Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа (история, 5 класс) по теме

Агеева Ирина Михайловна

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе  примерной программы основного общего образования и авторской  программы  курса « История Древнего мира 5 класс Ф.А.Михайловского, М., « Русское слово», 2012

 

Учебно-методическое обеспечение

 

  1. Учебник  Ф. А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс», М., « Русское слово», 2010
  2. Ф.А.Михайловский Программа курса « История Древнего мира 5 класс»  М., « Русское слово», 2012
  3. М.Ю. Брандт « История Древнего мира  5 класс» тесты, М., « Дрофа» 2000
  4. С.А.Жукова Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, М., Русское слово, 2011

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час— на повторение I части, 3 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV частей.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_klass.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе  примерной программы основного общего образования и авторской  программы  курса « История Древнего мира 5 класс Ф.А.Михайловского, М., « Русское слово», 2012

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник  Ф. А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс», М., « Русское слово», 2010
  2. Ф.А.Михайловский Программа курса « История Древнего мира 5 класс»  М., « Русское слово», 2012
  3. М.Ю. Брандт « История Древнего мира  5 класс» тесты, М., « Дрофа» 2000
  4. С.А.Жукова Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, М., Русское слово, 2011
  5. « Всемирная история. Справочник», М., « Олма Медиа Групп» 2009
  6. Ф.А.Михайловский История Древнего мира Книга для учителя 5 класс, М., Русское слово, 2000

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:

            Цели курса:

- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

           Основными образовательными задачами курса являются:

- формирование исторического мышления учащихся;

- развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;

- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

-  формирование правовой культуры школьников;

- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час— на повторение I части, 3 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV частей.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ раздела

                                                              Наименование раздела

Количество часов

                                                             История Древнего мира

Введение

1

Счёт лет в истории

1

Часть 1

Жизнь первобытных людей и их открытия

5

 Раздел 1                                                                                        

Собиратели и охотники каменного века

3

Раздел II

Первобытные земледельцы и скотоводы

2

Повторение и проверка знаний

1

Часть II

Древний Восток

19

Раздел III  

Цивилизации речных долин

4

Раздел   IV  

Древний Египет

4

Раздел V

Западная Азия в первом тысячелетии до н. э.

4

Раздел VI

Великие державы Древнего Востока

4

Повторение и проверка знаний

3

Часть III

Древняя Греция

19

Раздел V II

Древнейшая Греция

3

Раздел VIII

Рождение античного мира                                                            

3

Раздел IX

Греко-персидские войны

2

Раздел X

Могущество и упадок Афин

3

Раздел XI

Греческая культура

2

Раздел XII

Македонские завоевания

3

Повторение и проверка знаний

3

Часть IV

Древний Рим

22

Раздел  XIII

Образование Римской республики

3

Раздел  XIV

Римские завоевания в Средиземноморье

3

Раздел  XV

Гражданские войны в римской республике

5

Раздел XVI

Расцвет и могущество Римской империи

4

Раздел XVII

Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации

4

Повторение и проверка знаний

3

Итого

68

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать / Понимать:

  1. Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи. Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

  1. Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
  2. Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  3. Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  4. Оперировать историческими понятиями и датами.
  5. Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
  6. Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  2. предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ.
  3. участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


п/п

Тема

урока

Кол  - во

ча-сов

Педагоги-

ческие средства

Виды деятельности обучаемых

Элементы

содержания

образования

Планируемые  образовательные результаты

Вид контроля

Д/з

Примеча-

ние

                                                                                                     Введение (1ч.)

                                                                   Часть 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (5 ч.)

                                                                  Раздел 1. Охотники и собиратели каменного века (3 ч.)

1

Введение

1

Вводный урок

История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.

Знать науки, помогающие изучать прошлое; исторические источники.

Уметь работать со справочным  аппаратом книги; работать по карте

Фронтальный опрос

стр. 3-6

2

Первые люди на земле

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с иллюстрациями учебника.

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».

Знать понятия: человеческое стадо,

« человек разумный», каменный век, отличительные черты человека от животного; древнейшие орудия труда;

Уметь составлять рассказ по рисунку, сравнивать древнейших и современных людей

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам.

