Урок "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны".
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Мария Михайловна Ружинская

Технологическая карта урока в 9 классе "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны" на примере а Д.М.Карбышева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroizm_i_muzhestvo_soldat.docx121.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе ГОБОУ ЦППРК №12 Великого Новгорода для обучающихся с ОВЗ.

«Кроме желания выжить…

Есть еще мужество жить!»

Технологическая карта

Цели.

Углубить знания обучающихся о мужестве и героизме советских солдат на примере образа генерал-лейтенанта инженерных войск, профессора Д.М.Карбышева.

Сформировать образ советского солдата, используя воспоминания советских и иностранных военнопленных.

Развивать чувства патриотизма и гражданственности, способствовать развитию чувства сопереживания.

Тип урока

Комбинированный

Формы и методы

Методы: поисково-исследовательские, игровые

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Понятия и термины

Патриотизм, гражданственность

Опережающее

 задание

Знакомство: а) воспоминания военнопленных о  Д.М.Карбышеве;

                     б) мини-плакат «Нет новой войне!»

Планируемый образовательный результат

Объем усвоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта

Научатся: осуществлять поиск дополнительной информации; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Получат возможность научиться: выделять главное, анализировать источники, ориентироваться на понимание одной из причин Победы: героизм советского солдата во II мировой войне.

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: вступать в речевое общение; работать с источником, рассуждать

Структура урока

Этапы

Обучающие,

развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Фор-

мы

Универсальные учебные действия

Конт-

роль

I Самоопределение к деяте

льно

сти

Эмоциональная,

Психологическая и мотивационная подготовка обучающих

ся к усвоению  изучаемого материала

Обсуждение темы и целей урока.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?

В Великом Новгороде, как и во многих городах России, горит вечный огонь. Вечный огонь – это символ народной памяти о погибших. Огонь этой свечи пусть будет частью этой памяти, нашей с вами памяти  -

сегодня.

Тему записывают в тетрадь

Фронтальная

Личностные: понимают значения знаний и принимают его.

Познавательные:

общеучебные -формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск информации

Работа в тетради

II Актуа

лиза

ция знаний

1 Беседа по теме: «Героизм и мужество»

2 Звучит песня «Священная война» (Исп. Ансамбль песни и пляски  РККА)

Даты жизни героя: 1800—1945.

- Какую информацию вы нашли  о нем?

- Что вы можете рассказать о его жизни до 1941 года?

- Какой вывод можно сделать о его службе Отечеству?

Отвечают на вопросы

Слушают песню

Фронтальная

Индивид

Познавательные:

общеучебные -формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск нужной

информации, используя источник или по памяти

Зада

ние

устное

III Постановка учеб

ной задачи

IV Откры

тие нового знания

V Первичное закрепление

Какие возникли вопросы?

1.Прочитать «Правила поведения советских военнопленных в фашистском плену» (Приложение 1)

-записать ответ

2Работать с домашним опережающим

заданием Д.М.Карбышев

(Приложение №2)

 

3 Выполнить задание головоломки и ответить на вопрос

(Приложение №3)

4. Выполнить задание (Воспоминание Г.А.Воронова о жизни в лагере Приложение №4)

- Чего мы еще не знаем?»

- Какие есть предложения?

В начале войны, выполняя специальное задание у западных границ, 8 августа 1941 Дмитрий Михайлович попал в окружение. Контуженный, без сознания, он оказался в плену. Там и написал эти правила поведения, а бывшие узники сохранили их в своей памяти. Задание

- работая в паре, выделите одним словом главную мысль каждого правила, напишите её на листе  формата (А4) и прикрепите ее к доске.

2 Проводит беседу по вопросам:

- О чем говорят нам эти слова?

- Как они характеризуют Д.М.Карбышева?

- Почему его не сразу расстреляли, как других военнопленных?

- Что предлагали фашисты, склоняя его к сотрудничеству?

Поясняет задание, выполняемое обучающимися устно.  Советские воины в 1945 году обнаружили в Берлинской канцелярии документ. На нем сверху красными чернилами было написано: «Направить в концлагерь Флоссенберг на каторжные работы. Не делать никаких скидок на возраст и звание». Само решение фашистов вы узнаете, если сможете выполнить это задание головоломку и ответить на вопрос:

- Почему фашисты пришли к такому мнению?

