Классный час «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
материал (7 класс) по теме

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию к классному часу «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» , который проводила в рамках областного конкурса "Самый классный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._konspekt_dlya_pechati_.doc65.5 КБ
Office presentation icon galina._klassnyy_chas.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

1 Мотивация. Музыкальный эпиграф.

Слайд 1.

Учитель: Ребята, прежде чем начать наш классный час, предлагаю распределиться на группы. Каждый берет из моей корзинки листочек и в зависимости от цвета листочка садиться за стол одной из групп: «Белый», «Синий»,  «Красный».

Слайд 2.

Учитель: Тема нашего занятия «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» Скажите, чья это цитата? (Звучит музыкальная композиция)

Учащиеся: А.С.Пушкина.

Учитель: Верно, это строчка из стихотворения А.С. Пушкина, которое он посвятил своему другу, разделявшему идеи декабристов, патриоту Петру Чаадаеву.

Внимательно посмотрите на цитату, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить, о каком понятии?  

Учащиеся:  О патриотизме, о Родине

Учитель: С понятием «Родина» неразрывно связано понятие «патриотизм» Верно, мы с вами сегодня будем говорить о патриотизме, о том, что это такое, рассмотрим какие качества и поступки характерны для патриотизма, дадим определение этому термину.

2 Целеполагание. Экскурс в историю «Лента времени»

Слайд 3

Учитель: Ребята, вначале обратимся к истории. Перед вами «лента времени» Я уверена, все вы хорошо знаете историю страны, в которой живете, она очень интересна, и мы по праву можем гордиться ей.

Наша страна огромна и величественна, но такой ее делают, создают люди. Вспомните и назовите значимые события в истории страны, которые имеют отношение к патриотизму.

Учащиеся называют известные им даты.

Учитель:  Ребята, подумайте, а даты, которые я сейчас назову, имеют ли они отношение к яркому проявлению патриотизма людей?

Учитель:  1612 г. Что за это дата? Какое отношение она имеет к патриотизму?

Ответы учащихся…

Учитель:  Да, это дата второго народного ополчения против интервенции поляков. Известны имена Минина и Пожарского, которые его организовали. В те времена, как и они, очень многие богатые люди отдавали все свои деньги, жертвовали все свое состояние на организацию этого ополчения, чтобы враги не смогли оккупировать нашу страну.

Учитель:  1825 г. Это какой год? Что произошло в это время?

Ответы учащихся…

Учитель:  Да, это дата декабристского восстания, когда многие дворяне вышли на Сенатскую площадь с требованием отмены крепостного права крестьян. А ведь они были богатыми, знатными людьми, дворянами, знали, что могут поплатиться не только богатством, но и своей свободой (так и произошло, после их выслали в Сибирь), но они все равно сделали это, стараясь не для себя, а для других, для  улучшения жизни во всей стране.

Учитель:  1941-1945 г. Эту дату вы уже называли, ее знают и должны помнить все и всегда. Великая Отечественная война. Более 14 миллионов человек только в первые дни войны добровольно ушли на фронт, среди них были и подростки, дети, которые, несмотря на запреты, сбегали, стремясь хоть как-нибудь помочь стране.

Это было время, когда люди отдавали свое богатство, жертвовали своей свободой, жизнью ради Отчизны.

Так что же такое патриотизм, что люди готовы во имя его совершать такое? Мы часто повторяем  это слово, но ясно ли себе представляем, что это?

3 Конструирование понятия «патриотизм»

Учитель:  Давайте попытаемся сами дать определение этому термину, сформулировать понятие патриотизма. Но прежде, для этого определим качества, характерные для патриотизма.

Работа в группах. «Поиск информации»

Слайд 4

Учитель:  Работаем в группах. У каждой группы на столах конверты с карточками своих цветов, на них написаны различные качества. Вы должны выбрать только те, которые на ваш взгляд подходят к определению патриотизма, и наклеить их на лист-основу с изображением нашей страны. На это 1 минута. (Звучит музыкальная композиция)

Карточки для групп.

