Урок по теме "Куликовская битва"
олимпиадные задания по истории (6 класс) по теме

Назаренко Светлана Николаевна

Урок для 6 класса с применением компетентностно- ориентированных заданий. Урок построен по технологии группового обучения. Снабжен иллюстративным материалом и презентацией в формате  Microsoft Power Point 2003.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Невозможно быть русским,Непрядву сочтя за ручей.Не любя свой народ,Не полюбишь ничей…Мы покрыли ЕвропуЩитами червлеными,Как покрыли потом —Двадцатью миллионами...(Е. Евтушенко)
Куликовская битва
Цель:
Получить знания о Куликовской битве.
Задачи: Определить положение Руси и Золотой Орды накануне Куликовской битвы;Определить повод и причины Куликовской битвы;Осветить ход битвы;Определить роль Дмитрия Ивановича в битве;Выяснить, чем завершилась Куликовская битва;Определить значение Куликовской битвы для русской истории. Во время Вашего путешествия по памятным историческим местам в экскурсионном автобусе вместе с иностранными туристами, произошла остановка у памятника. Иностранные туристы, заинтересовавшись памятником, попросили Вас рассказать о событии, в честь которого он воздвигнут…
План урока
Русь и Орда накануне Куликовской битвы
Дмитрий Иванович Донской
Куликовская битва
Во время Вашего путешествия по памятным историческим местам в экскурсионном автобусе вместе с иностранными туристами, произошла остановка у памятника. Иностранные туристы, заинтересовавшись памятником, попросили Вас рассказать о событии, в честь которого он воздвигнут…
Русские княжества, дружины полоцкого и брянского князей.
Великое княжество Литовское, Рязанское княжество, наемники
Союз-ники
Дмитрий Боброк Волынский, Дмитрий Иванович.
Арабшах, Мамай.
Полко-водцы
Собы-тия
ЗОЛОТАЯ ОРДА
РУССКИЕ ЗЕМЛИ
В начале 60-х г. ХIV века раскололась на две части.В Орде происходили бесконечные усобицы. В 60х годах ХV века постоянным правителем Орды стал темник Мамай.Но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингисхана. По тому он стремился доказать через завоевание Руси, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.1377г. поход Арабшаха на Нижний Новгород.1378 г. поход Мамая на Русь. Встреча состоялась у р. Вожи.
Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды.Он увеличил свою дружину.Заключил военные соглашения с другими князьями.В 1377 . в Нижегородском княжестве московские полки во главе с Д. Боброком Волынским потерпели поражение.В 1378 г. князь возглавил полки и разгромил ордынцев на реке Воже.Отказ от выплаты дани.
Во время Вашего путешествия по памятным историческим местам в экскурсионном автобусе вместе с иностранными туристами, произошла остановка у памятника. Иностранные туристы, заинтересовавшись памятником, попросили Вас рассказать о событии, в честь которого он воздвигнут…
Дмитрий Ивановичкняжил (1359- 1389 гг. )-
В 1375 . -совершил поход против тверского князя и принудил его к союзу для борьбы с Золотой Ордой. в 1376 г. утвердил свое влияние в Волжской Булгарии. первым начал открытую борьбу с татаро-монголами.В 1378 г. на р. Воже разбил татар.8 сентября 1380 г. в Куликовской битве разгромил войска хана Золотой Орды Мамая.в военном деле использовал разведку и засаду.первым шел на встречу врагу.отсекал пути отступления.
великий князь Московский с 1359 года.внук князя Ивана I Калиты. осуществил ряд мер по централизации государственного управления и военного дела. преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение — князей Суздальско-Нижегородского, Рязанского и Тверского княжеств, что способствовало укреплению авторитета Москвы. в 1367 г. были построены белокаменные стены Кремля. в духовном завещании Дмитрия Ивановича впервые великое княжение было передано им своему сыну, как «своя отчина», без санкции Золотой Орды. его княжение было важным этапом в укреплении руководящего положения Москвы в русских землях.
Дмитрий Иванович- полководец.
Дмитрий Иванович - политик
Во время Вашего путешествия по памятным историческим местам в экскурсионном автобусе вместе с иностранными туристами, произошла остановка у памятника. Иностранные туристы, заинтересовавшись памятником, попросили Вас рассказать о событии, в честь которого он воздвигнут…
Дата
Ход события
Итог сражения
Значение битвы
8 сентября 1380 год
Поединок Пересвета с Челубеем;Лобовая схватка противоборствующих сторон;Отступление русского полка левой руки, который заманивал конницу противника под удар засадного полка;Внезапный удар в тыл и фланг ордынцев;Паническое бегство войск Мамая.
Русские рати во главе с ДмитриемИвановичем одержали победу.
Это была первая победа над главными силами Орды. Тем самым народ восстановил веру в свои силы. Победы можно достичь лишь объединив все силы под руководством Москвы. Окончательно решился спор политического объединения страны в пользу Москвы.
Во время Вашего путешествия по памятным историческим местам в экскурсионном автобусе вместе с иностранными туристами, произошла остановка у памятника. Иностранные туристы, заинтересовавшись памятником, попросили Вас рассказать о событии, в честь которого он воздвигнут…
Невозможно быть русским,Непрядву сочтя за ручей.Не любя свой народ,Не полюбишь ничей…Мы покрыли ЕвропуЩитами червлеными,Как покрыли потом —Двадцатью миллионами...(Е. Евтушенко)
Благодарю за работу
Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом,Слава им, борцам суровым!Слава нашей стороне!Слава русской старине!


Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИСТОРИИ

6 КЛАСС.

  1. С введением на Руси христианства летописи вели:

А) князья;

Б) деятели церкви;

В) дьяки.

  1. В Киевской Руси должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга и домовой управитель назывался:

А) закуп;

Б) рядович;

В) тиун.

  1. Феодальные владения XII- XVIвв., образовавшиеся вследствие дробления крупных княжеств, назывались:

А) вотчины;

Б) удельные княжества;

В) поместья.

  1. О ком идёт речь?

Сын московского князя Ивана Красного. В малолетстве находился под политической опекой митрополита Алексия. Расширил границы Московского княжества, победил тверского князя, начал чеканку монеты в Москве. Одержал победу над войском хана Мамая.

А) об Иване Калите;

Б) о Юрие Долгоруком;

В) о Дмитрие Донском.

  1. О каком явлении в истории средневековой России идёт речь?

Страна разделена на две части: в одной сохраняется вся прежняя система управления во главе с Боярской думой, а другая переходит под управлением самого царя и лично преданных ему служилых людей:

А) об опричнине;

Б) о кормлениях;

В) о местничестве.

  1. Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян:

А) Киева и Смоленска;

Б) Киева и Владимира;

В) Киева и Новгорода.

  1. Русский князь в конце XIII- первой половине XIVв. имел право занять престол при условии:

А) получения в Орде ярлыка на княжение;

Б) согласия митрополита;

В) поддержки княжеской дружины;

Г) согласия Боярской думы.

  1. По какому принципу образованы ряды:

А) 907г., 911г., 941г., 944г..

Б) «Троица» , «Донская икона Божьей Матери», « Иоанн Предтеча».

В) 1240г., 1242г., 1410г..

Г) окольничий, думные дворяне, думные дьяки.

  1. Какое событие произошло позже всех остальных?

А) крещение Руси;

Б) Невская битва;

В) Куликовская битва;

Г) призвание варягов.

  1. В период удельной Руси ( XII- XIVвв.) боярские республики существовали в:

А) Пскове и Новгороде;

Б) Новгороде и Киеве;

В) Владимире и Киеве;

Г) Новгороде и Чернигове.

  1. Что из названного было одной пз причин принятия христианства на Руси?

А) стремление к укреплению великокняжеской власти;

Б) необходимость создания свода законов Руси;

В) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров;

Г) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью.

  1. Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идёт речь?

«Большую часть  зимы князь и дружина ездили по городам, крупным сёлам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

А) ясаком;

Б) полюдьем;

В) барщиной;

Г) тяглом.

  1. Укажите, как звали:
  1. хана, захватившего и сжегшего Москву в 1382г.;
  2. монаха, благословившего князя Дмитрия Донского;
  3. воеводу, командовавшего засадным полком на Куликовом поле;
  4. князя, союзника Мамая против московского князя;
  5. вторую жену Ивана III;
  6. правителя и полководца, который на рубеже 80-90-хгг. подчинил себе Золотую Орду и разгромил хана Тохтамыша;
  7. основателя Великого княжества Литовского;
  8. князя, подавившего восстание против ордынцев в Твери в 1327г.;
  9. старшего брата Ивана Калиты;
  10. предводительницу новгородских бояр, стремившуюся сохранить самостоятельность республики.

