Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
статья по истории по теме

Слобожанкина Татьяна Игоревна

 

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»- писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Сегодня на историю, как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами. Задача исторического образования  - вырастить гражданина, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е.  личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его. Всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №480 Кировского района Санкт – Петербурга    

Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках истории

Автор: Слобожанкина Т.И.

(учитель истории)

2012г.

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»- писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Духовно-нравственное воспитание-это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие). Пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, любви и веры); становление нравственной воли (способность к служению добру и противостояние злу, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы. Прежде всего, история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

Сегодня на историю, как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами. Задача исторического образования  - вырастить гражданина, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е.  личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его. Всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.

Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем, произнося эти слова? Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Учебный предмет «История России», обладает широкими возможностями для духовно  - нравственного воспитания школьников.

В процессе изучения данного предмета решаются следующие задачи:

  1. Формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
  2. Воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
  3. Привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
  4. Формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим  событиям.

Необходимо наиболее полно реализовать поставленные задачи, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий. Учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днем. Воспитывать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за ее реализацию возьмутся родители, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно – причастным к великим деяниям народа.  Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории Шевченко С.А.г. Белгород«История- это могучая и вечно живая сила,которая творит Патриота, Гражданина.» Это особенно важ...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Выступление на конкурсе «Учитель года -2013» Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»

Тема методического  объединения: «Духовно – нравственное развитие  личности  на уроках истории»...