Рабочая программа по истории, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Рабочие программы по истории в 6 классеРоссии, средних веков, истории Татарстана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma._istoriya.rossii._6_klass.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Рассмотрено»                              «Согласовано»                                         «Утверждено»

                              Руководитель ШМО                          Заместитель                                        Директор школы

                               _____/Хасбиуллина Н.Н./             руководителя по УВР                          _____/Сибгатуллина А.Ф./

                               Протокол № ___ от                        _____/ Шарипова Р.М  /                      Приказ №65 от 27.08.2012                                                            

                               «__»_________ 2012 г.                   «___»__________2012г.                        «___»_________ 2012г.                    

                                                         

                                                                         Рабочая программа

по истории  в 6 - ом классе (базовый уровень)

       Сафаровой Рузии  Ильясовны, учителя   II квалификационной   категории

муниципального бюджетного  образовательного учреждения  

«Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани»

 Атнинского муниципального  района Республики Татарстан

                                                                                   

                                                                       

                                                                                  2012 – 2013 учебный год

                                                           Пояснительная записка

       Рабочая программа  по истории России для 6-го класса разработана на основе следующих документов:

 - Законы РФ и РТ «Об образовании»,

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»,

-  Примерной программы основного общего образования  по  истории,

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,

 - Учебного плана МБОУ  «Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (рассмотрен на педагогическом совете (Протокол №1, от 22 августа 2012 года), утвержден приказом №64 о/д от 25.08.2012.

        Программа включает материал по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю.

        Изучение материала предполагает блочно-модульное обучение. Даны 3 модуля, каждый из которых состоит из устного изложения материала, самостоятельной работы  учащихся, повторения и обобщения темы, контрольного урока.

Основные цели  и задачи курса:

      Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

        Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса.

В результате изучения истории России ученик 6 класса должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории  России с древнейших времен до XVI века; выдающихся деятелей истории Отечества;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий  отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  отечественной истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематическое планирование.

Наименование тем разделов программы

Кол-во часов

1

 Введение

1

2

I блок – Русь древняя

11

3

II блок – Русь удельная

8

4

III блок – Русь Московская

10

Всего

30

Содержание тем учебного курса. История России с древности до XVI в.

Введение – 1ч.

Народы и государства на территории нашей страны в древности – 2ч.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) -  2ч.

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.) – 7ч.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) – 3ч.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время -1ч.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в. – 2ч.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) – 5ч.

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. – 5ч.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв. – 2 ч.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Критерии оценки знаний и умений учащихся.

Объектом проверки знаний учащихся по истории являются:

• знание исторических дат, имен, событий, терминов;

• основные виды исторических источников;

• основные этапы и ключевые события истории России

и мира с древности до наших дней;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

 Критерии оценки успеваемости учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

• показывает усвоение всего объема программного материала;

• выделяет в нем главные положения;

• осмысленно применяет полученные знания на практике;

• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;

• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Оценка «4» ставится, если ученик:

• выявляет знание материала;

• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;

• умеет применять полученные знания на практике;

• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;

• в письменных работах делает незначительные ошибки.

Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;

• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;

• допускает ошибки в письменных работах.

Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Оценка «2» ставится, если ученик:

• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.

Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты.

Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов.

При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.

Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.

Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.

                                                                           

                                                                                      

                                                                           Календарно-тематическое планирование


модуля

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Обязательный минимум содержания образования

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

I блок «Русь древняя» (12 ч.)

1.

Введение. Что изучает история отечества.

1

Урок-лекция/презентация

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники

вопросы

Умение работать с текстом учебника, выделение главного, использовать ранее изученный материал  для решения познавательных задач

Ввведение

4.09

2.

Древнейшие люди на территории нашей страны

1

Комбинированный урок

Древние люди на территории нашей страны.

КИМ –Т 1

Умение работать с текстом учебника, выделение главного, использовать ранее изученный материал  для решения познавательных задач

§ 1

7.09

3.

Образование государств на территории нашей страны

1

Комбинированный урок

Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

КИМ – Т2

Умение работать с исторической картой, выявлять сходства и отличия государств

§ 2

11.09

4.

Восточные славяне

1

Комбинированный

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.

КИМ – Т3

Работать с исторической картой. С историческими документами

§3

14.09

5.