 а) Дмитрий Боброк Волынский;                         б) Софья Палеолог;

 в) Сергий Радонежский;                                      г) Марфа Борецкая;

 д) Ягайло;                                                              е) Тохтамыш;

 ж) Юрий Данилович;                                            з) Миндовг;

 и) Иван Калита;                                                     к) Тамерлан.

  1. найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие события отечественной истории произошли в год X?

((убийство князя Игоря древлянами+ год принятия христианства Русью+ год основания Москвы)-(год Невской битвы+40))-400=?

  1. Что такое «норманнская теория»?:

А) теория, которая объясняет развитие торговли в Древней Руси наличием водного пути из «варяг в греки»;

Б) теория, которая рассматривает возникновение Древнерусского государства как факт привнесения государственности варягами;

В) теория, которая опирается на варяжские источники при изучении древнерусской культуры;

Г) теория о происхождении государства у варягов.

  1. Столица Древнерусского государства город Киев находился на землях:

А) кривичей;

Б) полян;

В) древлян;

Г) северян.

  1. Первым правителем, принявшим христианство был (а):

А) Ярослав;

Б) Олег;

В) Ольга;

Г) Владимир.

  1. Что такое двоеверие на Руси?

А) наличие в сознании людей элемента христианской и языческой религии;

Б) наличие в государстве двух официальных идеологических систем;

В) наличие двух религиозных центров;

Г) изображение божества или духа.

  1. Древнерусское государство с центром в Киеве было:

А) раннефеодальным;

Б) развитым феодальным;

В) позднефеодальным;

Г) рабовладельческим.

  1. Каким был порядок престолонаследия в Киевской Руси?:

А) старшему в роде;

Б) от отца к сыну;

В) по письменному завещанию;

Г) по решению Боярской думы.

  1. «Слово о полку Игореве» было написано:

А) после правления Ярослава Мудрого;

Б) в годы правления Владимира  Мономаха;

В) во время княжения Всеволода Большое Гнездо;

Г) в годы правления Ивана  III.

  1. Столица Золотой Орды- город Сарай-Берке находился:

А) на месте разоренной Рязани;

Б) на реке Иртыш;

В) недалеко от Астрахани;

Г) на реке Тобол.

  1. Первый князь Москвы Даниил был сыном:

А) Владимира Мономаха;

Б) Юрия Долгорукого;

В) Андрея Боголюбского;

Г) Александра Невского.

  1. В каком году на Руси было установлено патриаршество?:

А) 1582г.;

Б) 1589г.;

В) 1592г.;

Г) 1595г..

  1. Заполните пропуски в тексте:

В ………. город………… пришел ханский баскак по имени………………. Он должен был лично привезти хану Узбеку ордынский выход. О нем в народной песне сказано:

…у которого денег нет,

у того дитя возьмет;

у которого дитя нет,

у того жену возьмет;

у которого жены-то нет,

того самого головой возьмет…

Против него вспыхнуло восстание.

Когда?  В каком городе? Как звали баскака? Как отнесся к восстанию московский князь? Как звали князя?

  1. Выберите лишнее и объясните почему:

А) Уезды, волости, станы, уделы, пошлины,  поместья;

Б) Государь, великий князь, боярская дума, окольничий, дворецкий.

  1. Определите по иллюстрациям события, которые произошли в истории нашей страны:

А)                                          Б)                                     В)                                          Г)

                                             

  1. Укажите имена правителей и события, связанные с их правлением. Ответ оформите в виде таблицы:

Правитель

Событие

А

А

Б

Б

В

В

Г

Г

Д

Д

Е

Е

Ж

Ж

А)                                           Б)                                           В)                                             Г)

                       

Д)                                             Е)                                              Ж)

                                   

  1. ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС:

СУДЕБНИК 1497 ГОДА О КРЕСТЬЯНСКИХ ПЕРЕХОДАХ.

57. О христианском (крестьянском) отказе. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит.

Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление  крестьян к земле феодала?

  1. Найдите в тексте ошибки и исправьте их (  5):

                 Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.

  1. Заполните пропуски  в схеме:

        

ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ.                    (всего 100 баллов)

1.- Б

0,5

2.- В

0,5

3.- Б

0,5

4.- В

1б.

