План-конспект урока по истории. Тема "Движение декабристов".
план-конспект урока по истории по теме

Листопадов Геннадий Николаевич

Разработка урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  по истории. Тема «Движение декабристов ».

Роль и место  урока : Данный  урок  занимает важное место в ряду  уроков  истории по началу XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды  декабристов  и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая  декабристами  попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I.

Цель: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании  декабристов .

Задачи:

1.Образовательные:

  1. сформировать представления  о идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;
  2. познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
  3. проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;
  1. проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу  декабристов .

2. Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  2. Формировать любовь к предмету.

3. Развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
  2. Формировать умение работать с историческими документами;
  3. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, документы (раздаточный материал)

Основные понятия: крепостное право, самодержавие, декабристы, республика, конституция, междуцарствие, переприсяга, Манифест к русскому народу, каре, Сенатская площадь, диктатор восстания, революционеры.

Этапы урока:

1.Организационный момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания (15 мин)

3.Изучение нового материала по плану:

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года. (6 мин)

2.Организация военных поселений(3 мин)

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия»(8 мин)

4.Северное и Южное общества (5 мин)

5.Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда» (12мин)

6..Восстание на Сенатской площади (20 мин)

7.Итоги восстания (7 мин)

4.Первичное закрепление полученных знаний (5 мин)

5. Рефлексия (3 мин)

6.Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин)

Ход  урока :

Добрый день!

Учитель:   сегодняшний урок я хочу начать с отрывка из стихотворения Н.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос. Попробуем ответить и мы.

Вопрос: Что такое гражданин? (Ответ: ребята обмениваются своими версиями о содержании этого понятия).

Учитель:  Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе “Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал: “Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны”.

Вопрос: Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова?  (Ответ: Это человек, который руководствуется благом людей, а не корыстными целями).

Гражданин - это человек, который не только любит свое Отечество, но и готов всем жертвовать народу.

      Учитель открывает последнюю строку эпиграфа “Отечества достойный сын

Так же думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени, о которых мы будем говорить. Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.

Речь идет о  восстании декабристов. Именно об этом событии мы будем более подробно говорить сегодня на уроке.

Тема урока: «Движение декабристов»

- Что вы знаете о декабристах?

- Примерный ответ уч-ся: - Это участники восстания против власти царя.

                                             -Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций.

Учитель: - Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?

Сегодня на  уроке  мы с вами познакомимся с тайными обществами времен Александра I и восстанием  декабристов , но сначала давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года. Как встретила страна своих солдат победителей?

Примерный ответ уч-ся:

-На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян.

Через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И, прежде всего – в создании военных поселений.


Аракчеев

Их устройством занимался Аракчеев. В селении вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Всех взрослых крестьян до 45 лет одели в военную форму и побрили. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Главным занятием стали военные учения. Зачастую из-за учений хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее из них произошло в 1831 году в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений просуществовала до 1857 года.



Александр I

«Они будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами от Петербурга до Чудова», - так отвечал Александр I на критику Барклая де Толли, который выступал с решительной критикой военных поселений и предоставил царю особый доклад.

Учитель: -Могло общество смириться с таким положением? Нет, и что же происходило в стране?

–Примерный ответ уч-ся: - В деревнях нередко вспыхивали восстания, в армии стали появляться офицерские тайные общества.

Учитель: - Давайте определим, какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества? (Показ слайдов «Предпосылки…»)

Итак, каковы же предпосылки возникновения движения декабристов?

-Примерный ответ уч-ся:- Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.

-Отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод звали народ к борьбе.

Учитель: - Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков:

-Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением».

-Усилились вольнолюбивые настроения после заграничного похода русской армии. Декабрист Александр Бестужев в связи с этим писал «Войска Наполеона как саранча, оставили за собой надолго семена разрушения. Многие губернии обнищали. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам потому, что они стали понимать права людей. Те самые крестьяне, что объединившись в народное ополчение спасли свое Отечество, снова оказались в ярме. Те самые люди что гордо шли по европейским городам, воины-победители, слава России, снова становились «имуществом».

-Будущие декабристы искали и находили ответы на свои вопросы в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей . Декабрист Н. И. Тургенев писал - «Знаменитые французские мыслители Руссо, Вольтер, Монтескье так же знамениты в России, как и у себя на Родине. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, вдоль всей комнаты тянулись полки с книгами политического, экономического и ученого содержания».

