«Создание условий для развития памяти и мышления на уроках истории в классах коррекционно-развивающего обучения»
статья по истории (5 класс) по теме

Формирование условий для развития памяти и мышления на уроках истории у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Конечно, необходимо знание фактов, явлений, событий, понятий. Но это репродуктивный уровень знаний. Подчас ребята запоминают на один урок, пока не спросит учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_luize_no_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Садыкова Луиза Мансуровна                                                                                    Учитель истории ОГКОУ СКОШИ № 16

«Создание условий для развития памяти и мышления на уроках истории в классах коррекционно-развивающего обучения»

Формирование условий для развития памяти и мышления на уроках истории у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Конечно, необходимо знание фактов, явлений, событий, понятий. Но это репродуктивный уровень знаний. Подчас ребята запоминают на один урок, пока не спросит учитель.

            Мне кажется, что большой эффект был бы, если бы ребята сами добывали знания, делали собственные открытия на уроках, развивая таким образом память и мышление.

          Мышление – есть обобщённое и опосредованное отражение действительности, отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

          При решении возникшей задачи применяются мыслительные операции, которые составляют суть мыслительного процесса.                  Это – анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. 

Действительно, чем старше школьник, тем значительнее роль понятийного мышления. Недостаточное развитие понятийного мышления во многом тормозит осознание школьниками исторического процесса. И в то же время, бедность образного мышления может привести к излишней формализации исторического мышления детей. В данном случае, имеется постоянная необходимость продумывания соотношения образного и понятийного мышления в преподносимом материале истории.

В современной школе одной из важнейших задач школы является повышение умственного развития детей, формирования у учеников умения самостоятельного мышления, активного отношения к изучаемому материалу, умение видеть существенное, совершать обоснованные выводы и суждения. Это является требованием к современному уроку в условиях реализации требований ФГОС.

Намой взгляд формирование мышления учащегося,  в школьном обучении истории создает одновременно возможность специфической особенности умственной деятельности, так называемого исторического мышления. В характеристике исторического мышления,  можно выделить  следующие компоненты:

  1. Способность осознавать исторический процесс как сочетание единичного особенного и всеобщего.
  2. Умение охватывать исторический процесс в единстве объективных закономерностей и субъективных действий людей.
  3. Понимание исторической линии развития, умение оценивать и рассматривать исторические явления в процессе их возникновения, развития и  в их локализации в пространстве и во времени.

Наблюдая за особенностями  мышления учащихся 5 классов, было выявлено  то, что не у всех учеников сформировалось умение вести мыслительный анализ содержания материала с целью выделения существенных положений. Часто анализ опирается на случайные ассоциации. Прослеживается картина таких связей,  как:

  • Выделение элементов наиболее  знакомых, первичных, которые и становятся отправными для рассуждений, мысль работает по принципу простой аналогии. Другие признаки не замечаются.
  • Бывает, что восприятие ученика сосредотачивается на какой-либо фразе или даже слове в содержании материала, и тем определяется все направление анализа.
  • Иногда анализ исторического материала основывается на наиболее эмоциональных сторонах его содержания. Эмоциональное впечатление оказывается ведущим и иногда становится базой  неправильных обобщений.
  • Часто анализ подменяется просто пересказом текста.

    Следует добавить и выделить ошибки детей при выделении причинно-следственных связей и закономерностей. В результате выводы, обобщения строятся на неверных посылках, страдают поверхностью, случайностью.

   Ученикам 5 класса на уроках иногда необходимо освоить несколько понятий. А ведь известно, что освоение трёх новых понятий на уроке уже представляет трудность для ребят. Невольно создаётся тенденция к механическому запоминанию текста без достаточного осмысления.

    В то же время можно отметить высокую степень заинтересованности детей на уроках в 5 классе. Постоянно видишь эмоциональное восприятие рассказа о тех или иных событиях истории, стремление понять смысл изучаемого. Конечно, ученикам 5 класса легче усваивать конкретный исторический материал, внешнюю картину исторических событий. Материал истории в их представлении легко приобретает эмоциональный характер сказочности. Но, возможно, необходимо развитие более высоких форм умственной деятельности – смысловой памяти и понятийного мышления. Несомненно в формировании условий для развития памяти и мышления на уроках истории, должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения учащихся. Повышение условий для развития памяти и мышления на уроках истории  первоочередная задача взрослых: задача учителя и родителей. Воплощение изложенного подхода позволяет внедрять широкие возможности педагога и соответственно родителей в образовательный  и воспитательный процесс.  

Список литературы.

  1. «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах». Составители: Е.А.Лапп, Е.В.Шипилова, Волгоград,  издательство «Учитель», 2012 г.
  2. И.В.Комарова «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС», С.-Петербург, издательство «Каро», 2014 г.
  3. «Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении» под редакцией Т.С.Горбуновой, Волгоград, издательство «Учитель», 2014 г.
  4. И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя», С.-Петербург, издательство «Каро», 2013 г.
  5. «Современная оценка образовательных достижений учащихся», под редакцией  И.В.Муштавинской, Е.Ю.Лукичёва, С.-Петербург, издательство «Каро», 2015 г.
  6. М.Н.Капранова «Методика проектирование урока в современной информационной образовательной сфере. Опыт работы по ФГОС». Волгоград, издательство «Учитель», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства

В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....

«Создание условий для развития исследовательских умений гимназистов на уроках английского языка»

В «Стратегии модернизации содержания образования» указывается, что  происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов   образования, педагогических техно...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Выступление на педсовете "Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"

Каждый ребенок рожден творцом, Создание красоты -это творчество.Творчество-это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим. Если в жизни...