Гитлеровцы нарушали все международные акты о ведении войны, они обрекали военнопленных на голодную смерть.

Прочитать воспоминание вы сможете, если правильно соотнесете левую колонку слов с текстом.

- Что вы узнали нового?

- Как это можно соотнести к «образу советского солдата»?

- Что вы знаете о его жизни в других лагерях?

Проговаривают цели урока

1Читают текст, выполняют задание, записывают

Отвечают на вопросы

Выполняют задание- головоломку и записывают ответ в тетради

Читают, правильно соотносят слова в тексте

Индив

Работа в парах

Индивид

Индивид

Индивид

Познавательные:

общеучебные – поиск ответа и его запись;

логические – выделение признаков.

Личностные: сохранять мотивацию, проявлять интерес

Коммуникативные:  принимать другое мнение

Познавательные:

общеучебные - формулирование ответа;

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний

Познавательные:

Общеучебные –самостоятельное формулирование ответа;

логические – осознанный поиск информации.

Регулятивные – понимать инструкцию;

Личностное – проявляют интерес к заданию

Познавательные:

общеучебные –самостоятельное выделение и формулирование ответа;

логические – осуществление поиска информации.

Коммуникативные – принимать другое мнение, допускать существование других точек зрения.

Проверка выпол

нения зада

ний  на листе форма

та (А4)

Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы

VI Само

стояте

льная работа с само

проверкой по эталону

1.Выполнить задание

(Приложение № 5)

2. Ответить на вопросы

Все близятся победные дни 1945 года… Майор канадской армии Седдон де Сент-Клер, находившийся вместе с Д.М.Карбышевым в Маутхаузене вспоминает.

Объясняет задание.

- Что нового вы узнали из воспоминаний майора канадской армии?

- О чем нам говорят последние слова Карбышева?

-Что вы можете сказать о последних словах генерала, сказанные им ранее: «Обороняются не стены, а люди. Стены помогают людям обороняться. И поэтому крепость можно уничтожить, а взять не нельзя»

Ищут рациональ

ный путь и выполняют задание

Отвечают на вопросы

Индивид

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответа;

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний.

Регулятивные: принимать и охранять учебное задание.

Личностное: проявлять интерес к новому заданию

Устные ответы

VII Включения нового знанияв систе

му знаний и повто

рений

VIII Рефлексия

Обобщить полученные на уроке

сведения

Звучит

«Бухенвальдский набат» (В.Мурадели-А.Соболева)

1.Проводит беседу по опросам:

-  В чем заключается героизм и мужество советского солдата?

Пусть скорбь и печаль о наших солдатах,  в лице Д.М.Карбышева, обернется сегодня в мужество всех присутствующих на уроке. Человеческая жизнь не должна так умирать. Не должна умирать во время пожаров, взрывов. Ежедневно СМИ передают о новых взрывах, новых военных конфликтах в мире. Народы мира объединяются против нового врага.

- Кто является сегодня этим врагом?

- Сформулируйте кратно идею вашего плаката.

-  Какое новое открытие  вы сегодня сделали на уроке?

- - Где можно использовать ваши знания?

1 Отвечают на вопросы

2 Определяют эмоциональ

ное состояние на уроке

Высказывают свое мнение

Фронталь

ная

Индивид

Индив.

Личностные: понимают значение знаний для человека, развивают способность к самооценке.

Коммуникативные: умеют слышать и слушать.

Личностные: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников

Оцени

вание обучающихся за рабо

ту на уроке и творческое домаш

нее задание

VI До

маш

нее за

дание

Мини-сочинение: «Герой земли новгородской»

Объясняет домашнее задание

Записывают в дневник

Индивид

Приложение №1

Д.М.Карбышев «Правила поведения советских бойцов и командиров в фашистском плену».

(Изложенные независимо друг от друга бывшими узниками Т.Б. Кублицким, А.П. Есиным, П.П. Кошкаровым и Ю.П. Демьяненко)

1. Организованность и сплоченность в любых условиях плена.

2. Взаимопомощь. В первую очередь помогать больным и раненым товарищам.

3. Ни в чем не унижать своего достоинства перед лицом врага.

4. Высоко держать честь советского воина.

5. Заставить фашистов уважать единство и сплоченность военнопленных.

