Тренинг на начальном этапе обучения истории
статья (история, 5 класс) по теме
Одной из эффективных форм обучения младших школьников является образовательный тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_nachalnom_etape_obucheniya_istorii.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг на начальном этапе обучения истории
Тренинговая работа на уроках направлена на развитие познавательных способностей учащихся: речи, познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.), исторической интуиции, эмпатии (понимать исторического героя, сопереживать ему, пытаясь приблизиться к той обстановке, атмосфере, в которой он жил), а также помогает развитию общеучебных и специальных умений: извлекать информацию из предметной и изобразительной наглядности; по отдельным деталям определять, какую информацию может нести предмет или изображение (информация о применении предмета, его функциональном назначении, информация о людях, которые пользовались этим предметом). Основные формы такой работы — разнообразные игры и упражнения для группы учащихся.
Тренинговая работа способна оказывать большое воспитательное воздействие, так как она осуществляется в коллективе, в особой эмоциональной атмосфере, а практические упражнения воспитывают у детей навыки общения, умение слушать, видеть и понимать другого, быть открытым по отношению к нему, готовность и умение высказывать свое отношение, собственную точку зрения.
Тренинг позволяет смоделировать ситуацию исследовательского поиска, когда, работая с историческими источниками( предметами старины, картинами, фотографиями и др.), школьники на основе обнаруженных ими отдельных подробностей извлекают информацию и, подобно историку и археологу, реконструируют по отдельным фрагментам целое. Такая информация позволяет расширить, детализировать и конкретизировать исторические представления школьников и познакомить их с увлекательным процессом исследования прошлого.
Тренинг I
Тренинг направлен на формирование умения проводить анализ и извлекать информацию из учебных картин и иллюстративных материалов; на развитие исторической наблюдательности и исторического воображения, памяти и эстетического вкуса.
1.Восприятие художественного полотна. Дети рассаживаются перед доской полукругом, на ней вывешивается репродукция картины. Например, картины «Полюдье» В.И. Лебелева. Школьники рассматривают её в течение минуты. Учитель просит ребят запомнить как можно больше деталей картины. После этого картину закрывают. Учащиеся должны перечислить то, что они смогли увидеть на картине. Список запомнившегося может быть записан учителем на доске. После того как картина вновь открывается, выясняется, что именно школьники запомнили, а что упустили из внимания, что заметили верно, а в чем ошиблись.
2.Выполнение заданий, нацеливающих на внимательное ознакомление с изображением. Для начала учитель предлагает посчитать, сколько на картине человек (мужчин, женщин, детей, воинов и т.д.) или других значимых объектов (домов, церквей, башен, пушек…).
3. Анализ общего восприятия картины по вопросам: Что изображено на картине? Где происходит изображенное событие? Когда оно происходит? Учитель должен быть готов к тому, что учащиеся самостоятельно не смогут правильно ответить на все вопросы. Поэтому лучше заранее продумать систему вспомогательных наводящих вопросов.
4.Сообщение учителем дополнительных интересных подробностей о том, что изображено, привлечение внимания к деталям, которые ускользнули от детского взгляда.
5.Выявление художественных особенностей картины, в частности цветовой гаммы.
6.Самооценка впечатления. Учащимся можно предложить задание: «Назовите вещь, которая вас больше всего заинтересовала в картине? Есть ли в ней то, что кажется странным, удивило, насторожило, испугало, заинтересовало? Расскажите об этом».
7.Ролевая игра на основе персонификации. Она проводится при наличии учебного времени. Несколько учеников перевоплощаются в персонажей, изображенных на картине, другие задают им вопросы.
8.Оценка достоинств произведения. Учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Перед группами ставится проблема: «Если бы вы продавали картину, как бы вы убеждали купить её?». В течение 5 минут группы должны составить краткое, но яркое и конкретное сообщение о достоинствах и содержании картины.
9. «Обратная связь». Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?