§1, задания в рабочей тетради

3

Открытия и изобретения древних охотников

1

Беседа. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Знать понятия: охота, собирательство; главные занятия людей; Уметь называть признаки родовой общины; определять значение охоты и изобретения лука и стрел для людей.

Индивидуаль-

ный опрос. Решение познаватель-ных заданий

§2, задания в рабочей тетради

4

Искусство и религия первобытных людей

1

Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.

Знать понятия:  искусство, религия миф;  причины появления верований, религий; что такое первобытное искусство.

Уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать, работать с терминами.

Письменный опрос. Решение познаватель-ных заданий

§3, задания в рабочей тетради

                                                                          Раздел 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч.)

5

Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.

Знать понятия: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие; сущность земледелия и скотоводства;  факторы, обусловившие «неолитическую революцию».

Уметь отличать родовую общину от человеческого стада;

устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека;

использовать ранее полученные знания.

Устный опрос. Беседа по вопросам на сравнение.

§4, задания в рабочей тетради

6

От первобытности к цивилизации

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с текстом учебника.

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.

Знать  понятие

« бронзовый век», обмен, деньги, период первобытности; что такое обмен; социальное неравенство;  основные признаки

цивилизации

Уметь сравнивать родовую и соседскую общины; работать с текстом учебника;      давать самостоятельную оценку историческим явлениям;  подтверждать свои выводы примерами из учебника.

Самостоятель-

ная работа с текстом учебника.

§5, задания в рабочей тетради; повторить стр. 25-38

7

У истоков цивилизации

1

Повторительно-обощающий урок

Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток».

Знать основные этапы развития человека в древности;  важнейшие достижения культуры и системы ценностей (занятия, орудия труда, верования),

Уметь показывать на  карте территории расселения народов в Африке, Азии, Европе;

описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного  материала

Устный и письменный опрос (тест)

8

Счёт лет в истории

1

Практикум. Работа с терминами и понятиями. Решение задач на счет исторического времени.

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.

Объясняют, как ведется счет лет в истории;

Определяют век и ведут подсчет исторического времени;

Устанавливают последовательность счета на ленте времени.

Решение задач на счет исторического времени;

Составление исторических задач с использова-

нием ленты времени

§6, задания в рабочей тетради

                                                                                         Часть II. Древний Восток (19 ч.)

                                                                               Раздел 3.     Цивилизации речных долин (4 ч.)

9

Египет – дар Нила

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с терминами и понятиями.

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис – столица единого государства

Знать понятия: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление; местоположение и природные условия страны;  что такое разливы Нила и ирригационные системы;  иероглифическая письменность египтян.

Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника; определять важность Нила для египтян.

Фронтальный. Беседа по вопросам.

Работа с

документом

стр. 45

§7, задания в рабочей тетради

10

Страна двух рек

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с текстом учебника и документом.

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура. Зиккурат. Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Знать понятия: закон, иероглиф, клинопись; природные условия и население Междуречья; города из глиняных кирпичей; что такое Зиккурат.

Уметь давать устный отзыв на ответы одноклассников; сравнивать Египет и Двуречье; анализировать документ.

Индивидуаль-ный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Работа с документом.

§8, задания в рабочей тетради

11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Практикум. Работа с текстом учебника. Решение познавательных заданий.

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи – важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Знать понятия:

« закон», иероглиф, клинопись; законы Хаммурапи и их значение.

Уметь   работать с историческим источником, текстом учебника; формулировать несложные выводы;

Индивидуаль-ный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Работа с текстом учебника.

§9, задания в рабочей тетради

12

Индия и Китай в древности

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой.

Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ – «река, надрывающая сердце».

Знать понятия:

« закон», иероглиф, клинопись;  о цивилизации Индии и Китае; археологические находки и недешифрованная письменность.

Уметь рассказывать о занятиях людей в этих государствах; работать с картой; давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам на сравнение.

§10, задания в рабочей тетради; повторить

стр. 40-60

13

Цивилизации речных долин

1

Повторительно-обобщающий урок

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток».

