Педагогический проект «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»
методическая разработка (история) по теме

Педагогический проект является итоговой работой учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области Васиной Анны Юрьевны  на курсах повышения квалификации по теме "Творческое развитие педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

                                        

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

 Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:  «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

                ВБ – 2 (с 06.11. по 09.11.2012 г.)

«Творческое развитие педагога»

                               

                                   

Выполнила: Васина Анна Юрьевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ с.Екатериновка

м.р. Приволжский

Самарской области

                                        2012г.

Паспорт проекта

Участники проекта:  учащиеся 5-11 классов

Сроки осуществления проекта:

Проект среднесрочный и  внедряется в период с января  2012 г. по декабрь 2012 г. И  состоит из нескольких этапов:

Первый этап (январь-август 2012 г.) – анализ существующего круга причин невысокой познавательной активности учащихся на уроках истории,  теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятий «познавательная активность», «нетрадиционные формы урока»; разработка и определение задач формирующего внедрения проекта.

Второй этап (сентябрь-ноябрь 2012 г.) – практическая организация  и внедрение проекта. Разработка и реализация методики.

Третий этап (декабрь 2012 г.) – уточнение и обобщение результатов внедрения проекта

 Место проведения:  ГБОУ СОШ с.Екатериновка  м.р.Приволжский Самарской области

Виды проекта:

по срокам –  среднесрочный

по приоритетному виду деятельности -   исследовательский


  1. Вводная часть

1.1 Проблема:   неудовлетворённость  степенью познавательной активности учащихся на уроках истории

1.2 Актуальность проекта:   Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни.  

Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Использование нетрадиционных  уроков служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать предмет

Актуальность темы обусловлена следующим:

  1. необходимость повышения познавательной активности учащихся как фактор успешности изучения истории
  2. необходимость проработки нетрадиционных форм проведения уроков истории с целью формирование познавательной активности учащихся

   1.3   Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на использование нетрадиционных форм обучения истории

   1.4  Предметом исследования является особенность использования нетрадиционных форм обучения в учебном процессе

    1.5  Нормативно-правовая база:

  1. Закон «Об образовании»
  2.  Федеральная программа «Развитие образования в России»
  3. Национальная доктрина образования
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

6. Устав ГБОУ СОШ с.Екатериновка  м.р.Приволжский  Самарской области

7. Положение об Управляющем Совете ГБОУ СОШ с.Екатериновка  м.р.Приволжский  Самарской области

    1.6 Цель представленного проекта:  формирование познавательной активности учащихся на уроках истории

1.7 Гипотеза:  процесс изучения истории будет эффективным, если:

  1. определены теоретические основы развития познавательной активности учащихся на уроках истории
  2. выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие познавательной активности учащихся при изучении истории
  3. разработана методика проведения нетрадиционных уроков истории

1.8 Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: 

  1. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Нетрадиционный урок истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»
  2. Разработать конспекты нетрадиционных уроков истории
  3. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике

  1. Основная часть

2.1 Теоретическое обоснование темы

     Что можно подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)”. [6]

       Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащегося как   субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

     Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. [7]

       На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”. [3]

            Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько

десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое

представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль,

КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

общественной практике: исследование, изобретательство, анализ

первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж,

рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:

урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - «дублер начинает действовать"

и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,

брифинг, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия,

панорама, телепередача, телемост, репортаж, "живая газета", устный журнал

и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:

суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении

общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в

прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", утренник, спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-

парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-

консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д [4, 5, 6]

2.2  Психолого-педагогические особенности проявления интереса к изучению истории



  Психолого-педагогическая наука выделяет четыре стадии развития интересов школьников: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес (Г.И. Щукина), которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения учеников к предмету и степень влияния его на личность.

   Познавательный интерес школьников развивается, усложняется, обогащается в ходе развития, в процессе становления личности ученика. Общие этапы развития познавательного интереса: от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к познавательной активности и вниманию, от них к пробудившейся направленности личности на глубокое изучение школьных предметов.

   Важным условием развития положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов является включение детей в активную творческую деятельность путем подбора посильных, интересных, разнообразных по содержанию и форме заданий. Блестящим примером выявления возможностей творческой деятельности в развитии познавательного интереса детей служит опыт Б.Л. Яворского. Все проявления творческой инициативы ценны, поэтому главная задача учителя всемерно стимулировать их. Важным средством активизации развития познавательного интереса к учебному процессу является такая форма проведения занятий как нетрадиционные уроки.

  Активное введение в традиционный учебный процесс нетрадиционных форм проведения уроков специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагога.

   Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных форм уроков является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, так и для учителей. Следует также отметить, что нетрадиционные уроки позволяют детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

2.3  Сущность  темы проекта

Нетрадиционные формы урока истории реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  1.  осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
  2.  обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  3.  предусматривается максимальное участие детей в уроке.

   Высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:

  1. урок – игра;
  2. урок – экскурсия;
  3. урок – презентация;
  4. урок – путешествие;
  5. урок – лекция и др.

2.4  Способы  реализации проекта:

Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме неудовлетворённости степенью познавательной активности учащихся на уроках истории; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; изучение и обобщение существующего практического опыта по теме «Нетрадиционный урок как  фактор формирования познавательной активности учащихся»; проведение анализа деятельности учащихся, статистическая обработка результатов плана реализации  проекта.

2.5 План реализации проекта:

Этап проекта

Сроки

Мероприятие, форма

Ответственные

Промежуточный результат

Организационно-подготовительный

Январь-август 2012 г.

Создание методической базы данных по проблеме повышения познавательной активности учащихся на уроках истории






Разработка рабочей концепции Проекта «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»

Учитель истории и обществознания














Учитель истории и обществознания

Методическая база данных по проблеме повышения познавательной активности учащихся на уроках истории

Рабочая концепция проекта

Основной, развивающий

Сентябрь-ноябрь 2012 г.

Создание условий для проведения нетрадиционных уроков истории с целью повышения познавательной активности учащихся

Учитель истории и обществознания

Конспекты уроков, проведённые уроки

Аналитико-прогностический

Декабрь 2012 г.

Анализ результативности участия учащихся школы во внеурочных мероприятиях по истории как результат повышения познавательной активности к изучению истории

Учитель истории и обществознания

Таблица участия учащихся в мероприятиях

2.6  Существующие ресурсы для реализации  проекта:

-кадровые – учитель истории и обществознания;

-материально-технические - мультимедийный проектор, ПК;

- информационные - сеть Интернет, компьютерные презентации, интерактивные задания

 

 

  1. Итоговая (заключительная) часть

В результате реализации проекта предполагается рост познавательной активности учащихся к изучению истории

3.1  Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта и методы их коррекции вне:

- Интеллектуальная, информационная перегруженность учащихся.        Коррекция:   согласование графика работы всех заинтересованных сторон проекта

- Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.

Коррекция:           Стимуляция учащихся   (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы).

3.2  Критерии самооценки:

-  повышение эффективности обучения (отсутствие неуспевающих учеников по предмету) и качества обучения истории (увеличение доли учащихся, успевающих по предмету на «4» и «5» (анализ будет проведён по результатам второй четверти 2012-2013 учебного года)

       - увеличение числа учащихся, задействованных во внеурочной деятельности по предмету история (Таблица в Приложении)

 

3.3 Вывод:

Таким образом, данный проект не только должен повысить познавательную активность учащихся к изучению программного материала курса истории в школе, но и может способствовать увлечению изучения истории шире предусмотренного программой общеобразовательной школы,  даст возможность учащимся участвовать в интеллектуальных конкурсах, в том числе и исторической направленности

IV.  Информационный ресурс проекта

Использованная литература

  1.  Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000 г.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России. М., 2002 г.
  3. Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. С. – Пб., 1995 г.
  4. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 г.
  5. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы истории в V-VI классах. // Преподавание истории в школе. №4, 1987 г.
  6. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. №1, 2003 г.
  7. Фрадкина Ф.И. Психологический анализ и их роль в учении школьников. // Советская педагогика. №4, 1953 г.

Рекомендованная литература

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. 1-2 ч. М., 2000 г.

2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001 г.

3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997 г.

4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001 г.

5.Газман О.С. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9, 1982 г.

6.Грамозда В.Г. Альтернативы в истории.// Преподавание истории в школе. №5, 1991 г.

7.Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы.

  1. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе. №8, 1999 г.
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003 г.
  3. Кулюткина Ю.Н., Спасский Е.Б. Из опыта развития глобального мышления учащихся. С. – Пб., 2001 г.
  4. Коджаспирова Г.К., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.,2001г
  5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе №4, 1989 г.
  6. Кучерук И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности Учащихся на уроках истории СССР. М., 1991 г.
  7. Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г.
  8. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории. // Преподавание истории в школе. №1,1993 г.
  9. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972 г.
  10. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975 г.
  11. Лернер И.Я. Познавательные задачи в изучении истории. 1968 г.
  12. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966
  13. Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Астр. 1998 г.

Интернет-ресурс

1.http://festival.1september.ru/articles/104757/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение электронной презентации на уроке как фактор повышения познавательной активности учащихся

В 2008 году в кабинет  химии нашей школы был приобретен интерактивный проектор.  С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммун...

Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации

Разработка "Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации".Целью данной статьи стало обобщение моего оп...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

«Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся»

Отчет об использовании современных образовательных технологий....

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....