Судьба Марии
творческая работа учащихся по истории (10 класс) по теме

Умурбаева Кываш Гайнендиновна

 

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ, туристско – краеведческого движения

«ОТЕЧЕСТВО. САРАТОВСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ».

Тема: «Судьба Марии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_marii.doc98 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc680.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ,

туристско – краеведческого движения

«ОТЕЧЕСТВО. САРАТОВСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ».

Управление образования, МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Тема: «Судьба Марии»

Автор: Жумашева Камила

ученица 10 класса

МОУ СОШ п. Мирный

Дергачевского района

Саратовской области

Научный руководитель:

 Умурбаева К. Г.

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ п. Мирный

Телефон: 4-68-27

2010 год.

Введение

                                                                   Война – жесточе нету слова.

                                                                        Война – печальней нету слова.

                                                                 Война – святее нету слова.

                                                             В тоске и славе этих лет.

                                                          И на устах у нас иного

                                                               Еще не может быть и нет.

                                                                                  А. Твардовский. 1944 год.

     Тема войны была, есть и будет актуальна во все времена. Очень много писателей создали замечательные произведения, наполненные героизмом, искренностью чувств, патриотизмом… Многие солдаты, заглянувшие в  жестокие глаза войны, также в дальнейшем стали писателями.  

     Война - это трагедия всего народа, всего государства. Реками лилась  человеческая кровь, целые города и деревни были устланы трупами павших  в бою, и просто мирных жителей, миллионы детей остались сиротами, еще  больше жителей - лишились крова, люди угонялись фашистами в плен,  уничтожались с особой жестокостью. Весь мир содрогался при одной только  фразе: «ВОЙНА…»

     Но люди  решительно встали на защиту своей Родины, на защиту  человеческих прав и свобод. Мы  сейчас, замерев от ужаса и не веря, слушаем ветеранов, тех,  кто был на войне, тех, кто испытал  все эти тяготы  и нечеловеческие пытки. На полях сражений истреблялись целые народы.  

     И мы, современные люди, потомки героев, павших на войне и  оставшихся в живых, обязаны чтить память о них, уважать наших дедов, передавать другим поколениям историю нашей страны. Мы должны осмыслить, насколько героичен был наш народ, какие великие подвиги были совершенны для сохранения независимости нашей родины.

     Независимо от возраста очевидцы и сами участники войны никогда не забудут те страшные годы. И поэтому, пока не поздно, пока живы воспоминания этих людей, я решила написать исследовательскую работу, основанную на реальных событиях и воспоминаниях жительницы нашего посёлка Панченко Марии Савельевны.

     Цель исследовательской работы: Провести исследование положения жителей на оккупированной территории  Брянской области в годы Великой отечественной войны. Определить мотивацию поведения людей в оккупации.

В написании исследовательской работы о жизни Панченко Марии Савельевны и других людей  я поставила перед собой следующую  задачу: показать тяжелое положение людей, живших  в годы Великой отечественной войны на оккупированной фашистами территории.

1

     При написании исследовательской работы были использованы следующие источники:

  1. Воспоминания  Панченко Марии Савельевны;
  2. Статьи из Интернета о годах оккупации на Брянщине во время Великой отечественной войны.

2

Глава I. Детство.

     Панченко Мария Савельевна родилась 1 января 1924 года в Брянской области, Трубчевского района в селе Селец. Их крестьянская семья была очень большой и многодетной.

     Отца звали Леонов Савелий Семенович, мать – Демченко Полина Ивановна. В семье было пятеро детей: старший сын - Алексей 1919 года рождения, вторая дочь - Галина 1922 года, Мария 1924 года, Иван 1928 года и младшая сестра Вера - 1933 года. Последняя дочь Вера умерла от голода в младенчестве, тогда в селе умерло очень много детей, некоторые от голода, другие от болезней. В селе семья Марии Савельевны считалась зажиточной,  в хозяйстве было 2 лошади, 3 коровы. По тогдашним меркам это было большое богатство. А у деда по отцовской линии была даже мельница. Именно это послужило властям основанием для раскулачивания. Их семью  выслали в Саратовскую область, в село Славин, находившееся недалеко от станции Демьяс.

     В 1932 году маленькая Мария  пошла в школу, но отучилась лишь 2 года. В 10 лет она перестала посещать школу, потому что не было одежды, обуви… Обувь заменяли лапти из липового лыка.

