Пять порогов Нила"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Чеглинцева Инесса Александровна

 

 

Игра - путешествие по "Древнему Египту" для зачётного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevniy_egipet.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Пять порогов Нила"

(игра - путешествие по "Древнему Египту" для зачётного урока)

Цели: -    закрепить изученный материал по теме "Древний Египет";

проверить уровень усвоения изученного материала;  

содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

содействовать формированию умений поддержки, взаимовыручки.  

Тип:  урок обобщающего повторения.

Форма проведения:  урок – игра..

Оборудование: карта "Древний Египет",

 игровые задания на отдельных листках, свёрнутых в свиток,

 игровая фишка-кораблик (4шт.), фишки-ракушки (4 шт.).

 Описание игры.

     Участники игры, молодые писцы, путешествуют по Нилу по заданию фараона.

 В конце игры они должны отчитаться перед фараоном.

        Путешествие по Нилу полно опасностей и преград. На своём пути игроки должны преодолеть пять нильских порогов.

       Это возможно только при выполнении заданий, которые "поджидают" на порогах. Правильно выполнил - продолжай  путь. Допустил ошибки - прибегни к помощи ведущего, найди правильный ответ. Но, каждая ошибка отмечается фишкой-ракушкой, которая прикрепляется на ваш кораблик. По прибытии в Мемфис- конечную цель путешествия - надо будет отчистить от них корабль(выполнить дополнительные задания). Только после этого можно пойти на доклад к фараону. Писец, успешно выполнивший задания фараона, получает почётное звание "Заслуженный писец Древнего Египта "(оценка "5") или "Старший писец Древнего Египта"(оценка "4"), ученик, получивший оценку "3", получает свидетельство соответствии своих знаний званию "Писец".  

     Если кто-то из учеников затрудняется ответить на вопрос, то вместо него может ответить другой участник. По своему желанию ответивший может выручить друга преодолеть порог или оставить себе очко для очистки судна  от ракушек на последнем этапе игры.

Маршрут путешествия:

 от истоков Нила до города Мемфиса, с остановками на всех порогах.

                                      ОПИСАНИЕ  ИГРЫ.

Писец получает от фараона задание.

 "Мы, фараон Древнего Египта, повелеваем писцу совершить плавание от истоков Нила до нашей столицы Мемфиса. И представить нам доклад о состоянии дел в стране: как живут, чем занимаются жители Египта, как приумножают наши богатства».

От истоков Нила до первого порога

         (задание для начала путешествия)

а) - покажи, как изменялись границы Египта, опиши их (В 3 тысячелетии до н.э. и в середине

            2 тысячелетия до н.э.)

б) - Покажи направления походов Фараона ТутмосаIII, расскажи, с какой целью он совершал

         эти походы.

в) - покажи на карте г. Гиза. Чем знаменит этот город?

г) - покажи на карте столицы Северного Египта, Южного Египта, Объединённого Египта.

II. Порванный папирус   (5 порог)

Задание: прочитать папирус, который пострадал от времени.  ( "рваный папирус"). Нужно вставить выпавшие фрагменты в текст папируса.

египтяне занимались земледелием, это им весьма удаётся благодаря природным условиям, таким, как, ... (обрыв текста). Но есть немало факторов, которые мешают этим заданиям ... (обрыв текста). 

войсками фараонов  были завоёваны в Африке – богатая золотом … (обрыв текста), в Азии – богатый залежами медной руды ….(обрыв текста) полуостров и страны: ….(обрыв текста), ….(обрыв текста), ….(обрыв текста).

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из ……(обрыв текста). Так называется сплав  двух металлов:…... (обрыв текста), ...…(обрыв текста).

 Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Солнца….(обрыв текста). Так же египтяне верили, что после смерти они продолжают жить в …..(обрыв текста).  

III. Жизнь и занятия Египтян (4 порог)

Славные воды Нила несут твой корабль ко 4 -му порогу. Здесь тебя ждут жители Древнего Египта с просьбой: расскажи нам о нашей жизни, занятиях.

