Презентация к уроку "Москва в огне пожаров или когда Отечество в опасности" кейс
презентация к уроку (история) на тему

 

Пояснительная записка к кейсу:

«Москва в огне пожаров или когда Отечество в опасности…»

Автор учитель истории МОУ Медведской сош Черепановского района Новосибирской области Бисерова Елена Александровна.

Данный кейс, возможно, использовать в 9 классе при изучении раздела «СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»  Тема урока: Битва за Москву. Цель использования кейса: организация работы учащихся на уроке  с различными источниками информации. Базовый уровень.

Вопросы и задания кейса позволяют учащимся освоить новые знания по теме (знание хронологии, знание исторических фактов, подвиги русских солдат), познакомиться с оценками  Московской битвы в различных источниках, проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках, разнопланового характера.  Позволяют сформировать собственную оценку и отношение к событиям. Соотносить единичные исторические факты и общие явления, сравнивать исторические события, определять в них общее и различия. Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Способствуют выработке эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва в огне пожаров или когда Отечество в опасности… Урок в 9 классе по теме: Битва за Москву Автор : учитель истории I категории МОУ Медведской сош Черепановского района Бисерова Елена Александровна

Слайд 2

Содержательная часть: Контекст Описание времени и действия Динамика развития ситуации Учебная проблема (Освещается кратко учителем)

Слайд 3

На протяжении истории Москва – столица нашего государства неоднократно оказывалась в серьезной опасности. Год 1612, 1812, год 1941 … Ситуация была таковой, что от судьбы Москвы зависела судьба всего государства. Весь русский народ понимал значимость Москвы – сердца России. Понимали это и враги, поэтому всегда ставили цель – Москва!!! Знаменитая фраза Наполеона: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце» стала и целью Гитлера. Гитлер требовал любой ценой взять Москву.

Слайд 4

Замысел врага: К осени 1941 года немецко-фашистским войскам удалось оккупировать Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины, часть Крыма и Карелии, вторгнуться в пределы России. Однако в результате возросшего сопротивления советских войск врагу все труднее становилось продвигаться вперед. Главные силы противник сосредоточил на Московском направлении. Захват советской столицы, по мнению фашистов, должен был предрешить исход войны и ускорить выступление Японии против СССР. Гитлеровское командование намечало обойти Москву с севера и юга и нанести удар с запада. Операция по захвату Москвы получила громкое название «Тайфун». 30 сентября 1941 года началось ожесточенное сражение. Потери с обеих сторон были огромными. Бои шли на ближних подступах к столице.

Слайд 5

http://moscow-in-wow2.pobeda.vif2.ru/History/Vrag_u_vorot/Nastup.htm Московская битва – оборонительные (30 сентября-5 декабря 1941 года) и наступательные (5 декабря 1941г. – 20 апреля 1942г.) операции советских войск.

Слайд 6

Враг торжествовал. Ему казалось, что победа уже близка. Гитлеровские квартирмейстеры составляли план размещения своих войск в Москве и Подмосковье, а Геббельс приказал всем редакциям берлинских газет 12 октября оставить место на первой полосе для экстренного сообщения о падении советской столицы. В первой половине октября ценой огромных потерь гитлеровцам удалось ворваться в Калинин, захватить Орел и выйти на подступы к Туле. Враг находился в 80-100 км от Москвы. Над столицей нависла смертельная опасность.

Слайд 7

«Защитим родную Москву! » Как былинный богатырь поднялась Москва против врага. Только за первую неделю войны 170 тыс. жителей столицы потребовали отправить их на фронт добровольцами. 165 тыс. москвичей вступили в народное ополчение, коммунистические и истребительные батальоны. Сотни тысяч рабочих, колхозников, служащих строили оборонительные сооружения. В самом городе возведены десятки баррикад, бетонных надолб – частоколов из бревен, врытых под углом, «ежи» - обрубки рельсов, балок. На окраинах Москвы во имя благополучия города понадобилось рыть окопы. И москвичи долбили ломами мерзлую землю. «Защитим родную Москву!» - этот боевой клич всколыхнул всю нашу необъятную страну, все народы, населяющие Советский Союз. Со всех концов нашей Родины в Москву шли эшелоны с танками, самолетами, пушками, вооружением, продовольствием. Сила сопротивления советских войск, оборонявших Москву, росла с каждым днем, темпы продвижения фашистских полчищ замедлялись. К концу октября героическими усилиями Красной армии, бойцов народного ополчения враг был остановлен. Первая попытка захватить Москву потерпела поражение.

