Холокост как символ агрессии
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Ходжер Елена Владимировна

      

 

        Представленная методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов средних педагогических учебных заведений.

Данную тему можно включить в раздел: «Мир в 20 веке»  курса «История мировых цивилизаций». Тема рассчитана на 3 занятия (6 академических часов).

Цель - рассмотреть явление человеческой агрессии как феномен кризиса европейской культуры

Задачи: 1. Познакомить с теоретическими исследованиями в области психологии, политологии, этноконфликтологии, изучающие  человеческую агрессию.

              2. Продемонстрировать человеческую агрессию на примере одного из трагических событий второй мировой войны   – Холокосте - массовом уничтожении евреев .        

              3. Проанализировать  данное явление с культурологической точки зрения как событие, разрушающее миф об однозначно прогрессирующем развитии культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hodzher_holokost_kak_simvol_agressii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российский государственный педагогический университет

им. А.И.Герцена

ХОЛОКОСТ КАК СИМВОЛ АГРЕССИИ

Методическая разработка занятий

по курсу «История мировых цивилизаций»

для студентов педагогического колледжа

Выполнила:

 студентка 5 курса

 Института народов Севера

 (спец. культурология и история)

Ходжер Елена Владимировна

Научный руководитель:

 доцент кафедры истории

Лапина Ирина Александровна

Санкт-Петербург,2006


                                                                      Человек – самое опасное животное на земле,

 только он способен уничтожать себе подобных.

Он изобретает оружия самоуничтожения

и не может существовать без войн.

        Представленная методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов средних педагогических учебных заведений.

Данную тему можно включить в раздел: «Мир в 20 веке»  курса «История мировых цивилизаций». Тема рассчитана на 3 занятия (6 академических часов).

Цель - рассмотреть явление человеческой агрессии как феномен кризиса европейской культуры

Задачи: 1. Познакомить с теоретическими исследованиями в области психологии, политологии, этноконфликтологии, изучающие  человеческую агрессию.

              2. Продемонстрировать человеческую агрессию на примере одного из трагических событий второй мировой войны   – Холокосте - массовом уничтожении евреев .        

              3. Проанализировать  данное явление с культурологической точки зрения как событие, разрушающее миф об однозначно прогрессирующем развитии культуры.

Дидактические средства -    1) фильм Ст.Спилберга «Список Шиндлера»;

                                                    2)Материалы из сборников «Черная книга»,

                                                    «Неизвестная черная книга» ;

                                                     3)книга И.Телушкина «Еврейский мир».  

План занятий

Занятия 1-2

1.Вводная беседа .Человеческая агрессия: сущность явления.

2.Демонстрация фильма «Список Шиндлера»

Занятие 3

1.Холокост-Шоа-геноцид как проявление человеческой агрессии.

2.Холокост – как продукт кризиса человеческой культуры.

Экспликация уроков

Занятия 1-2

1.Вводная беседа. Человеческая агрессия: сущность явления.

         Во вводной беседе мы предлагаем выяснить  понимание  студенческой аудиторией феномена  человеческой агрессии и их представления о различных формах агрессивного поведения, в том числе  о  враждебности по отношению к членам определенной этнической или расовой общности.  

   - Что такое агрессия ?

   - Почему люди ведут себя агрессивно?

   - Что вызывает агрессивную реакцию у человека?

    - Какие примеры агрессии на  почве межэтнических противоречий вы знаете?

   

      Существуют теоретические подходы объяснения агрессивного поведения, которые включают в себя биологическое и психологическое и социальное  направления рассуждений и исследований (3.5).

Биологические модели обращаются к эволюционному и генетическим принципам толкования агрессии.

Социобиологический подход трактует агрессию следующим образом: агрессия возникла как адаптивная форма социального поведения в процессе эволюции. Агрессия – форма поведения, развивающаяся у животных и людей вследствии ее потенциальной способности увеличить репродуктивную успешность особи и поэтому способствующую передачи ее генов в процессе естественного отбора будущим поколениям.

