Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

Козаченко Инна Алексеевна

Рабочие программы  по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, календарно-тематическое планирование. Программа по истории средних веков составлена к учебнику Агибалова с расчета 40 часов в год, по истории России к учебнику Данилова с расчета 30 часов в годи обществазнанию к учебнику Боголюбова с расчета 35 часов в год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.rar87.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории России. 6 класс.

Пояснительная записка.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

Рабочая программа составлена на основе

1. Закона РФ «Об образовании», п.2.7 ст. 32

2. приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.  приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4.  авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной  «История России 6-9 класс»- М.: Просвещение, 2008.

5.  Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г  (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.: Дрофа, 2008. – 150 с.)

6. Учебного плана МБОУ СОШ № 5

     

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории на базовом уровне среднего (основного) общего образования в объеме 70 часов.

             Программа и планирование соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта. По базисному учебному плану МБОУ СОШ № 5 предусмотрено 70 часов в год ( из расчета 2 часа в неделю). Изучение  истории России в 6 классе в объеме 30 часов из расчета 2 часа в неделю.

            Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

           Цель  изучения курса отечественной истории в 6 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными  представлениями об историческом пути нашей страны в IХ – ХVI вв., его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

     Курс призван внести свой вклад в формирование исторического сознания учащихся как сложной системы, компонентами которой выступают знания и представления об истории, личностные эмоционально-чувственные и ценностные отношения к ней, а также соответствующие им установки и модели поведения.

     Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач, стоящих перед педагогами и учащимися:

– усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых  знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях  истории России IХ – ХVI вв.;

– усвоение основных понятий и терминов исторической науки,  совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

– формирование на основе личностно-эмоционального осмысления отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного,  мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих;

–  гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству,  восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование  активного отношения к социальной реальности.

Содержание образования по

ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. 6 класс

Введение. (1ч) Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Основные понятия темы

Историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклористика.

I. Киевская Русь. (8 ч)

 Восточные славяне и их соседи. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений. Особенности управления и военной организации.

Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными  племенами Восточно-европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь из варяг в греки.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение.

Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности. 

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Быт и образ жизни земледельческого населения. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.

Основные итоги развития Древнерусского общества и государства.

Основные понятия темы: Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Основные даты темы: VI -VIII вв. - расселение славян на обширной территории Восточной Европы.

860 – нападение восточных славян на Константинополь.

 988 – принятие Владимиром христианства. Крещение киевлян.

1019 – 1054 – правление Ярослава Мудрого.

Основные персоналии: Князь Рюрик, Аскольд, Дир, Кий, Щек, Хорив, князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.

Работа с историческими источниками: Чтение и комментирование отрывков из «Повести временных лет», «Стратегикона»,  произведений Ибн-Фадлана, Прокопия Кесарийского, «Сказания о Борисе и Глебе», «Правды Ярослава».

II. Политическая раздробленность Руси. (8 ч)

Начало дробления Древнерусского государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество: освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо.

Новгородская земля: территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынское княжество. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.

Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке.  Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов.

Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII – XIII вв. Особенности культуры XII – XIII вв.: общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню.  Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Основные итоги развития русского общества и государства в XII – XIII вв.

Основные понятия темы: Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Основные даты темы: 1113–1125 гг. – правление Владимира Мономаха в Киеве.

1147 г. – первое упоминание о Москве;

1157–1174 гг. – княжение Андрея Боголюбского;

31 мая 1223 г. – битва на реке Калке;

1237–1238 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь;

1239–1240 гг. – поход Батыя на Юго-Западную Русь.

15 июля 1240 г. – Невская битва;

 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.

Основные персоналии: Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Чингисхан, Батый, великий князь владимирский Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат, Филипп Нянька, Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Даниил Заточник.

 Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывков из «Повести временных лет», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Повести о житие Александра Невского», Поучения Владимира Мономаха, Повести об убиении Андрея Боголюбского.

III. Русь Московская (10 ч)

Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIVсередине XV в.  Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Московское государство в конце XV — начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административно-территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва – третий Рим» - попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.  Основные направления внешней политики. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Превращение России в многонациональную державу.