Слайд 8

«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. Эта дата была выбрана неслучайно. Гитлер знал, что значит для советского народа 7 ноября. В этот день наш народ отмечал годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. А 7 ноября на станции «Маяковская» прошло торжественное собрание, посвященное 24 годовщине Октябрьской революции, на котором выступил Сталин. Обращаясь к людям, он назвал их братьями и сестрами, а закончил речь словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». После собрания на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Прямо с парада войска направлялись на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск.

Слайд 9

Вся наша страна, фронт и тыл, затаив дыхание, с тревогой и болью, с надеждой и верой прислушивались в те суровые осенние дни к позывным Москвы в эфире, потому что каждый понимал, какое огромное значение для исхода войны имела оборона советской столицы. Навсегда вошли в память народа стойкость и мужество трудящихся Подмосковья, Наро-фоминска , Истры, Можайска, Волоколамска, Клина, рабочих героической Тулы, ставшей в те дни непобедимым южным бастионом в обороне столицы. 15-16 ноября гитлеровцы предприняли еще одну отчаянную попытку прорвать оборону наших войск и захватить Москву. Но защитники столицы стояли насмерть.

Слайд 10

Контрнаступление советских войск 5-6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. Успешно действовали войска Западного и Юго-Западного фронтов. За месяц боев немецкие войска были отброшены к западу примерно на 250 км. На других направлениях контрнаступление велось в более тяжелой обстановке. Так в течение 5 суток шли кровопролитные бои на рубеже Истринского водохранилища и Истры. К 7 января 1942 года советские войска освободили 11 тысяч населенных пунктов. Наступавшие войска вышли на рубеж Ржев – река Лама –Руза – Боровск Моссальск – Белев – Верховье, отбросив противника на 100-250 км от Москвы.

Слайд 11

Изучив предложенные материалы; Выясните, почему Германии не удалось реализовать план «молниеносной войны» против Советского Союза? Раскройте значение победы Красной армии под Москвой. докажите, что: войны России в 1612 году с поляками, в 1812 году с французами, 1941-1945 с гитлеровской Германией обоснованно называются отечественными. Мы не случайно сегодня заговорили о пожарах в Москве, подумайте, почему важно было не допустить еще одного пожара?

Слайд 12

Информационная часть 1 группа работает с подборкой материалов на слайдах: 13-17. 2 группа работает с подборкой материалов на слайдах: 18-23. 3 группа работает с подборкой материалов на слайдах: 24-34.

Слайд 13

Силы сторон в Московской битве (Оборонительный этап) Группа армий «Центр» Советские войска Свыше 1800 тысяч человек 74,5 дивизий(в т.ч. 14 танковых и 8 моторизованных) Свыше 14 тысяч орудий и минометов 1700 танков 1390 самолетов 1250 тысяч человек 95 соединений (в т.ч. 3 моторизованные дивизии и 13 танковых бригад) 7600 орудий и минометов 900 танков 667 самолетов

Слайд 14

Силы сторон в Московской битве (Наступательный этап) Группа армий «Центр» Советские войска 1708 тысяч человек Около 13500 орудий и минометов 1170 танков 615 самолетов 1100 тысяч человек 7652 орудия и миномета 774 танков 1000 самолетов Задание 1 группе: На основе этих данных и других материалов, сделайте вывод: какие еще факторы, кроме соотношения сил, могли повлиять на исход Московской битвы

Слайд 15

Из воспоминаний Г.К. Жукова «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941г.) были крайне ограничены. Потребности войск еще не могли удовлетворяться так, как этого требовали задачи и обстановка. Дело доходило до того, что каждый раз, когда нас вызывали в Ставку, мы буквально выпрашивали у Верховного Главнокомандующего противотанковые ружья, автоматы ППШ, 10-15 орудий ПТО, минимально необходимое количество снарядов и мин. Все, что удавалось таким образом получить, тотчас же грузилось в автомашины и направлялось в наиболее нуждающиеся армии. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. Вероятно, трудно поверить, что нам приходилось устанавливать норму расхода… боеприпасов – 1-2 выстрела на орудие в сутки. И это, заметьте, в период наступления! В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Немецкие войска были отброшены от Москвы на запад на 150-300 километров. Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых, зачастую чрезвычайно сложных и трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки даже минимально необходимое количество боевых и материальных средств, из отступающей, обороняющейся силы превращались в мощную наступательную силу. Благодарные потомки никогда не должны забывать огромную организаторскую партии, трудовые героические дела советского народа и боевые подвиги не только отдельных воинов, но и целых соединений в этот труднейший для нашей страны период. Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними»! Как вы думаете, почему битва за Москву запомнилась больше других сражений? Какие трудности испытывала армия в период контрнаступления?

