Компетентностно-ориентированные задания по истории
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Свирина Ольга Александровна

Источник: Книга-игра для детей среднего и старшего возраста. Приложение к журналу «Наша школа», Е.Шацкий

Скачать презентацию с заданиями и иллюстративным материалом в хорошем качестве можно по ссылке http://www.slideshare.net/Olsvi/ss-15778932

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

1.      Предмет - история              2.Класс     6 класс

2.      Тема: Иван Грозный. Опричнина (фрагмент урока)

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: информационная

Аспект: Поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Ты получил задание учителя  посчитать, сколько лет сегодня исполнилось бы Ивану Грозному, для этого нарисовал ленту времени и  вдруг очутился в XVI веке, в 1533 году. В возрасте 3-х лет, после смерти отца ты стал Государем Всея Руси. Все твое детство правили бояре. Наконец ты вырос. Перед тобой задача: навести порядок в государстве, и усилить центральную власть в противовес своекорыстным устремлениям боярства.

Задачная формулировка

Выбери способ решения поставленных перед тобой проблем:

  1. Ты все чаще вступаешь в конфликты с Боярской Думой – советом крупнейших вельмож. Бояре не желают подчиняться центральной власти: «чинят всякую неправду и насилие, и обиду», «дани тяжкие, и всякие работы незаконные накладывают, всякое угодье силой отнимают». В их владении много земель и отряды боевых холопов. Для борьбы с ними ты:                                                                                                                                      А) собираешь отряды преданных тебе людей, которым приказываешь поголовно уничтожить все боярство;                                      Б) не порывая полностью с боярством,   объявляешь, что в части русских земель ты будешь править, не советуясь с Думой;                               В) пишешь указ об отмене всех боярских прав и привилегий.
  2. Член боярской Думы князь Курбский бежит за рубеж (1564 г) и шлет тебе письмо, в котором возводит на тебя различные обвинения. Письмо становится широко известно. Как ты поступишь?                                                                                                                 А) Подошлешь к беглецу убийц;                                                                                      Б) Ответишь ему тайным посланием с угрозой расправиться с ним, если он не перестанет писать позорящих тебя писем;                                     В) Напишешь ответ на все обвинения и велишь широко распространить его в российском царстве.
  3. Попробуй узнать, какие слова принадлежат 1. боярину- изменнику Курбскому  и  2. Грозному:                                                                      А) «Царям подобает осмотрительными быть: иногда кроткими, иногда жестокими; к добрым – милосердие и кротость, к злому же – ярость и мучение, если же сего не имеет, не есть царь»;                           Б) «Скорее добротой, чем наказанием, и если уж очень упрямы и непокорны окажутся люди, тогда получает он наказание, смешанным с милосердием»;                                                                            В) «Все дела шли хорошо по наставлениям избранного совета лучших сановников»;                                                                                          Г) «Царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания…Разорение было бы на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители».  
  4. Одним из главных помощников Грозного в борьбе с боярами стал мелкий дворянин Григорий Скуратов, за малый рост прозванный Малютой.  В русской истории  Малюта прославился своей жестокостью. А знаешь ли ты, как он погиб?                                         А) был казнен царем                                                                                           Б) пал при взятии вражеской крепости                                                                    В) был отравлен боярами

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Текст учебника, хрестоматия. 

Инструмент проверки (информация для учителя)

Ученикам предлагается самопроверка:

Решение, принятое Грозным:

  1. Б                                                                                                                    (Пояснения для учащихся: Эта часть земли стала называться «опричниной» от «опричь» (кроме). Опираясь на свою территорию и свое войско «опричников», Грозный начал постепенную борьбу с самовластием боярства. Решения А) и В) означали бы гражданскую войну.)
  2. В
  3. 1-БВ, 2-АГ
  4. Б

За каждый правильный ответ 1 балл, в задании 3 – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

«5» - 7 баллов

«4» - 5-6 баллов

«3» - 4 балла 

Источник: Книга-игра для детей среднего и старшего возраста. Приложение к журналу «Наша школа», Е.Шацкий

 

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

1.      Предмет - история              2.Класс     6 класс

2.      Тема: Иван Грозный. Опричнина (фрагмент урока)

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: регулятивная, коммуникативная

Аспект: Целеполагание, планирование ресурсов, оценка результатов деятельности; продуктивная групповая коммуникация, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

У вас с друзьями появилась уникальная возможность поработать с новыми технологиями 5D и стать режиссерами-постановщиками обучающего фильма-экскурсии для школьников среднего и старшего возраста.

