разработка внеклассного мероприятия "Колесо истории"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Будкина Наталья Германовна

 Внеклассное мероприятие "Колесо истории" для учащихся 6-8 классов  по типу развлекательной игры "Колесо истории."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koleso_istorii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная краеведческая работа.

Значение краеведческого материала в преподавании истории

очень велико.  Во- первых, он позволяет конкретизировать исторический материал с местным краеведческим материалом, так как местные условия накладывают  свой отпечаток на ход событий.

Во- вторых, изучение истории, когда она касается непосредственно  твоего края, села,  дает более правильное представление о развитии тех или иных событий. Изучение краеведения идет через самые разнообразные формы:

походы по родному краю, экскурсии в музеи, создание школьных краеведческих музеев, подготовка экспонатов для них, оформление различных альбомов.

 В отличие от уроков, внеклассная работа проводится иначе, так как

учитель уже сам определяет и тему, и форму занятия.

Большинство внеклассных работ носит поисковый, исследовательский характер, и в этом его притягательность. Потому что, исследовательский метод воспитывает стремление к самостоятельному поиску темы, её материала, расширяет кругозор, развивает наблюдательность. Учащиеся

учатся работать творчески,  работать со справочным материалом, архивными документами,  живыми людьми – участниками  военных и трудовых событий, старожилами села. В нашей школе вместе с учащимися

 была проведена эта большая работа, в результате которой появился  в школе Зал Военной Славы, Зал Трудовой Славы, уголок краеведческого музея. Видно было, что ребятам интересно заниматься краеведением.  Ребятам нравится заниматься  исследовательской работой, находить интересные темы и их разрабатывать. Так,  наши школьники принимают участие во всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ « Человек в истории. Россия ХХ век».  Здесь  пригождается их опыт в общении с людьми, умения брать  интервью, работа с архивными данными, справочными материалами. Темы выбирают на основе местного материала: об истории образования малых сел района, о ветеранах труда, фронтовиках, о первых поселенцах нашего края, исследуют  истории своих семей, пишут работы о жизни интересных людей. Собирают материал  у родственников, соседей, местных жителей, в музеях местных и школьных.

Это письма, документы, фотографии, воспоминания родственников, знакомых и местных жителей. В итоге получаются неплохие  исследовательские работы. Участие в таком конкурсе способствует сохранению исторической памяти, привлекает школьников к изучению местной истории края, семейной истории, к памяти  о прошлом, которая может исчезнуть  с уходом старшего поколения.

 Еще одна форма внеклассной работы, это участие в областных интеллектуальных краеведческих играх «Знай наших»!  

Здесь уже предлагаются вопросы по определенной тематике, например: «Астраханский край в ХVI – XIX  веках».  Учащиеся начинают отвечать на предложенные вопросы, работая с краеведческим материалом, поднимают подшивки старых газет, журналов. Им приходится прочитывать книги местных краеведов, обращаться за помощью в краеведческий музей, в библиотеку. И это очень радует, потому что ученики приобщаются к литературе, учатся работать с книгой, находя правильный ответ.  Можно привлекать и другие формы, такие как: викторина, неделя истории, выпуск газет по определенной тематике, устный журнал, исторический марафон и т.д. Например, в нашей школе мы проводили историко-краеведческий  марафон, состоящий из нескольких этапов.

1. Викторина «Люби и знай свой край»! для учащихся 7-11 классов.

2. Конкурс  рисунков «Мой край родной» для учащихся 1-6 классов.

3. Исторический вечер, как заключительный этап марафона.

 Вот как это проходило.  Заранее были составлены вопросы  викторины

«Люби и знай свой край»!:

1. Как называлось государство, находившиеся в  Х1V – XV вв на территории нашего края?

2. Какое название имела Волга до Х1 века?

3. Кто из великих и знаменитых людей посещали Астрахань в ХVII – XIX вв?

4. Как связано имя Татищева с Астраханью?

5. Почему Астрахань сравнивают с Венецией?

Это были вопросы по истории края, а ещё у нас были составлены вопросы конкретно по истории  Лиманского района:

Когда был образован Лиманский район и как он назывался ранее, почему?

Как происходило  заселение нашего края, кто были первые поселенцы, откуда?