Тренинг II
1.Рассадив детей полукругом, учитель предлагает их вниманию картину в необычном ракурсе. Картина, например, «Продажа крепостных крестьян» В.И.Лебедева или «Торг» Н.В.Неврева, переворачивается на 180 градусов, чтобы верх и низ поменялись местами. Школьники рассматривают её в течение минуты, затем картина закрывается. Учащиеся должны записать предметы, замеченные на картине. Затем учитель выясняет у кого самый большой список. Прежде чем обратиться к нему, ставятся вопросы по содержанию картины: О чем она? Что нарисовано? Как называется? Где происходит действие?
Затем картина открывается и представляется уже в обычном виде. Оглашается наиболее полный список изображенных предметов и проверяется правильность написанного. После этого учитель возвращается к вопросам по содержанию картины, на которые учащиеся не смогли правильно ответить в предыдущей беседе.
2. «Реставрация». Вывешивается другая картина, например, В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Часть (половина) картины закрывается. Задание учащимся: Представьте, что вы историки-реставраторы. К вам попала бесценная картина, но часть её пострадала. Ваша задача—восстановить, что нарисовано в подвергшийся разрушению части.
Затем закрытая часть открывается. Выясняется, кто был лучшим «реставратором», т.е. более всего был близок к замыслу автора.
3. «Раздвигаем пространство». Учащимся предлагается представить, что могло бы появиться справа, слева, вверху, внизу имеющегося изображения.
4. «Расширяем время». Школьникам предлагается задание: попробуйте вообразить, что происходило до и после того момента, который изображен на картине.
5 «Персонажи оживают». Задание учащимся: Выберите одного из персонажей картины и попробуйте представить, как он провел день до того момента, который изображен на картине? Расскажите об изображенном событии с точки зрения одного из персонажей картины. Попытайтесь восстановить разговор персонажей картины. ( Эти задания могут даваться по группам).
6. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему сегодня научился? Что нового узнал?
Тренинг III
Поскольку младшие школьники не владеют соответствующей терминологией при оценке того или иного исторического деятеля. Им легче описать конкретные проявления какого-либо качества, чем назвать его. Поэтому при работе с портретом или картиной, изображающей историческую личность, важно постоянно вводить в речь детей слова, которыми характеризуются моральные, эмоциональные, интеллектуальные качества (подкрепляя их рассказом о том, в чем проявилось это качество и как можно его оценить). Учитель также должен ненавязчиво пополнять словарный запас детей выражениями, которыми можно описать внешние черты того или иного исторического деятеля.
На доске вывешивается портрет или картина с изображением исторической личности.
1.Учащимся предлагается внимательно рассмотреть картину и ответить на вопросы: По выражению лица определите эмоциональное состояние изображенного (-ых) на картине человека (людей). Какие чувства он (и) испытывает (ют)? Могли ли бы вы доверять этому человеку, рассказать ему какой-то свой секрет? Мог ли он стать вашим другом? Почему? Что в его облике заставляет вас так к нему относиться?
2.Далее раздаются карточки, где перечисляются различные характеристики личности и описания внешних черт человеческого облика (до 40 характеристик). Участникам предлагается выбрать из предложенных те, которые, по их мнению, подходят к изображаемой личности. Затем выбранные характеристики обсуждаются. Учитель комментирует, насколько правильно выбрана та или иная характеристика. Если это возможно, некоторые качества личности можно дополнить примерами конкретной ситуации, где проявилось то или иное качество.
Карточка №1
Чувства и состояния, которые может испытывать человек:
гнев, злость, стыд, страх, раздражение, тревога ,тоска, скука, обида, вина, радость, ликование, сопереживание, зависть, горе, безысходность, печаль, грусть, удовлетворение, интерес, любовь, ненависть, брезгливость, презрение, любопытство, недовольство, благодарность, боль, безразличие, разочарование, апатия, отрешенность, задумчивость, безучастность, усталость, утомление, умиление.