Задачная формулировка

Тема фильма – опричнина. Ваша задача: составить текст фильма и подобрать иллюстративный материал, сопровождающий ваш рассказ. Вы можете использовать любые сюжеты, чтобы сделать свой фильм незабываемым, но не забудьте, что главная задача фильма – обучающая, поэтому сначала поставьте цель и составьте план своей работы. Ориентируйтесь на критерии оценки. Так как современные технологии – вещь дорогая, время показа ограничено  7-10 мин.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Текст учебника, хрестоматия, иллюстративный материал, карта,  Интернет-ресурсы (по возможности)

Инструмент проверки (информация для учителя)

Критерии оценки:

(оценочные листы у каждого ученика, результат подсчитывается по общему среднему баллу – для подсчета стоит создать специальную счетную комиссию из учащихся)


Критерии

баллы

1

Название выставки (оригинальность, соответствие теме)

0-10

2

Даны: определение понятия «опричнина», хронологические рамки периода, указаны причины, основные особенности и последствия этого процесса.

0-10

3

Названы основные даты, события, факты, имена

0-10

4

Материал изложен ярко, интересно, понятно (ораторское мастерство)

0-10

5

Представлен иллюстративный материал, сюжеты (описание)

0-10

6

Определено время экскурсии, объем материала соответствует этому времени (время – 7-10 мин., практическая проверка – выступление группы должно укладываться в эти рамки)

0-10

Оценка:

45-60 баллов – «5»

30-44 балла – «4»

Меньше 30 баллов – предложение «доработать» и сдать работу позже.

Учитываем фактор сотрудничества в группе (учитель добавляет или снимает баллы)

Не ставим «плохие» оценки за творческую работу.

(P.S.: если есть возможность работы в Интернете с использованием сервисов для совместной работы – обязательно стоит воспользоваться, можно дать такое д/з на дом (предварительно научив пользоваться сервисами)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные результаты Компетентностно-ориентированные задания Предмет: история Учитель: Свирина О.А.

Слайд 2

Регулятивные, коммуникативные Регулятивная компетентность: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др. Коммуникативная компетентность: Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Слайд 3

Характеристика задания: история, 6 класс Тема: «Иван IV Грозный. Опричнина» (фрагмент урока) Ключевая компетентность: регулятивная, коммуникативная Стимул: У вас с друзьями появилась уникальная возможность поработать с новыми технологиями 5 D и стать режиссерами-постановщиками обучающего фильма-экскурсии для школьников среднего и старшего возраста. Задачная формулировка: Тема фильма – опричнина. Ваша задача: составить текст фильма и подобрать иллюстративный материал, сопровождающий ваш рассказ. Вы можете использовать любые сюжеты, чтобы сделать свой фильм незабываемым, но не забудьте, что главная задача фильма – обучающая, поэтому сначала поставьте цель и составьте план своей работы. Ориентируйтесь на критерии оценки. Так как современные технологии – вещь дорогая, время показа ограничено 7-10 мин. Источник: Текст учебника, хрестоматия, иллюстративный материал, карта, Интернет-ресурсы (по возможности) Критерии оценки: таблица, средний балл, общественная оценка

Слайд 4

Критерии оценки : (оценочные листы у каждого ученика, результат подсчитывается по общему среднему баллу – для подсчета стоит создать специальную счетную комиссию из учащихся) № Критерии баллы 1 Название выставки (оригинальность, соответствие теме) 0-10 2 Даны: определение понятия «опричнина», хронологические рамки периода, указаны причины, основные особенности и последствия этого процесса. 0-10 3 Названы основные даты, события, факты, имена 0-10 4 Материал изложен ярко, интересно, понятно (ораторское мастерство) 0-10 5 Представлен иллюстративный материал, сюжеты (описание) 0-10 6 Определено время экскурсии, объем материала соответствует этому времени (время – 7-10 мин., практическая проверка – выступление группы должно укладываться в эти рамки) 0-10 Оценка: 45-60 баллов – «5» 30-44 балла – «4»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван IV Грозный. Опричнина Портрет Ивана Грозного, находящийся в Кунсткамере Академии наук Иван Грозный (фрагмент) Виктор ВАСНЕЦОВ

