Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_idm_programma_gotovo.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к модифицированной (авторизованной) программе
по Истории Древнего мира
в 5-х классах гимназии №82 г. Краснодара
учителя истории Луневой Юлии Геннадиевны.
Модифицированная программа по истории Древнего мира составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по истории.
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Программа составлена на основе В.И. Уколовой История Древнего мира. Причиной составления модифицированной программы является отсутствие указания автора государственной программы В.И. Уколовой на возможность её корректировки в плане изменения числа тем, перераспределения часов, отводимое на их изучение.
Программа предназначена для преподавания в 5-х классах. На изучение истории в 5-х классах в учебном плане гимназии на 2008 – 2009 учебный год отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
В программу введены часы пропедевтики (10 часов) за счёт сокращения количества часов, выделенных на повторение, и количества часов, выделенных на изучение следующих тем: Древний Китай, Полисы Греции и древнегреческая демократия, Расцвет Греции, Упадок Греции, Поздняя республика, Возникновение и расцвет Римской империи, Поздняя империя.
№ темы | Разделы, темы | Государственная программа | Авторизованная программа |
1. | Ввведение. | 1 | 10 |
Раздел I. От первобытности к цивилизации. | 6 | 6 | |
1. | Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этапы предыстории человечества. | 3 | 3 |
2. | Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций. | 2 | 2 |
Повторение | 1 | 1 | |
Раздел II. Древний Восток. | 20 | 18 | |
1. | Древнейшие цивилизации Месопотамии. | 3 | 3 |
2. | Древний Египет. | 4 | 4 |
3. | Восточное Средиземноморье в Древности. | 3 | 3 |
4. | Великие военные империи Ближнего Востока. | 4 | 4 |
5. | Древняя Индия. | 2 | 2 |
6. | Древний Китай. | 2 | 1 |
7. | Цивилизация Древней Америки. | 1 | 1 |
Повторение. | 1 | 0 | |
Раздел III. Античность. Часть 1. Древняя Греция. | 21 | 18 | |
1. | Древнейшая Греция. | 6 | 6 |
2. | Полисы Греции и древнегреческая демократия. | 5 | 4 |
3. | Расцвет Греции. | 6 | 5 |
4. | Упадок Греции. Рождение нового мира. | 3 | 2 |
Повторение. | 1 | 1 | |
Часть 2. Древний Рим. | 19 | 16 | |
1. | Ранний Рим. | 5 | 5 |
2. | Поздняя республика | 2 | 1 |
3. | Гражданская война в Риме. Гибель республики. | 4 | 4 |
4. | Возникновение и расцвет Римской империи. | 5 | 4 |
5. | Поздняя империя | 2 | 1 |
Повторение. | 2 | 1 | |
Итого | 68 | 68 |
Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций;
- умения сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различие;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диасинхронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Содержание программы
Модифицированная (авторизованная) программа по Истории Древнего мира.
Введение – 10 ч.
Зачем изучать историю. Что такое история. Исторические источники. Науки – помощницы. Периоды истории. Исторические эпохи. Счёт лет в истории.
Раздел I. От первобытности к цивилизации (6 часов)
Тема 1. Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества -3 ч.
Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Появление орудий труда. Каменный век. Появление человека «разумного». Присваивающее хозяйство. Возникновение религии и искусства.
Тема 2. Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций – 2 ч.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла. Соседская община. Племя. Медный век. Изобретение бронзы. Понятие «цивилизация».
Повторение – 1 ч.
Значение первобытности для последующей истории человечества.
Раздел II. Древний Восток (18 часов)
Тема 1. Древнейшие цивилизации Месопотамии – 3 ч.
Природа и население Древней Месопотамии. Шумер – древнейшая цивилизация. Понятие «государство». Культура Шумера. Наследники шумера. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурарапи. Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии.
Тема 2. Древний Египет – 4 ч.
Страна и её обитатели. Миф пирамид. Устройство общества. Превращение Египта в могущественную военную державу. Культура Древнего Египта. Реформы фараона Эхнатона.
Тема 3. Восточное Средиземноморье в древности – 3 ч.
Финикия – страна мореплавателей. Города Финикии. Создание алфавита. Древняя Палестина. Борьба древних евреев с финистимлянами. Ветхий Завет – часть Библии. Моисей и десять заповедей.
Тема 4. Великие военные империи Ближнего Востока. – 4 ч.
Понятие «империя». Держава хеттов. Ассирийская империя. Государство Урарту. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Возникновение Нововавилонского царства. Халдеи. Город Вавилон – «царь городов». Висячие сады. Падение Вавилова. Возвышение Персии. Персидская империя. Дарий I. Учреждение государственной почты. Зороастризм – религия Древних персов.