Владеть информацией о цивилизациях речных долин: Египет, Двуречье, Индия и Китай.

Уметь сравнивать исторические условия развития Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая;

формулировать несложные выводы;

 работать с историческим источником, текстом учебника;  читать карту с опорой на легенду;

описывать исторические объекты и культурные памятники

Устный и письменный опрос (тест).

                                                                                                     Раздел   IV   Древний Египет (4 ч.)

14

Фараоны и пирамиды

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с текстом учебника, терминами и понятиями и лентой времени

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение.

Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Уметь  распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;  читать историческую карту, делать выводы/

Фронтальный опрос. Работа с лентой времени.

§11, задания в рабочей тетради;

15

Жизнь в Древнем Египте

1

Образное повествование с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с текстом учебника.

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.

Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Уметь  распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;  читать историческую карту, делать выводы.

Самостоятель

ная работа с текстом учебника. Решение познаватель-

ных заданий

§12, задания в рабочей тетради

16

Завоевание фараонов

1

Практикум.

Работа с картой и текстом учебника.

Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы – столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Уметь читать историческую карту, делать выводы; определять значение завоеваний фараонов.

Индивидуаль-

ная  работа с карточкой. Решение познаватель-ных  заданий.

§13, задания в рабочей тетради

17

Культура Древнего Египта

1

Рассказ с элементами беседы. Подготовка сообщений.

Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура».

Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.

Индивидуаль-ный опрос. Выступление с сообщениями.

§14, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр.61-80

18

Древний Египет

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятия «история» и «культура» (на материале Египта).


Знать историю древнего Египта (местоположение, природные  условия, жизнь различных  слоев населения, военные походы фараонов, культура, письменность, знания);

 Понятия «цивилизация», «религия», «налог», «культура», «государство», «классы»;

Уметь работать с картой, текстом учебника, формулировать несложные выводы.

Устный и письменный опрос. Тест.

                                                             Раздел V. Западная Азия в первом тысячелетии до н. э. (4 ч.)

19

Финикийские мореплаватели

1

Рассказ с элементами беседы.  Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение

Знать понятия:

железный век, единобожие, колония, держава.

Уметь читать историческую карту, анализировать исторический текст.

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам.

§15, задания в рабочей тетради

20

Древняя Палестина

1

Образное повествование с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с текстом учебника

Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Знать понятия:

железный век, единобожие, колония, держава.

Уметь анализировать библейские сказания;  пересказывать текст учебника, находить сходства и отличия религий.


Самостоятель

ная работа с текстом учебника. Решение познаватель-

ных заданий

§16, задания в рабочей тетради

21

Ассирийская военная держава

1

Проблемная беседа. Решение проблемных заданий.

Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Знать понятия:

железный век, единобожие, колония, держава.

Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника.

Беседа по вопросам. Индивидуаль-

ная работа с карточкой.

§17, задания в рабочей тетради

22

Победители Ассирии

1

Проблемная беседа. Решение проблемных заданий

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.

Знать понятия:

железный век, единобожие, колония, держава; причины образования нового государства.

Уметь читать историческую карту, оперировать датами

Беседа по вопросам. Индивидуаль-

ная работа с карточкой.

§18, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр. 81-100

23

Западная Азия и век железный

1

Повторительно-обобщающий урок

К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.

Уметь сравнивать исторические условия развития Древнего Египта и Двуречья; работать с историческим источником, исторической  картой, текстом учебника;


Устный и письменный опрос. Тест.

                                                                          Раздел VI.  Великие державы Древнего Востока (3ч.)

24

Образование державы Маурьев в Индии

1

Рассказ с элементами беседы.  Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.

Знать понятия:

кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы других  учащихся.

Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени.

§19, задания в рабочей тетради.

25

Единое государство в Китае

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и лентой времени.

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.

Знать понятия:

кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; работать с картой.

Индивидуаль-ный опрос. Ответы на вопросы параграфа.

§20, задания в рабочей тетради.

26

Великая Персидская держава

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и лентой времени.