Опричнина и итоги правления Ивана IV. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Разрыв Ивана IV с Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация Старицкого удела. Поход Ивана IV на Новгород. Активизация крымской экспансии. Отмена опричнины. Итоги опричной политики. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны.

Русская культура в XIVXVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контакты России с другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи-Минеи. «Домострой». Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт XIVXVI вв. Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза.

Основные итоги развития русского общества и государства в  XIVXVI вв.

Основные понятия темы: Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Основные даты темы:1325–1340 гг. – правление Ивана Калиты;

1327 г. – восстание в Твери. 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва;  1382 г.– набег Тохтамыша на Русь.

1453 г. – падение Константинополя. 1462–1505 гг. – княжение Ивана III;  1478 гг. – присоединение Новгорода к Московскому княжеству;

1480 гг. – стояние на реке Угре, конец ордынского владычества; 1485 гг. – присоединение Твери к Московскому княжеству;

1505–1533 гг. – правление Василия III; 1514 г. – взятие русскими войсками Смоленска. 1497 г. – издание Судебника, введение Юрьева дня.

16 января 1547 г. – венчание Ивана IV на царство; 1549–1560 гг. – правление Избранной рады; 1549 г. – созыв первого Земского собора;

1550 г. – принятие нового Судебника; 1552 г. – взятие Казани; 1556 г. – присоединение Астраханского ханства к России;

1558 г. – начало Ливонской войны; 1565–1572 гг. – опричнина;1581 г. – поход Ермака в Сибирь; 1581 г. – указ о заповедных летах;

1583 г. – завершение Ливонской войны. 1584 г.– смерть Ивана Грозного.

Основные персоналии: Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Мамай, Тохтамыш, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван III, Софья Палеолог, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Филофей, Иван IV, Елена Глинская, А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Ермак, Иван Федоров, Андрей Курбский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывков из летописной повести о Куликовской битве, «Жития Сергия Радонежского», Судебника 1497 г., переписки Ивана Грозного с князем Курбским, заметок английского посла Д. Флетчера, «Задонщины», «Домостроя», исторических песен.

Итоговое повторение и обобщение. (3 ч). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Блочное  планирование курса «История России с древнейших времен до конца 16 века». 6 класс.

№ п/п

Название раздела, темы

Часов

По программе

Дано

1.

Вводный урок

1

2.

Киевская Русь

8

3.

Политическая раздробленность на Руси

8

4.

Московская Русь

10

5.

Итоговое повторение

3

Всего

30

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории России. 6 класс.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

-выдающихся деятелей этого периода;

-основные этапы и ключевые события истории России и мира с с древнейших времен до конца 16 века;

выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

уметь

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

      В результате изучения курса учащиеся должны владеть компетенциями: 

-  коммуникативной; смысло-поисковой;  личностного саморазвитии информационно-поисковой; рефлексивной; учебно-познавательной.

- называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

Система отслеживания результатов обучения учащихся

Критерии и нормы устного ответа на уроках истории и обществознания

Оценка "5" ставится, если ученик: 
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если ученик: 
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: 
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик: 
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Оценка «1» - 19- 0 %

Для успешного освоения содержания образования, курс по истории  обеспечен следующим УМК:

Программы для общеобразовательных школ. История. Обществознание. 5-9кл., М. «Дрофа», 2000г.

Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2003 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века. Учебник 6 класс. М., 2003 г.

История России. 6 класс. Поурочные планы по учебнику

Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «Истории России с древнейших времен до конца 16 века». Волгоград: Учитель – АСТ, 2003 г.

Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику  Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времен до конца 16 века». 6 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2005 г.

 

Интернет-ресурсы

bse-www.slovar.com.ua - Большая Советская Энциклопедия

www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.openclass.ru/ - Открытый класс

http://gramota.ru/ - Грамота

http://his.1september.ru - Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.historic.ru - Всемирная история

www.rusedu.ru

www.uchportal.ru

http://scool-collection

www.prosckolu.ru

http://power-p.ru

http://narod.ru

http://pedsvet.su

                                               

 Календарно-тематическое планирование курса.

№ п/п

Дата

6 «А»

Дата

6 «Б»

Название уроков, план урока

Основные понятия

Характеристика видов деятельности учащихся

Виды контроля

Д/з

план

факт

план

факт

1.

Вводный урок


.