Тема 5. Древняя Индия. – 2 ч.
Занятия жителей. Дравиды. Первые города-государства. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм. Карма. Йога. Знания, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Буддизм. Касты.
Тема 6. Древний Китай – 1 ч.
Формирование древнекитайской цивилизации. Объединение Китая. Китайская империя. Достижения китайской цивилизации. Конфуций и его учение. Обучение в Древнем Китае.
Тема 7. Цивилизация Древней Америки – 1 ч.
Индейцы – древнейшие жители Америки. Основные занятия жителей Древней Америки: выращивание кукурузы, картофеля, помидоров. Государство майя. Цивилизация инков, майя и ацтеков. Изолированность цивилизаций Древней Америки.
Раздел III. Античность.
Часть 1. Древняя Греция (18 часов)
Тема 1. Древнейшая Греция – 6 ч.
Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Занятия. Религия. Первые государства на о. Крит. Города – государства. Гибель Микенской цивилизации. Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Тема 2. Полисы Греции и древнегреческая демократия. – 4 ч.
Начало возрождение Греции. Древнегреческий полис – государство. Тирания. Аристократия и народ (демос). Греки и варвары. Афины м Спарта. Демократия. Реформы управления в Афинах. Спартанское воспитание. Лаконичность. Греко-персидские войны. Марафонская битва. Битва у Фермопил. Саламинское сражение. Причины и историческое значение победы греков.
Тема 3. Расцвет Греции – 5 ч.
Вождь Афинской демократии – Перикл. Народное собрание. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Скульптура. Древнегреческий театр. Олимпийские игры. Школа в Греции. Гимнасии. Воспитание мальчиков. Повседневная жизнь греков.
Тема 4. Упадок Греции. Рождение нового мира – 2ч.
Пелопонесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее. А.Македонский и его завоевания. Империя Александра. Возникновение новых государств после распада державы Александра Македонского.
Повторение -1ч.
Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.
Часть 2. Древний Рим (16 часов)
Тема 1. Ранний Рим.- 5 ч.
Предшественники римлян. Этруски. Легенда об основании Рима. Римская община. Царь и римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Туллия. Установление республики. Государственное устройство ранней республики. Римская семья. Римская религия. Завоевание Италии Римом. Нашествие галлов на Рим. Пиррова война.
Тема 2. Поздняя республика – 1ч.
Пунические войны: причины и итоги. Битва при каннах. Ганнибал. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции.
Тема 3. Гражданская война в Риме. Гибель республики - 4ч.
Земельный закон Тиберия Гракха, его гибель. Судебная реформа Гая Гракха. Источники рабства, положение рабов, занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Первая гражданская война. «Новые люди» в Риме. Проскрипции. Внешние войны. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь. Оратор Цицерон. Поэт Лукреций Кар. Первый триумвират.
Тема 4. Возникновение и расцвет Римской империи – 4 ч.
Второй триумвират. Первый император Рима. Октавиан Август. Расширение Римской империи. Век «золотой латыни». Преемники Августа: Тиберий, Калигула, Нерон. Возникновение христианства. История Иисуса Христа. Возникновение церкви. Золотой век Римской Империи. Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян.
Тема 5. Поздняя империя – 1 ч.
Солдатские императоры. Распад единой империи. Колоны и магнаты. Император – «бог и господин». Константин I Великий. Христианская церковь. Первый Вселенский собор. Разделение Империи на Запанную и Восточную. Великое переселение народов. Историческое значение Римского права.
Повторение. – 1ч.
Вклад народов древности в мировую культуру: письменность, художественная культура, общечеловеческие нравственные ценности, нормы поведения людей.
