Развитие мышления и творческих способностей на уроках истории
статья по истории (5 класс) на тему

Перекатьева Ольга Владимировна

Творчество - это не сумма знаний,

                                                            а особая направленность интеллекта,

                                         особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности

                                                     и проявлением ее сил в активной деятельности.

                                                                            Сухомлинский В.А.

 

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается  оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мышления и творческих способностей на уроках истории»

Перекатьева Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания гимназии №19 ,г. Ростов – на - Дону

  Творчество - это не сумма знаний,

                                                            а особая направленность интеллекта,

                                         особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности

                                                     и проявлением ее сил в активной деятельности.

                                                                            Сухомлинский В.А.

Главная задача школы заключается в создании условий для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу. Обучающийся должен получить возможность раскрыть свой творческий потенциал. Образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается  оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако очень вредят в творчестве и в развитии творческих способностей.

Но можно ли всех детей научить творчеству?

Обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. И одним из таких способов развития творческих способностей у школьников является технология критического мышления.

Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития творческих способностей школьников. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Критическое мышление — это:

 способность ставить новые, полные смысла вопросы;

 вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

 принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

 Проявлять любознательность

 Использовать исследовательские методы

 Ставить перед собой вопросы

 Осуществлять планомерный поиск ответов

 Вскрывать причины и последствия фактов

 Сомнение в общепринятых истинах

 Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

 Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Ожидаемые результаты:

Что даст технология критического мышления ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 Что даст технология критического мышления учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые

способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития критического мышления:

 Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения,

как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процес-

се обучения.

 Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть

главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает

обучение в совместный и интересный поиск.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

 умение работать в группе;

 умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

 умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями

чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее

важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать

выводы и обобщения.

Технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Авторы технологии развития критического мышления предложили её как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить.

Структура урока с использованием технологии развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока:

- стадия вызова

- стадия осмысления

 – стадия рефлексии.

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, воображают, создают свое

видение данного предмета или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данной технологии в том, что на первой стадии обе они имеют место быть - мнение каждого ценится, принимается во внимание. Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, однако за столь короткое время можно применить различные приемы такие как: свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием «Корзина» (идей, понятий, имен… ) Опыт работы показывает, что одним из наиболее интересных для учащихся является прием «Составления кластеров» , т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. (Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

На стадии осмысления, проводится активная работа с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. На данной стадии применяется прием «Пометки на полях». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы».

На стадии рефлексии основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; получение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Наиболее эффективной формой работы на этом этапе является написание синквейна. Это – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи. Он позволяет научить школьников творчески излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.

Ещё один приём, способствующий развитию творческих способностей, - это написание эссе.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется после обсуждения проблемы в классе или дома. Для того чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся, используется прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.

На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника законов, выявить различия. 

В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 6 классах, так как города ранее знакомые мы повторяем в новом времени.

На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантазировать. Например, изучая тему "Развитие образования в Древней Греции", ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специальным приспособлением - "стилем". Это слово им знакомо по мобильным телефонам. Учащимся предложено составить рассказ: "Из жизни "стиля", как будто этот предмет является одушевленным. 

Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название "Проект". Изучая тему "Культура России XIX века", ученики нашли сведения из дополнительных источников и создали свои презентации. Потом эти сведения они перепроверили, посетив Третьяковскую галерею. 
Все перечисленные методы и формы работы на уроках истории направлены на стимуляцию творческой активности и развитие интеллекта учащихся, коммуникативных и творческих способностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"

В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....

Развитие творческих способностей на уроках истории.

В данной статье , я делюсь своим опытом работы . как развивать творчесике способности у обучающихся на уроках истории, какими методами пользуюсь на своих урока....

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся...

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка

В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....

Развитие творческих способностей на уроках истории и обществознания

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания...

Развития интеллектуальных и творческих способностей на уроках физической культуры.

Воспитание — это целенаправленное развитие личности для дальнейшего ее участия в культурной и общественной жизни. Цель воспитания — достижение положительных изменений в человеке, кот...