-Декабристы были современниками крупных революционных событий в Европе, а также патриотами своей Родины, передовыми и образованными людьми своего времени. Все это повлияло на формирование общественного мнения.

-Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

- В результате в Петербурге стали возникать первые  организации: в 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

С 1816 году стали возникать тайные организации.

Задание: на основании текста учебника заполнить таблицу:

Время возникновения

Название организации

Лидеры

Основные идеи

1816-1817

1818-1821

Союз спасения

Союз благоденствия

А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы,  Павел Пестель,  Евгений Оболенский, Иван Пущин

Для учителя: – «Союз спасения» (в него вошли: А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, позже в «Союз» вошли гвардейский офицер Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин).

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось: «если царствующий император не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Союз строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За 2 года в общество вступило около 30 человек.

В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов, знаний просуществовал всего три года. После солдатских волнений 1820 большинство офицеров были высланы из столицы, на юг, среди них были Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол и Павел Пестель

Учитель: -  В чем сходство и отличие «Союзов спасения и благоденствия»?

Примерный ответ уч-ся:

- Сходство этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей. Обе организации имели свои цели и задачи, сформулированные в уставах обществ. Целью обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную державу. Также целью этих обществ была забота об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены.

-Примерный ответ: Различие между этими организациями в том, что «Союз спасения»- заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было. Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами.

«Союз благоденствия» носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах. «Союз благоденствия» пошел дальше по пути пропаганды и просветительской деятельности, благотворительности, смягчения и гуманизации нравов - все это являлось ближней целью деятельности общества. Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять передовые формы земледелия. Дальней целью являлось введение Конституции, равенства всех перед законом, гласности в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот.

Учитель:- А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены?- 

Примерный ответ уч-ся: - Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

Учитель:- Первые общества не достигли своих целей. Но движение передовых дворян не угасло.

- В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом».

Задание: на основе материалов учебника составить сравнительную таблицу: «Программные документы «Северного» и «Южного» обществ

Вопросы

сравнения

«Русская правда» П.И.Пестеля

«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления

Республика

Конституционная монархия

Избирательное право

Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

Имущественный ценз

Государственное устройство

Унитарное государство

Федерация

Демократические преобразования

Политические свободы

(свобода слова, печати)

Политические свободы

(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений

Уничтожение

Уничтожение

Судьба крепостного права

Отмена немедленно и без выкупа

Отмена

Вопрос о земле

½ у крестьян, ½ у помещиков.

Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

Для учителя:

Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I. Но положительная сторона проекта Муравьева – это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова.

Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом куда менее реалистичной.

Представляя свой проект «северянам», он не смог убедить их его принять. Договорились лишь о том, что выступать нужно совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 года.

Объяснение нового материала учителем:

-Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота – летом 1826 года, но события развернулись иначе.

Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.

Дело в том, что по российскому закону и обычаю армия должна была присягать старшему из оставшихся братьев - Константину. Но когда слова этой присяги были уже произнесены, стало известно, что Константин отказался от престола. Нужно было срочно произвести «переприсягу» другому брату-Николаю.

-« С сей минуты - пишет Николай Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он- душой их…Мы работали усерднее, приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев не переставал быть источником и главною пружиной всех действий общества…Мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».

- Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».

Работа с документом. Задание: каковы были основные положения Манифеста?

Из Манифеста к русскому народу.

  1. Уничтожение бывшего правления.
  2. Учреждение временного правительства, до установления постоянного
  3. Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.
  4. Свободное отправление богослужения всем верам.
  5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
  6. Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  7. Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.
  8. Сложение подушных податей и недоимок по оным.
  9. Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.
  10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.
  11. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.
  12. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
  13. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.
  14. Гласность судов.
  15. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.
  16. Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.

Проверка задания.

Учитель: Далее по моему рассказу отметьте причины поражения восстания (работа в тетрадях самостоятельно).

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

-Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Работа по схеме восстания: каре, Сенатская площадь, строительные работы, народ, памятник Петру.

 -Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Соотношение сил  декабристов  и царских войск.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

Это внесло смятение в ряды восставших.

Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената.

-Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) не дождавшись верных правительству войск потребовал коня и со словами: - Я сам все кончу, поскакал к каре восставших..

Он произнес: «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы- пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!» Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории.

Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу.