Слайд 16

«Война в России» «Как раз в это время начались сильные дожди. Наступил период осенней распутицы… И совсем не русская армия, а сам бог погоды остановил стремительное наступление немецких танковых сил в тот момент… Во второй половине ноября войска вновь двинулись вперед. Внезапно начались сильные морозы, температура доходила до 30 градусов ниже нуля… Наступление на Москву провалилось». немецкий генерал фон Бутлар Какие причины поражения немецких войск указывает автор? Разделяете ли вы эту точку зрения? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 17

«По наиболее полным данным, в период с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года суммарные потери Красной армии в Московской битве составили 1896 400 человек, в том числе безвозвратные – 957053 человек. Это в частности означает, что советских солдат и офицеров под Москвой погибло больше, чем английских, французских, американских солдат вместе взятых за всю Вторую мировую войну. Потери немецкой стороны за семь указанных месяцев были также весьма ощутимы – 615 тыс. солдат и офицеров» «Аргументы и факты», 1993г. №51. Какие выводы можно сделать на основе приведенных фактов?

Слайд 18

«Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук роты 316-й стрелковой дивизии сибиряк В.Г. Клочков, возглавивший группу истребителей танков в районе разъезда Дубосеково , в 7 километрах юго-восточнее Волоколамска. Двадцать бронированных чудовищ движутся к рубежу, который обороняют 28 гвардейцев. Бойцы переглянулись. Предстоял слишком неравный бой. «Ну что, друзья, - сказал бойцам политрук роты В.Клочков. – Двадцать танков. Меньше, чем по одному на брата. Это не так много». Бой длился более четырех часов, и бронированный кулак фашистов не смог прорваться через оборону гвардейцев Уже 14 танков неподвижно застыли на поле боя, но и среди наших бойцов были потери. В этот миг показался второй эшелон танков. Клочков посмотрел на товарищей: «Тридцать танков друзья, - сказал он бойцам, - придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» http://moscow-in-wow2.pobeda.vif2.ru/History/Vrag_u_vorot/lichnosti2.htm Задание 2 группе: познакомьтесь с героями Московской битвы, дайте оценку роли армии и героизма советских солдат в битве за Москву.

Слайд 19

Выдающийся подвиг 28 бойцов дивизии, которой командовал генерал-майор И.В. Панфилов, золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. Почти все воины пали в этом сражении. Всем им присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Из друзей, Ушедших в эту осень, Не один Простился с головой, - Но остановили Двадцать восемь Вражеские танки Под Москвой. Дм. Кедрин http://moscow-in-wow2.pobeda.vif2.ru/History/Vrag_u_vorot/lichnosti3.htm

Слайд 20

Капитан Николай Гастелло сражался в воздухе. Далеко на земле шел бой. Но вот снаряд зенитки разбивает бензобак его самолета. Машина в огне. Выхода нет. Николай Гастелло направляет свой горящий самолет к земле, к сгрудившимся цистернам противника. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин – и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации.7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых на 43-м километре от Москвы, недалеко от Подольска.

Слайд 21

На дальних подступах к Москве вдоль железной дороги Москва-Ленинград у летчика Алексея Катрича отказали пулеметы. Тогда он решил таранить вражеский самолет. Сблизившись с бомбардировщиком, Алексей Катрич винтом повредил его стабилизатор. Самолёт противника свалился на крыло и пошёл вниз. Вскоре он врезался в землю и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Это был первый высотный таран. 12 сентября 1941 года в воздушном бою лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника. 28 октября 1941 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время войны он совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника

Слайд 22

“Это счастье - умереть за свой народ” Нас босыми По снегу водили На допрос и пытку Из тюрьмы. Все равно: Враги не победили! В этой битве Победили Мы! Дм. Кедрин Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. http://moscow-in-wow2.pobeda.vif2.ru/History/Vrag_u_vorot/lichnosti32.htm