     Жизнь на новом месте складывалась очень трудно. Не хватало средств на еду, люди голодали. Родители всеми силами старались прокормить семью, и дети, конечно, тоже помогали родителям. Работали в колхозе на разных работах,  куда пошлют. В 1933 году наступил страшный голод в Поволжье – голодомор. В деревнях и городах люди умирали от голода, страшно было смотреть на опухших от голода детей, доходило дело до каннибализма.  В этом же году Полина Ивановна хотела оставить Ивана на станции, на привокзальной скамейке, из–за того, что нечем было кормить детей. А Иван начал плакать и кричать: «Мама, мама!» Она не выдержала, тоже заплакала, сняла  со своей головы платок, тут же на вокзале продала его и купила на вырученные деньги лепешку для всех детей. Она оказалась трявянной, горькой, но все – таки дети ее съели. В том же 1933 году в селе постреляли всех лошадей, имевшихся в хозяйстве. Для всех эта новость была шокирующей, люди еле концы с концами сводили, а тут еще и лошадей лишились, ведь тогда, в тех условиях лошади были бесценными помощниками. Их даже кормили лучше, чем людей, чтобы у них были силы работать. Причина забоя состояла в том, что лошади были заражены; это постановила комиссия, приезжавшая в село. Ходили слухи, что это была диверсия, то есть кто – то специально заразил всех лошадей.

     Тайком ночью несколько семей отправились на то место, где были расстреляны лошади, вырыли их трупы и съели это мясо. Может быть, многие сейчас в ужасе от этого факта, но тогда это было единственным выходом, надеждой на жизнь.

      Всеми правило одно – инстинкт самосохранения, все хотели жить и делали все возможное для этого.

3

     Через несколько дней те самые семьи принудительно отправили на карантин по доносу и закрыли в одном доме, находившемся неподалёку от поселка, там находился пруд, где им приходилось искать еду. Выкапывали корни камыша, ловили лягушек, потому что с собой у них еды никакой не было.

     Но есть было нечего и в селе. Люди всячески пытались найти выход из сложившейся ситуации: ловили черепах, сусликов, собак, ужей. Ели все живое, даже кошек, Мария Савельевна рассказывает: «Родители разделали и сварили в горшке нашу кошку, уже и не помню, как ее звали, но я, несмотря на мучительный голод, не смогла съесть ни одного кусочка, потому что дюже запах нехороший был». В пруду выкапывали чакан и ситник и ели эти растения. Чакан – это сочное болотное растенье, которое шло на поплавки неводов, на прокладку ладов обручной посуды, на циновки, на тюфяки. Ситник – это тоже растение, растущее близ водоемов. Ну, конечно, эта так называемая еда вызывала отвращение у людей, даже одним своим видом и запахом, но именно это и спасло тысячи людей от голодной смерти.

     В конце 1933 года семья Леоновых снова уехала на Брянщину, в своё родное село. Там тоже бушевал страшный голод, как и в Саратовской области. Они подселились к сестре отца. Кое - как перезимовали в одной избе. Зимой питались гнилой картошкой, весной - травой. Работали в колхозе. То, что выдавали на трудодни, едва хватало, чтобы не умереть с голоду.

     В 1939 году началась война с Польшей. Отца забрали, и он участвовал в походе Красной армии на Польшу. Стало совсем трудно: кормилец ушел защищать Родину, и вся тяжесть работы легла на мать и старших детей. Хоть и раньше было трудно семье, а теперь и вовсе пропадай. Но все же они держались из последних сил. Поздней осенью Савелий Семенович пришёл с фронта,  худой, весь отравленный газами, его душил постоянный кашель. «Отец рассказывал, что поляки применяли во время наступления удушающие газы», - вспоминает Мария Савельевна. Но, несмотря на слабость и уже хроническую усталость, Савелий Семенович, вместе со своим старшим сыном Алексеем уезжают на заработки (куршину) на Украину, чтобы заработать хоть какой - нибудь насущный хлеб. Затем Алексею пришла повестка из армии, отец повез его на лошади на призывной пункт.

     Затем отец взял на заработки младшего сына - Ивана. Мария осталась с матерью вдвоём, потому что старшая дочь Галина уехала на работу - на торфяные работы в Брянске. Осенью приехал отец и привез 2 центнера зерна. Какая же это была радость, после стольких мучений и постоянного испытания голодом!

     Мама сразу же напекла пышек, и до чего же они были вкусные. «И я до сих пор помню вкус и запах тех маминых пышек», - рассказывает Мария Савельевна.

4

     Перед войной в семье Леоновых осталось три человека: отец – Савелий Семенович, мать – Полина Ивановна и предпоследняя дочь - Мария. На улице было радио, по которому передавали последние известия. Именно так люди и узнали о  начале войны. Всех мужчин в селе призывного возраста сразу же мобилизовали. Летом 1941 года и Савелия Семеновича забрали на войну, но уже осенью он возвратился домой, потому что его списали по болезни.

5

Глава II. Годы оккупации.

     В октябре 1941 года, оккупировав г. Трубчевск, гитлеровцы на второй день расстреляли 14 ни в чём не повинных граждан. Через три дня было схвачено ещё 40 человек, в том числе дети, старики, женщины. Под конвоем их пригнали на окраину города, где к этому времени пленные красноармейцы выкопали яму. Затем под дулами автоматов согнали жителей города к этому месту, и на их глазах начали расстрел. В яму падали убитые и раненые. Когда всё было кончено, пленных заставили зарыть яму. Кроме того, в этом городе фашисты умертвили голодом до 200 человек душевнобольных. Такие же методы гитлеровцы применяли и в других районах области.

     Из рассказов Марии Савельевны: «Зимой 1941 года в наше село пришли немцы. Среди односельчан  было много дезертиров, которые хотели жить при немцах. Немцы поймали их, раздели, посадили в подвал, а наутро, босиком, в одних подштанниках вывели на улицу и расстреляли. Другую партию людей заставили вырубить в Десне прорубь и приказывали  прыгать в воду. Тем, кто цеплялся за  лед, топорами отрубали кисти рук. Картина была страшная: все было залито кровью, на льду, около проруби, лежали отрубленные кисти рук. Жителей села выгнали на берег реки и заставили смотреть на все эти жестокие издевательства. Женщины падали в обморок, старики не могли сдержать слез… Также немцы заходили в каждый дом, выясняли, где родные, и если узнавали, что отец или братья на фронте, одобрительно кивали: «Гут»; но если узнавали, что родные в партизанах, то расстреливали, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Недалеко от деревни были леса, где и скрывались партизаны».

     В 1941 году брата Ивана  немцы хотели расстрелять. Он ходил к ним за жаром, и у них пропала зажигалка, так они подумали, что это Иван ее украл. Тогда немцы жили в доме соседа –  деда со снохой и внуками. Так вот, вывели они Ивана из дома, поставили в угол и стали целиться. Он трясется, плачет. Ну, конечно, всем хочется жить, тут всякий испугается. К Марии прибежал соседский мальчишка и рассказал, что брата Ивана хотят расстрелять. Испуганная Мария побежала к соседям, где жили немцы.

     Она стала спрашивать, почему его держат и не отпускают. Немцы сказали, что он украл у них зажигалку. Сестра  заплакала и начала объяснять, что Иван даже не умеет с ней обращаться. Тогда Мария  отважилась и сказала, чтобы и ее тоже расстреляли вместе с Иваном. Но, к счастью, все обошлось, немцы отпустили их. И даже один из немцев взял кусок хлеба, намазал его вареньем и отдал плачущему Ивану. Сестра стала отговаривать,  шепчет: «Не ешь, вдруг отравленный».

     Но голодный брат в один момент проглотил этот кусок. Ведь он ходил дома без штанов, потому что, они были из кожи, их резали на тонкие полоски, варили, так и съели штаны Ивана.

     У немцев служил поляк, который однажды, подозвав Марию, дал ей две банки консервов. Этот поляк  налил им бутылку керосина и сказал, чтобы консервы сейчас не ели, а съели после их ухода.

6

Наутро они ушли на танках, на мотоциклах.

     Однажды, когда Мария проходила по улице, она увидела, что у забора немец справляет нужду, в руках у него была немецкая газета. Жестами и словами «Komm, komm», - немец подозвал  ее к себе. И как мог он стал объяснять ей, что они взяли Москву. Но на самом деле это оказалось неправдой. Через 3 - 4 месяца немцы начали готовиться к отступлению, стали поджигать дома, дом Леоновых тоже был подожжен.

     Таким образом, Леоновы вынуждены жить в блиндаже, который был построен из бревен, в лесу. Их село было расположено в 4 км от леса, 3 - 4 семьи скрывались в лесу от бомбежек. «Однажды недалеко  упал снаряд, мы забились в блиндаж, я так перепугалась, что в один миг поседела», - со слезами на глазах вспоминает Мария Савельевна.

     Отец Марии Савельевны умер осенью 1942 года. Брат вместе с двумя пленными русскими вырыли яму и похоронили его. Тогда нечем даже было угостить их за помощь. Сестра Галина пошла просить  у соседки хлеба, та отвесила его на топоре и наказала, чтобы вернули столько же.  Галина пожарила сало, покормила пленных, поблагодарила за то, что они помогли с похоронами. Вскоре Галина вышла  замуж за гробовщика, которому заказали домовину. Этот гробовщик работал бригадиром у немцев и  одновременно был связным у партизан. Галина узнала это не сразу, муж рассказал ей все чуть позже.

     Из рассказов Марии Савельевны: «В 1942 году немцы разделили всю землю между людьми, на каждого мужчину по одной сотке. Причем тех, кто был на фронте не считали. Ивану тоже дали одну сотку земли. И мы с ним сеяли ячмень на своей земле, пахали на себе, сами плуг таскали, ведь не было у нас ни лошадей, ни быков. Ивану тогда всего лишь 14 лет было, а мне 18»

     Перед войной в селе проживало некоторое количество евреев. Их собрали за селом, заставили рыть большую яму, а затем всех расстреляли, все тела закопали в одну яму, вырытую ими же самими. Одна еврейская женщина со своей  внучкой сбежали и спрятались во рву. А потом, когда немцы ушли, вышли из своего «убежища», пришли в дом Леоновых и стали спрашивать, как в лес уйти. Они не знали этого, и никто не знал, все боялись, потому что везде было заминировано, а ходить можно было только по дороге, да и та

охранялась немцами.

     «Я помню, мы тогда еще дали беднягам немного картошки, хотя у самих есть нечего было, но все же нашли для них пару штук, и они ушли», - рассказывает Мария Савельевна.

     Во время войны до оккупации всех жителей заставляли рыть окопы, и однажды, когда все работали, немцы сбросили с самолетов немецкие листовки такого содержания: «Девочки, дамочки, не ройте себе ямочки. Придут немецкие танки, зароют ваши ямочки!»

 7

За то, что люди читали эти листовки, наши солдаты били их.

     Когда немцы уже отступали, брат Иван, Галина и ее муж ушли в лес к партизанам и забрали с собой корову. А свою корову зять отдал немцам за 2 центнера хлеба.

     Немцы отступали, а вместе с собой угоняли в плен жителей деревень, попадавшихся им на пути. 3 семьи из поселка Селец, где проживали Леоновы, перебрались в лес, там построили землянки и жили в них. По крайней мере в лесу было не так опасно, как в деревне. Сначала дед, живший по соседству с семьей Леоновых, переехал со своей семьей и с еще одним стариком в другое село. А через день решили уйти и Леоновы, потому что их дома уже и не было, одна печь так и осталась стоять. Все немцы сожгли.

     Из рассказов Марии Савельевны: «Однажды мы копали картошку, а по дороге шли отступающие немцы. Мы очень испугались, стояли молча, не могли пошевелиться от страха. Но, к нашему большому счастью, они нас не тронули. И после того, как они скрылись из виду, мы взяли картошку и быстро пошли домой. До сих пор помню свое состояние, когда руки и ноги немеют, не можешь вымолвить и слова, сколько же страха и мучений принесли эти жестокие фашисты!»

     Однажды утром всю деревню разбудили крики стариков и женщин: «Наши пришли!» Еще догорали ометы, дымились некоторые дома, подожженные немцами. В воздухе стоял запах гари, когда  в село пришли советские  разведчики. Они стали спрашивать про немцев: когда ушли, сколько их было, долго ли здесь жили,  задавали много различных вопросов. Солдаты все были грязные, худые, многие были ранены. «Мы помогали солдатам как могли, ведь они были нашими защитниками. На них нельзя было смотреть без слез.

     Не было таких, которые отвернулись бы и не стали помогать. Кто поесть принесет, кто из одежды чего. С приходом Красной Армии на душе у людей полегчало, прибавилось сил, снова появилась надежда на скорую победу», - с заметным волнением и с дрожью в голосе говорит Мария Савельевна.

     А в доме, где у немцев располагался главный штаб, после их ухода на столе столько еды осталось. Жители боялись, что все отравлено и сначала ничего не трогали, но вскоре голод пересилил страх.

     Через некоторое время пришли из леса брат Иван и сестра Галина. Их сразу же попытались арестовать. Галину за то, что она замужем за предателем, ведь он работал бригадиром у немцев. А муж Галины к тому времени уже из партизанского отряда ушел на фронт.

