясняющих суть происходящих событий

                             ПРЕСЛЕДУЕТ      ЗАПРЕЩАЕТ

- Четвертая строка- фраза или предложение, выражающее отношение к теме.

  ТОТАЛИТАРИЗМ ПОДАВЛЯЕТ, ПРЕСЛЕДУЕТ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

-  Пятая строка - слово-синоним

                                        ДЕСПОТИЗМ

                                      (и другие варианты)

Вывод:

-Как строились отношения власти и общества?

(власть контролировала, преследовала, подавляла общество)

4.  Закрепление  изученного материала

4.1.Демократизация духовной жизни советского общества.

-В начале марта 1953 года случилось кровоизлияние в мозг у Сталина. 5 марта 1953 года вождь скончался. В лидеры страны выдвинулся  Никита Сергеевич  Хрущев.

В феврале 1956г. в  Москве собрался  20   съезд КПСС. 25 февраля на трибуну поднялся  Н.С. Хрущев и прочитал доклад «О культе личности и его  последствиях»

А) Аргументация своей точки зрения и анализ исторических версий

- Какие противоречия существовали в докладе Н.С. Хрущева?

-Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С.Хрущева на 20 съезде КПСС:

  1. Доклад Н.С.Хрущева с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Н.С.Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

-Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите три факта, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Б) Тестовая работа. Систематизация фактов.

1. Главным признаком «оттепели» было:

а) ослабление роли партии;

б) появление в открытой печати произведений

    антисталинской       направленности;

в) выпуск на свободу всех политзаключенных;

г) падение «железного занавеса».

2. В докладе «О культе личности и его последствиях» сталинизм трактуется как явление, порожденное:

а) революцией 1917 г.;

б) большевистской идеологией;

в) особенностями характера Сталина;

г) особенностями русской истории.

3. XX съезд КПСС состоялся в … году:

а) 1956;

б) 1959;

в) 1061;

г) 1964.

4. В 1960-е годы центром сторонников «оттепели» стал журнал:

а) «Октябрь»;

б) «Знамя»;

в) «Новый мир»;

г) «Дружба народов».

5. Открыто выступила в поддержку А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля в 1966 г., А. И. Солженицына в 1968 г., А. Д. Сахарова в 1973 г.:

а) А. Л. Барто;

б) Л. К. Чуковская;

в) В. Л. Василевская;

г) Е. С. Гинзбург.

6. «Шестидесятники» по своим убеждениям были:

а) сторонниками «гуманизации социализма»;

б) противниками большевизма;

в) сторонниками лозунга «Россия для русских»;

г) противниками советской власти.

7. С докладом «О культе личности и его последствиях» на XX съезде    КПСС выступал:

а) Л. И. Брежнев;

б) Н. С. Хрущев;

в) Г. М. Маленков;

     г) В. М. Молотов.

8. За публикацию романа «Доктор Живаго» подвергся гонениям:

а) Б. Л. Пастернак;

б) А. Т. Твардовский;

в) А. А. Вознесенский;

г) Е. А. Евтушенко.

-Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945-1953гг. и 1953-1964гг. Укажите, что было общим, а что - различным?

Общее

Различия

Вывод: Что в поведении Н.С.Хрущева в связи с разоблачением культа личности Сталина лично у вас вызывает одобрение, поддержку, а что, наоборот, вы осуждаете?

4.2 Экономические преобразования.

А) Работа  с историческими документами по систематизации фактов

- С середины 1950х  до середины 1960х в СССР были проведены реформы экономического характера.

Посмотрите на текст 1, о ком идет речь:

Текст 1

«8 августа 1953 года Верховный Совет заслушал соображения __________

«о неотложных задачах в области промышленности и сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа».

Суть этих задач виделась ему в том, чтобы круто поднять производство предметов потребления и повысить их качество, для чего необходимо значительно увеличить капиталовложения в легкую и пищевую промышленность».

- О чем идет речь во 2 тексте? Кто его автор?

Текст 2

«Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем, чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по закупкам и заготовкам 2500-2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых  культур.

Важным и совершенно реальным  источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на… землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному

повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954-55 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров».

Б) Работа с текстом « Отрывок из записки Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников»:

Прочитайте отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы:

  1. Какой экономический план действовал в период подготовки данного документа? Какая проблема в нем поднимается?
  2. Как, судя по документу, обстояло дело в колхозах? Какие меры были намечены?
  3. Чем принципиально отличалась социальная политика в период правления Н.С.Хрущева от предшествующего времени?