Слайд 23

Сибиряки в Московской битве Никогда наш народ не забудет бессмертный подвиг сибирских дивизий. Сибирские полки и батальоны считались одними из лучших в войсках Красной Армии. Любой командующий фронтом, командарм просил и считал за счастье получить в подчинение сибирскую дивизию или бригаду. В начале ноября 1941 года 78-я стрелковая дивизия прибыла под Москву. Бойцы вступали в бой сразу после выгрузки из эшелонов. Константин Рокоссовский, командовавший тогда 16-й армией, в которую вошла 78-я стрелковая дивизия, писал: «Возникла угроза выхода нам во фланг. Противник устремился к шоссе Волоколамск-Москва. В этот момент вступила в дело 78-я стрелковая дивизия А.Белобородова. Ей была поставлена задача – контратаковать рвущиеся к шоссе немецкие войска. Белобородов быстро развернул свои полки, и они двинулись в атаку. Сибиряки шли во весь рост. Удар они нанесли во фланг. Противник был смят, опрокинут, отброшен. Это был красивый удар, и он спас положение». Воины, охваченные боевым азартом, преследовали врага попятам. Только за месяц дивизия истребила более 14 тысяч гитлеровцев, сбила 14 самолетов, уничтожила 63 танка, 120 орудий и 45 автомашин. 26 ноября 1941 года 78-я стрелковая дивизия получила звание 9-й гвардейской.

Слайд 24

Год 1612… «Но теперь мы, Нижнего Новгорода всякие люди… собравшись со многими ратными людьми, видя Московскому государству конечное разоренье, прося у Бога милости, идем все головами своими на помощь Московскому государству». Из грамоты Второго Московского ополчения «Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной» Кто эти герои? Задание 3 группе: познакомьтесь с произведениями и документами, сделайте вывод о народном отечественном характере войн.

Слайд 25

Год 1812… «Нет не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою» А.С. Пушкин «Конечно, коренной из всех его (Наполеона)ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это Наполеон узнал слишком поздно». Е.В. Тарле

Слайд 26

Год 1941-1942… НА ПОДСТУПАХ К МОСКВЕ Держась, как за личное счастье, За каждую пядь земли, Мы под Москвой встали насмерть, В грунт промерзлый вросли! Земля от взрывов дрожала, Горела берестой броня. Солнце - в дыму пожара – Чадило, как головня… Не только на этом взгорье, Где наш окопался взвод, - На Балтике и в Черноморье Москву защищал народ. Но – лишь в подмосковной зоне – Встряхнуть твое сердце мог, Как часы на ладони, Знакомый с детства гудок… Когда с оружейным раскатом Мы подымались в бой, - Поэт становился солдатом, Поэтом – солдат любой. П.Железнов 1941 г.

Слайд 27

К. СИМОНОВ «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ» Глава 14 Малинин - Ну, как живешь, Сирота? - Малинин крепко своей тяжелой рукой пожал такую же тяжелую руку Сироты. Сирота - Питание хромает, товарищ политрук , - сразу же пожаловался Сирота. Он по своему опыту солдатской службы хорошо знал, когда можно и когда нельзя жаловаться начальству, и, когда было можно, всегда жаловался. Малинин - Почему хромает? - Малинин знал, о чем идет речь, но сделал вид, что не догадывается. Сирота - Так что ж, товарищ политрук, сегодня на рассвете пошли с термосами, а получили столько, что в котелках бы унесли… Малинин - Дали, сколько положено , - сказал Малинин, - на наличный состав . Чего же тут обижаться? Сирота - Я не обижаюсь , - сказал Сирота, хотя как раз этим и был недоволен; он не показал убыли и рассчитывал сегодня получить продукты по вчерашней норме. - Не подвезли, что же теперь делать! Малинин - Чему радуешься ? - спросил Малинин. Сирота - Погода, товарищ политрук . - Сирота закурил, ловко прикрыв огонь ладонью. - Хорошо бы мороз еще покрепчал . Малинин - Чего ж хорошего? В крепкий мороз в поле тяжело . Сирота - А я так предвижу: нам тяжело, а немцам еще тяжелее , - сказал Сирота с такой ухмылкой, словно в его собственной власти было устроить этот подвох немцам. - У меня во взводе один студент-химик, с четвертого курса, говорит, что у ихней авиации смазка морозу не выносит, замерзает. Вы посмотрите, - Сирота кивнул на небо, - второй день зима по-настоящему, и второй день фрицы меньше летают. Может, если покрепче ударит, так и в танках у них смазка откажет? Малинин - А ты танков не бойся. Сирота - А я и не боюсь. Мы их уже два сожгли…

