Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Тюлькина Надежда Александровна

 

 Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    План конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 «А» классе на тему: «Спартанский полис» учителя истории Тюлькиной Н. А.

Дата проведения: 18.02.2010

Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с местоположением

                                              Спарты, особенностями жизни и управления

                                              Спартанским государством;

                         воспитательная: вызвать у школьников осуждение по поводу

                                                     жестокого обращения спартанцев к местным

   жителям-илотам;

                          развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать

                                                 события на основе исторического анализа,

                                                 развитие монологической речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: беседа

Технология: дифференцированное обучение

Учебное оборудование: учебник «история Древнего мира» Вигасин А.А.,          

                                           Годер Г. И., Свенцицкая И. С. - М.: Просвещение,  

                                           2007; карта «Крито-Микенская Греция»; Годер Г.И.  

                                           Рабочая тетрадь по истории  Древнего мира. 5 класс.

                                           Выпуск 2, Древняя Греция. Древний Рим. – М.:

                                           Просвещение, 2007.

Основные понятия: Спарта, спартанцы, Лаконика, Мессения, дорийцы,

                                     спартиаты, периэки, илоты.

Оформление доски: тема урока, основные понятия, домашнее задание.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Проверка домашнего задания (8 минут):

    а) игра «Что такое? Кто такой?

    б) словарная работа;

    в) проверка заданий № 18 и № 20 в рабочей тетради на печатной

       основе;

    г) развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам.

3. Изучение новой темы (22 минуты).

4. Закрепление изученного на уроке. (3 минуты).

5. Итоги урока (3 минуты):

    - анализ хода урока преподавателем;

    - оценка знаний учащихся и их активности.

6. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока:

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Содитесь.

- проверка отсутствующих на уроке по журналу.

2. Проверка домашнего задания.

    а) игра «Что такое? Кто такой?»

        (дети угадывают зашифрованные слова и объясняют их значение)

   

А

А

А

А

А

     (слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)

          б) словарная работа

         (задание: заменить одним словом)

         1. город-государство (полис)

         2. власть демоса (демократия)

           3. свободные афиняне (граждане)

           4. преобразования в какой-либо сфере (реформы)

           

        в) проверка заданий №18 и №20 в рабочей тетради на печатной основе

            Задание № 18. Впишите недостающие слова.

            Главные требования афинского демоса в 7-ом в. до н. э.

            1. Отменить … (долговое рабство)

            2. Переделить … (землю)

            3. Добиться права самим … (управлять государством)

            Задание № 20. Впишите недостающие слова.

            Главное в законах Солона

            1. Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … (обращать                                                                        

                в рабство)

            2. Архонтом мог стать … (любой)

            3. Для решения государственных дел стали созывать … (Совет знати), в      

               котором участвовали … (жители Аттики)

            4. Судьи выбирались из … (знатных и богатых людей)

       г) развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам:

            Вариант А

          Расшифруйте фразу:

                (чтение наоборот: справа налево)

           «Ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт».

           («Трудно в великих делах сразу же всем угодить».)

            Кто автор этих слов? (Солон)

            Кто такой Солон? (древнегреческий философ, поэт)

          Вариант В

          Афинский государственный деятель Солон, отменивший в Афинах  

          долговое рабство, издал и ряд других законов. Познакомьтесь с одним из

          них и дайте оценку. Справедлив ли закон Солона? «Сын не обязан    

          содержать старого отца, потерявшего работоспособность, если отец в  

          свое время не позаботился о том, чтобы

          сын научился какому-либо ремеслу.» (Солон хотел сделать так, чтобы

       каждый человек умел что-нибудь делать. Закон справедлив: отец должен  

       позаботиться о сыне, чтобы сын мог прокормиться, когда вырастет.)

     

       Вариант С

       Одним из первых законов Солон запретил продавать хлеб за границу,

       иначе говоря, за пределы Аттики. Предположите, какой части населения

       был выгоден этот закон. Против кого направлен? С какой целью он был

       принят? (Закон был выгоден бедным – в Аттике хлеба не хватало.