Предпосылки образования древнерусского государства

1

Комбинированный урок

. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

КИМ – Т4

Устанавливать причинно-следственные связи, работать с документами


§ 4

18.09

6.

Образование древнерусского государства

1

Комбинированный урок

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава

КИМ -Т5

Показывать на карте походы русских князей, давать характеристику деятельности князей

§ 5

21.09

7.

Князь Владимир и крещение Руси

1

Комбинированный урок

. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

КИМ – Т6

Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством.


§6

25.09

8.

Рассвет древнерусского государства

1

Урок-практикум

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси

КИМ – Т6

Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси. Давать характеристику деятельности исторических личностей, работать с документами.


§ 7

28.09

9.

Быт и нравы древней Руси

1

Комбинированный урок

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

КИМ – Т8

Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус.


§ 8

2.10

10.

Культура древней Руси

1

Комбинированный урок

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

КИМ Т 10

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры

§ 10

5.10

11.

Начало раздробления Руси

1

Комбинированный урок

Правление ярославичей. Любечский съезд князей

КИМ – Т 9

Характеризовать деятельность исторических личностей(князей)

§ 9

9.10

12.

Русь Древняя

1

Урок обобщение

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

КИМ – Т11

Сравнивать исторические явления

повтор

12.10

II блок «Русь удельная» (8 ч.)

13.

Феодальная раздробленность в Древнерусском государстве

1

Урок изучения нового

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

КИМ – Т12

Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса.

§ 11

16.10

14 -15.

Главные политические центры на Руси

2

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

КИМ – Т13

КИМ – Т14

Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.

§ 12-13

19.10

23.10

16.

Нашествие с Востока

1

Комбинированный урок

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

КИМ – Т15

Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо–татарского ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами.

§ 14

26.10

17.

Нашествие с Запада

1

Комбинированный урок

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

КИМ – Т16

Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

§ 15

30.10

18.

Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный урок

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

КИМ – Т17

Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига

§ 16

2.11

19.

Русь и Литва

1

Комбинированный урок

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

КИМ – Т18

Уметь объяснять сущность

Литовско – Русского государства.

§ 17

13.11

20.

Русь в начале XII-XIII вв.

1

Контроль

ный урок

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

КИМ – Т22

Обобщать исторические события и явления

16.11

III блок «Русь Московская» (10 ч.)

21.

Усиление Московского княжества в I половине XIV вв.

1

Урок-лекция/презентация

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

КИМ – Т19

Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства.

§ 18

20.11

22.

Собрание русских земель вокруг Москвы во II половине XIVвека. Куликовская битва

1

Комбинированный урок

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.


 

КИМ – Т20

Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим». Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы

§ 19

23.11

23.

Русская культура во II половине XIII –в XIVвеке.

1

Комбинированный урок

«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» «Троица»  Афанасий Никитин,  Феофан Грек, Андрей Рублев

 

КИМ –Т 21

Уметь выделять главное, сравнивать скультурой других периодов, давать описательную характеристику произведениям искусств.

§ 20

27.11

24.

Московское княжество в конце XIV – середине XV вв

1

Комбинированный урок

Василий I. Московская усобица, её значение. Экономическое развитие княжества


 

КИМ – Т23

Уметь анализировать внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

§ 21

30.11

25.

Распад Золотой Орды.

1

Комбинированный урок

Казанское Астраханское Крымское Сибирское ханства, Ногайская Орда, Большая и Малая орда

КИМ – Т24

Развивать умения работать с картой и историческими документами.

§ 22

4.12

26.

Российское государство во второй пол. XV - в начале XIV века

1

Комбинированный урок

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

ВОПРОСЫ

Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

§ 23

7.12

27.

Российское государство во второй пол. XV - в начале XIV века

1

Комбинированный урок

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

КИМ – Т 25

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке

§ 23

11.12

28.

Быт XV – XVI веков.

1

Урок-практикум

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

КИМ – Т26

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

§ 24

14.12

29.

Русская культура в15 – начале 16 веках

1

Урок-лекция/презентация

«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» «Троица»  Афанасий Никитин,  Феофан Грек, Андрей Рублев

КИМ – Т 27  

Умение выделять главное, сравнивать с культурой других периодов, давать описательную характеристику произведениям искусств, учиться писать краткие сообщения
 

§ 25

18.12

30.

