КВН для старшеклассников.
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Сомина Екатерина Александровна

Данный материал  позволяет обобщить  знания по всеобщей  и отечественной истории, получить дополнительные знания, развить командный дух учащихся как сташего так и среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

КВН  для старшеклассников.

  1. РАЗМИНКА.

За правильный ответ – 1 очко.

  1. Назовите имена  древнегреческих богов. Какому ремеслу, занятию покровительствовал каждый бог?
  2. Перечислите имена путешественников и мореплавателей, укажите (по возможности) точные даты путешествий и какие именно открытия были сделаны?
  3.  Назовите героев Отечественной войны 1812 года.
  4.  назовите участников движения декабристов.
  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Показать сцену на историческую  тему. 

Противники должны  указать время и место действия. По ходу постановки  соревнующиеся должны  обнаружить  исторические несоответствия, за что начисляется  дополнительное число очков.  (быт студента  средневекового  университета, рассказ участника  войны и т.д.)

  1. КОНКУРС  КАПИТАНОВ.

    Каждый капитан  должен  предложить по 3 крылатых выражения.  Задача соперников – объяснить, что оно обозначает, в связи с  чем возникло, смысл употребления в наши дни.

1.  «ВЫСЕЧЬ МОРЕ» -  царь  персов, идя войной на греков  в 5 в. до н.э., приказал  построить мост  через пролив   между Азией  и Европой  для переправы  своих войск.  Буря разметала мост. Разъярённый Ксеркс  приказал казнить строителей, а море  высечь цепями.

Выражение  употребляется   по отношению к тем людям, которые  в слепой ярости пытаются  выместить злобу  на невиновных.

2.«КАНУТЬ В ЛЕТУ» -  Лета – подземная река, отделяющая мир живых от  царства умерших, её воды несли забвение.

Выражение означает «исчезнуть из памяти», «забыть навсегда».

3.«ДОСТИЧЬ  АПОГЕЯ» -  от греческого  «далеко от земли».

Выражение означает  «достичь самой высокой  точки власти, славы, расцвета, могущества».

4. «ПЕРЕЙТИ РУБИКОН» -  Цезарь,  возвращаясь   в Рим с победой, долго  стоял  у пограничной  реки Рубикон.  Переход её означал, что он начинает  борьбу за власть. Цезарь перешёл Рубикон.

Выражение  употребляют, когда принимают  важное решение  и путей к отступлению нет. Синонимы:  «Жребий брошен», «Сжечь корабли!»

5.«БРОСИТЬ  ПЕРЧАТКУ» -  средневековые рыцари,  вызывая противника  на поединок, бросали ему перчатку. Поднявший принимал вызов.

Выражение  употребляется в  значении вызвать на спор.

6.«ЕСЛИ ИГРА НЕ ИДЁТ К МАГОМЕТУ, ТО МАГОМЕТ ИДЁТ К ГОРЕ» -  основатель ислама  Магомет, желая доказать, что он имеет  необыкновенное имущество, приказал горе приблизиться, но гора не сдвинулась с места. Тогда он сам подошёл к ней.

Выражение  употребляется  в смысле необходимости  подчинения  тому, кого  хотели заставить  повиноваться себе.

7. «ПОЛОЖИТЬ В ДОЛГИЙ  ЯЩИК» -  в приказных избах в России подававшиеся прошения  складывались  в длинные лари, где годами  они лежали неразобранными.

Употребляется в том случае, когда решение  откладывается на неопределённый срок.

8. «ПОДЛИННАЯ ПРАВДА» -  во время  допроса  подсудимого  били кнутом, который  назывался длинником. Считалось, что, испытывая боль, человек скажет правду.

9. «ТОЧИТЬ ЛЯСЫ» - лясы – это деревянные  украшения на столбах. Вырезать их – дело несложное и работающий  мог вести посторонние разговоры.

Употребляется  в смысле   -  пустые разговоры.

10.«ОСТАТЬСЯ С НОСОМ» - проситель в царской России  приносил подношение  для ускорения  рассмотрения дел. Если это подношение  чиновник не принимал, то, с тем, что проситель  принёс  (т.е. нос), он уходил домой.

Выражение означает  «уйти ни с чем, ничего не добиться».

11. «ЗАРУБИТЬ НА НОСУ» - нос – это  памятная дощечка, бирка для записей. Её носили с собой и делали зарубки  на память. Обозначает -  запомнить надолго.

12. «БИТЬ БАКЛУШИ» - чтобы сделать  деревянную  ложку или чашку, требовалась  чурка-баклуша. Это считалось  лёгким делом, оно поручалось подмастерьям  и не требовала особых умений.

