"Экономическое развитие России при Петре I" - урок истории в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Елена Валентиновна Новикова

На уроке учащиеся знакомятся с экономическим развитием России при Петре I

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_pri_petre.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое развитие России при Петре I

         Цель: Познакомить учащихся с экономическим развитием России при Петре I

         Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, каме-рализм, мануфактура, таможенный тариф, подушная подать.

         Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII в.

       План: 1. Экономические проблемы России в начале XVIII в.

                   2. Решение экономических проблем Петром I.

                   3. Итоги экономического развития России при Петре I.

         Ход урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

     (тетрадь на печатной основе)

  «3» задание №3

  «4» задание №3,4

  «5» задание №1

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать деятельность Петра I.

 Когда мы начинаем с вами изучать деятельность нового правителя, о чем мы в первую очередь говорим? (о политике)

 Политику Петра Великого мы с вами изучили.

 Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (об экономике)

А что такое экономика? (Существует большое количество определений понятия экономика. Одно из них – это производство и потребление материальных благ)

 Что такое материальные блага? (Материальные блага – еда, одежда, топливо, металлы, жилье и т. п.)

 Могут ли люди обойтись без экономики? (нет)

 Важно ли развитие экономики в эпоху реформ? Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита? (нет, нельзя)

 Каково же было развитие экономики  России в  начале XVIII в., когда Петр I начал свои реформы?

(Опережающее задание сильным учащимся: протекционизм с. 123-125 п. 3,4,5; камерализм с. 126 п 6; меркантилизм с. 127 п. 7)

 Российская экономика значительно отставала от европейской по уровню своего развития. Страна нуждалась в более тесных связях со странами Европы. Вставала необходимость модернизации отсталой аграрной страны.

 Что такое модернизация? (Процесс преобразований, усовер-шенствований)

  В результате, каких причин государство стало уделять  большое внимание  на развитие экономики?

   Работа с текстом § 16  п. 1

 Работа со схемой.

   

 Нехватка промышленных изделий                                        Нехватка сельскохозяйственного сырья

(ремесленных и мануфактурных)                                            для армии и флота

   

Усиление роли государства

в развитии экономики

протекционизм                         камерализм                                                меркантилизм

 Записать в тетрадь.

       Протекционизм – защита интересов отечественных производителей и торговцев.

      Меркантилизм – преобладание вывоза товаров над ввозом.

      Камерализм – увеличение государственных налогов

 Давайте вспомним, кто из русских реформаторов XVII в. пытался провести реформы? (Голицын В.В.)

 Теперь давайте выясним, к каким результатам привела экономическая политика Петра I

Чем экономика России XVII в. отличалась от экономики России XVIII в.? Сравнить карты «Экономическое развитие России в XVII –XVIII вв.» (атлас) стр. 39 и стр. 127

Итоги экономической политики Петра I

Рост внешней торговли,                               Рост промышленного                            рост налогов

Активный торговый баланс                                       производства                    привел к обнищанию

России                                                                                                                         крестьян

                                               

                                 Россия – ведущий экспортер

                                  металлов в Европе.

Какой же вывод можно сделать по данной схеме?

Вывод: Экономическая политика Петра помогла России выиграть Северную войну, сделала Россию ведущим экспортером металлов в Европе, но привела к обнищанию большинства населения.

IV. Домашнее задание  

     § 16

Задание №3. Заполните пропуски в тексте.

  1. Вместо Боярской думы был избран __________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
  2. Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 _______________, работа которых была более эффективной.
  3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал ____________________________________.
  4. Страна была разделена на 8 ________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

Задание №4. Заполните пропуски в тексте.

Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры ___________ . После ее смерти, по мере углубления реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к первой жене царя _____________ и к его сыну __________.

_____________________________________________________________________________________

Задание №3. Заполните пропуски в тексте.

  1. Вместо Боярской думы был избран __________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
  2. Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 _______________, работа которых была более эффективной.
  3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал ____________________________________.
  4. Страна была разделена на 8 ________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

Задание №4. Заполните пропуски в тексте.

Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры ___________ . После ее смерти, по мере углубления реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к первой жене царя _____________ и к его сыну __________.

___________________________________________________________________________________

Задание №3. Заполните пропуски в тексте.

  1. Вместо Боярской думы был избран __________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
  2. Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 _______________, работа которых была более эффективной.
  3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал ____________________________________.
  4. Страна была разделена на 8 ________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

Задание №4. Заполните пропуски в тексте.

Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры ___________ . после ее смерти, по мере углубления реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к первой жене царя _____________ и к его сыну __________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

«Создание условий для развития памяти и мышления на уроках истории в классах коррекционно-развивающего обучения»

Формирование условий для развития памяти и мышления на уроках истории у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Конечно, необходимо знание фактов, явле...

Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.

Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....

Технологическая карта изучения этапов урока по теме «Экономическое развитие России в первой половине XIX века» 8 класс по ФГОС ООО

Технологическая карта урока с указанием этапов урока, времени, заданий для учеников, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, деятельности преподавателя, деятельности учен...

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс

Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...