Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Лунева Юлия Геннадиевна

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_idm_programma_gotovo.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к модифицированной (авторизованной) программе

по Истории Древнего мира

в 5-х классах гимназии №82 г. Краснодара

учителя истории Луневой Юлии Геннадиевны.

Модифицированная программа по истории Древнего мира составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по истории.

В цели курса входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Программа составлена на основе В.И. Уколовой История Древнего мира. Причиной составления модифицированной программы является отсутствие указания автора государственной программы В.И. Уколовой на возможность её корректировки в плане изменения числа тем, перераспределения часов, отводимое на их изучение.

Программа предназначена для преподавания в 5-х классах. На изучение истории в 5-х классах в учебном плане гимназии на 2008 – 2009 учебный год отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).

В программу введены часы пропедевтики (10 часов) за счёт сокращения количества часов, выделенных на повторение, и количества часов, выделенных на изучение следующих тем: Древний Китай, Полисы Греции и древнегреческая демократия, Расцвет Греции, Упадок Греции, Поздняя республика, Возникновение и расцвет Римской империи, Поздняя империя.

темы

Разделы, темы

Государственная программа

Авторизованная программа

1.

Ввведение.

1

10

Раздел I. От первобытности к цивилизации.

6

6

1.

Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этапы предыстории человечества.

3

3

2.

Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций.

2

2

Повторение

1

1

Раздел II. Древний Восток.

20

18

1.

Древнейшие цивилизации Месопотамии.

3

3

2.

Древний Египет.

4

4

3.

Восточное Средиземноморье в Древности.

3

3

4.

Великие военные империи Ближнего Востока.

4

4

5.

Древняя Индия.

2

2

6.

Древний Китай.

2

1

7.

Цивилизация Древней Америки.

1

1

Повторение.

1

0

Раздел III. Античность.

Часть 1. Древняя Греция.

21

18

1.

Древнейшая Греция.

6

6

2.

Полисы Греции и древнегреческая демократия.

5

4

3.

Расцвет Греции.

6

5

4.

Упадок Греции. Рождение нового мира.

3

2

Повторение.

1

1

Часть 2. Древний Рим.

19

16

1.

Ранний Рим.

5

5

2.

Поздняя республика

2

1

3.

Гражданская война в Риме. Гибель республики.

4

4

4.

Возникновение и расцвет Римской империи.

5

4

5.

Поздняя империя

2

1

Повторение.

2

1

Итого

68

68

Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций;

- умения сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различие;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диасинхронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Содержание программы

Модифицированная (авторизованная) программа по Истории Древнего мира.

Введение – 10 ч.

Зачем изучать историю. Что такое история. Исторические источники. Науки – помощницы. Периоды истории. Исторические эпохи. Счёт лет в истории.

Раздел I. От первобытности к цивилизации (6 часов)

 

Тема 1. Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества -3 ч.

Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Появление орудий труда. Каменный век. Появление человека «разумного». Присваивающее хозяйство. Возникновение религии и искусства.

Тема 2. Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций – 2 ч.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла. Соседская община. Племя. Медный век. Изобретение бронзы. Понятие «цивилизация».

Повторение – 1 ч.

Значение первобытности для последующей истории человечества.

Раздел II. Древний Восток (18 часов)

Тема 1. Древнейшие цивилизации Месопотамии – 3 ч.

Природа и население Древней Месопотамии. Шумер – древнейшая цивилизация. Понятие «государство». Культура Шумера. Наследники шумера. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурарапи. Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии.

Тема 2. Древний Египет – 4 ч.

Страна и её обитатели. Миф пирамид. Устройство общества. Превращение Египта в могущественную военную державу. Культура Древнего Египта. Реформы фараона Эхнатона.

Тема 3. Восточное Средиземноморье в древности – 3 ч.

Финикия – страна мореплавателей. Города Финикии. Создание алфавита. Древняя Палестина. Борьба древних евреев с финистимлянами.  Ветхий Завет – часть Библии. Моисей и десять заповедей.

Тема 4. Великие военные империи Ближнего Востока. – 4 ч.