Отрывок из записки Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников:

«В настоящее время в соответствии с Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения престарелых  инвалидов колхозников в зависимости от уровня экономии колхозов и ряда других факторов. При этом примерно половина колхозов не предоставляет никакого обеспечения членам сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На 1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывалось 12,1 миллионов человек престарелых и нетрудоспособных колхозников.

Из этого числа 2,6 млн. человек обеспечиваются различными государственными пенсиями, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии или единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены.

Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить социальное обеспечение колхозников и притупить к установлению пенсий престарелым и нетрудоспособным членам всех сельскохозяйственных артелей.

Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что  наиболее активная часть колхозников, являющиеся организаторами и учредителями колхозов, достигла  престарелого возраста, а также и тем, что с передачей колхозам техники на работу в них перешло большое количество механизаторов и специалистов, которые, работая в МТС, имели право на государственное пенсионное обеспечение».

-Какие еще мероприятия социально-экономического характера были проведены в хрущевское правление, помимо реформ Маленкова, пенсионного обеспечения и освоения целины?

- Опишите вашу позицию об эффективности социально-экономических преобразований Н.С.Хрущева  по следующей схеме:

Я считаю, что…

Потому что…

Например ,..

4.3.  Внешняя политика.

А) Тестовая работа.  Сравнение событий  и фактов

1. В начале 1960-х гг. международные отношения отмечены:

а) образованием ООН;

б) образованием НАТО;

в) Генуэзской конференцией;

г) Карибским кризисом.

    2. СССР ввел войска в Венгрию для подавления инакомыслия в … году:

а) 1946;

б) 1948;

в) 1956;

г) 1962.

     3. В каком году был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе?

     а) 1961

     б) 1958

     в) 1959

     г) 1960

    4)Что явилось причиной  Карибского кризиса?

     а) похищение кубинской разведкой ядерных секретов США

    б) столкновение советской и американской подводных лодок

    в) размещение советских ракет на Кубе

    г) высадка кубинских диверсантов на территории США

 

  5. Что было не характерно  для внешней политики СССР в эпоху Н.С.Хрущева?

а) обострение отношений с Китаем

б) оказание помощи Египту

в) принципиальный отказ руководства СССР от встреч с американскими президентами

г) нормализация отношений с Югославией

6. В каком году СССР отказался от требований к Турции о введении режима совместной обороны Черноморских проливов?

а) 1953

б) 1954

в) 1955

г) 1960

-Назовите факты внешней политики СССР, относящиеся к «оттепели», и факты, свидетельствующие об обратном.

Б) Фронтальная беседа

-Что стало самым острым кризисом «холодной войны»? Расскажите об этом событии с точки зрения советского гражданина  и c точки зрения американца.

-Обоснуйте свою точку зрения на Карибский кризис с позиций современного россиянина.

 -Каким термином можно заменить «оттепель» в политике международных отношений?

-СССР побеждал или проигрывал в соревновании  сверхдержав?

В) Практическое упражнение  на хронологию событий

 6. Соотнесите дату и событие:

            1)1957, 4 октября      а) испытание советской водородной бомбы

                 2)1961 г.                   

            3)1953, август           б) пуск  в СССР первой атомной                                                                      

                                                           электростанции  

            4)1954 г.                     в) первый в истории человечества полет  

                                                           человека в космос – Ю. А. Гагарина

                 5) 1957 г.                    г) запуск  в СССР первого в мире

                                                          искусственного спутника Земли

            6) 1961, 12 апреля     д) спуск на воду первого в мире атомного

                                                      ледокола «Ленин»

а

б

в

г

д

Вывод: Спонтанные политические решения в годы правления Н.С.Хрущева сопровождались значительными научно-техническими успехами.

-Могли ли эти успехи быть причиной  спонтанных политических решений или они их следствие?

- Какие две великие фамилии мы должны с вами вспомнить, говоря о достижениях советской космонавтики и физики? (А.Д.Сахаров, С.П.Королев)

- Расскажите о судьбе  этих людей.

5.Домашнее задание

 После смерти Н.С.Хрущева его надгробный памятник по просьбе родственников создал скульптор Эрнст Неизвестный: бронзовая голова Никиты Сергеевича на фоне двух глыб белого и черного мрамора. До сих пор сотни самых разных людей приносят к этой могиле живые цветы. Попробуй объяснить художественный замысел и судьбу этого памятника.

6.Подведение итогов

-Какие признаки тоталитаризма были устранены в СССР в ходе реформ 1950-1960-х годов?

-Сделайте вывод - реформы Хрущева принципиально меняли сталинскую модель социализма или нет?

-Какой политический режим был установлен в период «оттепели»?

-Почему реформы периода правления Н.С.Хрущева  получили название  «оттепель»?

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."

познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...