1 группа «Белый цвет»

 2 группа «Синий цвет»

3 группа «Красный цвет»

1Стремление защищать интересы своей Родины

1 Желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

1 Бережное отношение к традициям  и наследию страны.

2 Уважение и симпатия к другим людям, народам, их традициям.

2 Проявление заботы о других, желание принести пользу

2 Чувство гордости за достижения Родины.

3 Осознание своей неразрывной связи с Родиной

3 Привязанность к родной земле, ее языку, культуре

3 Потребность трудиться на благо отечества

4 Притеснение других народов, навязывание своей воли.

4 Идея неравенства человеческих рас.

4 Чувство превосходства своей нации над другими

5 Безответственность

5 Предательство

5 Ненависть

Учитель:  Посмотрим, что у вас получилось.

Каждая группа показывает свои листы,  обсуждаются, доказываются  и корректируются ответы.

Правильные карточки 1,2,3.

Учитель:  Ребята, но у нас в каждой группе остались неиспользованные карточки.

На одной из этих двух карточек есть качество, характерное для «ложного патриотизма»?

Как вы понимаете словосочетание «ложный патриотизм»?  Какой это патриотизм? Что это значит?

Учащиеся:  Это ненастоящий, неправильный, искаженный патриотизм.

Учитель:  Как вы считаете, на какой карточке качество, относящееся к нему?

Ответы учащихся…

Правильная карточка 4

Учитель:  Патриот, не тот, кто, считает свою страну, нацию лучше других и хочет подчинить себе все остальные, совершает агрессивные действия, а тот, кто любит страну, в которой он живет и делает, что может для ее блага, для процветания, чтоб в ней было комфортно ему и другим.

Что происходит, когда люди начинают путаться и начинают считать эти качества характерными для патриотизма? К чему приводит ложно понятый патриотизм? К трагедии.

Существуют термины для определения этого ложного патриотизма, которые вам наверняка известны.

Слайд 5

Расизм, фашизм, нацизм.

Важно понять, что это не патриотизм, и ни к чему хорошему он никогда, на протяжении всей истории человечества он не приводил.

Мы с вами живем в многонациональной стране, все люди разные, и если начинать делить людей по расовому, национальному, культурному, да и любому другому признаку, то мир просто рухнет, страна развалиться.

Вот у тебя глаза серые, а у тебя синие, у тебя волосы длинные, а у тебя короткие, но это же не значит, что один хуже другого! Наша область также является многонациональной. Здесь мирно уживаются до 90 разных национальностей, а в стране их более 200.

Поэтому этим качествам нет места в нашей жизни, если мы не хотим трагедий.

Работа в группах. «Качества гражданина»

Слайд 6

Учитель:  Но мы еще не назвали самые важные качества патриотизма. У нас осталось еще по одной карточке в каждой группе.

Чтоб определить важнейшие качества патриотизма, предлагаю воспользоваться методом от противного. Назовите противоположные по значению качества, подберите антонимы к словам, написанным на карточках.

Учащиеся 1 группы:  Безответственность – ответственность.

Учитель:  Напишем это качество в круге белого цвета, все мы знаем, что белый цвет нашего флага символизирует благородство, чистоту помыслов и ответственность (Работа с интерактивной доской - запись ответов учащихся)

Учащиеся 2 группы:  Предательство (измена) - преданность, верность.

Учитель:  Как записано в Конституции России, синий цвет флага - символ верности и преданности.

Учащиеся 3 группы:  Ненависть- любовь.

Учитель:  Красный цвет  всегда являлся символом любви и мужества. А теперь, исходя из этих важнейших качеств, попытаемся сами сформулировать определение понятия «патриотизм».

Учащиеся формулируют понятие.

Учитель:  Умницы, все верно. Какой бы словарь мы не смотрели, в основе слова патриотизм лежат эти слова. Вот какое определение дает толковый словарь.

Слайд 7

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, ответственность,  стремление своими действиями служить его интересам.

Обратите внимания на последние слова.

