Главные вкладки

    Тема урока "Новые явления в экономике. Мануфактура"
    методическая разработка по истории (7 класс) на тему

    Мария Михайловна Ружинская

    Характеристика экономического положения России после Смуты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Приложение118.46 КБ
    Файл prilozhenie_1.docx15.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Новые явления в экономике. Мануфактура. 7 класс.

                                                                                    Учитель: Ружинская М.М.

    Цель. 1. Охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты.

               2. На примере творчества россиян развивать потребность ребят

                   самим трудиться и создавать прекрасное.

              3.  Развивать чувство прекрасного, умение видеть и ценить  

                  мастерство человеческих рук.

              4.Развитие речи,  творческого мышления.

    План урока: а) последствия Смуты;

                    б) сельское хозяйство;

                    в) ремесло и появление мануфактуры.

    Основные понятия: мелкотоварное хозяйство, мануфактура,                                 промышленники, предприниматели, всероссийский рынок.

     Урок-практикум.

     Оборудование: учебник с.33-40, карта с.39, работы мастеров (деревянные ложки, матрешки, плетеные вазы, горшки и вазы из глины, куклы и изделия из ткани и т.д.).      

                                                                                 «Живём не без промысла»

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Учащиеся обращаются к теме урока и формулируют вопросы, которые

    рассматривать будут в течение урока; ставят цель и выбирают источники работы.

    1. Прочтите пункт «Последствия Смуты» и выделите задачу, стоявшую перед властями в этих условиях -  найти источники экономического возрождения страны (запись в тетради).
    2. Комментированное, выборочное  чтение пункта  «Сельское хозяйство» и  нахождение мер правительства, направленных на укрепление хозяйства:

    а) раздача земель дворянам, что должно привести к укреплению как дворянского, так и крестьянского хозяйства;      

    б) значительно сокращены крестьянские налоги;

    в) велось освоение заволжских и сибирских территорий;

    г) новое явление – специализация отдельных районов страны.(запись в тетрадь)

    Рассмотрите карту с.39 и назовите районы товарного производства:

    а) хлеб – южные и по р. Волге;

    б) лён и конопли – западные и центральные;

    в) меха – сибирские;

    г) соли рыба – поморские;

    д) скотоводства – южные и юго-восточные.

    На основании карты с. 39. назовите города, где развивалось

    кузнечное дело –

    полотняное –

     А в г. Новгороде, что было развито? –

        5. Особенностью ремесла в XVII века  - это его превращение в мелкотоварное производство для продажи на рынке (запись в тетради)

           Русский крестьянин был не только земледельцем. Издавна занимался он разными  ремёслами, которые давали ему неплохой заработок. «Живем не без ремесла»  - эти слова  часто повторяли крестьяне. Возможность продавать свое изделие на рынке, чтобы прокормить свою семью, подталкивала крестьян заниматься промыслом. Иногда не только семьями, но и целыми деревнями занимались. (Нам сегодня знакомы соленые огурцы из деревни Холынья, жители которой солят их в бочки, опускают на дно реки, а весной хрустящие продают на рынках страны)

           Товар крестьянский пользовался большой популярностью на рынках, торгах. Его покупали горожане, сами крестьяне и всякий простой люд. Если продукция переставала нравиться покупателям, ремесленник быстро улучшал её, поэтому товар стал живучий и конкурентоспособный до сегодняшнего дня.

          Скажите: а какие древние специальности современны и сегодня?

     Плотники.

    Гончары.

    Кузнецы.

    Сапожники.

    Печники и т.д.  

           Новгородский край славился разнообразным ремеслом. Вы видите некоторые изделия наших мастеров. Назовите их и вспомните, а какие ещё изделия можно положить на этот стол: (замки, инструменты, верёвки, мешки, изделия из бересты, кружевоплетение, вышивание и т.д.)

            К.Р.З. №1 Пословицы и поговорки о ремесленном труде.

    Индивидуальная работа (задание прилагается).

             Выскажите свою точку зрения.

      6.  Новым явлением  в экономике страны  считалось и развитие предприятий нового типа, мануфактур.