6. Вести борьбу с фашистами, предателями и изменниками Родины.

7. Создавать патриотические группы военнопленных для саботажа и диверсий в тылу врага.

8. При первой возможности совершать побеги из плена.

9. Оставаться верными воинской присяге и своей Родине.

10. Разбивать миф о непобедимости гитлеровских войск и вселять военнопленным уверенность в нашей победе.

Приложение №2

Д. М. Карбышев. 1880-1945.

    Выше всего в жизни Дмитрий Михайлович Карбышев  ставил верность родине и долгу. Поэтому и встретил он свой сметный час мужественно и поднятой головой. До октябрьской революции Д.М.Карбышев  был известным уже инженером, подполковником царской армии. Он имел за плечами опыт строительства оборонительных сооружений,  руководил возведением фортов Брестской  крепости. Был участником и русско-японской  и первой мировой войн. Карбышев истинный патриот своей страны и поэтому бесповоротно отдавал свои силы, знания и опыт молодой республике. В гражданскую войну  руководил строительством военных укреплений против Колчака и Врангеля. В мирные дни преподавал в военных академиях, занимался большой научной и общественной работой. Он стал первым ученым, доктором военных наук, профессором, генерал-лейтенантом инженерных войск.

    Великая Отечественная война Застала Д.М.Карбышева на западной границе, где он выполнял специальное задание. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я  - солдат, а солдату в такой момент уезжать нельзя.  я не могу бросить фронт». Попав в окружение, Карбышев предложил много усилий. Чтобы вместе с частями выйти из него, но 8 августа 1941 года при переправе через Днепр был контужен и в бессознательном состоянии схвачен гитлеровцами. С этого дня начался тяжелый путь по тюрьмам гестапо и лагерям смерти: Остров-Медовецки, Замосць, Хаммельбург, Нюрнберг, Флоссенбург, Майданек, Бреслау,  Освецим, Заксенхаузен, Маутхаузен. Фашисты знали, какого выдающегося военного специалиста им удалось захватить. Желая склонить его к сотрудничеству, они обещали всякие блага и привилегии. Но  Дмитрий Михайлович  отвечал: «Я  не торгую Родиной». Он презирал фашистских палачей и боролся против них. Больной, истощенный, замученный пожилой человек боролся. Все тир с половиной года, до самой смерти. В каждом из лагерей, куда бросали его враги, он участвовал в подпольном антифашистском движении.

(Из воспоминаний личного адъютанта В. В. Власова)    

      «На уговоры переменить голодное лагерное существование на «роскошную жизнь Карбышев отвечал категорически: «Убеждения не выпадают вместе с зубами  из-за недостатка витаминов в лагерном рационе….» Спрашивали, чтобы он хотел от гитлеровского правительства, чтобы перейти из советского подданства в немецкое, он отвечал: «Родиной не торгуют!» Долго  Карбышева уговаривали, задабривали, обещая щедрые подачки. Наконец немецкий генерал, не совладав с нервами, подскочив к Карбышеву и заорал: «Чего же вы хотите? Денег? Назначайте цену. Сколько?»  Едва стоявший на ногах, иссохший, постаревший, тяжело больной Карбышев в ответ плюнул в искаженную злобой физиономию фашиста. Одиночка  в гестапо. Тюрьма в Нюрнберге, и снова шантаж, провокации и пытки. Не добившись своего фашисты обрекли Карбышева на верную смерть.

      Нашими воинами в берлинской канцелярии вермахта был обнаружен документ равносильный смертному приговору. На документе красным карандашом нанесена резолюция: «Направить в концлагерь Флоссенберг на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст». Но и Флоссенберге генерал продолжал борьбу. Всему лагерю известен карбышевский призыв: «Не терять чести даже в бесчестье!» и его же приказ: «Плен страшная штука, но это тоже война, и пока война идет на Родине, мы должны  бороться здесь. Поступайте так и говорите всем, что это я вам сказал!»  Во всех лагерях смерти он вдохновлял участников борьбы с фашизмом, ни на минуты не терял мужества и подбадривал тех, кто впадал в апатию, кого угнетало чувство  безнадежности».