Работа в группах. «Презентация патриотического проекта»

Учитель:  Ведь патриотизм-это не просто определение, понятие, которое можно прочитать и забыть.

В начале занятия мы с вами рассматривали ленту времени,  говоря о тех событиях и людях, которые защищали свою страну, делали многое для ее улучшения и процветания.

Но ведь патриотами являются не только те, кто с оружием в руках вставал на защиту нашей страны. Патриотизм проявляется в разных областях нашей жизни: в науке, искусстве, культуре, спорте.

Давайте вспомним и назовем людей, которые многое сделали для страны, не жалели сил своих  для блага  Отчизны, «души прекрасные порывы» посвятили ей.

Именно благодаря им наша Родина всегда была великой и могучей державой.

Какие люди сделали что-то важное в сфере  науки?

Учащиеся называют известные им фамилии.

Слайд 8

Учитель:  Верно, к названным вами фамилиям я могу добавить и Сахарова, Лобачевского, Менделеева, Капицу, Павлова и еще многих, многих других.

Учитель:  В искусстве, культуре?

Учащиеся называют известные им фамилии.

Слайд 9

Учитель:  Верно, это и писатели, поэты, живописцы, музыканты, композиторы. Всех и не перечислишь.

В спорте есть также много известных людей, патриотов, которые свои победы, достижения посвящают своей стране. 

Слайд 10

4 Выражение собственной позиции с опорой на рассказ В.А. Сухомлинского «След на земле» Ценностно-смысловой диалог

Учитель:  Замечательно, когда есть такие люди, но каждый из нас может помочь своей Отчизне.

Мы с вами живем в одной стране, и от того, какие события в ней происходят, многом зависит наша личная жизнь. Поэтому, каждый по мере сил должен помогать, улучшать жизнь страны, а значит и каждого из нас.

Несмотря на то, что вы еще подростки, вы можете многое сделать. Давайте вместе подумаем, как вы можете проявить свои патриотические чувства, какие наши действия будут благоприятны для Родины и достойны настоящего патриота.

И пусть это будет совсем немного, небольшое дело, поступок, но каждая крупица  – залог успеха. Как говориться в известной пословице: «Из песчинок скала вырастает».

Работаем индивидуально. (На столах у каждой группы чистые листочки их цветов: белый, синий, красный. В продолжение работы ребят звучит музыкальная композиция)

Слайд 11

Учитель:   В 1 группе - каждый из вас на своих белых листочках запишет то, что он сейчас делает или может делать во благо страны, города, как малой Родины.

Во 2 группе каждый из ребят запишет на синих листочках те дела, которые делает его семья для улучшения жизни в стране, городе.

На красных листочках каждый участник  3 группы напишет, то он сможет сделать для страны в будущем, когда врастет.

Ребята пишите понятно и кратко, пусть даже по одному словосочетанию.

(После каждый учащийся представляет свою работу и прикрепляет свой листочек на интерактивную доску в соответствии с цветом флага)

Учитель:   Смотрите, как много полезных дел получилось. А нас только так немного в классе. Представьте, как будет замечательно, если каждый человек сможет сделать хоть по одному полезному делу, как улучшиться жизнь всей страны и жизнь каждого из нас.

Учитель:   Послушаем и  инсценируем рассказ педагога Сухомлинского «След на земле» 

Старый мастер возводил  дом, а в это время маленький мальчик прыгнул на ступеньку и оставил сой след на не успевшем застыть цементе. Прошло много лет, мальчик стал взрослым человеком, но жизнь его не сложилась: он жил только для себя, ничего не делал, ни к чему не привязывался душой.

Наступила старость, вспомнил он свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, а никто не помнит его, будто и не жил он на свете.

Люди его спрашивают: (Спрашивают учащиеся, читая отрывки диалога с карточек, лежащих на столах)

- Что ты оставил после себя? Есть ли у тебя сын или дочь?

- Может быть, ты посадил дерево?

- Ну так, наверное, ты построил дом?

Так кто же ты такой? Что сделал за свою жизнь?- изумились люди.