Понятие «империя». Держава хеттов. Ассирийская империя. Государство Урарту. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Возникновение Нововавилонского царства. Халдеи. Город Вавилон – «царь городов». Висячие сады. Падение Вавилова. Возвышение Персии. Персидская империя. Дарий I. Учреждение государственной почты. Зороастризм – религия Древних персов.

Тема 5. Древняя Индия. – 2 ч.

Занятия жителей. Дравиды. Первые города-государства. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм. Карма. Йога. Знания, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Буддизм. Касты.

Тема 6. Древний Китай – 1 ч.

Формирование древнекитайской цивилизации. Объединение Китая. Китайская империя. Достижения китайской цивилизации. Конфуций и его учение. Обучение в Древнем Китае.

Тема 7. Цивилизация Древней Америки – 1 ч.

Индейцы – древнейшие жители Америки. Основные занятия жителей Древней Америки: выращивание кукурузы, картофеля, помидоров. Государство майя. Цивилизация инков, майя и ацтеков. Изолированность цивилизаций Древней Америки.

Раздел III. Античность.

Часть 1. Древняя Греция (18 часов)

Тема 1. Древнейшая Греция – 6 ч.

Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Занятия. Религия.  Первые государства на о. Крит. Города – государства. Гибель Микенской цивилизации. Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Тема 2.  Полисы Греции и древнегреческая демократия. – 4 ч.

Начало возрождение Греции. Древнегреческий полис – государство. Тирания. Аристократия и народ (демос). Греки и варвары. Афины м Спарта. Демократия. Реформы управления в Афинах. Спартанское воспитание. Лаконичность. Греко-персидские войны. Марафонская битва. Битва у Фермопил. Саламинское сражение. Причины и историческое значение победы греков.

Тема 3. Расцвет Греции – 5 ч.

Вождь Афинской демократии – Перикл. Народное собрание. Рабство в Афинах.  Строительство Афин при Перикле. Скульптура. Древнегреческий театр. Олимпийские игры. Школа в Греции. Гимнасии. Воспитание мальчиков. Повседневная жизнь греков.

Тема 4. Упадок Греции. Рождение нового мира – 2ч.

Пелопонесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее. А.Македонский и его завоевания. Империя Александра. Возникновение новых государств после распада державы Александра Македонского.

Повторение -1ч.

Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.

Часть 2. Древний Рим (16 часов)

 

Тема 1. Ранний Рим.- 5 ч.

Предшественники римлян. Этруски. Легенда об основании Рима. Римская община. Царь и римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Туллия. Установление республики. Государственное устройство ранней республики. Римская семья. Римская религия. Завоевание Италии Римом. Нашествие галлов на Рим. Пиррова война.

Тема 2. Поздняя республика – 1ч.

Пунические войны: причины и итоги. Битва при каннах. Ганнибал. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции.

Тема 3. Гражданская война в Риме. Гибель республики - 4ч.

Земельный закон Тиберия Гракха, его гибель. Судебная реформа Гая Гракха. Источники рабства, положение рабов, занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Первая гражданская война. «Новые люди» в Риме. Проскрипции. Внешние войны. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь. Оратор Цицерон. Поэт Лукреций Кар. Первый триумвират.

Тема 4. Возникновение и расцвет Римской империи – 4 ч.

Второй триумвират. Первый император Рима. Октавиан Август. Расширение Римской империи. Век «золотой латыни». Преемники Августа: Тиберий, Калигула, Нерон. Возникновение христианства. История Иисуса Христа. Возникновение церкви. Золотой век Римской Империи. Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян.

Тема 5. Поздняя империя – 1 ч.

Солдатские императоры. Распад единой империи. Колоны и магнаты. Император – «бог и господин».  Константин I Великий. Христианская церковь. Первый Вселенский собор. Разделение Империи на Запанную и Восточную. Великое переселение народов. Историческое значение Римского права.

Повторение. – 1ч.

Вклад народов древности в мировую культуру: письменность, художественная культура, общечеловеческие нравственные ценности, нормы поведения людей.

Содержание (разделы, темы уроков)

Количество часов

Дата проведения

Введение

10

1.

Зачем изучать историю.

1

2.

Что такое история.

1

3.

Ключи к познанию прошлого.

1

4.

Исторические источники.

1

5.

Науки-помощницы.

1

6.