- Основные  занятия  древних египтян?

- Какие культуры они выращивали?

- Почему египтяне строили каналы?

- Чем питались египтяне?

IV. В стране большого Хапи.(3 порог)

Чтобы преодолеть 3-ий порог, вам необходимо разгадать чайнворд

16

15

14

12

13

11

8

9

10

7

6

5

4

1

2

3

Устройство для подъёма воды.  

Правитель в древнем Египте.

Подчинённый фараона, заставляющий рабов работать на строительстве пирамид, дамб и рытьё каналов.

Сооружение для отвода воды.

Крупное водяное травянистое растение, листья которого в Древнем Египте считались священными.  

Злой бог пустыни.

Египетский фараон, который вёл длительную войну в Азии (около 1500г.до н.э.)

Мастер, создающий объёмные изображения из глины, кости, дерева, металла.

Бог Солнца в Древнем Египте.  

Искусство счёта.  

Учёный, который занимается изучением движения небесных светил.

Столица объединённого Египта (около 3000 лет до н.э.).

Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале.

Ветер, дующий из пустыни.

Знак древнеегипетской письменности.  

16. Новая столица Египта  (со второй половины 2-го тысячелетия до н.э.)

V. Кто мог это сказать ? (2 порог)

Для преодоления  2-го порога вам необходимо ответить на вопросы. Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать  о себе такие слова? По какому поводу?

Из –за зависти  мой брат заколотил меня в гроб и опустил в воды Нила. Но моя верная жена искала меня и нашла. Я воскрес, но больше я не хочу возвращаться к людям, остаюсь в царстве мёртвых. Пусть мой сын правит в моём царстве.  __________________________________________________________________

Я скрывала его, я прятала его из-за страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот. Чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребёнок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»  _______________________

Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают  и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на всё, вплоть до убийства. ______________________________________________________________________

Имя моё Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной  чужих слёз, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся._____________________________________________

Текст с ошибками. (1 порог)

Игроку предлагается  «папирус» с ошибками, которые нужно найти (подчеркнуть) и исправить.

Древний Египет.

             Давным-давно, где-то 7 тыс. лет назад, в долине реки Ефрат образовалось государство Египет.

         Оно расположено в прибрежной части Австралии. Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру. Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов. Правители Египта очень часто устраивали военные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов-жрецов.

       Был захвачен Синайский полуостров, известный породистым скотом, Нубия- поставщик железной руды.  В это время границы Египта сократились, он простирался от первого порога  до дельты Нила.  

      Египтяне верили в разных богов. Большим уважением  пользовался бог Сет-владыка царства мёртвых, почитали бога Солнца-Анубиса. Умерших хоронили в красивых гробах, называемых «сундуком». Всех, и богатых, и бедных хоронили в песках пустыни по берегам Нила.

Задания для очистки судна:

Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в древнем Египте или Российскому школьнику?  Объясните, почему вы так думаете?

Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

На чём и чем писали ученики египетских школ?

В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети». О чём идёт речь?  

Теперь пора писцу во дворец фараона.

Игрок выполняет последнее задание:  отчитывается перед фараоном о достижениях  

                                                                 древних египтян.

Подведение итогов: в зависимости от показанных знаний игрокам выдаётся  свидетельство о присвоении ему звания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и систематизации знаний по истории Древнего Египта на тему : "На берегах Нила"

Урок дан в форме интеллектуальной игры для лучшего усвоения матуриала. Дети сами называют цели урока. Класс работает в команде и это дает возможность работать всем....

Путешествие по Нилу.

Урок- путешествие. Интересные задания. Презентация....

Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...

Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"

Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....

«Государство на берегах Нила»

Знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства...

Открытый урок по тема "Соотнесение числа с количеством предметов в пределах пяти. Счёт прямой и обратный в пределах пяти"

Открытый урок по тема "Соотнесение числа с количеством предметов в пределах пяти. Счёт прямой и обратный в пределах пяти"Цели: 1. Продолжить учить порядковому счёту от 1 до 5 и обратному счё...