Расскажите об истории нашего села,  образовании колхоза.

Расскажите об интересных людях района, села.

Расскажите об образовании любого села нашего района.

Подготовить рассказ о поэте –астраханце и прочитать его стихотворение.

Учащиеся готовились к марафону почти месяц. Они искали ответы в сельской библиотеке, привлекли к работе своих родителей, не оставляли в покое учителей, которые проводили консультации со  школьниками.  Свои работы учащиеся оформили в виде докладов, сообщений, подготовили даже красочные  кроссворды с вопросами по истории родного края. А какая получилась выставка из   рисунков,  предоставленных нам  младшими школьниками. На вечере учащиеся  дали нам столько информации по истории родного края, что можно только радоваться за учеников.

Было подготовлено много материала, который был собран в один альбом под названием « История Лиманского района».  Сколько было прочитано стихотворений поэтов – астраханцев. Ученики привлекли творчество наших местных  поэтов:  Олега Куликова  и Евгении  Козобродовой (учителя

русского языка и литературы).   Многие в школе и не знали, что у нас есть свой поэт -  учитель словесности, которая печатает свои стихи в местной газете.  

 Подобные мероприятия помогают учащимся овладеть основами знаний о

 истории родного края, её событий, фактов; познакомиться с творчеством

местных поэтов, узнать об интересных людях своего края.  При выполнении заданий предполагалась развитие интереса и уважения к истории  и культуре тех народов, которые проживают в нашем крае, а также формирование ценностных ориентаций на основе личных осмыслений  фактов  истории родного края.

 Внеклласная работа по краеведению  имеет большой воспитательный потенциал: она не только повышает интерес к предмету, но и способствует осуществлению прочной связи обучения с жизнью, помогает школьнику повысить свой уровень воспитанности. Дает большой материал для нравственного  и патриотического воспитания  учащихся, глубже узнать свои корни, а самое главное – знать и любить историю родного края.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Колесо истории».

Цель: углубить и обобщить знания учащихся по истории родного Отечества, поддерживать познавательный интерес к предмету, расширить исторический кругозор.

Ход мероприятия:

Приглашаются 3 участника за кареты: желтая, зеленая и красная( мы их нарисовали на обойном полотне и вырезали), прикрепили к партам.

На партах стоят флажки соответствующего цвета, которые по ходу игры должны поднимать игроки и отвечать на вопросы.

Выигрывает тот, кто наберет 1500 верст – очков.

 Болельщики помогают своим игрокам набирать очки.

В  жюри приглашаются  учащиеся старших классов.

Первый  тур.

Разминка.

Сценка. Входит девушка в русском сарафане и с блинами на подносе в класс.

Ведущий спрашивает: Красавица-девушка, ты с чем пришла?

Девушка отвечает: с блинами, пышными пирогами да ясным солнышком!

Вопрос к участникам:

О каком языческом празднике идет речь?

(100 верст).

Кто быстрее отвечает, тот и получает 100 верст.

Ответ (масленица).

Второй тур.

Праздники.

К доске прикрепляются таблички с напечатанными названиями православных праздников в хаотичной последовательности.

Святки, покров Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне, Рождество, Масленица, Троица. Эти праздники нужно расставить в правильной последовательности.

За этот тур – 200 верст.

Третий тур.

О ком идет речь?

Однажды отрок Варфоломей искал убежавших жеребят и увидел старца,

который молился. «Батюшка, я учусь грамоте, и как ни стараюсь, никак не могу научиться читать. Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне» -

попросил мальчик. Старец помолился и дал ему кусочек просфоры. Это тебе дается для разумения Святого писания.

Кто вперед отвечает, тот получает 200 верст.

Ответ( Сергей Радонежский).

Четвертый тур.

Перенесемся в жилище крестьянина – крестьянскую избу.

Давайте воссоздадим быт крестьянина, утварь избы.

Подумаем, какая мебель имелась в крестьянском жилище ХVII века.

Из предложенных предметов быта, необходимо выбрать правильные.

Кровать, лавка, скамья, стол, шкаф, сундук, стулья, посудные полки.

Какая плетеная утварь имелась:

Корзина, лохань, короб, ковш, лукошко, миска.

