Развитие творческих способностей на уроках истории.
статья (история) по теме

В данной статье , я делюсь своим опытом работы . как развивать творчесике способности у обучающихся на уроках истории, какими методами пользуюсь на своих урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs-_tvorcheskie_sposobnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Смирнова О.В. , учитель истории

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сандовская средняя общеобразовательная школа, п. Сандово, Тверская область

 

        Развиваясь как личность ,человек формирует

и раскрывает свою собственную природу.

                                                                                                           П.А .Флоренский

Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба , какую он выберет профессию.

 Может он станет гениальным поэтом?

 Или талантливой актрисой?           

 Кем быть?

 Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.  Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы.  

 Школьные годы - это годы становления личности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное. Кроме этого, в творческой учебной деятельности используются такие интеллектуальные способности, как любознательность, способность к разработке гипотезы, беглость мысли, оригинальность мышления, легкость ассоциирования. Развитие этих интеллектуальных способностей, характеризующих креативность учащихся, осуществляется в учебно-воспитательном процессе школы через образовательные технологии, в том числе исследовательский подход в обучении.

Общество поставило перед педагогами задачу воспитания всесторонне развитого,  конкурентоспособного человека. Только хорошие уроки, увлеченность учителя, глубокое проникновение в предмет, активные методы и многообразие форм проведения занятий, широкое привлечение внеурочных источников информации, интересная внеклассная работа формируют интерес учащихся к углубленному изучению предмета.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·  воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

·  освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

·         овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

·  формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

·  применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

  В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Одним из основных принципов Стандарта нового поколения, является принцип минимальной достаточности, т.е. от нас педагогов требуется воспитание такого выпускника, который сможет трудоустроиться при минимальном дополнительном профессиональном обучении. Соответственно содержание образования должно стать практико-ориентированным обучением. Отсюда вытекает и особенность нового образовательного стандарта. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора к позиции консультанта.

 Соответственно, перед собой я поставила задачи, которые стараюсь решать в эти годы. Это, прежде всего развитие личности обучающегося. Выстраиваю  личностно-ориентированное обучение, опираясь на следующие признаки:

системообразующий фактор организации образовательного процесса – это личность обучающегося;

субъекты образовательного процесса – педагог и обучаемые;

ведущие мотивы образования – это саморазвитие и самореализация обучающихся.

 Мое педагогическое кредо можно сформулировать так:  «Навязывать – НЕЛЬЗЯ!  Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё -  БЕЗУСПЕШНО!  Заинтересовать -  ВОТ РЕШЕНИЕ!»

На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы  преподавания с  дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь  – привить ребятам глубокий интерес к истории, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.

Над темой своего самообразования «Развитие творческих способности учащихся на уроках истории » я работаю 3 -й год. Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.

 Использование наглядности.

Здесь нет ничего из того, что может быть неведомо учителю, который знает, что яркий образ, воплощённый в картине, рисунке, модели может стать поводом не только для формирования недостающего школьникам опыта, который не заменишь никакими объяснениями, но прежде всего – для начала живого обсуждения проблемы, идеи.

Решение кроссвордов.

  Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и 5 минутный фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

Тесты.  Организация тестирования.     Тестирование – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам и отказаться от «шоковой терапии» экзамена. Тестирование превратит экзамен в занимательное действие. Решение задач в виде карточек , которые даются индивидуально каждому ученику по пройденной теме.

Для наших дней характерны все возрастающее обилие разного рода информации, все большая доступность их для всех учащихся. Современный урок немыслим без опоры на эти знания. Поэтому ИКТ, технические средства обучения на уроке – объективная необходимость. Компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания.

Поэтому в основе обучения  применяю  следующие современные педагогические технологии:

1.«технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;

2.«технология проектного обучения» -  создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;

В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие типы проектов, как  информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-6-х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:
- ролево- игровой «Я- ученик афинской школы»
-информационный «Семь чудес света»
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс устарел ли он в наше время?»
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.

Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.

3.«технология развития критического мышления» - целевое назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как  умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.

Прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. Процесс воспитания для меня – самовоспитание, ибо дети на все смотрят глазами воспитателя, одобряя то, что одобряет учитель,  и считая отвратительным то, что считает отвратительным педагог.

В чем же состоит миссия УЧИТЕЛЯ?

Вера, Надежда, Любовь.

Верю в себя, в свои силы, в своих учеников, в их большие и маленькие победы.

Надеюсь, что знания  и умения, которые получат ученики на уроках истории пригодятся им в жизни.

В.О.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»

Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм  духовности и знаний наша новая школа.

      На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее. Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"

В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....

Развитие творческих способностей на уроках истории и обществознания

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания...