Классный час "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы"
классный час (история) по теме

Косова Инна Андреевна

Исторически – литературный классный час используется в качестве повторительно – обобщающего урока, и дает возможность дать общую характеристику сразу нескольким периодам отечественной истории с эмоциональным окрасом, чему способствуют стихи, музыкальные произведения и видео – сюжеты.

Подготовка к такому классному часу стимулирует у учащихся стремление к внимательному повторению учебного материала

Для того, чтобы фактический материал усваивался эффективней, на интерактивной доске фиксируются понятия, темы, портреты, исторические справки, относящиеся к изучаемым историческим этапам.

В итоге учащиеся должны придти к выводу о том, что несмотря на особенности исторических событий, отечественная литература, и культура в целом, достигла значительных успехов и внесла заметный вклад в мировую культуру и историю

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС.

«МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ

ДУШИ ПРЕКРАСНЫ ПОРЫВЫ!»

Цель:  Обобщить знания учащихся по отечественной истории, предложив дать характеристику некоторых важнейших исторических этапов развития России с помощью литературных произведений.

Задачи:

  1. Способствовать формированию ценностной ориентации на ответственное и уважительное отношение к историческим событиям и вклада этих событий в мировое культурное наследие в условиях массового общества;
  2. Способствовать формированию желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;
  3. Способствовать формированию умения делать оценочные выводы на основе ранее полученных знаний и собственной системы ценностей;
  4.  Способствовать совершенствованию познавательных умений учащихся, умения объяснять исторические факты с точки зрения отечественной литературы, анализировать события в контексте мировой истории;
  5. Показать межпредметные связи (история и литература) и  гуманистический характер развития российской художественной культуры; дать оценку ключевым тенденциям развития отечественной истории;
  6. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Оформление:

  1. цветы
  2. книжная выставка
  3. магнитофон,
  4. проектор и экран для показа тематических видеоэпизодов и презентации.

Опережающие задания для учащихся:

  1. Подобрать подходящие по тематике литературные произведения (в виде поэзии и прозы) и выучить фрагмент наизусть, предварительно посоветовавшись с преподавателем.
  2. Подготовить тематическую презентацию.

Место проведения классного часа: учебный кабинет

Время проведения: 45 минут

План проведения:

  1. Вступительное слово преподавателя, в котором необходимо объяснить тематику классного часа, донести до учащихся цель и задачи данного классного часа. 
  2. Необходимо дать инструкции к опережающему заданию для учащихся: подобрать и выучить литературные произведения, подходящие к тематике классного часа.
  3. Эпиграфом к данному классному часу является строки из произведения А.С. Пушкина

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

  1. Ведущий классного часа – преподаватель, рассказ ведущего прерывается выступлениями учащихся (стихи, подходящие и раскрывающие сущность того или иного исторического события), подходящими по тематике классного часа, музыкальными произведениями, презентацией слайдов и видео – сюжета.
  2. Заключительное слово преподавателя, анализ классного часа.

Ход классного часа:

Звучит музыка. «Гляжу в озёра синие»

Преподаватель:

О, Русская земля! Что это? Вздох древнего летописца при виде княжеской усобицы, или голос поэта в год новой беды? А может быть раздумья сегодняшнего молодого человека, который предчувствует какую ответственность возлагают ему на плечи история и современность, какие тревоги и победы суждено пережить его отечеству?

И современники, и тени

В тиши беседуют со мной.

Острее стало ощущенье

Шагов истории самой.

Она своею тьмой и светом

Меня омыла и ожгла.

Всё явственней её приметы,

Понятней мысли и дела.

Мне этой радости доныне

Не выпадало отродясь.

И с каждым днём нерасторжимей

Вся та преемственная связь.

Как словно я девчонка в шубке

И за тебя, родная Русь.

Как бы за бабушкину юбку,

Спеша и падая, держусь.

Наш сегодняшний классный час будет посвящён теме патриотизма в русской поэзии. История и литература шагают рука об руку. Поэтому мы с вами заслушаем литературные и музыкальные произведения, посвященные теме патриотизма. И начнём мы с древнейшей истории. Гражданственностью и патриотизмом всегда славилось русское слово. Перечитайте страницы русских летописей. Вспомните начало всех начал – «слово о полку Игореве».

Ученик № 1

Звучит отрывок из «Слово о полку Игореве»

Над широким Бергом Дуная,

Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю – речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклоняясь к Каяле, омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь – князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь».

Преподаватель:

Многое видела Россия на своём веку за долгие столетия. Бесчисленные кони кочевых племён соединялись в огромный поток – всемирный потоп татаро – монгольской конницы. Западные захватчики чёрно оспой ядер пятнали прекрасные башни Пскова и Новгорода. С юга шли ханы и паши. Отовсюду! Из века в век! Не было, казалось, у России ни клочка земли, неведомой врагам.

Но Россия на удивление врагам подымалась перед ними всё могущественнее и величественней. Колокола гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Ученик № 2

Звучит отрывок А. Блок «На поле Куликовом».

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной.

За развивающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молнии боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск, и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем,

Теперь твой час настал. Молись!

Преподаватель:

В глухих костромских лесах блуждали польско – шведские отряды. Там неугасимой под метелью верой билось – и бьётся в поучение нам доныне – сердце Ивана Сусанина. Русский человек учился быть гордым подвигами соотечественников.

Ученик № 3.

Звучит отрывок «Иван Сусанин» К. Рылеев.

«Куда ты ведёшь нас? Не видно не зги!»…

«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал –

Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя засверкали. –

Погибни предатель! Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

Звучит музыкальная композиция «Русское поле»

Преподаватель:

Побывал в Москве Наполеон, но уходя из Москвы, русские люди верили, вдохновлённые гением Кутузова, верили в окончательную победу. Наполеон писал в своем дневнике «Французская армия показала себя способной одержать победу, а русские доказали свое право считаться непобедимыми».

Ученик  № 4

отрывок. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Скажи – ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Просмотр видеоэпизода «Бородинское сражение»

Преподаватель:

Русское слово всегда было под стать своему великому народу! Так было и в трудные времена становления русского государства. Так было и в блистательном ХIХ веке, когда гением А.С. Пушкина русское слово раскрылось в блистательном величии.

Так было и в бурном, жестоком ХХ веке. Как много испытаний он принёс нашей стране, нашему народу! Две мировые войны и между ними революции, Гражданская война, военная интервенция стран Антанты.

Ученик № 5.

Стих Г. Артёмовская «Русь».

Стонет Русь Святая, стонет слёзы льёт,

Нищая, больная, сыновей зовёт…

После славы громкой и былых побед –

По миру с котомкой ходит много лет.

Храмы осквернили. Царь с семьёй убит.

Верных перебили. Произвол царит…

Не шумят знамёна с ликами икон,

По ступеням трона – вражий легион.

Родина страдает, в рубище она,

К господу взывает нищая страна.

Показ видеоэпизода «Гражданская война в России»

Преподаватель:

Всё преодолела русская земля! Выдержала все невзгоды и страдания русский народ. Но вновь качнулись весы истории…

Напав на СССР, фашизм ставили своей задачей уничтожение национальной самостоятельности братских народов, прежде всего первого среди равных – русского народа. Вот почему утверждение исторического и культурного значения русской нации, любви к родине и патриотизма явилось могучим духовным оружием. Как оно свежо и сейчас, патриотическое слово грозовых лет!

Ученик № 6.

 Максим Упеник «О вы, штандарты дедовских побед»

О вы, штандарты дедовских побед,

России величавая отрада!

Развея гитлеровский бред,

Меж вас пылает знамя Сталинграда!

Огни горят, как ордена,

Он истинный наследник вашей славы.

В нём ветер, залетевший от Полтавы,

И дым пороховой Бородина…

Преподаватель:

И сейчас мне бы хотелось рассказать о некоторые факты о победе над фашистами. Рассказ писателя Сергея Алексеева «Победа».

«- Сержант Егоров!

- Я сержант Егоров!

- Младший сержант Кантария!

- Я младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почётное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага. Бойцы взяли под козырёк и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.

У рейхстага идёт бой. Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь и знаменосцам приходится залечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.

- Ох, выше бы! – вырывается вздох у наблюдавших бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой идёт уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон вновь появляется красное знамя. Появилось, качнулось, и снова исчезло. Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли? Проходит минута, две, десять. Проходит тридцать минут, но ни Егорова, ни Кантарии, ни знамени больше не видно.

И вдруг радостный крик вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания – по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и приветственно машут товарищам.

Потом вдруг бросаются к застеклённому куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться ещё выше.

- Правильно, туда его – к самому небу! – кричат солдаты. – Выше, братишки, выше!

На площади и в здании рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побеждённым Берлином уже уверенно развевалось Знамя победы.

Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей, сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда. В самое фашистское логово, и установили на страх врагам символ непобедимости советского оружия».