За правильный ответ по 200 верст.

Пятый тур.

Сцена.

Иван III: «Я приказываю выписать из страны далекой Италии

Замечательных дел градостроителя и пушечных дел мастера, дабы он воплотил в архитектурных формах Кремля единство и могущество нашей Руси».

Вопрос: о ком из архитекторов идет речь?

Аристотель Фиорованти,

Феофан Грек,

Леонардо да Винчи.

Правильный ответ: Аристотель Фиорованти, 300 верст.

Сцена.

Царь говорит плотнику: « А ну-ка милый, установи ты мне ящик особый, куда может каждый опустить свою жалобу или просьбу, чтобы мог я сам их разбирать»!

Плотник устанавливает ящик. Подходит человек и кладет туда бумагу – челобитную, а боярин откладывает её и убирает ящик.

А царь и забыл уже про ящик вовсе.

Вопрос: это выражение часто применяется к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение какого-либо вопроса.

Что это за выражение?

Ответ( отложить дело  в долгий ящик), 100 верст.

Шестой тур.

Сцена.

Девушка вертится перед зеркалом и спрашивает служанку: «Глашка, сегодня какое число у нас»?.

Глашка:«1 сентября от Рождества Христова, барышня»!

Барышня: «Ах, боже мой! Неси мне скорее красный сарафан, красные сапожки, белила и сурьму. Ведь сегодня праздник – то какой»!

Ведущий: В  ХVI  и   XVII вв. В России этот праздник отмечался 1 сентября. В Москве все духовенство собиралось в Кремле и тысячи людей толпились на площади. Патриарх с духовенством выходил на Красную площадь, выходил  и царь в сопровождении бояр. Патриарх осенял его благословением, потом осенял крестом народ. День этот проводился русским народом очень весело.

 Вопрос: о каком  празднике идет речь?

За правильный ответ -200 верст.

Седьмой тур.

О каком архитектурном сооружении идет речь?

Восьмым чудом света называли это сооружение ХVII века. Русские мастера построили здание, насчитывающее 270  комнат. Затейливая кровля, деревянная черепица... эта постройка казалась поистине сказочной.

На доске изображение архитектурных сооружений. Участники игры должны отгадать, о каком сооружении идет речь и найти его среди картин.

 Ответ: Коломенский дворец. 200 верст.

Восьмой тур.

Сцена.

 Небольшого роста человек   ходит по комнате и диктует писцу: «Береги пулю на три дня.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля - дура, а штык – молодец».

Ведущий.   О ком идет речь в сценке, и о чем эти слова и где они написаны?

Ответ. А.В.Суворов его книга «Наука побеждать». За ответ 100 верст.

Девятый тур.Финал.

Сцена.

 Гуляет девушка с тремя щеголями по Красной площади и спрашивает их, а почему площадь называется Красной?

Первый щеголь: « Да говорят, она раньше была торговой площадью и здесь были деревянные давки, которые часто горели, поэтому от слова пожар

«красная»».

Второй щеголь: « Ну нет, ты не прав! Она была выкрашена в красный цвет, но от времени все стерлось, а название осталось».

Третий щеголь: « Оба вы не правы. Здесь были построены и сейчас стоят красивые башни, храмы с затейливыми башенками, узорчатыми крыльцами и хоромами – поэтому от слова красивая «красная» произошло название Красной площади».

Ведущий.  Кто из щеголей прав? За ответ 100 верст.

Жюри подсчитывает очки, называет победителя.

На этом «Колесо истории» окончено.

Думаю, что такая форма проведения заинтересует и учителей и учащихся.

Здесь можно привлечь большое количество учеников в качестве  участников и артистов, болельщиков и жюри. Задания можно и другие подготовить, и не только по истории Отечества, но и по новой истории, и по истории древнего мира, и средних веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Истории любви»

Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Истории любви»...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Разработка внеклассного мероприятия "История возникновения праздника День Защитника Отечества"

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистиче...

«Души прекрасные порывы» Разработка внеклассного мероприятия История возникновения театра

Внеклассное мероприятие " История возникновения театра", посвящённое Году театраКатегория участников: учащиеся 2- 7 классовФорма проведения: беседаЦель:  Воспитание духовно-нравственной...