5.- А

0,5

6.- В

0,5

7.- А

0,5

8.- А) ПОХОДЫ РУССКИХ КНЯЗЕЙ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ;

     Б) ИКОНЫ ФЕОФАНА ГРЕКА, XIV ВЕК;

     В) ПОБЕДЫ НАД ШВЕДСКИМИ И НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ.

6б.

9.- В

0,5

10.- А

0,5

11.- А

0,5

12.- Б

1б.

13.- 1-Е; 2- В; 3-А; 4-Д; 5-Б; 6-К; 7- З; 8- И; 9- Ж; 10- Г.

5б.

14- (( 945г.+ 988г.+1147) – ( 1240г.- 40))- 400= (3080- 1200) – 400= 1880- 400= 1480 – стояние на реке  Угре.

5б.

15.- Б

0,5

16.- Б

0,5

17.- В

0,5

18.- А

0,5

19.- А

1б.

20.- А

0,5

21.- В

1б.

22.- В

1б.

23.- Г

0,5

24.- Б

0,5

25.- 1327г.; Тверь; Чолхан (Щелкан); Иван Калита; с помощью ордынских войск подавил восстание.

5б.

26.- А) пошлины- государственные налоги; остальное- территориальные единицы;

        Б) дворецкий- управлял по дому; остальное- государственные должности.

4б.

27.- А) суд во времена РУССКОЙ ПРАВДЫ;

       Б) БОЯРСКАЯ ДУМА- СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПРИ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ;

       В) СЪЕЗД КНЯЗЕЙ В ЛЮБЕЧЕ – 1097г.;

       Г) КРЕЩЕНИЕ РУСИ – 988г..  

8б.

28.

ПРАВИТЕЛЬ

СОБЫТИЕ

А

Княгиня Ольга

А

Первой приняла крещение; ввела уроки и установила погосты.

Б

Ярослав Мудрый

Б

«Правда Ярослава»; расцвет Киевской Руси; династические браки для укрепления власти.

В

Владимир I Святой

В

Крещение Руси; церковная реформа; укрепление княжеской власти.

Г

Андрей Боголюбский

Г

Строительство Владимира; перенесение иконы Божьей Матери во Владимир.

Д

Батый

Д

Монгольский хан, совершавший завоевательные  походы на Русь.

Е

Чингисхан

Е

Основатель монгольской державы; родоначальник династии монгольских правителей.

Ж

Иван IV Васильевич Грозный

Ж

Реформы Избранной рады; опричнина; Ливонская война; потеря выхода в Балтийское море.

14б.

29.- судебник Ивана III устанавливал Юрьев день;

        устанавливал размеры «пожилого»- налога при переходе крестьян в зависимости от срока.

2б.

30.-  1- крещение произошло в 988г.;

        2.- поход был совершен не на Константинополь, а на Корсунь;

        3.- принцессу звали не Ольга, а Анна;

        4.- летопись сообщает, что киевляне приняли крещение без сопротивления;

        5.- крещение проходило в Днепре, а не в Волхове.

10б.

31.











27б.

Игорь

912-……

…………………

……….- 964

…………………

964-…………

………………..

980-……….

……………………

1019-………..

…………………..

королева Франции

Всеволод

1078-………

………………….

……….-……….

………..Великий

………-……….

…………………..

1125-………..

……………………

………-1174

….. Большое Гнездо

………-……….

Ярослав

1238-…….

……………….

1252-………

…Александр Невский….

1252-…1263г.

Владимир I Святой..

980-…1015г..

Всеволод. Большое Гнездо

1176г.…-1212г..

Андрей Боголюбский

1157г.…-1174

Юрий Долгорукий…..

1125-…1157г...

Мстислав ..Великий

1125…-1133г..

Владимир Мономах….

1113.-1125г..

Игорь

912-…945г.…

……Ольга………

945г.- 964

Ярослав Мудрый

1019-1054г...

Святослав

964-…972г

……Анна…..

королева Франции

Всеволод

1078-1093г.

Ярослав

1238-1246г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Куликовская битва"

Цель урока: Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от  золотоордынского ига. Привит...

открытый урок по теме "Битва за Москву"

Методические рекомендации по истории на тему «Битва за Москву» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 36.3 парикмахер.Изучение этой темы я выделяю ...

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)   Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо....

Урок истории Московская битва 9 класс

Данный урок позволяет учащимся познакомиться с мужеством и героизмом участников битвы за Москву....

Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"

Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...