Слайд 28

Малинин - Два - это еще не все. Малинин - Значит, все подсчитал, за целый фронт , - усмехнулся Малинин, - ты свое дело сделал, свои два танка сжег, и можешь на печку: пусть теперь другие, их очередь? Сирота - Почему? Я так рассуждать привычки не имею. Я просто за правду, что два танка на взвод - это немало. Малинин - Я не говорю - мало, я говорю - на смазку не надо надеяться. Мороз ударит, смазка у немцев откажет, орудия стрелять перестанут, автоматы заест, и останется их только с дорог сгребать да в поленницы складывать! Это настроение неверное, не надо себя им успокаивать. Сирота - Да что уж нам себя успокаивать? - Сирота не привык лезть за словом в карман, когда находился в положении «вольно». Он развел руками, потом задрал голову и посмотрел на солнце. - Это все обман, - жмурясь на солнце, сказал он. - Как дадут духу, так от всей этой погоды один дым останется… (подходит Михнецов )

Слайд 29

Малинин - Вот, Михнецов , - говорил он худому молодому солдату, нервно потягивавшему козью ножку, - ты, конечно, химик, а я - нет, тебе и карты в руки: вот ты говоришь, что авиационное горючее у немцев негодящее для морозов, а там и в танках смазка у них замерзнет, а там, может, по-твоему, и орудийные системы у них откажут, и автоматы начнут заедать. - Эта тема забеспокоила Малинина, и он теперь неуступчиво поворачивал ее так и эдак, намереваясь в конце концов повернуть по-своему и поставить так, как считал правильным. - Может быть, повторяю, и так: ты химик, тебе виднее, - но вот лично на все это не надеюсь. Ты надеешься, а я - нет. Больше того скажу: ты надеешься на то, что в морозы техника у немцев откажет, а я нисколько на это не надеюсь, я исключительно на тебя, на Михнецова , надеюсь. Надеюсь на тебя, что у тебя при любой погоде душа не дрогнет, и винтовка, и граната, и все, что тебе в руки попадет, - ничто не откажет, потому что если у тебя душа не дрогнет, то немцы, пусть у них вся техника и в тридцатиградусный мороз как часы работает, все равно до Москвы не дойдут. А если у тебя душа откажет, вот тогда они при всех обстоятельствах в Москве будут, с техникой, без техники, в мороз, без мороза - все равно! Что скажешь на это, химик?

Слайд 30

Михнецов - А то и скажу. За это время, что мы на фронте, трижды отступали с занимаемых позиций. Лишь к утру сегодняшнего дня удалось задержать немцев и положить их перед собой на землю собственным огнем. Бои идут с прежним ожесточением и перевесом в пользу немцев, однако, за каждый километр приходится платить все дороже и дороже. Победы скоро не будет, но и Москву не отдадим. Малинин - Ну, положим, так, - чувствуя, что уже сбил встревоживший его благодушный тон, миролюбиво сказал Малинин, - чтоб им повылазило! Но ты понял, что не в них главное дело, а в тебе? Не в том, как у них смазка будет мерзнуть, а в том, как ты стоять будешь? - упорно в одну точку бил Малинин. ВСЕ: - Да, это понятно, товарищ политрук, конечно, - ответило сразу несколько человек. Михнецов - Сейчас народ наподобие пружины, которую со страшной силой жмут до отказа, но, как бы ее ни давили, она все равно распрямится. Трофимов кивнул и сказал: - Все ребята меня пытают о Москве. Как Москва, да что, да, говорят, паника там была… расскажи, как было. А я им отвечаю: если что и было, то у меня уже из памяти вышло. Теперь у меня в памяти, как у Лермонтова: «Ребята, не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой!..» Еще при царе Горохе, на заре века, в приходской школе учил, а вот ведь не забыл! Малинин - Что же, - сказал Малинин, - если московскими новостями интересуетесь, могу рассказать самые свежие. От жены письмо получил… Первая из них касается сына. Директор школы, эвакуированной под Казань, написал, что их сын Малинин Виктор, ученик девятого класса, исчез, оставив записку, что уезжает защищать Москву, и, несмотря на розыски, до сих пор не задержан. « Как же, задержишь его, стервеца !» - с нежностью сказал Малинин о сыне. - Вторая новость касается жены: райжилотдел, где она служила инспектором, снова приступает к работе, и ее сделали заведующей, потому что их начальник, известный мне Кукушкин, возвращен из Горького, куда он удрал самовольно, снят с работы, исключен из партии, разбронирован и отправлен бойцом на фронт.