Выражение означает  - делать  пустое никчёмное дело, заниматься ерундой.

13. «РАБОТАТЬ СПУСТЯ  РУКАВА» - одежда русских бояр  была такова, что рукава спускались  очень низко, почти до колен, работать в такой одежде было почти  невозможно.

Выражение означает  - работать плохо, неаккуратно.

4. КОНКУРС -  ПОЭЗИЯ  И ИСТОРИЯ.

Командам зачитываются стихи, они должны по очереди ответить, какому  историческому  персонажу  или событию посвящены эти стихи.

  1. Пленительный образ  отважной жены,

Явившей душевную силу,

В снежных пустынях  суровой страны

Сокрывшейся рано в могилу.

(Пушкин  передал с Муравьёвой, последовавшей за мужем-декабристом в  Сибирь, свои  стихи «Послание в Сибирь»).

  1. Стоял такой великий стон,

Шёл бой  с такою кровью,

Что был в багрец окрашен  Дон

До самого низовья.

(стихи посвящены Куликовской  битве).

  1. И думал  он

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город  заложён

Назло надменному соседу.

(Пушкин  о Петре 1).

  1. Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные  цепи был врагами закован.

Не за родину ныне

Бьётся он на чужбине,

Не за  милый, далёкий,

За родительский кров.

Льётся в битве жестокой

Гладиатора кровь

(О Спартаке  Джованьоли).

5. КОНКУРС - ИГРА СЛОВ.

1. Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится  славянская соседская община.   (верфь-вервь).

2. Если к имени известного  шахматиста  прибавить букву, то получится  постоянный   военный налог, который собирался  с населения  в средние века.  (Таль – талья)

3. Какая разница в словах:  крестьянский двор и царский двор?

4. Если к названию стихийного бедствия прибавить  наименование принадлежности  для игры в бильярд, получится фамилия  предводителя народного ополчения  17 века  (пожар + кий = Пожарский).

5. Если прибавить  к названию  ноты  форму  одежды, то общество  изменится  (реформа).

6. КОНКУРС – БОЛЕЛЬЩИКИ.

1. Когда в  Древней   Греции  прекращались  все   войны?

(в  период  олимпийских  игр).

2.Какую  войну  выиграла  одна  лошадь?

(троянскую)

3.Когда  в  истории  обувь  имела  своё  знамя?

(  в  1525  году  в   Германии   крестьянская  война  носила  название  

« восстание  под  знаменем  башмака»

  1. каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(это названия одного и того же города)

  1. Где в истории воевали цветы?

(в Англии – война Алой и Белой розы).

7. У какого города  злой характер?

(город  Козельск, который  сопротивлялся нападению татаро-монголов, за что и получил такое прозвище).

8.Какая фамилия у Петра 1?

(он из рода  Романовых).

  1. Когда Русью правил денежный мешок?

(в 14 веке – князь Иван Данилович  по прозвищу Калита «денежный мешок»).

10. Когда в истории  России  в почёте была метла?

(в 14 веке  при Иване Грозном опричники  появлялись  с метлой и собачьей головой, что означало их собачью преданность, способность вынюхивать врагов  и выметать их из государства).

11. Когда  в военной истории опасность представляла свинья?

( во время Ледового побоища войска немецких рыцарей   были построены грозным клином – «свиньёй»)

  1. Где чай заваривали прямо в море?

 (английские купцы привезли в Бостон, бывший английской колонией в Северной Америке, чай, который был  обложен парламентом большим налогом.  Бостонцы выбросили чай в море).

После проведения последнего конкурса  проводится  подсчёт  баллов и подведение итогов мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы для старшеклассников

Классный час "Имею право"Классный час "Мы избиратели"Классный час "Я -гражданин"Классный час "Школьный закон от А до Я"Помогают школьникам выработать активную гражданскую  позицию и интегрироваться в ...

Курирование Совета старшеклассников

В данном документе представлена система работы по школьному самоуправлению. Есть текстовой документ...

Сценарий посвящения в старшеклассники

Гражданско-патриотическое воспитание школьников...

Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"

Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения.  Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...

Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке"

Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке". Этот курс поможет успешным в английском ученикам вести различную деловую переписку на международном уровне,решая многие за...

Презентация для старшеклассников "Требования для написания части С ( раздел "Письмо") ЕГЭ -2011".

Презентация для подготовки к ЕГЭ. Как правильно написать письмо и эссе....

Вечер посвящения в старшеклассники

Учитель:Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые учителя!Сегодня в нашей школе праздник. Сегодня Вам, дорогие восьмиклассники, предстоит пройти немало испытаний .Хочется, чтобы на сегодняшнем вечере бы...