     Фамилия Галины по мужу была Корнилова, и сестра решила записаться снова на девичью фамилию, чтобы все думали, что она с мужем в разводе. И после этого ее оставили в покое. А когда  она родила, тогда и вовсе отстали.

Вскоре пришла весточка от старшего брата Алексея, оказалось, что он был в плену у немцев, затем попал в партизанский отряд.

8

     Война закончилась в мае 1945 года. Радостные вести о победе советских войск передавали по радио. Мария Савельевна со своим братом Иваном и сестрой Галиной в этот день были на поле, работали. Прибежал соседский мальчишка с криками: «Мы победили! Кончена война!» Когда все люди, находившиеся в поле, услышали эти долгожданные слова, все бросили свои инструменты, стали обнимать друг друга, радоваться и одновременно плакать.  Как же счастливы были в тот момент эти замученные, уставшие от войны люди.

   

9

Глава II. Послевоенное время.

     В 1946 году пришел с фронта старший брат Алексей. Он сразу же поехал в Саратов, к дяде. Чуть позже прислал в дом письмо, в нем он приглашал своих сестер и брата в Саратов,  а также просил, чтобы они привезли с собой его штаны, которые он привез до войны из армии. Долго собираться не пришлось, из пожитков были только вещи, что были на них, да котомка с едой.

      Так, в 1947 году семья Леоновых оказались в Демьясе. Они добирались до поселка целую неделю в товарном вагоне. «Здесь я в первый раз за всю войну увидела белый хлеб и сразу накинулась на него, никак не могла наесться…До того приятен был его вкус», - искренне смеется Мария Савельевна.

     Леоновы жили вместе с дядей недолго, потому что, у дяди было 8 детей, и в доме было мало места для всех.

     Но вскоре дядя купил избу для племянников, куда они заселились, Алексей  женился, привел в дом жену, и они все стали жить в этом доме.

В 1952 году Галина и Иван  снова уехали в Брянск. Ивана там забрали в ФЗУ (фабрично – заводское училище, где готовили слесарей, токарей, столяров и т.д.), а сестра завербовалась в Карелию на 1 год, на лесозаготовки.

     Из рассказов Марии Савельевны: «Мне уж было 29 лет, а женихов все не было, ведь мужчин было мало в селе, кого побили на войне, а кто инвалидом остался. И мы с подругами каждый новый год гадали на женихов, приговаривая: «Господи, приснись мне молодец, с кем мне век вековать». И мне снится, будто гонится за мной какой – то старый  мужик. И я вскоре получаю письмо, где моя сноха пишет, что приезжал ко мне жених, а сейчас в Брянск едет. Здесь, в Брянске, у него племянник жил. А он сам был на Севере, в заключении». Потом муж  рассказывал Марии, что его подставили, когда он работал на строительстве Саратовского моста. Там он полюбил одну девушку, и она отвечала ему взаимностью, что не понравилось его бригадиру, который имел на нее виды. Этот бригадир донес на него властям, сказав, что Петр говорил слова, направленные против советской власти. Именно за это он был посажен в лагерь на целых 10 лет. «Я увидела его у подружки в гостях. Он был совсем неграмотный, звали его Панченко Петр Федорович, 1911 года рождения.  Проводил  меня домой и сказал: «Ты мне глянулась, пойдешь за меня замуж? Ну, я сначала оторопела, а потом обещала подумать. А подружки стали меня подначивать, да уговаривать выйти за него замуж, говорили: «Выходи, а то без мужа совсем останешься». Наутро его сноха несет молоко, так и пришлось мне идти за него».

     В 1953 году Мария с Петром зарегистрировались в Демьясе, расписались без свидетелей, она поставила подпись за него, потому что, как уже говорилось, он был совершенно неграмотен. Чуть позже они переехали на третье отделение совхоза «Краснореченский». Из приданного у молодоженов было всего то: старая железная койка, одна кастрюля, чемодан  да ложки.

     Все, больше ничего у них не было. Муж был человек тихий, трудолюбивый, никогда не обижал свою жену.

10

В 50-е годы в целину  муж работал бригадиром тракторной бригады, затем по здоровью ушел в скотники, хотя и там работа была тяжелая.

     В 1954 году у них родилась первая дочь -  Светлана. Тогда они жили в старом сарае, где было очень сыро и холодно. Из – за этого маленькая дочка очень часто болела.  В зиму Мария и Петр построили землянку.

     В 1956 году родилась еще одна дочь Надежда. В 1960 году родилась младшая дочь - Любовь. Муж к тому времени уже не работал, сказались годы заключения на Севере. Пришлось работать жене за двоих, чтобы прокормить семью.