Показ видеоэпизода «Берлинская операция»

Преподаватель:

Страна посылала свою армию воевать в Афганистан, как до этого посылала военных в Эфиопию, в Анголу, Египет.15 февраля 1989 года наши войска официально выведены из Афганистана. Последним через границу перешёл генерал Борис Громов.

Ученик № 6

Ф. Глинка «Исчезли мира дни счастливые»  

Исчезли мира дни счастливы,  Пылает зарево войны:

Простите, веси, паствы, нивы! К оружью, дети тишины!

Теперь, сейчас же мы, о други! Скуём в мечи серпы и плуги:

На бой теперь иль никогда! Замедлим час – и будет поздно!

Уж близко, близко время грозно: Для всех равна беда!

Преподаватель:

И в наши дни льётся кровь наших солдат, нашего народа… Чечня, Будёновск, Первомайск, Москва, Беслан, Цхинвали… И снова перед нами задача, как перед нашими предками, не дать уничтожить мир, сплотиться и победить. 

Показ видеоэпизода «Чеченская война 1994 – 1996 гг.»

Преподаватель:

Заповедный край русской земли врагам только снился. Её чистое небо и живая вода, её заповедная область народного духа, национального самосознания.

Сложны пути поэзии. Но у великого народа может быть только великое Слово – народное, вдохновенное, патриотическое. О, Русская земля!

Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть…Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать.

Звучит песня «Березы» гр. «Любэ».

Анализ классного часа.

История России сложна и многообразна. Многие исторические события являются объектом пристального внимания учёных – историков, а также деятелей культуры, в частности поэтов. Изучение курса отечественной истории является для учащихся достаточно сложным делом, поскольку они сталкиваются с большим объемом информации, различными подходами в освещении событий, поэтому данный вид классного часа синтезирует в себе предметы «История» и «Литература». Необходимо показать учащимся на данном классном часе связь творчества русских поэтов с проблемами, противоречиями исторических событий и общественного развития.

Исторически – литературный классный час используется в качестве повторительно – обобщающего урока, и дает возможность дать общую характеристику сразу нескольким периодам отечественной истории с эмоциональным окрасом, чему способствуют стихи, музыкальные произведения и видео – сюжеты.

Подготовка к такому классному часу стимулирует у учащихся стремление к внимательному повторению учебного материала

Для того, чтобы фактический материал усваивался эффективней, на интерактивной доске фиксируются понятия, темы, портреты, исторические справки, относящиеся к изучаемым историческим этапам.

В итоге учащиеся должны придти к выводу о том, что несмотря на особенности исторических событий, отечественная литература, и культура в целом, достигла значительных успехов и внесла заметный вклад в мировую культуру и историю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ…

Слайд 2

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» памятник древнерусской литературы.Описан неудачный поход Игоря Святославича 1185. Эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало звучание идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

Слайд 3

МОНГОЛО-ТАТРСКОЕ ИГО ( 1243-1480) Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480.Было тормозом экономического, политического и культурного развития.

Слайд 4

СУСАНИН ИВАН ОСИПОВИЧ (? – 1613) крестьянин Костромского уезда. Зимой 1613 завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. «жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича Романова крестьянину Богдану Сабинину на земли в селе Домнино за кровь и терпение тестя его Ивана Сусанина. 1619 год.»

Слайд 5

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года. освободительная война России против наполеоновской агрессии

Слайд 6

НАЧАЛО ХХ ВЕКА

Слайд 7

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Слайд 8

В О Й Н А

Слайд 9

МИРУ – МИР

Слайд 10

МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!"

Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 7 классе...

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Презентация.Часть 1.Часть 2.«Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

У князя Сергея Григорьевича Волконского были две жизни, две эпохи - одна гражданская, другая военная, и более яркого контраста между ними трудно себе представить - князя и каторжника. С одной стороны...

Классный час «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию к классному часу «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» , который проводила в рамках областного конкурса "Самый классный классный"...

Проект «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (Война в судьбе и творчестве А. С. Пушкина)

Проект очень актуален. В наше нелегкое время, когда уходят на второй план нравственные и моральные ценности, особенно важно обратиться к культурному наследию.Работа развивает интерес к изучению  ...

Воспитательное мероприятие на тему "Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Цели: 1.Образовательные: развитие интереса к истории нашей Родины.2.Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордость за свою страну, за свой край, духовно нравственное воспитание.3.Развивающие...

Презентация к воспитательному мероприятию на тему: "Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Цели: 1.Образовательные: развитие интереса к истории нашей Родины.2.Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордость за свою страну, за свой край, духовно нравственное воспитание.3.Развивающие...