       Аристократам закон был невыгоден. Они продавали часть хлеба за  

     границу и получали за это большие деньги.)

   

     

3. Изучение новой темы.

План:

          1. Образование Спартанского государства.

                                    2. Спартанцы и илоты.

                                    3. Спарта – военный лагерь.

                                    4. Спартанское воспитание.

  1. Образование Спартанского государства.

 работа с картой «Древняя Греция»

 Ранее мы уже говорили, что Грецию можно разделить на три части. Ребята,         назовите и покажите эти части.

 Сегодня мы будем говорить о южной части. Это часть страны – полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес. На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика, а на юго-западе – Мессения. Эти две равнины, две области разделяет высокий горный хребет Тайгет.

Если говорить об особенностях природы, то можно выделить следующее:

1) сравнительно с Аттикой Лаконика была очень плодородной областью;

еще плодороднее были земли Мессении;

2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее

   благоприятны, чем в Аттике (мало удобных бухт, берег заболоченный,

   мели.)

 Во 2 тысячелетии до н. э. дорийцы вторглись в Грецию.

Словарная работа.

Дорийцы – одно из четырех основных древнегреческих племен, переселившихся в ходе «дорийского вторжения», стали на Пелопоннесе господствующей народностью.

Они обосновались в области Лаконика: в долине реки Эврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

2. Спартанцы и илоты.

 Спартанцы подчинили себе всю Лаконику. Жителей стали называть илотами и заставили их на себя работать.

Словарная работа.

Илоты – местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами.

 По мере роста населения в Спартанском полисе, как и повсюду в Греции, стала ощущаться нехватка земли, пригодной для обработки. Поэтому поначалу спартанцы приняли участие в Великой колонизации (основали колонию Тарент на юге Италии), но затем они захватили соседнюю с Лаконикой обширную и плодородную область Мессению, жителей которой также превратили в илотов. Вся земля Лаконики  и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов. Боясь восстаний, спартанцы время от времени устраивали избиения безоружных илотов.

 В отличие от Афин, где после реформ Салона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты были греки и говорили на одном с завоевателями языком.

Работа в тетради.

Спартанское население: спартиаты (полноправные граждане – имевшие земельный надел, обладавшие политическими правами); периэки (земледельцы, ремесленники, торговцы – имевшие земельный надел, но не имевшие политических прав); илоты (бесправное покоренное население).

 Тот факт, что полноправные граждане составляли меньшинство населения, определял весь образ жизни Спарты. Ориентация на постоянную боевую готовность стала отличительной чертой спартанцев.

  1. Спарта – военный лагерь.

  (по данному вопросу детям дано опережающее задание, один ученик     

  выступает с сообщением)

 Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание; в нем участвовали мужчины – спартанцы. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Однако фактическая власть принадлежала не Народному собранию, а Совету старейшин, куда входили спартанцы старше 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.

 Военное дело было главным в жизни спартанцев. По законам им запрещалось заниматься ремеслами и торговлей. Ремесленные изделия для них производили жители некоторых поселений, которые не были илотами, но и прав по управлению государством не имели. Спартанцы не чеканили монету (роль денег играли железные прутья). Они не имели права владеть изделиями из драгоценных металлов, ездить за границу. Все их время занимали гимнастические и военные упражнения. Вся жизнь спартанцев находилась под контролем старейшин, даже обедать дома с семьей они не могли. Здесь не было крепостных стен. В Спарте, в отличие от Афин, не получили развитие строительство красивых зданий, изготовление статуй, театральные представления и другие виды искусства.

 4. Спартанское воспитание.