      До какой степени этот эволюционный процесс формируется культурой? Вследствие чего возникают межкультурные различия в агрессии? По этим вопросам биологи и социальные психологи до сих пор не пришли к согласию.

Первые психологические модели агрессивного поведения тоже рассматривают агрессию как врожденную предрасположенность к определенному роду реакциям.

На данный момент общим для психологических объяснений агрессии является положение о том , что агрессивного поведения можно избежать. Вероятность его возникновения зависит от влияния множества способствующих и препятствующих агрессии фактов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.

Но по мнению Фрейда, агрессия – это неизбежное свойство человеческого поведения, которое находится вне контроля индивида.

В отличие от тех, кто считают агрессию врожденным свойством человеческой природы, сторонники, так называемой теории научения подчеркивают, что агрессивное поведение в значительной степени порождается «обучением», то есть приобретается посредством процессов научения, как и других форм социального поведения.

Обучение через подкрепление и наказание, и моделирование – обучение через наблюдение за моделями, являются мощными механизмами освоения и осуществление агрессивного поведения.

Иной способ освоения агрессивного поведения заключается в наблюдении за другими людьми, которые ведут себя агрессивным образом.

      Далее предлагается обратиться к примерам, в которых агрессия вызывается принадлежностью объекта агрессии к определенной этнической группе . Враждебность по отношению к членам определенной этнической или расовой общности – явление, которое широко распространено во всем мире и вызывает разные формы агрессивного поведения, от вербального унижения до тяжких форм насилия. Акты расового и этнического насилия составляют значительную долю так называемых «преступлений на почве ненависти», то есть преступлений, мотивом которых выступает предубеждение против представителей определенных социальных групп.

Предвзятое отношение к представителям различных расовых и этнических групп исследуется в качестве потенциальной предпосылки повышенной агрессии против членов этих совокупностей. Однако, как отмечают Бэрон и Ричардсон, между предубеждением и агрессией не существует прямой связи. Будут ли предубежденные люди реагировать по отношению к членам отвергаемых групп более агрессивно, зависит от влияния таких регулирующих фактов, как страх возмездия и анонимность.

Кроме того, было обнаружен, что предубежденные люди не только проявляют дискриминацию в отношении объектов агрессии, но и демонстрирует более сильную склонность к агрессивному поведению в целом , то есть по отношению к представителям всевозможных социальных групп.

Какие же причины ведут к развитию агрессии против других наций?

Стауб (1989) выделяет три группы культурных предпосылок:

  1. возникновение «идеологии антагонизма», вызванное изначальным разделением своя\чужая группа,что затем приводит к тому , что внешней группе приписывается крайне негативные , часто основанные на стереотипных представлениях черты;
  2. «идеология национальной безопасности», в которой непрерывная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяются безоговорочной целью любой ценой господствовать над врагом;
  3. видение мира в свете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданность, национальная гордость или достойная цель. Тох(1993) характеризует этот аспект как миф о благом насилии, которое «получает медали, похвалы и награды».

В приведенном анализе упор делался на психологических механизмах, задействованных в насилии на политической почве. И действительно, как отмечают Мейс, Баллок, Розенцвейг и Весселс, межэтнические конфликты имеют «глубинную психологическую основу и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия справедливости». В то же время верно и то, что на данный вид агрессивного поведения сильнее, чем на другие формы агрессии, влияют факты непсихологического порядка, например исторические и материальные масштабы межгруппового конфликта.

     Затем предлагается рассмотреть конкретные  примеры, которые в «красках» покажут нам, на что способен человек , если ему дадут свободу распоряжаться чужими жизнями. Один из ярчайших примеров история Холокоста.

2.Демонстрация фильма «Список Шиндлера»

       Этот фильм Ст.Спилберга основан на реальных событиях второй мировой войны. Он посвящен одному из ее сюжетов – истории спасения евреев, работавших на фабрике О.Шиндлера. Фильм рассказывает об агрессии и гуманизме как двух типах человеческого поведения.

 Демонстрация фильма может предваряться вопросами.

    - Что вы можете сказать о мотивах агрессивного поведения немецких солдат и офицеров  по отношению к евреям в разных ситуациях?