Русь Московская

1

Урок-обобщение

КИМ – Т 28  

Обобщить исторические события и явления, делать выводы

21.12

УМК:

 Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2008.

- Атлас и контурные карты

- Интерактивное учебное пособие «Энцеклопедия истории России»

Дополнительная литература:

- Е.В.Пчелов « История России» 6 класс, Казань, Магариф, 2009.

- Школьная энцеклопедия «История России», Москва «Руссика».

                                                                                            Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. (6 класс)

       Рабочая программа  разработана на основе следующих документов:

 - Законы РФ и РТ «Об образовании»,

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»,

-  Примерной программы основного общего образования  по  истории,

-  Примерной программы  курса «Истории Татарстана».

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,

- Учебного плана МОУ – Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Ш.Марджани Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 27 августа 2012 года).

 

Программа включает материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. и рассчитана на 10 часов, при 2 часах в неделю.

        Основные цели и задачи курса:

1) овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона, в данном случае, Среднего Поволжья( с древнейших времен до XVI века) , ознакомление с историей татарского и других народов, основными этапами их развития, формирование образа полиэтнического, поликультурного,   поликонфессионального сообщества;

2) развитие навыков исторического познания: сравнительно-сопоставительного анализа региональных источников, соотнесение и синхронизация однородных событий и явлений регионального и общероссийского характера, установление взаимосвязей между ними;

3) приобщение учащихся к этнонациональным ценностям  своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;

4) воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историко-культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.

 

Требования к уровню подготовки выпусников 6 класса

В результате изучения истории Татарстана ученик 6 класса должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории  Татарстана с древнейших времен до середины XVI века; выдающихся деятелей по истории родного края;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий   истории родного края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  отечественной истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематическое планирование и содержание курса.

Наименование тем уроков

Кол-во часов

Содержание тем

1

 Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья.

1

Древние люди на территории края. Расселение , образ жизни. Стоянки первобытных людей на территории Среднего Поволжья. Изменения в жизни древних людей с переходом к обработке металла. Наш край в древности.

2

Древние тюрки и ранние тюркские государства.

1

Гунны: расселение, образ жизни. Тюркский каганат. Среднее Поволжье в эпоху тюркских каганатов. Великая Болгария. Хазарский каганат.

3

Возникновение Волжской Булгарии.

1

Образование Булгарского государства. Принятие ислама в Булгарии. Хозяйственная жизнь булгар.

4

Города, внешние отношения и культура Волжской Булгарии

1

Города Волжской Булгарии. Культурные достижения и их особенности. Волжская Булгария и её соседи.

5

Монгольские завоевания и возникновение Золотой Орды

1

Древние монголы и татары. Первое столкновение булгар с монголами. Поход Бату-хана на Булгарию и его последствия. Образование Улуса Джучи (Золотой Орды)

6

Период расцвета Золотой Орды.

1

Расцвет государства при хане Узбеке. Хозяйственная жизнь. Религиозная политика хана Узбека. Золотоордынские города. Культура Золотой Орды.

7

Булгарские земли в составе Золотой Орды. Распад Золотой Орды.

1

Восстановление булгарами разрушенного хозяйства. Булгарская культура золотоордынского периода. Распад Золотой Орды. Крымское, Астраханское, Казанское , Сибирское ханства, Ногайская и Большая Орда.

8

Образование Казанского ханства. Хозяйство и культура.

1

Казанское княжество. Возникновение Казанского ханства. Территория и население.  Название «казанские татары». Хозяйственная жизнь. Государство и общество. Казань – столица государства. Культура.

9

Казанское ханство: политическая история.

1

Период могущества казанского ханства. Между Москвой и Крымским ханством: борьба за казанский престол. Падение Казанского ханства.

10

Урок-обобщение: древняя и средневековая история края и татарского народа

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по истории края в древний и средневековый периоды, провести синхронистический анализ событий края и российской истории.

Критерии оценки знаний и умений.