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская держава при Дарии I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Знать понятия:

кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; работать с картой

Индивидуаль-ный опрос. Ответы на вопросы параграфа

§21, задания в рабочей тетради.

Повто-рить стр. 101-116

27

Великие державы Древнего Востока

1

Повторительно-обобщающий урок

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.

Знать основные этапы и ключевые события Древнего Востока;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, религий (занятия, жилища, памятники архитектуры);

Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, границы государств, города, места значительных исторических событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.


Устный и письменный опрос. Тест.

                                                                                       Часть III   Древняя Греция (19 ч.)

                                                                                     Раздел V II    Древнейшая Греция (3ч.)

28

Греция и остров Крит в эпоху бронзы

1

Рассказ с элементами беседы.  Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.

Знать понятия: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей. Уметь  правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации.

Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени

§22, задания в рабочей тетради.

29

Поэмы Гомера

1

Практикум. Работа с фрагментами исторического текста.

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Знать понятия: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей; сюжет поэм Гомера. Уметь, используя иллюстративный материал, рассказывать о произведениях Гомера;

Практические задания. Работа с историческим текстом

§23, задания в рабочей тетради

30

Боги и герои Эллады

1

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Подготовка сообщений.

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.



Знать понятия: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей; Уметь работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации.

Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями.

§24, задания в рабочей тетради

                                                                                   Раздел VIII   Рождение античного мира  (3 ч.)                                                        

31

Греческие полисы и Великая колонизация

1

Проблемное изложение материала. Проблемные задания. Работа с лентой времени.

Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации.

Знать понятия: родоплеменной строй, полис, колонизация. Аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Уметь читать карту, пересказывать текст учебника; правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями.

Проблемные задания. Работа с лентой времени

§25, задания в рабочей тетради

32

Афинский полис

1

Рассказ с элементами беседы.

Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.

Знать понятия: родоплеменной строй, полис, колонизация. Аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Уметь анализировать исторический источник; давать  характеристику личности Солона;

формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы других учащихся

Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени

§26, задания в рабочей тетради

33

Древняя Спарта

1

Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы.

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.

Знать понятия: родоплеменной строй, полис, колонизация. Аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Уметь сравнивать и выделять различные черты в развитии греческих полисов; сопоставлять древнегреческие полисы в развитии.

Письменный опрос. Сравнительная таблица.

§27, задания в рабочей тетради. Повто-

рить стр.118-147

34

Древняя Греция и рождение античного мира

1

Повторительно-обобщающий урок

Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы.


Уметь  правильно показывать на карте ист. Объекты; работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные  источники информации

Устный и письменный контроль. Тест.

                                                                                 Раздел IX  Греко-персидские войны (2ч.)

35

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой.

Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Знать понятия: причины и характер войны, гоплит, фаланга;

 причины греко-персидских войн.

Уметь  правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями.

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам.

§28, задания в рабочей тетради.

36

Персидское нашествие на Грецию

1

Образное повествование с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с картой

Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.


Знать понятия: причины и характер войны, гоплит, фаланга;

Уметь читать историческую карту; давать характеристику историческому лицу; правильно показывать на карте исторические  объекты

Индивидуаль-

ный опрос. Работа с картой.

§29, задания в рабочей тетради

                                                                           Раздел X  Могущество и упадок Афин(3 ч.)

37

Расцвет демократии в Афинах

1

Проблемное изложение материала. Проблемные задания. Работа с лентой времени

Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

Знать понятия: граждане, состав населения, метеки. Законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.

Уметь рассказывать о наиболее крупных сражениях;  сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы.

Проблемные задания. Работа с лентой времени

§30, задания в рабочей тетради

38

Хозяйственное развитие Греции в  V веке до н. э.

1

Практикум. Работа с текстом учебника. Подготовка сообщений.

Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей – главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Знать понятия: граждане, состав населения, метеки. Законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.

Уметь объяснять изученные термины; работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями.

Практические задания. Выступление с сообщениями

§31, задания в рабочей тетради

39

Пелопонесская война

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с картой.

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад – стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны

Знать понятия: граждане, состав населения, метеки. Законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.