Археология, культурный слой, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, метрология

Актуализируют знания из курсов истории Древнего мира и истории Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества.

Характеризуют источники по российской истории.

 Используют историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Термины, начертить генеалогическое древо, выписать название шахтинских улиц  и объяснить происхождение этих улиц

Киевская Русь (8 ч)

2.

Восточные славяне в древности.


Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, союзы племен, кочевники, язычество, идол, святки.

Характеризуют на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывают жизнь и быт, верования славян.

Беседа

П. 1, вопросы на с.13, работа с документом (РД) с. 13

3.

Соседи восточных славян.


Колонизация, городище, каган, каганат, иудаизм, ислам.

Характеризуют на основе исторической карты территории расселения соседей восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывают жизнь и быт, верования соседних народов, их влияние на восточных славян.

Практическое занятие,

работа по карте, беседа

П.2

4.

Киевская Русь в 9-10 вв.


Государство, варяги, полюдье, уроки, погосты.

Объясняют смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье.

Раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства

Самостоятельная работа с текстом, беседа

П.4-5, вопросы на с. 27, РД на с.32-33

5-6.

Киевская Русь на рубеже 10-11 вв. Принятие христианства.


Былина, печенеги, православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина.

Показывают на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизируют материал, составляют хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Актуализируют знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных их постулатах. Составляют характеристику Владимира Святославича. Дают оценку значения принятия христианства на Руси.

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

П.4-5

7.

Киевская Русь в 11- начале 12 вв.

Усобицы, половцы.

Характеризуют политический  строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в 10-12 вв.

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Составляют характеристики Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху.

Решение творческих задач, работа с терминами

П.6 до с.48 и п.9 до с. 78, вопросы 1-4 после п.6и 1-3 на с.83

8.

Расцвет Киевской Руси.


Вече, древнерусская народность, летопись, летописный свод, миниатюра.

Характеризуют социально-экономический и политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром. Рассказывают  о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.

Дискуссия, презентация,

беседа

П.6

9.

Культура Киевской Руси.


Летопись, церковно-учительная литература, проповедь, крестово-купольное строение, фольклор, былина.

Рассказывают о развитии культуры Древней Руси.

Описывают памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески, мозаика, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.

Характеризуют развитие народного творчества, литературы, живописи и т.д.

Рассказывают о быте и нравах Древней Руси

Решение творческих задач

П.7-8

10

Обобщающий урок по теме «Киевская Русь»

Восточные славяне. Род, племя, родовая община и соседская община, князь, дружина, полюдье, государство, вече, язычество, христианство, вотчина, натуральное хозяйство, летопись.

Систематизируют и обобщают ЗУН.

Письменный опрос

Раздробленность на Руси (8)

11.

Возникновение самостоятельных русских княжеств в 12-13 вв.


Феодальная раздробленность, княжеская династия, бояре, Боярская Дума, дворяне, отрок.

Объясняют смысл понятия «политическая раздробленность».

Называют хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывают причины и последствия раздробленности.

Беседа,

дискуссия

П.9

12

Возникновение самостоятельных русских княжеств.


 

Показывают на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризуют особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель.

Характеризуют общие черты о и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

П.10-11, вопросы, с.94

13.

Нашествие с Востока.


Тьма (тумен), порок.

Изучают материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописи, произведения древнерусской литературы).

Сопоставляют и обобщают содержащиеся в них сведения.

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

П.12, РД,с.105-106

14.

Угроза с Запада.

Ордена, крестовый поход.

Рассказывают на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище.

Составляют характеристику Александра Невского.

Беседа,

работа по карте

П.13, вопросы , с.113

15.

Русь под ордынским игом в 13 в.



Улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, пайцза (русское название – басма)

Объясняют, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризуют повинности населения. Рассказывают  о борьбе русского народа против завоевателей.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

П.14, вопросы

16.

Русь и Литва.


Характеризуют особенности развития Великого княжества Литовского.

Показывают на карет русские территории, отошедшие к Литве.

Работа по карте, анализ источников

П.15, вопросы

17.

Культура русских земель в 12-13 вв.


Рассказывают о развитии культуры русских земель.

Объясняют особенности развития просвещения, научных знаний, литературы.

Описывают памятники древнерусского зодчества и древнерусского живописи.