Периоды истории.

1

7.

Исторические эпохи.

1

8.

История Древнего мира – часть всеобщей истории.

1

9.

Счёт лет в истории.

1

10.

Лента времени.

1

Раздел I. От первобытности к цивилизации

6

Тема 1. Древнейшие люди, их жизнь  и деятельность как этап предыстории человечества.

3

11.

Древнейший человек, его занятия, расселение.

1

12.

Появление «человека разумного».

1

13.

Возникновение религии и искусства.

1

Тема 2. Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций.

2

14.

Возникновение производящего хозяйства. Появление ремёсел.

1

15.

Медный век. Изменения в земледелии.

1

16.

Повторение.

1

Раздел II. Древний Восток

18

Тема 1. Древнейшие цивилизации Месопотамии.

3

17.

Речные цивилизации.

1

18.

Культура Шумера.

1

19.

Наследники Шумера.

1

Тема 2. Древний Египет.

4

20.

Страна на берегах Нила.

1

21.

Мир пирамид.

1

22.

Пирамида власти.

1

23.

Культура Древнего Египта.

1

Тема 3. Восточное Средиземноморье в древности.

3

24.

Финикия.

1

25.

Древняя Палестина.

1

26.

Ветхий Завет.

1

Тема 4. Великие военные империи Ближнего Востока.

4

27.

Ассирийская империя.

1

28.

Государство Урарту.

1

29.

Нововавилонское царство.

1

30

Возвышение Персии.

1

Тема 5. Древняя Индия.

2

31.

Природа и население полуострова Индостан.

1

32.

Устройства общества в Древней Индии.

1

Тема 6. Древний Китай.

1

33.

Древнекитайская цивилизация.

1

Тема 7. Цивилизация Древней Америки.

1

34.

Цивилизация майя, инков, ацтеков.

1

Раздел III. Античность.

Часть 1. Древняя Греция.

18

Тема 1.  Древнейшая Греция.

6

35.

Природа и население.

1

36.

Боги Древней Греции.

1

37.

Мифы Древней Греции.

1

38.

Держава царя Миноса.

1

39.

Города-государства Греции. Дарийское завоевание.

1

40.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

Тема 2. Полисы Греции и древнегреческая демократия.

4

41.

Возникновение полиса.

1

42.

Греческая колонизация.

1

43.

Афины и Спарта.

1

44.

Победа греческой демократии.

1

Тема 3. Расцвет Греции.

5

45.

Афины при Перикле.

1

46.

Древнегреческий театр.

1

47.

Олимпийские игры.

1

48.

Греческая философия.

1

49.

Повседневная жизнь греков.

1

Тема 4. Упадок Греции. Рождение нового мира.

2

50.

Возвышение Македонии.

1

51.

Держава А. Македонского.

1

52.

Повторение.

1

Часть 2. Древний Рим.

16

Тема 1. Ранний Рим.

5

53.

Природа Италии.

1

54.

Рим эпохи царей.

1

55.

Ранняя республика.

1

56.

Римская семья.

1

57.

Завоевание Италии Римом.

1

Тема 2. Поздняя республика.

1

58.

Пунические войны.

1

Тема 3. Гражданская война в Риме. Гибель республики.

4

59.

Земельные реформы братьев Гракхов.

1

60.

Рабство в Древнем Риме.

1

61.

Первая гражданская война.

1

62.

Установление диктатуры Цезаря.

1

Тема 4. Возникновение и расцвет Римской империи.

4

63.

Третья гражданская война.

1

64.

Преемники Августа.

1

65.

Возникновение христианства.

1

66.

Золотой век Римской империи.

1

Тема 5. Поздняя империя.

1

67.

Империя в IV веке.

1

68.

Повторение.

1

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Атлас. История Древнего мира. 5класс. Москва, «Просвещение», 2007.
  2. Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. Москва, «Просвещение», 2007.
  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 2003.
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим, Москва, «Просвещение», 2007.
  5. Коровкин Ф.П., Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.
  6. Немировсий Л.И. Книга для чтения по Истории Древнего мира. Москва, «Просвещение», 2007.
  7. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 2003.
  8. Электронная библиотека «Просвещение» - серия образовательных программ: «История 5 класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...