Объектом проверки знаний учащихся по истории являются:

• знание исторических дат, имен, событий, терминов;

• основные виды исторических источников;

• основные этапы и ключевые события истории России

и мира с древности до наших дней;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

 Критерии оценки успеваемости учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

• показывает усвоение всего объема программного материала;

• выделяет в нем главные положения;

• осмысленно применяет полученные знания на практике;

• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;

• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Оценка «4» ставится, если ученик:

• выявляет знание материала;

• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;

• умеет применять полученные знания на практике;

• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;

• в письменных работах делает незначительные ошибки.

Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;

• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;

• допускает ошибки в письменных работах.

Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Оценка «2» ставится, если ученик:

• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.

Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты.

Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов.

При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.

Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.

Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.

                                                                         

                                                                              Учебно-тематическое планирование

по истории Татарстана 6 класс


модуля

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья

1

Урок изучения нового материала

Беседа

Вопросы

Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край

§ 1

25.12

2.

Древние тюрки и ранние тюркские государства

1

Комбинированный

Работа по карте, беседа

Тест

Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков

§ 2

28.12

3.

Возникновение Волжской Булгарии.

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Иметь представление об особенностях развития, об экономической жизни  В.Б.  

§ 3.

11.01

4.

Города, внешние отношения и культура Волжской Булгарии

1

Комбинированный

Работа по карте, беседа

Вопросы

Сравнивать развитие средневековых городов, характеризовать отношения булгар с соседями

§ 4.

15.01

5.

Волжская Булгария и монгольские завоевания

1

Комбинированный

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Тест

Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов

§ 5

18.01

6.

Перид расцвета Золотой Орды

1

Комбинированный

Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций

Тест

Знать особенности развития З.О., определять причины расцвета З.О.

§ 6

22.01

7.

Булгарский улус. Распад Золотой  Орды

1

Комбинированный

Дискуссия, презентация,

беседа

Тест

Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О.

§ 7

25.01

8.

Образование Казанского ханства. Хозяйство и культура 

1

Комбинированный

Беседа, работа по учебнику, работа с терминами

Тест

Уметь характеризовать территорию, население, хозяйство Казанского  ханства

§ 8-9

29.01

9.

Казанское ханство: политическая история.

1

Комбинированный

Беседа, самостоятельная работа по учебнику

Письменный опрос

Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания

§ 10

1.02

10

Урок-обобщение: древняя и средневековая история края и татарского народа

Урок- повторение

Самостоятельная работа,

тест

Тест

Обобщение и систематизация знаний учащихся по истории края в древний и средневековый периоды, провести синхронистический анализ событий края и российской истории.

5.02

УМК:

Учебник: Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ТаРИХ».

                                                                             

                                                                                   

                                                                                Пояснительная записка

к рабочей программе по истории средних веков (6 класс)

         Рабочая программа  разработана на основе следующих документов:

 - Законы РФ и РТ «Об образовании»,

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»,

-  Примерной программы основного общего образования  по  истории,

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,

- Учебного плана МОУ – Коморгузинской средней общеобразовательной школы имени Ш.Марджани Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 27 августа 2012 года).

 Рабочая программа рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю.

Программа курса истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.

   

    Цели и задачи курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории средних веков ученик 6 класса должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории  мира в средние века; выдающихся деятелей средневековья;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий  всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематическое планирование.

Наименование тем разделов программы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

I раздел - Раннее средневековье 

9

3

II раздел - Вершина средневековья.

15

4

III раздел - Мир за пределами Европы.

3

5

IV раздел - Европа накануне Нового времени

1

6

Итоговое повторение

1

Содержание тем.

История средних веков (не менее 30 ч)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья – 1ч.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.  –15часов.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) -  4 ч.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.  – 6 ч.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья – 4 ч.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

            Критерии оценки знаний и умений.

     Объектом проверки знаний учащихся по истории являются:

• знание исторических дат, имен, событий, терминов;

• основные виды исторических источников;

• основные этапы и ключевые события истории России

и мира с древности до наших дней;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

 Критерии оценки успеваемости учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

• показывает усвоение всего объема программного материала;

• выделяет в нем главные положения;

• осмысленно применяет полученные знания на практике;

• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;

• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Оценка «4» ставится, если ученик:

• выявляет знание материала;

• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;

• умеет применять полученные знания на практике;

• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;

• в письменных работах делает незначительные ошибки.

Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;

• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;

• допускает ошибки в письменных работах.

Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Оценка «2» ставится, если ученик:

• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.

Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты.

Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов.