В следующий момент Ев. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета  Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть.

Учитель: В середине дня состоялась также попытка захватить Зимний дворец, ее осуществил молодой поручик Никита Панов. Ему удалось сагитировать и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб - гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник престола. Но там их встретили верные Николаю I гвардейцы - саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился к восставшим на Сенатской площади. Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.

29 декабря 1825 года руководители «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк, но и оно закончилось трагически.

Вопросы для индивидуального сообщения:

  1. Суд над декабристами (3 мин)
  2. Жены декабристов (3 мин)

Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289, из которых 121 предали суду:61-из Северного общества, 60—из Южного. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно- строго.

-Декабристов судили как уголовных преступников. Николай1 сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест.

Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея.»

-Через полгода участь декабристов была решена. Объявление приговоров Верховного уголовного суда происходило с 12 до 3 часов дня 12 июля в комендантском доме Петропавловской крепости.

-Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина,

П.Г. Каховского поставленных вне разрядов приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. У каждого на груди висела доска с надписью «Цареубийца».

Осужденные по первому разряду (Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Иван Пущин, Евгений Оболенский, и др.) были приговорены к каторжным работам. На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них- таков был умысел царя. Но большой отклик людей вызвала печальная судьба декабристов, о которых мы помним до сих пор..

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, близ Иркутска и Читы и за ними поехали их жены Е. Трубецкая, М.Волконская, А.Муравьева.

Так было подавлено первое революционное выступление в России.

Почему  декабристы  потерпели поражение? – проверка задания по рассказу учителя.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, имело ли шанс восстание декабристов на победу?

Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.

Вывод уч-ся:- Восстание было обречено, потому что не было опоры на народные массы.

Учитель: - Блестящие офицеры говорили о Конституции, о западных правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших.

В результате, еще многие десятилетия в России сохранялись дикие средневековые нравы. К примеру, одно из самых бесчеловечных из них - крепостное право было отменено лишь в 1861 году- спустя почти 36 лет после вооруженного восстания на Сенатской площади.

Так закончилось восстание декабристов, но оно вдохновило на борьбу следующие поколения борцов за свободу - дворян-разночинцев и народников.

Учитель:  Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни.

Но во всех  отзывах  есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.

Закрепление:

  1. Кто такие декабристы? (дворяне-офицеры, которые в декабре 1825 г. организовали восстание с целью уничтожения самодержавия, крепостного права, демократические преобразования)
  2. С чьими именами связано это понятие? (Николай 1, Каховский, Якубович, Пестель и др.)
  3. Заполним кроссворд.

Рефлексия:

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне было трудно…

Домашнее задание: пар.54; док-т к параграфу

  1. составить по теме 2 варианта тестовых заданий с выбором ответа по 10 вопросов в каждом варианте, 60% объема вопросов должны быть посвящены фактическому материалу (уровень «5»);
  2. уроки и значение восстания декабристов (уровень «5»);
  3. выписать понятия по теме и с их помощью рассказать о восстании декабристов (уровень «4»);
  4. рассказать о восстании декабристов (уровень «3»).



Предварительный просмотр:

Студентам к уроку «Движение декабристов»

План изучения нового материала

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года.

2. Организация военных поселений.

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия».

4.Северное и Южное общества.

5. Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда».

6. Восстание на Сенатской площади.

7. Итоги восстания.

  1. Задание: на основании текста учебника заполнить таблицу

Время возникновения

Название организации

Лидеры

Основные идеи

1816-1817

1818-1821

Союз спасения

Союз благоденствия

А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы,  Павел Пестель,  Евгений Оболенский, Иван Пущин

Задание: на основе материалов учебника составить сравнительную таблицу: «Программные документы «Северного» и «Южного» обществ

Вопросы сравнения

«Русская правда» П.И.Пестеля

«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления

Избирательное право

Государственное устройство

Демократические преобразования

Судьба военных поселений

Судьба крепостного права

Вопрос о земле

Работа с документом. Задание: каковы были основные положения Манифеста?

Из Манифеста к русскому народу.

  1. Уничтожение бывшего правления.
  2. Учреждение временного правительства, до установления постоянного
  3. Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.
  4. Свободное отправление богослужения всем верам.
  5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
  6. Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  7. Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.
  8. Уничтожение рекрутства и военных поселений.
  9. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.
  10. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
  11. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.
  12. Гласность судов.
  13. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...