     Она работала на разных работах, вначале поваром, затем села на трактор, а потом уже и на комбайн. Работа была трудная, не делали скидок на то, что работали женщины.

     24 сентября 1962 года умер муж.  Настало очень трудное время, Мария одна растила троих маленьких детей, разрывалась на части. Приходилось и работать, и одновременно воспитывать детей. Но что вспоминается, это то, что, отношения в селе между людьми были хорошие. Все друг другу помогали в меру своих сил. У кого – то радость, и все радовались, а в горе переживали вместе. Мария Савельевна говорит: «А теперь все наоборот, у кого  - то беда – люди радуются, радость – завидуют».

     В 1979 году Мария Савельевна в возрасте 55 лет вышла на пенсию. Здоровье, подорванное годами тяжелой жизни в оккупации и в послевоенное время,  уже не позволяло работать.

     В 1982 году Мария Савельевна переехала к средней дочери Надежде в совхоз «Вторая Пятилетка», где она живет по сей день. Несмотря на свои преклонные годы, болезни, она не теряет силы духа, окруженная заботой близких людей. Сейчас у Марии Савельевны 7 внуков, 3 правнука, которые составляют ее главное богатство.

 

11

Заключение

     Подводя итоги своей исследовательской работы, я хочу обратить особое внимание на то, что сейчас нужно заботиться о тех, кто был очевидцами трагических событий  Великой отечественной войны, потому что их осталось не так уж много и, к сожалению, все они уже в достаточно престарелом возрасте.

     И мы должны не забывать о них, а наоборот уделять как можно больше внимания этим людям. Они должны навсегда остаться в памяти каждого из нас, как люди, спасшие нашу Родину. Ну, подумайте сами, что хорошего эти старики видели во время своей молодости? Они видели только жестокость фашизма, беспричинные казни и убийства, слезы женщин и детей,

оставшихся сиротами, голод, забиравший с собой сотни тысяч жизней…

     Так пусть хотя бы сейчас, когда они уже окружены любящими их детьми, внуками, правнуками, почувствуют всеобщую любовь, тепло, заботу…

И к ветеранам с должным уважением просто обязаны относиться не только их близкие люди, но все граждане нашей  страны.

12



Предварительный просмотр:

        

            Мария Савельевна с мужем Петром Федоровичем.

                                   Мария Савельевна с детьми

                 в день смерти мужа. 1962 г.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

                                   
 Мария Савельевна. 2010 г.                          Мария Савельевна с правнучкой

                                                                                  Викторией. 2010 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС «Мой край- Республика Марий Эл» посвященный ко Дню Республики Марий Эл

Обобщить знания детей о нашем крае, познакомить с бытом, культурой народа мари, формировать чувство ответственности за все живое, развивать логическое мышление...

Поздравляем!!!Кременную Марию и Вологину Марию!2 классы

Девочки приняли участие во всероссийском конкурсе Мy toy story...

Марий кугыжаныш йылме, 6 класс, Марий драме театрын пайремже

Тема: Марий кугыжаныш драме театрын лумгечыже. Anniversary of Mari State Dramatic TheatreТип урока: урок изучения нового материалаТехнология урока: педагогическая мастерская (урок ценностной ориентаци...

Судьбы детей военных лет. Бушуева Мария Яковлевна

"Судьбы детей военных лет".В огне войны сгорело детство,Но не прошло бесследно, нет,И носим мы в себе наследство –И боль, и радость грозных лет…У времени есть своя память – история. И потому мир никог...

Музыка для короля Людовика XIV. Сочинения для двух виол придворного композитора Марена Маре (1686-1689 годы). Видеозапись Паоло Пандольфо и Амели Шеман.

Marin Marais (1656-1728). Premier livre de pièces à une et à deux violes (Paris, 1686-1689). Фрагменты.Концерт в рамках фестиваля Earlymusic-2015. Санкт-Петербург. Яани кирик. 01.10.2015. Marin M...

Марий литератур.11 класс.Альбертина Иванова - марий сылнымутчо.

Альбертина Иванован илыш да творческий корныжо презентаций гоч ончыкталтеш: кушто, кунам шочын. Печатлалт лекше книгаже-влак дене палдарымаш....

Марий калыкын у портым нолтымо годымсо йулаже-влак. (Обряд народа мари во время постройки нового дома)

Народные обычаи и праздники имеют многовековую историю, они сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе лучшие традиции, открывая детям нравственные ценности: т...