При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.

Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.

Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.

                                                                             

                                                                                     

                                                                               

                                                                                 Календарно-тематическое планирование

по истории средних веков

6 класс

№ п/п


Тема урока

Кол-во часов


Содержание

Основные понятия и термины, персоналии


Домашнее задание


Дата

план


Дата

факт

1.

Введение «История средних веков: Европа и остальной мир».

Средние века - период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья.

Стр. 3-4

8.02

Тематический раздел I. Раннее средневековье
(9 часов)

Византийская империя (2 часа)

2.

В центре ойкумены. Второй Рим.

Основание новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть. Христианская церковь. Церковная иерархия, иконоборчество, иконопочетание, устройство христианской церкви императорской власти.

Ромейская империя, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, икона, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь.


§ 1

Стр. 6-14, вопросы

12.02

3.

Век Византии

Византийская торговля. Великий шелковый путь, города Византии. Взаимоотношения Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана I

Великий шелковый путь,
Константин I, Юстиниан I, «Свод гражданского права»

§ 2

Стр.15-27, даты

15.02

Великое переселение народов (1 час)

4.

Великое переселение народов. Завоеватели - германцы.

Великое переселение народов, германские племена, вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств.

Великое переселение народов, варварские королевства

§ 3

Стр.28-38, опреде-ления

19.02

Мир ислама (2 часа)

5.

Рождение новой силы.

Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислама, пророк Мухаммад. Основные положения ислама.

Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла , Мухаммад

§ 4

Стр.38-45, вопросы

22.02

6.

Мир ислама.

Арабские завоевания, образование государства мусульман – Арабского халифата, распад халифата. Культура мусульманского мира.

Медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират

§ 5

Стр.46-54, вопросы к главе

26.02


Империя франков и её соседи (3 часа)

7.

Империя франков и её соседи. От Хлодвига к Пипину.

Правление франкского короля Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков. Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап.

Хлодвиг, франки, «Салическая правда», Меровинги, Каролинги, помазанник Божий, майордом

§ 6

Стр.55-60, доклад

1.03

8.

Император Карл.

Империя Карла Великого, завоевательные походы франков, управление империей, образование и культура в державе Карла Великого.

Карл Великий, саксов, саксы, баварам, Аварский каганат, кочевники – авары, графы, маркграфы, скриптории.

§ 7

Стр.63-71, вопросы к главе

5.03

9.

На развалинах империи.

Распад империи, рождение из её осколков новых государств, образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств.

Норманны, путь «из варяг в греки», альтинг, викинги, англосаксы, Альфред Великий, Вильгельм I Завоеватель.

§ 8-9

Стр.72-89, повторить даты, опреде-ления

8.03










10.

Повтор. – обоб. урок по теме «Раннее средневековье»

повторить даты, опреде-ления

12.03

Тематический раздел II. Вершина средневековья.
(15 часов)

Средневековые сословия (2 часа)

11.

Земля и власть.

1

Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Главное богатство – земля. Условный характер владения землей. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница.

Сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, средневековая знать.

§ 10

Стр.92-100, доклад

15.03

12.

Крестьяне –вечные труженики

1

Крестьяне, положение крестьянства, крестьянские повинности, жизнь в общине, натуральный характер хозяйства.

Подати, оброк, барщина, десятина, община, натуральное хозяйство,

§ 11

Стр.100-108, вопросы к главе

19.03

13

Рыцари.

1

Рыцарство, вооружение средневекового рыцаря, армия, образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок.

Рыцарь, замок, турнир

§ 12

Стр.109-119

22.03

Власть духовная и светская. Крестовые походы. (2 часа)

14.

Наследие Каролингов.

Франция в Х – ХI вв. Основание династии Капетингов. Феодальные войны. Борьба с викингами. Германия в Х – ХI вв. Отражение набегов венгров. Приобретение королями Германии императорского титула.

Королевский домен, империя, священная Римская империя, Клюнийское движение

§ 13

Стр.120-128, даты

5.04

15-

16

Ко гробу Господню!

Крестовые походы

2

Крестовые походы и их участники. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста.

Крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско – католическая церковь, греко – православная церковь, Реконкиста

§ 14-15

Стр.128-146, вопросы к главе, доклад

9.04

12.04

Средневековые города (2 часа)

17.