Слайд 31

Михнецов - Так ему и надо, черту ! Трофимов - Наводят, значит, в Москве порядок, - усмехнулся Трофимов. - Это хорошо. Михнецов - Значит вообще все будет в порядке: Москву не только не сдадим, но авось до самой до нее и не доотступаемся . Боец - А как , - вдруг спросил молчавший до этого молодой бледный боец, он сидел, подперев рукой щеку, - как все-таки вид Москвы после бомбежек? Я сам москвич, на Коровьем валу жил. Малинин - Цел твой Коровий вал , - сказал Малинин. - Да Трофимов вам небось уже десять раз рассказывал. Вы ему верьте, он мужик серьезный, непьющий и неврущий , хотя и рыболов. (Все рассмеялись.) Боец - А все-таки, - не унимался москвич с Коровьего вала, - неужели так мало в Москве разрушений, как в газетах пишут?.. Ведь каждую ночь идут над головами, и гудят, и гудят… Малинин - Идут, да не доходят, - сказал Малинин. - Не всякая пуля до тебя долетает! Так и с Москвой. Тебе отсюда кажется, что там бомбежка страшное дело, а я сюда, на фронт, шел - поджилки дрожали. А пришел - вроде ничего. Сирота - Ну, уж вы скажете, товарищ политрук, - поджилки дрожали! - вежливо не поверил ему Сирота. Малинин насмешливо покосился на него. - А вот именно что так - дрожали ! А ты что ж думал, я страха божьего не имею? Еще как имею! - Малинин пригнулся при свисте низко пролетевшего снаряда и нашел в себе силы пошутить: - Видишь, снарядам кланяюсь… (взрывы, стрельба) Малинин - Все бегом, под прикрытие стен.

Слайд 32

Плакаты «В Москве калачи, как огонь горячи. По ночам фашистских гадов Градом огненных снарядов Угощают москвичи». Плакат Кукрыниксов, текст С.Маршака Просмотрите изображения, фотографии, фрагменты картин, о чем они свидетельствуют?

Слайд 33

На подступах к Москве. Июль 1941 года. Строительство оборонительных сооружений Жители Москвы строят баррикады, готовясь к немецкому наступлению. Ноябрь 1941года Производство боеприпасов на одном из московских предприятий За проверкой и упаковкой фронтовой продукции. 1941год

Слайд 34

Москвичи готовятся к уличным боям Немецкие солдаты сдаются в плен. Подмосковье, декабрь 1941 года Битва под Москвой. Худ. Е. Данилевский. Фрагмент Боевой дозор в Химках. 1941 год

Слайд 35

ТЫ - МОЯ НАДЕЖДА, ТЫ - МОЯ ОТРАДА Слышится нам эхо давнего парада, Снятся нам маршруты главного броска. Ты - моя надежда, ты моя отрада. В сердце у солдата ты, моя Москва. Мы свою победу выстрадали честно, Преданы святому кровному родству... В каждом новом доме, в каждой новой песне Помните ушедших в битву за Москву! Серые шинели. Русские таланты. Синее сиянье неподкупных глаз... На равнинах снежных юные курсанты... Началось бессмертье. Жизнь оборвалась. Мне на этом свете ничего не надо, Только б в лихолетье ты была жива... Ты - моя надежда, ты моя отрада, В каждом русском сердце ты, моя Москва. Всё, что было с нами, вспомнят наши дети, - Всё, что потеряли, что для них спасли... Только б ты осталась лучшим на планете, Самым справедливым городом земли. Старых наших улиц трепетные взгляды. Юных наших песен строгие слова. Ты - моя надежда, ты моя отрада, В каждом нашем сердце ты, моя Москва. Из кинофильма "Битва за Москву ", 1985 г.,режиссер-постановщик Ю. Озеров музыка: А. Пахмутовой слова: Н. Добронравова. http://download.pakhmutova.ru/mp3/1985/Bitva%20Za%20Moskvu/Ty_Moya_Nadezhda_Ty_Moya_Otrada_Leschenko_1.mp3

Слайд 36

Изучив предложенные материалы; Выясните, почему Германии не удалось реализовать план «молниеносной войны» против Советского Союза? Раскройте значение победы Красной армии под Москвой. докажите, что: войны России в 1612 году с поляками, в 1812 году с французами, 1941-1945 с гитлеровской Германией обоснованно называются отечественными.