Ничего не ответил человек. Увидел он лишь след, который когда-то оставил на ступеньке

И подумал с горечью: «Вот и все, что останется после меня на земле! Но ведь этого мало. Не так надо было жить!»

Учитель:   Часто люди в конце жизни понимают, что прожили ее бесполезно. Н. Островский писал: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

 Ведь жизнь измеряется не прожитыми годами, а чем же, ребята?  

В чем, по-вашему, ценность жизни? Как нужно прожить, чтобы вас помнили люди?

 Ответы учащихся…

5 Рефлексия «Зажги свою звезду»

Учитель:   Мы хорошо поработали: дали определение патриотизму, назвали качества характерные для него, определили поступки  и дела, которые мы можем совершить во благо Родины, поразмышляли о том, как нужно прожить жизнь.

А теперь порошу вас оценить нашу работу. На столах у каждого учащегося набор из 3 звездочек.

Если вам понравилось, было интересно- поднимите белую звездочку.

Если вы узнали что-то новое – поднимите синюю.

Если наш классный час натолкнул вас на размышления, позволил решить что-то важное для себя-  поднимите красную. Можете поднять несколько.

Учащиеся поднимают одну или несколько звездочек, поясняя свое решение.

Учитель:   Закончить я хотела бы цитатами известных людей, настоящих патриотов.

Поэт Владимир Фирсов о патриотизме писал так:

С этим чувством человек рождается, С ним живёт И умирает с ним.

Всё пройдёт, А Родина - останется, Если мы то чувство сохраним.  

 Философ и литературный критик Василий Розанов  говорил: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать»

Слайд 12

Ну и слова А.С.Пушкина, с которых мы начали наш классный час. (Звучит музыкальная композиция)

 Давайте и мы с вами будем руководствоваться этим словами. Будущее Отчизны в наших руках.

Учитель:   И на прощание, я хотела бы подарить вам магнитики с изображением флага России. Хочу, чтоб вы всегда помнили, что именно вы определяете будущее страны, ее последующую историю, ее благо. Хочу, чтоб каждый из вас вырос настоящим гражданином, патриотом своей Родины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный руководитель 7«В» класса МАОУ «СОШ № 56 УИМ» города Магнитогорска Галина Гульнара Равилевна

Слайд 2

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы…

Слайд 3

9 век 17 век 19 век 21 век 20 век 1612 г. 1825 г. 1941-1945 г.

Слайд 5

17 век . Расизм 21 век. Нацизм 20 век. Фашизм

Слайд 6

Патриотизм

Слайд 7

Патриотизм (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) — любовь к отечеству, преданность ему, ответственность, стремление своими действиями служить его интересам. Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Слайд 8

Наука А. Д.Сахаров Н.И.Лобачевский Ю.А.Гагарин Д.И.Менделеев

Слайд 9

Искусство П.И.Чайковский П.М. Третьяков Л.Н. Толстой А.С.Пушкин

Слайд 10

Спорт А.Карелин Е.Плющенко В.Третьяк М.Сафин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!"

Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 7 классе...

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Презентация.Часть 1.Часть 2.«Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

У князя Сергея Григорьевича Волконского были две жизни, две эпохи - одна гражданская, другая военная, и более яркого контраста между ними трудно себе представить - князя и каторжника. С одной стороны...

Классный час "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Исторически – литературный классный час используется в качестве повторительно – обобщающего урока, и дает возможность дать общую характеристику сразу нескольким периодам отечественной истории с эмоцио...

Проект «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (Война в судьбе и творчестве А. С. Пушкина)

Проект очень актуален. В наше нелегкое время, когда уходят на второй план нравственные и моральные ценности, особенно важно обратиться к культурному наследию.Работа развивает интерес к изучению  ...

внеклассное мероприятие "Отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Сценарий литературного вечера, посв. восстанию декабристов...

Воспитательное мероприятие на тему "Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Цели: 1.Образовательные: развитие интереса к истории нашей Родины.2.Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордость за свою страну, за свой край, духовно нравственное воспитание.3.Развивающие...