Возвращение городов.

Кризис античных городов. Оживление городской жизни в Х – ХI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников.

Коммуны, привилегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, гильдия.

§ 16

Стр.147-159, повторить опреде-ления

16.04

18.

Рынок, ратуша, собор. В поисках знаний.

Внешний вид средневекового города. Рынок, ратуша, собор, управление городом. Роль городского патрициата.

Ратуша, городской совет, патрициат, Уставы, монастырские школы, соборные школы, университет, ваганты

§ 17-18

Стр.160-164,170-177, вопросы к главе

19.04

Могущество римско – католической церкви (1 час)

19.

Во главе христианского мира.

Римская церковь при папе Иннокентии III. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.

Ересь, секта, инквизиция, монашеский орден

§ 19

Стр.178-187, вопросы

23.04

Европейские государства в ХII – ХIV вв. (1 час)

20.

Страны и государи.

Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Людовик IХ Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским. Упрочение королевской власти в Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Образование сословных монархий. создание органов сословного представительства , Великая хартия вольностей.

Централизация, парламент, органы сословного представительства, великая хартия вольностей. Людовик IX Святой, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый.

§ 20

Стр.190-197, вопросы

26.04

Кризис европейского средневекового общества (2 час)

21-22.

Тяжкие времена.

Столетняя война.

2

Кризис XIV столетия: неурожаи и голод, чума, крестьянские восстания. Жакерия, Уот Тайлер. Изменения в хозяйственной жизни, формирование товарного хозяйства. Кризисные явления в римской церкви, «Авиньонское пленение римских пап», Ян Гус, Столетняя война, Жанна д Арк. Людовик XI, война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров.

Товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «великая схизма», Уот Тайлер, Ян Гус, Жанна д Арк,

§ 21-22 Стр.200-216, вопросы и задания к главе

30.04

3.05

23

На востоке Европы.

1

Складывание христианских государств в Восточной и Южной Европе. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием. православие и католицизм в Восточной Европе.

Славяне

Кирилл и Мефодий

§ 23,стр.217-226

7.05

Средневековая культура (1 час)

24.

Средневековая культура.

Романский и готический стили в архитектуре. Культура и образование. Монастырские и соборные школы. «Семь свободных искусств». Городские школы, университеты, роль университетов в жизни городов. Познания людей средневековья. Представления о мире.

Романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.

Стр.163-16817.05

Записи в тетрадях, повторить даты, опреде-ления

10.05

25.

Повтор. – обоб. урок по теме «Вершина средневековья».

повторить даты, опреде-ления

14.05

Тематический раздел III. Мир за пределами Европы.
(3 часа)

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века (3 часа)

26.

Во владениях Великого хана.
Поднебесная империя.

Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений о мире. Завоевания монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний. Китайская империя и ее управление. открытия и изобретения китайцев. Последствия завоевания Китая монголами.

§ 24, 26

Стр.228-234, 243-249, доклад

17.05

27.

Индия: раджи и султаны.
Япония.

Индия во времена Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии: искусство, научные изобретения и открытия. религиозные верования индейцев. Внутренние усобицы. Завоевание индии мусульманами. Делийский султанат.
Япония в средние века. Особенности ее развития. Культ императорской власти, самураи, религиозные верования японцев, культура Японии.

§ 25,27

Стр.235-241,251-257, доклад

21.05

28.

Африка.
Америка.

1

Страны и народы Африки в Средневековье.
Америка до Колумба. Образ жизни и культура майя, инков и ацтеков.

§ 28-29

Стр.260-278

24.05

Тематический раздел IV. Европа накануне Нового времени
(1 час)

29.

Европа накануне нового времени. Османская империя.

1

Рождение Испании. Гибель Византии под ударами турок – османов.

Реконкиста, идальго.

§ 30,279-290, повторить даты, опреде-ления

28.05

30.


Урок итогового повторения по курсу «Всеобщая история. История

Средних веков»
(1 час)

1


31.05

УМК: Учебник: М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров  «Всеобщая история. История средних веков»- К.: Магариф, 2008.

- Атлас и контурные карты

- Учебное электронное издание «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс

Дополнительная литература

- Школьная энцеклопедия «История средних веков», Москва «Руссика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...