    18 февраля 1945 года Д.М. Карбышев погиб в лагере Маутхаузен во время массовой расправы нацистов над узниками - мести за организованный ими побег двухнедельной давности. Из душевой, куда нацистские палачи пускали то ледяную воду, то кипяток, изможденные люди были выгнаны обнаженными на ночной холод. В  середине февраля 1946 года в английском военном госпитале Брешмот по требованию умирающего майора канадской армии Седдона де Сент-Клера священник и приглашенные представители репарационных служб (в том числе и Советского комитета) зафиксировали его завещание.

Из воспоминаний  майора канадской армии Седдона де Сент-Клера

 «Мне осталось жить недолго, поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым находился в плену в лагерях Ораниенбург и Маутхаузен.

Военнопленные всех национальностей, которые были заключены в этих лагерях, с величайшим уважением говорили о генерале Карбышеве и прислушивались к каждому его слову. Всем было известно, что он крупный военный ученый, сотрудничества с которым немцы, после того как он попал к ним в плен, усиленно добивались. Однако генерал Карбышев остался верен своей Родине, не пошел ни на какие компромиссы и вел среди пленных работу, которая приводила немецких тюремщиков в ярость, а всех честных людей - в восхищение.

Генерал Карбышев остался в моем представлении изможденным стариком лет семидесяти, с удивительно живыми глазами и поражающим запасом оптимизма. Все, кто находился в лагере, годились ему, по меньшей мере, в сыновья. Но не мы его, а он нас поддерживал своей верой в победу над фашизмом, своей преданностью Родине и верностью воинскому долгу. О Красной Армии, о советском народе он говорил с такой любовью, с такой глубокой убежденностью в том, что советские люди освободят Европу от фашистских сил, что ему нельзя было не верить.

Патриотизм генерала Карбышева не был пассивным. Он сумел не только умереть мужественно, но и жить мужественно, что было много труднее в положении, в котором мы находились. Старый человек, он вел среди пленных такую большую агитационную работу, с которой, не знаю, справились ли бы десять молодых. Не фашистские, а карбышевские сводки положения на фронтах ходили у нас по рукам. На все военные события мы смотрели глазами нашего генерала, а это были очень хорошие, очень верные глаза. Они помогали нам заглядывать в будущее, правильно разбираться в событиях и, что очень важно для меня и для многих людей, похожих на меня, помогали понять вашу великую страну и великолепный народ. «Вот это - человек!» - говорили мы между собой о Карбышеве. Советский Союз может гордиться такими гражданами, тем более что, судя по всему, в этой удивительной стране Карбышевых много».

Он был им страшен даже на деревянных колодках, в полосатой робе, высохший, больной, страдавший дистрофией, едва передвигавший распухшие ноги, уже обозначенный не по фамилии, а лишь номером 57221.

                                                                                                                                                                                                                                                                Приложение №3

Головоломка «Герой Отечества»

Задание. Найдите правильный шаг, и вы сумеете прочесть зашифрованное заключение специальных представителей германского штаба о генерале Д. М. Карбышеве.

«АЛЕД ОГОНРЕНЕЖНИ-ОННЕОВ АТСИЛАИЦЕПС ЕВТСЕЧАК В САН У ОГЕ ЬТАВОЗЬЛОПСИ  ИТСОНЖОМЗОВ ЕЛСЫМС В МЫНЖЁДАНЗЕБ ЬТАТИЧС ОНЖОМ АВЕШЫБРАК. АМЗИТОИРТАП И УГЛОД УМОКСНИОВ ИТСОНРЕВ ЕЕДИ МЫННАДЕРП ИКСЕЧИТАНАФ, МОХУД МИКСТСИВЕШЬЛОБ МЫННЕЖАРАЗ ЬЗОВКСАН ЯСЛАЗАКО, ТЕЛ ТЯСЕД  ЬТСЕШ АЗ ОЛИЛАВЕРЕП УМОРОТОК, КЕВОЛЕЧ, ИИМРА ЙОКССУР ЙОРАТС РЕЦИФО ЙЫВОРДАК, РОТАКИФИТРОФ ЙИКСТЕВОС ЙИШЙЕНПУРК ТОТЭ»

 Памятник установлен  на территории концлагеря Маутхаузен (Австрия).

 Скульптор: В.Е.Цигаль

Приложение №4

Воспоминание Г. А. Воронова о режиме концлагеря.