№ | Содержание (разделы, темы уроков) | Количество часов | Дата проведения |
Введение | 10 | ||
1. | Зачем изучать историю. | 1 | |
2. | Что такое история. | 1 | |
3. | Ключи к познанию прошлого. | 1 | |
4. | Исторические источники. | 1 | |
5. | Науки-помощницы. | 1 | |
6. | Периоды истории. | 1 | |
7. | Исторические эпохи. | 1 | |
8. | История Древнего мира – часть всеобщей истории. | 1 | |
9. | Счёт лет в истории. | 1 | |
10. | Лента времени. | 1 | |
Раздел I. От первобытности к цивилизации | 6 | ||
Тема 1. Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества. | 3 | ||
11. | Древнейший человек, его занятия, расселение. | 1 | |
12. | Появление «человека разумного». | 1 | |
13. | Возникновение религии и искусства. | 1 | |
Тема 2. Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций. | 2 | ||
14. | Возникновение производящего хозяйства. Появление ремёсел. | 1 | |
15. | Медный век. Изменения в земледелии. | 1 | |
16. | Повторение. | 1 | |
Раздел II. Древний Восток | 18 | ||
Тема 1. Древнейшие цивилизации Месопотамии. | 3 | ||
17. | Речные цивилизации. | 1 | |
18. | Культура Шумера. | 1 | |
19. | Наследники Шумера. | 1 | |
Тема 2. Древний Египет. | 4 | ||
20. | Страна на берегах Нила. | 1 | |
21. | Мир пирамид. | 1 | |
22. | Пирамида власти. | 1 | |
23. | Культура Древнего Египта. | 1 | |
Тема 3. Восточное Средиземноморье в древности. | 3 | ||
24. | Финикия. | 1 | |
25. | Древняя Палестина. | 1 | |
26. | Ветхий Завет. | 1 | |
Тема 4. Великие военные империи Ближнего Востока. | 4 | ||
27. | Ассирийская империя. | 1 | |
28. | Государство Урарту. | 1 | |
29. | Нововавилонское царство. | 1 | |
30 | Возвышение Персии. | 1 | |
Тема 5. Древняя Индия. | 2 | ||
31. | Природа и население полуострова Индостан. | 1 | |
32. | Устройства общества в Древней Индии. | 1 | |
Тема 6. Древний Китай. | 1 | ||
33. | Древнекитайская цивилизация. | 1 | |
Тема 7. Цивилизация Древней Америки. | 1 | ||
34. | Цивилизация майя, инков, ацтеков. | 1 | |
Раздел III. Античность. Часть 1. Древняя Греция. | 18 | ||
Тема 1. Древнейшая Греция. | 6 | ||
35. | Природа и население. | 1 | |
36. | Боги Древней Греции. | 1 | |
37. | Мифы Древней Греции. | 1 | |
38. | Держава царя Миноса. | 1 | |
39. | Города-государства Греции. Дарийское завоевание. | 1 | |
40. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 1 | |
Тема 2. Полисы Греции и древнегреческая демократия. | 4 | ||
41. | Возникновение полиса. | 1 | |
42. | Греческая колонизация. | 1 | |
43. | Афины и Спарта. | 1 | |
44. | Победа греческой демократии. | 1 | |
Тема 3. Расцвет Греции. | 5 | ||
45. | Афины при Перикле. | 1 | |
46. | Древнегреческий театр. | 1 | |
47. | Олимпийские игры. | 1 | |
48. | Греческая философия. | 1 | |
49. | Повседневная жизнь греков. | 1 | |
Тема 4. Упадок Греции. Рождение нового мира. | 2 | ||
50. | Возвышение Македонии. | 1 | |
51. | Держава А. Македонского. | 1 | |
52. | Повторение. | 1 | |
Часть 2. Древний Рим. | 16 | ||
Тема 1. Ранний Рим. | 5 | ||
53. | Природа Италии. | 1 | |
54. | Рим эпохи царей. | 1 | |
55. | Ранняя республика. | 1 | |
56. | Римская семья. | 1 | |
57. | Завоевание Италии Римом. | 1 | |
Тема 2. Поздняя республика. | 1 | ||
58. | Пунические войны. | 1 | |
Тема 3. Гражданская война в Риме. Гибель республики. | 4 | ||
59. | Земельные реформы братьев Гракхов. | 1 | |
60. | Рабство в Древнем Риме. | 1 | |
61. | Первая гражданская война. | 1 | |
62. | Установление диктатуры Цезаря. | 1 | |
Тема 4. Возникновение и расцвет Римской империи. | 4 | ||
63. | Третья гражданская война. | 1 | |
64. | Преемники Августа. | 1 | |
65. | Возникновение христианства. | 1 | |
66. | Золотой век Римской империи. | 1 | |
Тема 5. Поздняя империя. | 1 | ||
67. | Империя в IV веке. | 1 | |
68. | Повторение. | 1 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Атлас. История Древнего мира. 5класс. Москва, «Просвещение», 2007.
- Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. Москва, «Просвещение», 2007.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 2003.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим, Москва, «Просвещение», 2007.
- Коровкин Ф.П., Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.
- Немировсий Л.И. Книга для чтения по Истории Древнего мира. Москва, «Просвещение», 2007.
- Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 2003.
- Электронная библиотека «Просвещение» - серия образовательных программ: «История 5 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...