(по данному вопросу детям дано опережающее задание, один ученик  

выступает с сообщением)

 Дети принадлежали государству. Крепкого ребенка отдавали в семью на воспитание до семи лет при условии, что он был крепок и здоров. Если ребенок был слабым и тщедушным, его относили на край пропасти. Им прививали такие качества как неприхотливость, неразборчивость, отсутствие страха. С семи лет дети определялись в военные отряды, где их учили драться, петь военные гимны, воровать. Наказывали воришек не за то, что воровал, а за то, что проявил неловкость и попался на воровстве.

 

4. Закрепление изученного на уроке.

Тест «Спартанский полис»

Вариант 1

1. Выберете правильный ответ.

    Спартанцы:

   а) были исконными жителями Лаконки, области в Южной Греции

   б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконику

   в) завоевали Лаконику и подчинили своей власти ее исконных жителей

2. Выберете неправильный ответ.

    В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой

    а) процветали искусство

    б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому    

        порядку

    в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми

       сбрасывали с горного обрыва в пропасть

3. Продолжить перечень.

   Управление Спартой осуществляли:

   а) Совет старейшин

   б)

   в)

4. Найдите лишнее.

    Спартанские мальчики:

    а) упорно занимались грамотой и письмом

    б) часами разучивали военные песни

    в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах  

        сверстников

    г) славились умением красиво и долго говорить

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

    Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

   а) илоты

   б) демос

   в) архонты

Вариант 2

1. Выберете правильный ответ.

   Спарта занимала территорию:

   а) Средней Греции

   б) области Лаконки на севере Греции

   в) областей Лаконика и Мессения в Пелопоннесе

2. Выберете неправильный ответ.

    В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

    а) строились прекрасные дворцы и храмы

    б) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков

    в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

3. Продолжите перечень.

    Илоты в Спарте:

    а) работали на принадлежавших спартанцам наделах

    б)

    в)

4. Найдите лишнее.

   Спартанские мальчики

   а) никогда не воровали чужого имущества

   б) умели стойко переносить лишения

   в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

   г) никогда не подвергались физическим наказаниям

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

    Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и

    бесконечная власть:

    а) Совет старейшин

    б) Народное собрание

    в) ареопаг

(Ответы на варианты: 1,2 – одинаковые: 1 – в); 2 – а); 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1), принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а), г); 5 – а).)

 

5. Итоги урока.

    - анализ хода урока преподавателем:

Линии сравнения

Афины

Спарта

Местоположение и природные условия

В Средней Греции (область Аттика) мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт.)

В Южной Греции (области Лаконика и Мессения) много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.)

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос.)

Спартанцы и илоты.

Занятия

Основные занятия: ремесло и торговля.

Главные занятия: земледелие (илоты) и война (спартанцы.)

Управление

Закладываются основы демократии.

Власть немногих (спартанцев.)

   Вывод: VI век до н.э. Спарта – одно из самых могущественных государств –   полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

 - оценка знаний учащихся и их активности

6. Домашнее задание:

    § 31 (пересказ), задание №22 (вопросы 2 и 3), №23 и №24  в рабочей  

    тетради на печатной основе.

Список используемой литературы:

1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5класс. Учебно-методическое

    пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 220 с.

2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск  2  

   Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Просвещение, 2007. – с.14-17

3. Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира и средних веков.

   Справочные материалы. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 1997. – 125 с.

5. Всемирная история. Энциклопедия для детей. Том 1. – М.: Аванта+, 1997.  

    – 702 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  Р. Ф.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ  № 75

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

НА ТЕМУ «СПАРТАНСКИЙ ПОЛИС».

КЛАСС: 5 «А»

ДАТА: 18.02.2010.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: ТЮЛЬКИНА Н. А.

                 

                                           ПРИСУТСТВОВАЛИ: ЗАМ.  ДИРЕКТОРА

                                                                                         ВЕЛИКАНОВА М.С. ,

                                                                                          УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

                                                                                           БОБРОВИЧ Т. А. И

                                                                                           ПИЧУГИНА Н. Ю.

                         

г. ТОЛЬЯТТИ, 2009-2010 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»

Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока:  изучение нового материалаВид урока:  беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...