Уметь читать историческую карту; работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями

Самостоятель-

ная работа с фрагментами  текст учебника. Работа с картой.

§32, задания в рабочей тетради

                                                                                                Раздел XI  Греческая культура (2 ч.)

40

Граждане,

учёные и атлеты Греции

1

Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника

Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Знать понятия: культура, наука, философия, гимнасий. Олимпийские игры, атлет. Дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Уметь воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Письменный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Составление таблицы.

§33, задания в рабочей тетради

41

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

1

Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника

Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Знать понятия: культура, наука, философия, гимнасий. Олимпийские игры, атлет. Дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Уметь воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.


Письменный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Составление таблицы.

§34, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр. 160-173

42

Могущество и упадок Афин. Греческая культура.

1

Повторительно-обобщающий урок

Вклад древних греков в развитие мировой культуры

правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями

Устный и письменный опрос. Тест.

                                                                                          Раздел XII  Македонские завоевания (3 ч.)

43

Возвышение Македонии

1

Учебная лекция
с элементами
эвристической
беседы. Беседа по ключевым проблемам урока. Работа с картой.


Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Знать понятия: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Уметь  читать историческую карту, делать выводы; объяснять изученные термины.

Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока

§35, задания в рабочей тетради

44

Завоевания Александра Македонского

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Работа с картой.

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Знать понятия: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Уметь  читать историческую карту, делать выводы; объяснять изученные термины.

Самостоятель-

ная работа с текстом учебника. Познаватель-

ные задания

§36, задания в рабочей тетради

45

Греческий Восток

1

Практикум. Работа с текстом учебника. Составление таблицы.

Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.

Знать понятия: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Уметь пересказывать текст учебника; рассказывать о столице Александрии Египетской.

Письменный опрос. Составление таблицы.

§37, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр. 174-202

46

Древняя Греция

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока

Знать основные этапы и ключевые события истории Древней Греции;

важнейшие  достижения культуры и системы ценностей (занятия, жилища, памятники архитектуры, религии).

Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов Древней Греции и Азии, границы государств, городов - полисов, места значительных исторических событий

Устный и письменный опрос. Тест.

                                                                                                   Часть IV Древний Рим (22 ч.)

                                                                                    Раздел XIII Образование Римской республики (3 ч.)

47

Рим под властью царей

1

Учебная лекция
с элементами
эвристической
беседы. Беседа по ключевым проблемам урока. Работа с картой.


Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа Сервия Туллия. Изгнание Тарквиния Гордого и установление республики.

Знать понятия:  республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Уметь читать историческую карту, делать выводы; сравнивать управление в Греции и Римской республике.

Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока

§38, задания в рабочей тетради.

48

Республика римских граждан

1

Проблемное изложение материала. Решение познаватель-

ных заданий.


Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.

Знать понятия:  республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; сравнивать управление в Греции и Римской республике.

Беседа по ключевым проблемам урока. Решение познаватель-

ных заданий

§39, задания в рабочей тетради.

49

Рим во главе Италии

1

Изложение материала с организацией самостоятель-

ной деятельности учащихся. Работа с текстом учебника

Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.

Знать понятия:  республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; сравнивать управление в Греции и Римской республике.

Письменный опрос. Вопросы на сравнение.


§40, задания в рабочей тетради.

                                                               Раздел XIV  Римские завоевания в Средиземноморье(3 ч.)

50

Первая война с Карфагеном

1

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой.

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Знать понятия: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Уметь читать историческую карту, оперировать датами; воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Работа с лентой времени.

§41, задания в рабочей тетради

51

Война с Ганнибалом

1

Изложение материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье

Знать понятия: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Уметь читать историческую карту, оперировать датами; воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Решение проблемных заданий. Работа с текстом учебника.


§42, задания в рабочей тетради

52

Рим – завоеватель Средиземно-

морья

1

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой

Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Знать понятия: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Уметь читать историческую карту, оперировать датами; воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Работа с лентой времени

§ 43, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр. 205-232

53

Образование Римской республики.  Римские завоевания в Средиземно-

морье

1

Повторительно-обобщающий урок

Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний.

