Разработка урока для 9 класса "Все для фронта!Все для победы!"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Урок в теме "Великая Отечественная война" раскрывает организацию работы тыла. Разработан с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Все для фронта, все для победы!»

Класс: 9

Учитель: Таран Елена Александровна, учитель истории и обществознания

Тема урока: «Все для фронта, все для победы!»

Предмет: история, 9 класс

Методическая информация

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ

Цель урока: раскрыть роль тыла в подготовке победы над врагом.

Задачи: - показать основные направления деятельности правительства по организации отпора врагу, раскрыть проблемы и трудности;

-формировать умение работать с видеофрагментами, понятиями, иллюстративным материалом; умение найти ответы на поставленные вопросы к кинофрагменту;

-продолжение формирования навыков работы с ИКТ; составление презентации по теме;

-воспитание патриотизма, веры в могущество и силу советского народа;

- краеведение: показать вклад нашего края в разгром врага.

Обоснование темы: урок является частью темы «Великая Отечественная война» и краеведения

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, коллективная

Основные понятия урока: тыл, эвакуация, Ставка ВГ (Верховного Главнокомандования), ГКО (государственный комитет обороны)

Предварительное задание: подготовить презентацию на основе краеведческого материала

Рефлексия деятельности на уроке: использование социального опыта для оценки событий

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал (понятия), компьютерная презентация, кинофрагменты, аудиофрагмент

Использованные источники и литература:

  1. Учебник 9 класс.Загладин и др. История России. XX век. Издательство «Русское слово»
  2. Аудиофрагмент «Жди меня», стихотворение в исполнении автора К.Симонова http://gotrack.ru/video/tvorcheskie/konstantin-simonov-zhdi-menja.html
  3. Аудиофрагмент, песня  «Священная война»
  4. Видеофрагменты «Советский тыл в годы войны», «Эвакуация»
  5. Ресурсы Интернета.

Приложения: презентация «Все для фронта! Все для победы!», презентация  «Вологодская область в годы войны», приложение 1

Ход урока:

1 этап: вхождение в тему  

Вспомним. Слайд  3. Звучит песня «Священная война»

Учитель:22 июня 1941 г. Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, война за свободу, война не на жизнь, а на смерть. Перед страной нависла опасность потери независимости. Особенно тяжелыми были первые месяцы войны.

Вспомним основные события этого этапа.

Ответы учащихся. Показ по карте продвижения немецкой армии в первые месяцы войны.

Учитель: Перед правительством встала нелегкая задача: организовать отпор врагу в условиях, когда мы потеряли огромные территории: важнейшие стратегические объекты промышленности и сельского хозяйства оказались на территории, занятой врагом.

Слайд 4. Схема «Организация управления в годы войны»

Учитель: Необходимо было организовать работу фронта, провести эвакуацию из прифронтовых районов, наладить промышленное производство в тылу, а также скоординировать действия армейских частей и возникших на захваченной территории партизанских отрядов и групп подпольщиков. Сегодня мы остановимся более подробно на работе тыла.

Слайд  5  «Все для фронта, все для победы!»

Именно под таким девизом самоотверженно работали советские люди все долгих четыре года.

Именно так и звучит тема сегодняшнего нашего урока. Что означают эти слова? Ответ на этот вопрос вы должны дать после изучения материала.

2 этап: Изучение нового материала

Слайд  6  План урока.

1.Организация работы фронта и тыла

2.Создание системы управления страной в военное время

3.Эвакуация

4.Тыл в годы войны

5.Вклад нашего края в разгром врага

6.Культура

Слайд   7 «Управление в годы войны»

Задание учащимся: по ходу моего объяснения записать схему в тетрадь.

Учитель: В первые же дни войны были созданы Ставка ВГК и ГКО, сосредоточившие все нити управления. Во главе этих важнейших органов власти встал И.В. Сталин. Это означало полную  централизацию власти, что в тех условиях было необходимой мерой. Предстояло перестроить все народное хозяйство, перевести его на военные рельсы.

Слайд 8.  Карта «Перестройка народного хозяйства и развитие экономики в 1941-1945»

Учитель:Перед вами карта, где красными стрелками обозначены направления эвакуации. Где же предстояло развернуться новым промышленным районам? И почему?

Ответы учащихся. На востоке, в Сибири, за Уралом.

Учитель: Что же такое эвакуация? Работа с понятиями. На партах раздаточный материал с определениями из различных источников.

Задание учащимся: Прочитать. Выбрать наиболее понятное вам. Озвучить, объяснить, почему выбрали. Записать в тетрадь ( для экономии времени можно каждому распечатать).

Ответы учащихся.

Эвакуация – это вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию      словарь Ефремовой

Слайд 9. «Эвакуация»

Учитель: Эвакуация проходила в неимоверно сложных условиях. Сейчас вашему вниманию будет представлен  кинохроника военных лет.

Задание учащимся: Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: с какими трудностями столкнулись советские люди? Какие проблемы возникли в первый эвакуационный период ?

Просмотр кинофрагмента «Эвакуация»

Учащиеся отвечают на вопросы. Возможные ответы: фронт был рядом, брали только ценное, уничтожали то, что не могли эвакуировать, огромные масштабы эвакуации.