Слайд 3

Москва при Иване Грозном. Красная площадь. Аполлинарий ВАСНЕЦОВ

Слайд 4

1. Ты все чаще вступаешь в конфликты с Боярской Думой – советом крупнейших вельмож. Бояре не желают подчиняться центральной власти: «чинят всякую неправду и насилие, и обиду», «дани тяжкие, и всякие работы незаконные накладывают, всякое угодье силой отнимают». В их владении много земель и отряды боевых холопов. Для борьбы с ними ты: А) собираешь отряды преданных тебе людей, которым приказываешь поголовно уничтожить все боярство; Б) не порывая полностью с боярством, объявляешь, что в части русских земель ты будешь править, не советуясь с Думой; В) пишешь указ об отмене всех боярских прав и привилегий.

Слайд 5

А.Васнецов. Двор удельного князя

Слайд 6

2. Член боярской Думы князь Курбский бежит за рубеж (1564 г) и шлет тебе письмо, в котором возводит на тебя различные обвинения. Письмо становится широко известно. Как ты поступишь? А) Подошлешь к беглецу убийц; Б) Ответишь ему тайным посланием с угрозой расправиться с ним, если он не перестанет писать позорящих тебя писем; В) Напишешь ответ на все обвинения и велишь широко распространить его в российском царстве.

Слайд 7

Борис Чориков "Василий Шибанов подал от господина своего Андрея Курбского письмо царю Иоанну IV. 1564 год"

Слайд 8

Второе послание Ивана Грозного Андрею Курбскому. Князь Андрей Курбский

Слайд 9

3. Попробуй узнать, какие слова принадлежат 1. боярину- изменнику Курбскому и 2. Грозному: А) «Царям подобает осмотрительными быть: иногда кроткими, иногда жестокими; к добрым – милосердие и кротость, к злому же – ярость и мучение, если же сего не имеет, не есть царь»; Б) «Скорее добротой, чем наказанием, и если уж очень упрямы и непокорны окажутся люди, тогда получает он наказание, смешанным с милосердием»;

Слайд 10

Попробуй узнать, какие слова принадлежат 1. боярину- изменнику Курбскому и 2. Грозному: В) «Все дела шли хорошо по наставлениям избранного совета лучших сановников»; Г) «Царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания…Разорение было бы на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители».

Слайд 11

4. Одним из главных помощников Грозного в борьбе с боярами стал мелкий дворянин Григорий Скуратов, за малый рост прозванный Малютой. В русской истории Малюта прославился своей жестокостью. А знаешь ли ты, как он погиб? А) был казнен царем Б) пал при взятии вражеской крепости В) был отравлен боярами Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1871 (Седов Г. С.)

Слайд 12

Николай Неврев «Опричники»

Слайд 13

ОПРИЧНИК

Слайд 14

А.Васнецов "Площадь перед церковью"

Слайд 15

Решение, принятое Грозным: 1. Б (Пояснение: Эта часть земли стала называться «опричниной» от «опричь» (кроме). Опираясь на свою территорию и свое войско «опричников», Грозный начал постепенную борьбу с самовластием боярства. Решения А) и В) означали бы гражданскую войну .) 2. В 3. 1-БВ, 2-АГ 4. Б За каждый правильный ответ 1 балл, в задании 3 – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ). «5» - 7 баллов «4» - 5-6 баллов «3» - 4 балла Проверь себя:

Слайд 16

Задания: Книга-игра для детей среднего и старшего возраста. Приложение к журналу «Наша школа», Е.Шацкий Иллюстрации (1-4 части) http://ru.wikipedia.org http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kurbski.php http://www.rus-obr.ru http://pics.livejournal.com http://3.firepic.org/ http://retrobazar.com Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Виды компетентностно-ориентированных заданий по истории

В материале  представлены  различные  виды  компетентностно-ориентированных  заданий по истории....

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Компетентностно - ориентированные задания по истории Древнего мира для диагностики уровня сформированности УУД на основе исторических документов (5 класс).

Предлагаю вашему вниманию компетентностно - ориентированные задания  по истории Древнего мира  для  промежуточной диагностики  уровня сформированности УУД  на основе историчес...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...

Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов

Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...


 

Комментарии

Советова  Елена  Викторовна

Ольга Александровна! Стимул ко второму заданию меня поразил! Очень здорово!!! Молодец!!