Игра-соревнование "Супер-шанс"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Десятникова  Марина Александровна
Игру можно проводить во время декады истории между учащимися 5-11 классов ( по возрастным группам), после завершения изучения какой-либо темы или курса истории.Игру можно проводить во время декады истории между учащимися 5-11 классов ( по возрастным группам), после завершения изучения какой-либо темы или курса истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл super-shans.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

СУПЕР-ШАНС

Игра для старшеклассников по истории.

Место в учебно-воспитательном процессе:

Игру можно проводить во время декады  истории между учащимися 5-11 классов ( по возрастным группам), после завершения изучения какой-либо темы или курса истории.

Цель :  Развитие познавательной активности учащихся и интереса к истории, как науке.

Задачи: 1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

               2. пробудить интерес к работе с дополнительной исторической и справочной литературой.

 Правила игры:  Игра проводится в три тура по возрастным группам:  5-7 и 8-11 классы. Ответы на вопросы каждого тура можно давать в течение суток. Победителем считается тот, кто даст правильные ответы на все вопросы тура.

Обладателем супер-приза будет участник, победивший во всех трех турах.

Методика проведения:  Вопросы туров вывешиваются поочередно, через сутки. При вывешивании вопросов следующего тура,  одновременно нужно помещать ответы на предыдущий тур и список победителей этого тура ( лучше это делать в форме поздравления). По окончании всей игры победителей награждают на специальной линейке или заключительном историческом вечере. Призы получают победители каждого тура; супер-приз присуждается победителю всех 3-х туров. Можно учредить поощрительные призы за самые полные, оригинальные и содержательные ответы по отдельным вопросам (Самым трудным).

ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

I ТУР-«ГОРОДА»

Русского государства в X- XII вв. (Киев)

Этот город кочевники сожгли дотла, но уцелевшие жители  перешли в Переяславль и дали ему имя своего прежнего города. ( Рязань)

«Злым городом» назвали его за то, что жители оборонялись 7 недель. ( Козельск)

Столица Золотой Орды. (Сарай-Бату.)

Родина М.В.Ломоносова. (Деревня Денисовка, близ Холмогор, Архангельской губернии. )

6. Когда и при каких обстоятельствах был основан г. Симбирск? ( 1648 год.  
После падения Казанского ханства была основана крепость на Симбирской горе. )

   2  Тур – «Исторические события и источники»

Перечислить занятие древних славян. (земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество, охота, бортничество, рыбная ловля и др. )

Что означают слова:
Острога. (Орудие для рыбной ловли. )
Холст. (Ткань из льна. )
Пищаль. (Огнестрельное оружие. )
Посадник. (Боярин, которого в Новгороде народное вече выбирало для управления городом. )

Что это? «Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть  - ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя» . (Карта. )

О каком событии говорится? «Наши стреляли из пищалей, многих татар убили, а их стрелы падали и никого не убили…»
(Стояние на реке Угре, 1480 г. )

«… И гнали их русские с боем как по воздуху и некуда им было убегать, били их 7 верст по льду…» (Ледовое побоище, 1242 год. )
     3 тур – «Исторические деятели»

Кто и по какому поводу сказал: «Если кто не придет на реку… - да будет мне враг» (Киевский князь Владимир Красно Солнышко, 988 г. Крещение Руси. )

О ком эти строки: «Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам…»? (Иван    - Грозный. )

Кто это: «Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью…
После его преобразований Россия стала сильным европейским государством»? (Петр  . )

Впиши нужные слова в строки: «В этот памятный год Москвичи неспроста
Дали прозвище князю… (Иван Калита. )
… (Калита) – это значит мешок для монет
И точнее для князя прозвания нет!

Кто это: «Был человек хорошо образованный и храбрый, хорошо известный в казацких кругах… В результате его деятельности … состоялся великий исторический акт воссоединения Укроаины с Россией» . ( Богдан Хмельницкий. )

Кроссворд (заполняется по горизонтали) :

  4  тур «Историчесие  источники»
1) Самый популярный материал для письма. (бумага. )
2) Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нем писали тушью. (Шелк.)
3) На чем писали в Древнем Египте? (Папирус.)
4) Самый древний т долговечный материал для письма. (Камень.)
5) «Погодите, я напишу два слова на … - сказала старая лапландка, - а то бумаги у меня нет». (Треска.)
6) Всего лишь несколько столетий назад книги писали на …, изготовленном из кожи животных. (Пергамент.)
7) Это материал не нужно было изготавливать, его дарила людям природа. (Глина.)
     Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по вертикали сможете прочесть название материала, на котором писали в Древней Руси. (Береста.)


               
ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ
    Тур – «Города»

1. Назовите города, которые составляют «Золотое кольцо» России. (Москва, Загорск, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Плес, Кострома, Палех, Суздаль, Владимир, Гусь-Хрустальный, Иваново. )

2. Князем каких земель  был Александр Невский(Владимиро-Суздальского княжества0

3.В каком городе был назначен князем Дмитрием Ивановичем сбор всех дружин для участия в Куликовской битве(Коломна)

4.О каком событии говорится в летописи

а)»Огромные полчища стянуты к городу .От стука колес и ржания лошадей не слышно человеческого голоса…»(Осада г Киева.1240 г.)

б)»Неприступная крепость взята.Противник повержен .Россия –черноморская держава»(Крымская война. взятие крепости Измаил)

5.Гербы каких город описаны:

а)»Сидящий воин на коне,

Сражающий копьем дракона.

На густо-красном полотне(Москва)

б)»В красном поле лев на задних лапах.

Желтый зверь с улыбкой на губах

Корпус мощи в теневых

Как восстанье мысли, -на дыбах!»(г.Владимир)

II Тур-« исторические деятели»

1.Востанови историческую последовательность и назови этих деятелей.)Даются портреты 9 выдающихся исторических деятелей, но не последовательно0

2.О ком эти строки:  «Этот умный ,дальновидный и расчетливый князь начал осторожно, но настойчиво и последовательно наносить удары противникам объединения Москвы…При нем было золотое начало самодержавия»(Иван III Васильевич)

3.Кто это «Получил прекрасное образование ,в 1812 г.храбро сражался против Наполеона ,с юношеских лет увлекался общественными науками, изучал сочинения Радищева ,Вольтера ид.р. горячих сторонников революции»(Павел Иванович  Пестель)

4.Кто это : «Правил Владимиро -Суздальским княжеством, опираясь на сильную дружину, распространил свою власть на территории верховьев Волги и Оки; получил свое прозвище за стремление подчинить своей власти отдаленные  города, такие, как Киев и Новгород»(Князь Юрий Долгорукий)

5.Кто автор слов:  «Воины! И пришел час, который решит судьбу человечества!» (Петр Первый накануне Полтавской битвы)

3  Тур-  «Исторические источники»

1.Назовите старинные меры длины. (Верста, пядь ,сажень, локоть, аршин, косая сажень)

2.Назовите старинные меры веса и объема(Бочка ,кладь, пуд, фунт.)

3.Какие вы знаете старинные русские монеты(X-XVII)(Гривна алтын, копейные деньги, рубль, гривенник и д.р.)

4.Назовите славянских богов и духов.(Ярило, Перун, Род, леший, домовой, водяной и д.р.)

5.Родственники ,родившиеся и живущие примерно в одно время(Поколение.

6.Живущие вместе родственники(Семья)

7.Предшественники,основатели города.(Предки)

8.Ряд поколений, происходящих от одного предка(Род)

9.Молодое поколение(Потомки)