Уметь правильно показывать на карте исторические  объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями использовать дополнительные источники информации.

Устный и письменный опрос. Тест.

                                                         Раздел XV  Гражданские войны в римской республике (5 ч.)

54

Народные трибуны – братья Гракхи

1

Изложение материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират

Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; анализировать деятельность исторических  лиц.

Решение проблемных заданий. Работа с текстом учебника

§ 44, задания в рабочей тетради

55

Сулла – первый военный диктатор Рима

1

Учебная лекция
с элементами
эвристической
беседы. Беседа по ключевым проблемам урока. Работа с картой.

Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции.

Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират. Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; анализировать деятельность исторических  лиц.

Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока

§ 45, задания в рабочей тетради

56

Восстание Спартака

1

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе.  Подготовка сообщений.

Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.

Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Уметь пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту.

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями.

§ 46, задания в рабочей тетради

57

Цезарь – повелитель Рима

1

Учебная лекция
с элементами
эвристической
беседы. Беседа по ключевым проблемам урока. Работа с картой.

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Уметь пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту, работать с терминами и понятиями.

Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока

§ 47, задания в рабочей тетради

58

Падение республики

1

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе.  

Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.

Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Уметь пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту, работать с терминами и понятиями

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам.

§ 48, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр. 233-256

59

Гражданские войны в Римской республике

1

Повторительно-обобщающий урок

Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.

Уметь правильно показывать на карте исторические  объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями использовать дополнительные источники информации.

Устный и письменный опрос. Тест.

§ 50, задания в рабочей тетради

                                                                                Раздел XVI  Расцвет и могущество Римской империи (4ч.)

60

Император Октавиан Август

1

Учебная лекция
с элементами
эвристической
беседы. Беседа по ключевым проблемам урока. Работа с картой.

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».

Знать понятия: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ. Внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; правильно показывать на карте исторические  объекты, работать с историческим источником.

Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока

§ 51, задания в рабочей тетради

61

Цезари Рима

1

Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы.

Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.

Знать понятия: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ. Внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Уметь сравнивать политику  Нерона и Траяна; давать характеристику историческим лицам.

Практические задания. Сравнительная таблица.

§ 52, задания в рабочей тетради

62-63

Жизнь в Римской империи

2

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе.  Подготовка сообщений.

Рим – столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.

Знать понятия: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ. Внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Уметь сравнивать исторические явления, делать выводы;  конспектировать преподаваемую  информацию.

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями.

§ 53, задания в рабочей тетради

                                                                    Раздел XVII  Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации (4 ч.)

64

Кризис Римской империи в  III веке

1

Учебная лекция
с элементами
эвристической
беседы. Беседа по ключевым проблемам урока. Составление конспекта.

Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии.

Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи.

Уметь конспектировать преподаваемую  информацию.

Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока. Конспектиро-

вание передаваемой информации

§ 54, задания в рабочей тетради

65

Христианство

1

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе.  Подготовка сообщений.

Христианство – мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.

Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи.

Уметь пересказывать текст учебника, делать выводы.

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями

§ 55, задания в рабочей тетради

66

Императоры Диоклетиан и Константин

1

Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы.

Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).

Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи.

Уметь  работать с текстом учебника, делать выводы, сравнивать политику исторических деятелей.

Практические задания. Сравнительная таблица.

§ 56, задания в рабочей тетради

67

Падение Западной Римской империи

1

Изложение материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосий I. Разделение империи на Западную и Восточную.  Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи

Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи.

Уметь  работать с текстом учебника, делать выводы;  читать историческую карту, оперировать датами.

Решение проблемных заданий. Работа с текстом учебника.


§ 57, задания в рабочей тетради.

Повто-

рить стр.258-300

68

Древний Рим

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.

Знать основные этапы и ключевые события истории Древнего Рима; выдающихся исторических деятелей, важнейшие достижения культуры.

Уметь показывать на ист. карте территории расселения народов и завоеваний римлян, границы государств, города, места значительных  исторических событий.

Устный и письменный опрос. Тест.

Подпись ___________  ( И.М.Агеева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...