Карточка №2
Различные характеристики личности:
грозный, жестокий, гордый, честолюбивый, властный, радушный, умный, справедливый, строгий, кроткий, добрый, слабый, беспощадный, тиран, подозрительный, милосердный, требовательный, строгий, богомольный, дальновидный, скупой, преданный, мужественный, разумный политик, грустный, скромный, щедрый, красивый, сильный, смелый, веселый, хороший работник, мстительный, решительный, новатор, непритязательный, слабый, мягкий, целеустремленный, поддающийся влиянию, нерешительный, уступчивый, волевой, трудолюбивый, энергичный, имеющий деловую хватку, нерешительный, миролюбивый, интересующийся всем новым, беспощадный, заботливый, кроткий, талантливый, любознательный, реформатор, скупой, хозяйственный, верный, праведник, воинственный, хитрый, трусливый, бесстрашный, глупый, эгоистичный, образованный, великодушный, молчаливый, эмоциональный, чувствительный, честный, болтун, любящий, разумный.
3. «Ассоциативные связи». Школьникам предлагается определить, с чем связывается у них изображение данного человека.
4. Обратная связь. . Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему сегодня научился? Что нового узнал?
Тренинг IV
Учащимся заранее дается задание: принести, если у кого-то сохранились, старинные черно-белые фотографии, на которых изображена большая семья, расспросить у родителей об этой фотографии: кто изображен. Когда сделана фотография.
1.В классе рассматриваются имеющиеся фотодокументы, выслушиваются рассказы о них. Детям показывают исторические семейные фотографии, например, семьи императора Николая II.
Рассматривая фотоизображение, важно акцентировать внимание детей на том, как располагались члены семьи: в центре, как правило, мать и отец, дедушка и бабушка; очень маленькие дети на руках у взрослых, старшие дети на заднем фоне, средние по возрасту дети и любимы домашние животные сбоку или спереди на полу.
2. «Делаем фотографию семьи прошлого века (картину)». Все участники тренинга располагаются «для фотографирования», выступая в ролях членов большой семьи. Каждому участнику придумываются имя и небольшая личная история: кто он, чем занимается, черты характера и т.п. Если участников много, то их можно разделить на группы. Фотографировать можно условно, но лучше, если есть возможность, по-настоящему запечатлеть получившуюся «семью», а потом подписать выбранные имена.
3. Обратная связь. . Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему сегодня научился? Что нового узнал?
Тренинг V
Этот тренинг целесообразно проводить в конце года, когда уже накоплен определенный материал по различным историческим персоналиям.
1.Заблаговременно участникам предлагается выбрать себе исторического героя, к которому они испытывают какие-либо чувства, не равнодушны. Прикрепляется имя на карточке.
2. по ккургу каждый рассказывает, как осуществлялся выбор, почему выбран именно этот человек, какие чувства, ассоциации он вызывает.
3. «Знакомство». Каждый представляется от лица выбранного исторического героя и говорит о «себе» несколько слов. Другие участники задают вопросы. В ответе не требуется быть исторически точным, главное—вообразить, как мог бы ответить тот или иной исторический герой.
4. Игра «Аплодисменты». Учитель произносит предложения-задания, начинающиеся со слов: «Встаньте те, кто…». Участники встают, если сказанное относится к их герою. Остальные дружно хлопают. Если встают все, то, стоя, хлопают, сами себе. Учитель контролирует ошибки, комментирует неточности.
Содержание предложений-заданий может быть следующим. Встаньте те, кто:
- правил государством
- участвовал в военных действиях
-никогда не ездил на поезде
-написал книгу
-жил за границей
-владел заводом или фабрикой
- был награжден орденами
-никогда не летал на самолете
- беззаветно любил свою Родину.
5. «Поиск друзей». Школьникам предлагается походить внутри круга, поздороваться со всеми, найти исторических друзей, объединиться в группы.
6. Обратная связь. . Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему сегодня научился? Что нового узнал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...
Обучение грамматической стороне речи английского языка на начальном этапе обучения
Изучение грамматических явлений в английском языке представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остр...
Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения
Целью данных программ является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавате...
Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение лексике.
В данной статье описываются современые приёмы обучения лексике английского языка на начальном этапе....
Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .
В работе рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....
Обучение чтению на начальном этапе обучения
Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....