Задание. Соотнесите правильно слова в левой колонке с текстом правой колонки.

Хлеб

Муки

Бараке

опилок

военнопленных

очисток

заболевания

снег

сутки

«…Вода в … совершенно отсутствовала, люди собирали смешанный с грязью … и утоляли жажду. Кормили … раз в сутки. Рацион состоял из 100-200 грамм … , содержащего 50% древесных …., ¾ литра теплой воды с примесью картофельных …, гнилого картофеля или затхлой муки. Это вызывало желудочно-кишечные … , истощение и, наконец, смерть. В то же время военнопленных принуждали работать по 14-16 часов в …

                                                                                                                                                                                                                                                               

Приложение №5

Головоломка «Д. М. Карбышев»

Задание. Если вы правильно подберете ключ к разгадке, то сумеете прочесть надпись на гранитной плите у подножия памятника Д.М.Карбышева.

Б

Ы

У

Н

Ы

Л

Е

Р

Е

Р

Х

В

Ш

Е

А

Г

Л

Я

Р

Ш

М

И

Б

И

Г

О

Н

А

Ы

О

Ы

В.

Л

Е

А

1

А

Е

М

С

О

П

И.

Й

Е

Л-

Н

Й

Б

З

М

Р

Р

9

К

В

О

Т

Г

О

Н

С

Г

Л

Р

С

Р

А

О

Е

В

4

Ю

У.

К

У,

Е

Д

З

О

А

Е

Е

К.

А

М

К

М

Е

5

И

У

У,

Ж

Ь

В

И

В

З

Й

Н

П

К

У

С

А

Ф

Г

Р

Ч

Н

И

Т

И

Ж

Е

Ю

Т

Е

Р

М.

Ч

Т

У

8

О

Т

Е

И

З

Р

Г

Я

Т

О

Е

Ж

О

Д.

Е

С

Т

1

Д

И

Н

О

Н

Е

О

М

С

С

Н

Н

Ф

Р

Н

И

Х

Н

А

М

О

В

Ь

М

М

И

К

О

А

И

Е

О

В

Ш

А

Е

Д

М

У,

И

С

В

О

О

Г

Н

Т

С

С

Ф

А

У

З

Источники.

Герои огненных лет, Кн.3 М, «Московский рабочий»,1978

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. − М.: Воениздат, 1987. т.1.

Деятельностный способ обучения, Великий Новгород, 2011

Голубов С. Н. «Когда крепости не сдаются».

Гормин А.С. Научно-психологические  основы федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, Великий Новгород, 2012

Давыдов Л.Д. Верность, 2-е изд., доп., М., 1984

Попова Н.П. Формирование учебной деятельности учащихся образовательных учреждений. Великий Новгород, 2011

Путеводитель по Брестской крепости. Брест, 1977

Решин Е. Г. «Генерал Карбышев». 4-е изд., испр. − М., 1987.

Солдат, герой, ученый. Воспоминания о Д.М.Карбышеве, M., 1961.

Сайты: ru.wikipedia.org/wiki/Карбышев,_Дмитрий_Михайлович

www.peoples.ru/military/general/karbyshev/history.html

www.lib.okno.ru/pamyatniki/karbychev.htm

Шубина Т.И. Деятельностный подход в обучении http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

Урок мужества: «Ученые – химики в годы Великой Отечественной Войны».

Урок мужества  разработан для учащихся 8-9 классов и посвящён празднованию 70 – летия  Победы в Великой Отечественной войне. Цели урока:ü  Раскрыть вклад химической науки и промышл...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Целевая прогулка-экскурсия в подготовительной группе к памятникам, погибшим Солдатов в годы Великой Отечественной войны

Целевая прогулка-экскурсия в подготовительной группе к памятникам, погибшим Солдатов в годы Великой Отечественной войны...

Презентация - Советский солдат - пехотинец в годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 г.г. Пулеметчик. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.

Назначение этой презентации, -  показать учащимся, сколь труден был путь к Победе в Великой Отечественной Войне и каков был вклад в дело       Победы пехотинцев &nda...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

Внеклассное мероприятие: «Михайловцы в годы Великой Отечественной войны: от солдата до генерала.»

Внеклассное мероприятие: «Михайловцы в годы Великой Отечественной войны: от солдата до генерала.»...