Учитель: Но это было лишь начало. Необходимо в кратчайшие сроки организовать работу тыла, чтобы обеспечить  армию всем необходимым для борьбы с врагом.

Слайд 10. «Тыл в годы войны»

Работа с понятием. По алгоритму.

Тыл - Территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта. Словарь Ефремовой

Учитель: Просмотрите еще один кинофрагмент.

Задание учащимся: Обратите внимание на цифры, которые будут названы (лучше запишите их). И попробуйте найти ответы на вопросы:  какие сложности возникли в работе тыловых районов? С какими трудностями, проблемами столкнулись советские люди?

Ответы учащихся.

Возможные ответы: Цифры: 1,5 млн. вагонов, около 10 млн. человек, около 2 тыс. промышленных предприятий (1 в день)

Трудности: женский и детский труд, под открытым небом, в тяжелых климатических условиях, не хватало сырья.

Учитель: И тем не менее к середине 1942 г. наша промышленность стала производить военной продукции больше, чем Германия с ее завоеванными территориями.

Слайд 11,12 «Военная техника»

Многие образцы военной техники, созданные в конструкторских бюро, превосходили по боевым параметрам немецкую технику. А наши реактивные установки «Катюша» наводили ужас на немецких солдат.

Вопросы учащимся: В чем же причины таких успехов? Вспомните кадры хроники, подумайте.

Ответы учащихся.  Возможные ответы: патриотический подъем, неимоверные усилия, стремление к победе.

Учитель: Это был великий подвиг тружеников тыла.

Наша область также являлась прифронтовой. И жители нашего края внесли весомый вклад в победу. Вашему вниманию будет представлена информация о вкладе наших земляков в разгром врага.

Ученик: Сообщение в форме презентации. Учитель кратко обобщает.

Слайд  13. «Культура в годы войны»

Учитель: Огромную пропагандистскую роль  сыграла и культура в годы войны.

Задание: Перед вами плакаты периода Вов. Именно такой жанр  живописи использовался в годы гражданской войны. И вновь художники обращаются к  плакату.  Какую роль играла такая форма живописи? Почему именно такой жанр использовался в тяжелые для страны времена?

Ответы учащихся. Возможные ответы: содержится краткий призыв, яркие, лаконичные, привлекают внимание.

Учитель: Вы слышали на прошлом уроке  и вначале этого отрывок из песни, ставшей гимном Вов. «Священная война» - так называется эта песня на слова Лебедева-Кумача и музыку Александрова. Песня «Синий платочек», звучавшая в кинофрагменте, воспевает подвиг женщины - труженицы. Писатели, поэты вдохновляли своими произведениями, призывали к беспощадной борьбе с врагом. Произведения Твардовского, Симонова звучали в землянках, в минуты передышки между боями, в домах советских людей в тылу. Стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное в 1941 г., читалось и перечитывалось как бойцами, так и женщинами, ждущими весточки с фронта. Послушайте его в исполнении автора. Запись 1945 г. Это вселяло надежду и тем, кто воевал, и тем, кто ждал и работал в тылу.

Слайд 14. Все для фронта, все для победы.

Учитель: Что же означают эти слова?

Ответы учащихся. Возможные варианты: Единство всех действий, все для разгрома врага.

Слайд 15. Вывод.

Учитель: Единство фронта и тыла стали одной из  важнейших предпосылок коренного перелома и победы в войне. К середине 1942 г. у нас создается паритет (равновесие) сил с Германией, и начинается новый период в истории ВО и второй мировой в целом – коренной перелом. Но это материал уже следующего урока.

Слайд 16. Домашнее задание.

Подведение итогов: Оценка работы на уроке.

3 этап. Заключительный.

Рефлексия.  Что вы взяли с  урока? Что понравилось на уроке? Что не удалось, на ваш взгляд?   Ответы учащихся.

Приложение 1. Раздаточный материал

ЭВАКУАЦИЯ

-Вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию      словарь Ефремовой

-Организованный вывоз населения, учреждений, имущества, оборудования и т.п. из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения, стихийного бедствия или подвергшейся стихийному бедствию, в другое место для сохранения от опасности. БСЭ

-Организованный вывоз кого-чего-н. из одной местности в другую для предохранения от опасности или с целью возвращения на постоянное место. Эвакуация гражданского населения с театра военных действий. Эвакуация ценностей перед сдачей города неприятелю. Эвакуация пленных на родину. Эвакуация оккупационной армии.    словарь Ушакова

ТЫЛ

территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта. Словарь Ушакова

Территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта. Словарь Ефремовой

вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме района (зоны) военных действий… БСЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

разработка урока истории "Причины, цена и значение Великой Победы" 11 класс.

Представлена разработка урока, презентация, документы....

Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса: «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

Исследовательская работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ней отслеживается вклад тружеников тыла в победу в ВОВ. Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформл...

Методическая разработка урока литературы « А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…». Поэзия Веры, Надежды, Любви…

Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века  оставалась тема Великой Отечественной войны.Цель  урока – знакомство ...

Методическая разработка урока по немецкому языку, посвященному 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт!"

Данный урок разработан в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в великой Отечественной войне...

Разработка урока «Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы»

В основе урока лежит рассмотрение баллистического движения снарядов. Используется дополнительная информация исторического и технического содержания....