Характеризуют идею единства русской земли ( по «Слову о полку Игореве»)

Беседа,

дискуссия Решение творческих задач, игра

П.16

18.

ПОУ по теме: «Раздробленность на Руси».

Систематизируют и обобщают ЗУН

Письменный опрос

Московская Русь (10)

19.

Политическое состояние Руси в первой половине

14 в.


Великое княжение Владимирское, порядок наследования престола.

Показывают на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост московского княжества.

Раскрывают причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Дают и аргументируют оценку деятельности Ивана Калиты.

Работа по карте, анализ источников, беседа

П.17, вопросы на с. 146, п.18, с.147-148

20.

Куликовская битва.


Полк, рать, тюфяк.

Рассказывают о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывают значение Куликовской битвы.

Оценивают роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

П.19

21.

Начало объединения русских земель.


Служилые люди

Показывают на исторической карте рост Московской Руси.

Объясняют причины и последствия феодальной войны.

Характеризуют отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Анализ источников, работа с картой, беседа

П.19

22.

Образование единого Русского государства. Россия при Иване 3.


Государь, «латинство», централизация».

Объясняют смысл понятия «централизованное государство».

Указывают хронологические рамки процесса становления единого русского государства. Выявляют на с основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Составляют характеристику

Ивану 3.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

П.20

23.

Московское государство в конце 15-начале 16 вв.


Герб, Судебник Ивана 3, Дикое поле, дьяк, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение.

Объясняют суть изменений в политическом строе при Иване 3.

Сравнивают вотчинное и поместное землевладение.

Изучают отрывки из Судебника 1497 г. И используют содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Решение творческих задач

П.21

24.






Церковь и государство в конце 15-начале16 вв.

Нестяжатели. Иосифляне, «Москва – третий 1448 г. – избрание митрополитом Ионы,

Рим», ересь «жидовствующих»

Раскрывают роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности.

Характеризуют взаимоотношения церкви с великокняжеской властью

Объясняют смысл понятий: ересь, «Москва – Третий Рим».

Приводят оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

Письменный опрос

П.22

25.

Государственные реформы середины 16 в.


Царь, шапка Мономаха, «черные люди», сословия, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада

Характеризуют социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале 16 в.объясняют смысл понятий: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета.

Характеризуют основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.

Изучают исторические документы и используют их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти

Беседа,

дискуссия

П. 23

26.

 Опричнина и итоги правления Ивана 4 Грозного.


Приказы, опричнина, земщина.

Объясняют причины, сущность и последствия опричнины.

Определяют своё отношение к опричнинному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Составляют характеристику Ивана 4 Грозного. Представляют и обосновывают оценку правления Ивана 4. Систематизируют материал об основных процессах социально-экономического развития страны в 16 в.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

П.25, РД, с.221

27.

Внешняя политика Ивана 4 и освоение Сибири.



Пищаль, ясак, Речь Посполитая, наемник, казаки, атаман, Юрьев день, заповедные годы.

объясняют, какие цели преследовал Ивана 4, Организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Раскрывают, каковы были последствия Ливонской войны для русского государства. Используют историческую карту для характеристики Московского государства, хода Ливонской войны, походов Ермака.

Работа с картой,

беседа Решение исторических задач Беседа,

дискуссия

П.24

28-29

Русская культура 15-16 вв.

Юродивый, печатник, иконостас

Составляют систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в 14-начале 15 вв. проводят поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателей.

Описывают памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете. Участвуют в оформлении альбомов. Посвященного культуре родного края изучаемого периода

Беседа,

самостоятельная работа с текстом, дискуссия

П.26-28

30.

Итоговый урок.

Систематизируют и обобщают ЗУН

Письменный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы

Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...

рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов

Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...

Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс

В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы

Рабочие программы по истории России, всеобщей истории  обществознанию включают в себя описания  самих предметов,  учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы

Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...

Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов.

Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов, составленные на основе стандартов первого поколения....

Рабочие программы по истории (5-11 классы), обществознанию (5-7 классы) ,МХК(10,11 классы)

Рабочие программы по истории и обществознанию ФГОС 5-7 классы. Рабочие программы по истории 8-11 классы, МХК 10,11 классы с календарно-тематическим планированием...