     - Почему именно немцы, одна из самых культурных наций в Европе, стали виновниками  этой трагедии?

- Что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в крайних ситуациях?


Занятие 3

1.Холокост-Шоа-геноцид как проявление человеческой агрессии.

        На третьем занятии мы актуализируем понятие агрессии, рассматривая, каким конкретным содержанием  был наполнен  термин Холокост  в истории нашей страны.

О терминах не спорят. В англоязычном мире для обозначения рассматриваемых нами  событий укрепился термин «холокост».(В переводе с греческого «holocauston» - жертва всесожжения). Между исследователями данной проблемы встречаются разногласия, так как термин «холокост» обозначает религиозную жертву, приносимую добровольным путем. В Европе этот термин употребляется все реже и реже, вместо него используются слова «геноцид» или «шоа» (иврит термин обычно употребляется в Израиле). В нашей стране этот термин вошел в употребление недавно, и не слишком хорошо приживается в образовательном процессе. Мы предлагаем использовать термин «холокост» как символ агрессии. Холокост в полной мере раскрыл «темную» сторону  человеческой природы.

Без имен, дат и указания места, можно привести примеры из «Черной книги», которые без лишних слов покажут то, на что способен человек, которому дано право распоряжаться чужими жизнями(6).

…свыше 33 тысяч евреев согнали в одно место и убили в течении двух дней. А их тела закопали в огромных ямах…

…от аэродромных амбаров к ямам вели группами по 40 человек…Пока эсэсовцы убивали одну партию, вторая уже, сняв верхнюю одежду, ожидало очереди в нескольких десятках метров от ям , … Весь день длилось это чудовищное избиение невинных и беспомощных людей , весь день лилась кровь. Ямы были полны крови, глинистая почва не впитывала ее, кровь выступала из края… . Раненные , падая в ямы , гибли от выстрелов эсэсовцев , а захлебываясь , тонули в крови , наполнившие ямы …

…у матерей , мужья которых были евреи , начали отнимать детей… Но для матерей придумали казнь более изощренную , чем прямое убийство. Детей навалом , как поленья , накидывали на грузовую машину. Они падали на ее дно с глухим стуком. Потом их увезли. Возле городских боен , …, все дети были расстреляны. Матерей оставили жить ,они  были уже душевно убиты , и немцы были уверенны , что они никогда не воскреснут…

…эсэсовец поднимал еврейского ребенка за волосы одной рукой , другой стрелял в ухо из пистолета…

…евреев загнали в склад стекла , где их заставили босяком плясать по битому стеклу и специально подготовленным доскам  , утыканными гвоздями. Так страшно и подло издевались немцы над людьми перед смертью…

…по дороге гестаповцы безжалостно издевались над людьми и избивали их. Одна пожилая женщина упала. Полицейские ее подняли и в великой злобе разрубили тело на куски…

…глухая старая женщина 60 лет , не слышала приказа и не сразу вышла из подвала , где она ютилась. Гестаповец схватил ее за седые волосы и саблей отрубил голову…

…ребенок упал на дорогу. Подошел немец , поднял младенца за ножку и ударил его головой о борт автомашины…

…маленьких детей перед тем как бросить в яму , разрывали на куски …

…раздирали надвое детей , ухвативши за ноги , били головой о камни. У женщин отрезали груди. Заживо закапывали целые семьи или сжигали на кострах…

…она как бы пьянела от собственной жестокости и с дикими криками разбивала детские головки прикладами с такой силой , что мозги разбрызгивались на большие расстояния…

…прокалывали лагерникам головы пиками или разбивали молотами , душили или распинали на крестах , вбивая гвозди в живое тело…

…евреев вводили в огромный зал , вмещавший до тысячи человек. В стенах зала немцы провели электрические провода. Они были без изоляций. Такие же провода были проведены и в полу. Как только зал наполнился голыми людьми , немцы пускали по проводам сильный электрический ток…

…немцы отбирали более полных людей , убивали их и варили из них мыло ...