           Мануфактура – это… (Прочтите и объясните с. 41 – новые слова).

           На основании карты с.39 назовите города, где появились первые мануфактуры:

    железоделательные и оружейные –

     кожевенные –

    полотняные –

           А как вы понимаете новые слова – предприниматель, промышленник, всероссийский рынок? Выскажите свою точку зрения.

            Да, неумёхи тоже были, это ленивые крестьяне, не умевшие работать топором, ткать, шить и т.д. «Долог день до вечера, коли делать нечего»  - возникла тогда поговорка, но она и современна сегодня.  

     К.Р.З. №2.  Пословицы и поговорки о лодырях. Работа в паре (задание прилагается).

    7. Подведение итога урока. На доске логическая цепочка. Дополните её и вставьте пропущенные слова.

     

    В_______ВЕКЕ  В ЭКОНОМИКЕ  _____________        ПОЯВИЛИСЬ  НОВЫЕ _________: РЕМЕСЛО  ПРЕВРАЩАЛОСЬ  В _________ ПРОИЗВОДСТВО, РАЗВИВАЛИСЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - _____________, ФОРМИРОВАЛСЯ    ВСЕРОССИЙСКИЙ ___________.

    (Слова: XVII, рынок, мануфактура, России, черты, мелкотоварное)

     

    Ребята! Попробуйте представить себя на месте мастера, торгующим своим изделием. Как бы вы предлагали свой товар?

     (Точка зрения о достоинстве товара)

    .

    Оценки за урок.

    Д/ задание: в контурной карте отметить ремесленные центры и мануфактуры.



    Предварительный просмотр:

    К.Р.З. №1. Пословицы и поговорки о ремесленном труде.

    Если Вы правильно найдёте ход, то сумеете их прочесть.

    .«ТИСИВ ЕН ИМАЧЕЛП АЗ ОЛСЕМЕР»

    .«ТЕНЯТТО  ЕН  ЧЕЛП ,ОЛСЫМОРОК

     ЕН  ОЛСЕМЕР»

    .«ТИМРОК ОМАС А ,ТИСОРП  ЕН ЬТСЕ ,ЬТИП  ОЛСЕМЕР»

    .«АВТСВОРОВ  ЕМОРК ,ОНТСЕЧ ОЛСЕМЕР  ОКЯСВ»

    .«ЩИРАВОТ  ЕН УЛСЕМЕР  ОНИВ»

    .«АЛСЫМОРП  ЗЕБ  ЕН  МЁВИЖ»

    .«ОЛСОРОП  ЕН   МЕЛЕМХ  БОТЧ    ,ИДЮЛБ    АД   ,ОЛСЕМЕР  ОДНО  ЙАНЗ»

    К.Р.З. №2. Пословицы и поговорки о лодырях.

    Работа в парах.

    Читая каждую вторую букву,  Вы сумеете их прочесть.

    1 пара.

    «ВКРНЬУИТАЫ  АВИЬБЁМТ, РДОА  БСЛОТБОАДК  ТБДЬЮЁМТ».

    2 пара.

    «АУМСИТОРТОДИДЛЮСЕЯ    ТСДЛЕОГНЬОЦВ  ДПЛРЬОЖДИАМВОАЛТБЬ».

    3 пара.

    «АУ  РНОЕЛГИО  ТРОУМКЕИ, МВАИТСЬЯ,  ЮОЛТЖБЕОДЛЖТЕАТЛЕИВСЫЬ».

    4 пара.

    «РНОА ТСЮОДБЕАПКЕАДХ  МСАЕБНЮО  ТКЯОМСЮИЛТ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые явления в экономике России 17 века.

    Презентация к уроку истории. 7 класс....

    Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.»

    Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.»...

    Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

    Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

    Разработка урока "Новые явления в экономике" 7 класс, "История России 16-18 века"

    Разработка урока по теме "Новые явления в экономике",к учебному курсу "История России в 16-18 веке", 7 класс....

    Новые явления в экономике Российского государства.

    Презентация к уроку "Новые явления в экономике Российского государства"....

    Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»

    Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...