Слайд 37

Д/задание. Напишите 10-минутное эссе на тему: «Москва в моем сердце»

Слайд 38

Литература: Великая отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Слайд 39

Методическая часть 1 группа работая со статистическими материалами, и документами делает сравнительный анализ сил. 2 группа, познакомившись с подвигами защитников Москвы дает оценку роли армии и героизма советских солдат в битве за Москву. 3 группа, работая с документами, используя изображения, делает вывод о народном отечественном характере войн. Подводя итог делается вывод: о том почему Германии не удалось реализовать план «молниеносной войны» против Советского Союза. Раскрывается значение победы Красной армии под Москвой. Мы не случайно сегодня заговорили о пожарах в Москве, подумайте, почему важно было не допустить еще одного пожара?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История разработки теоретических основ системно-деятельностного подхода Автор: учитель истории МОУ Медведской СОШ, Бисерова Е.А.

Слайд 2

В XIX в. ещё в дидактико-методических работах по начальному и дошкольному образованию Ф.Фребеля нашло отражение гегелевское понимание деятельности. Как известно, Г.В.Ф.Гегель описал всеобщую схему деятельности, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Учение Г.В.Ф. Гегеля

Слайд 3

Концепцию предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. «учение через деятельность»

Слайд 4

разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым . Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека , которые выражают его родовую сущность и существуют как целостная система. Поэтому для их объективного раскрытия необходим анализ отношений «индивид-общество». Системный подход Б.Ф. Ломов

Слайд 5

строго говоря, всегда был системным, его разрабатывали в психологии ( А.Г.Асмолов , М.Я.Басов, Г.С.Костюк , А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Проблемы деятельности разрабатывались и в философии ( Э.В.Ильенков , М.С.Каган, П.В.Копнин , В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) Деятельностный подход

Слайд 6

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Слайд 7

разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка ( Л.С.Выготский , В.В.Давыдов, Л.В.Занков , Д.И.Фельдштейн , Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман , Д.Б.Эльконин , К.Ван Парререн , Ж.Карпей , Э.Эриксон ), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий , В.В.Репкин и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг.,

Слайд 8

Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского . Культурно-исторический системно-деятельностный подход Л. С. Выготский

Слайд 9

Гальперин П.Я. ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий. Асмоловым А.Г. обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования. В.В. Давыдов разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Д.Б. Эльконин создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка. В.В.ДАВЫДОВ Д. Б. Эльконин Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин , Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. А. Н. Леонтьев П. Я. Гальперин А. Г. Асмолов

Слайд 10

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный , личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Слайд 11

Структура образовательной деятельности ученика ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически), создаёт в результате свой личный образовательный продукт; с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом; переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения; процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов. модель системной образовательной деятельности, созданная Хуторским Андреем Викторовичем включает следующие этапы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Турнир знатоков русского языка "Что? Где? Когда?""

Презентация к внеклассному мероприятию в 8 классе в рамках Недели русского языка и литературы...

Презентация "Правила безопасного поведения при пожаре".

Презентация может быть использована на уроках ОБЖ в начальной и средней школе,а также для проведения бесед по пожарной безопасности на классных часах....

Презентация "Десять ошибок в воспитании,которые все когда-нибудь совершали"

Презентация "Десять ошибок в воспитании,которые все когда-нибудь совершали"...

Презентации к урокам по теме "Пожар" и теме "Вредные привычки" .Методическая разработка темы.

Презентационный материал по темам Пожар и Вредные привычки....

Презентация "История борьбы с великим пожаром в Лондоне в 1666 году"

Презентация по английскому языку для учащихся 8-10 лет....

Презентация. Устный журнал "С огнем шутить нельзя"

Хочу познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, учить правильно действовать в случае обнаружения пожара....

Презентация к уроку ОБЖ "Лесные пожары"( 7 класс)

Презентация к уроку ОБЖ "Лесные пожары"( 7 класс)...