…убийствам предшествовали невообразимые истязания : людям резали тела , рвали зубы , забивали гвозди в голову , их держали голыми на морозе и обливали холодной водой , их избивали палками и прикладами до потери сознания…

…у людей перед смертью вырезали языки, им выкалывали глаза, вырывали волосы…

    Как это стало возможным?


  2.Холокост – как продукт человеческой культуры.

    Все  что создано человеком, считается продуктом культуры. Из пятисот определений культуры выделим главное. Культура   (от лат. «cultura») - возделывание,  обработка, почитание.    Возникает серьезный вопрос: всякий ли результат культурной человеческой деятельности можно считать позитивным? Идеология и организация немецкого государства (немецким государственным  духом  так гордились немецкие философы!) привели к трагическим событиям Холокоста. Животные не способны на организацию коллективной жертвы. На сегодняшний день, на наш взгляд, понятие Холокост стало шире, чем его первоначальное значение.  Это - символ массового, широкомасштабного,  рационально организованного, хладнокровного убийства, символ  организованного  обнажения самого грубого, животного начала в человеке.

      В качестве аргумента  приведем цитату из «Черной книги»: «Массовые убийство, угон в рабство миллионов людей имели свой график, свои нормы, распределялись по срокам поквартального и месячного выполнения. Переброска миллионов обреченных на смерть людей требовала соответсвующего планирования железнодорожных перевозок. В строительстве газовых камер и крематориев для сожжения трупов участвовали химики, теплотехники, инженеры и техники – строители ; эти сооружения проектировались, проекты подвергались обсуждению и утверждались. Техника массовых убийств была разработана по отдельным операциям, как обычный производственный процесс. Драгоценности и деньги убитых поступали в государственные фонды ; мебель, вещи, одежда, обувь подвергались сортировке , концентрировались на складах , а затем распределялись. Сельскохозяйственные и военные мыловаренные предприятия получали по соответствующим заявкам и распределяли женские волосы, пепел и дробленые кости убитых. Нет это не был смерч, промчавшийся по Европе. То была теория и практика расизма. То был замысел и его осуществление. То была идея и воплощение идеи. То был чертеж и здание, построенное по этому чертежу».(6, с.4)

      Обычно говорят, что палачи, каратели – не были людьми в полном смысле этого слова, что человек в трезвом рассудке не смог бы пойти на такое. Спрашивается, в силах  ли больному человеку с такой тщательностью продумать подобные действия? Конечно, нет. Все это было задумано и организовано рационально мыслящим человеком, и его «отпечатки рук» видны без экспертизы.

      Мы живем в сложное время. «В этом техногенном мире легко потерять любовь, цена любви – одиночество, а истинное счастье уже давно поселилось где-то вне этой планеты». Звучит достаточно пессимистично, но как говорил Ницше: «нормальные люди оптимистами не бывают» и если ты три дня ходишь веселым, значит, от тебя что-то скрывают. Не случайно привожу слова великого немецкого философа. Да, немецкая нация дала миру большое количество мыслителей и в то же время внесла в него не меньше разрушения. Агрессия и ненависть очень часто принимают «культурные» формы различных идеологий, мимикрируя в тех или иных социальных обстоятельствах. Поэтому – будем пессимистами. Это помогает сохранить самоконтроль и бдительность.


Список использованной литературы

  1. Аьтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945.-М.,2002.
  2. Буянов М.И. Холокост и психика.-М..1998.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб.,2000.
  4. За гранью понимания. Философы и богословы о холокосте./под. ред. Дж.К.Рота, М.Беренбаума.-Киев,2003.
  5. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии.-СПб.,2003.
  6. Черная книга/ сост. В.Гроссман , Ил. Эренбург.-Запорожье.,1991.

 

   

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...

"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"

В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...

Агрессия. Виды агрессии. Виртуальная агрессия.

Мы часто говорим про здоровье наших детей, имея в виду здоровье физическое, и редко думаем об их психическом здоровье. Говоря о виртуальной агрессии, прежде всего, нужно определиться, что вообще ...

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите....

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...