"Использование ИКТ в обучении истории"
материал по истории по теме

Костышина Галина Николаевна

данная работа предназначена для учителей истории, занимающихся созданием презентаций к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_istorii.doc249 КБ

Предварительный просмотр:


         

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………………...3

§1. Информационные технологии. Типы и виды программ……….………………..5

         1.1. Понятие и цели ИТ……………………………………………………………….5

         1.2. Типы и виды программ………………………………………………………......8

§ 2. Практические и методические требования при использовании ИКТ на      уроках   истории ………………………………………………………………………….14

       2.1. Требования к уроку с использованием ИТ……………………………………...16

       2.2. Источники ИТ для учителя……………………………………………………… 18

       2.3. Варианты работы учителя истории с ИТ……………………………………..…19

       2.4. Практическое применение компьютера на уроке истории………………...…..20

       2.5. Подготовка мультимедийной презентации в программе Power Point……...…30

Заключение………………………………………….…………………………………….36

Литература……………………………………………….………………………………..40

Приложение………………………………………………………………………………..42

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад,

 а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные,

 устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя,

требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...

М. Поташник, действительный член

 (академик Российской академии образования,

доктор педагогических наук, профессор).

Введение.

Компьютер уже давно и прочно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо-техники нельзя представить себе и школу. Учителя информатики поделились компьютерными знаниями с учителями-предметниками, и компьютер стал привычным атрибутом, в том числе на уроках истории. Древнегреческая богиня истории Клио могла бы позавидовать современным ученикам, приходящим на такие уроки.

Конечно при помощи ИТ можно создать множество уроков различного типа: интегрированные, урок-портрет, маршрутная игра, уроки групповой работы учащихся, урок-презентация и другие, а также игры, викторины, конкурсы, исторические вечера, проводимые с использованием ИТ.  Но только ли плюсы у применения ИТ в школе вообще и при обучении истории в частности?

Цель данной  работы выяснить:

Какое место должны занимать информационные технологии (ИТ) на уроках истории и какова роль учителя и ученика на таких уроках.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать существующие типы и виды программ, а так же варианты их применения при изучении истории;
  2. Выявить взаимосвязь между применением ИТ, и изменением мотивации в обучении и изучении истории ;
  3. Определить роль учителя и ученика в процессе применения ИТ;
  4. Выяснить источники ИТ  и что нужно знать и применять учителю для того чтобы урок прошёл с использованием ИТ.

Основной  литературой  использованной для раскрытия данной темы были работы: Апатова Н.В. «Информационные технологии в школьном образовании»,  где даны понятия ИТ, характеристики основных типов и видов программ, которые можно использовать в образовательном процессе; Вильямс Р. и др. «Компьютер в школе. Дидактические основы компьютерного обучения»,  в этой работе рассмотрены варианты применения программ на уроках в школе; Поташника М.М. «Требования к современному уроку», в которой убедительно обоснованна необходимость применения ИТ в современном школьном образовании. Однако эти сведения имели лишь теоретическое направление и носили общепредметный характер, без учёта специфики предмета - т.е. истории.

Материал по применению программ и практические советы по их составлению и адаптации  именно на уроках истории опубликован в книге Дорожкиной Н. И. «Современный урок истории» и статье  Алексушина Г.В. «Компьютерные программы в преподавании истории»  // Преподавание истории в школе № 9 1992.

Методические рекомендации по применению ИТ  даны в учебном пособии Студеникина М.Т. «Методика преподавания истории в школе».

При написании данной работы так же мною были использованы материалы из следующих изданий: Мануйлов В.Г. «Power Point  в уроках»; Ваграменко Я., Королев В. «Новые разработки для информатизации образования»; Куликов Л. В. «Психологические вопросы компьютеризации обучения» и др.

Хотя, к сожалению специализированной  литературы по  теме  « Применение ИТ в обучении на уроках истории» нет в достаточном количестве , то же можно сказать и о публикации  статей по этой теме – их  не много. Но следует отметить, что за два последних года появились методические пособия в помощь учителям истории, где есть разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории  с применением ИТ, например пособия из серии «Мастерская историка», «Качество обучения» О.А.Мартьяновой, серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»,                                     однако эти уроки носят скорее эпизодический характер и по ним трудно составить систему, а без системы невозможно говорить о получении стабильных результатов. Поэтому такие издания можно применять как  основу, на которую можно опереться учителю при составлении своих обучающих заданий на уроках истории.

§1. Информационные технологии. Типы и виды программ. 

Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения передачи и использования информации. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все большее число людей все чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

Часть людей убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идей и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.

Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся всех школ, от крупных городских гимназий до малокомплектных сельских школ, является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности современной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только некоторых учебных заведений.

  1. Понятие и цели ИТ. Функции компьютера.

 Для начала выясним, что же это такое - ИТ. Думается, что в школах, открытых 5-7 лет назад, это вполне понятная аббревиатура. Учителям, работающим с компьютером (и использующим его не только в качестве пишущей машинки), знакомы программы, с помощью которых можно провести урок на современном уровне. Школы-«старожилы» и те учебные заведения, которые не могут пока позволить себе оснастить кабинеты техникой, оказываются на обочине прогресса.

    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

   Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

При этом применение ИТ и компьютера имеют несколько целей:

  1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  2. Подготовка личности “информационного общества”.
  3. Подача максимального объёма учебного материала, который  может усвоить обучающийся.
  4. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды1.

В функции учителя компьютер представляет:

  1. источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителю или книгу);
  2. наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  3. индивидуальное информационное пространство;
  4. тренажер;
  5. средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  1. средство подготовки текстов, их хранения;
  2. текстовый редактор;
  3. графопостроитель, графический редактор;
  4. вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  5. средство моделирования.

_______________________________________________________________________

  1. Вильямс Р. и др., Компьютер в школе, - М, 1998. С. 8.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  1. программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  2. создании программных продуктов;
  3. применении различных информационных сред.

   Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

  1. знание основных понятий информатики;
  2. знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
  3. знание современных операционных систем и владение их основными командами;
  4. знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
  5. владение хотя бы одним текстовым редактором;
  6. первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
  7. первоначальный опыт использования прикладных программ. 1
  1. Типы и виды программ.

Специалисты выделяют несколько программ, которые целесообразно применять в преподавании исторических курсов. Их можно условно разделить на три основные группы:

1) экзаменующие;

 2)обучающие;

_______________________________________________________________________

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994. С.12.

3)вспомогательные.

Все остальные являются своего рода синтезом трех перечисленных типов. Несколько особняком стоят игровые программы, так как их невозможно использовать

непосредственно на уроках.

1.Экзаменующие программы используются для оценки уровня знаний учащихся. Видами такой программы являются:

а) генератор тестов1 — самая распространенная программа, позволяющая работать с разными по возрасту классами. Для заполнения ее памяти тестами по истории можно пользоваться как своими собственными разработками, так и уже опубликованными методическими пособиями, которые несложно доработать  для   использования   в   имеющемся;

б) разновидность генератора тестов с использованием графических изображений. Такая программа предлагает экзаменуемому портрет или фотографию человека (несколько изображений), личность которого необходимо определить (выбрать из нескольких вариантов) с помощью дополнительных вопросов об этом человеке;

   в) программа типа «вопрос—ответ», которая (в отличие от генератора тестов) не выводит на экран компьютера варианты правильных ответов. Отвечающий должен сам ввести ответ с помощью клавиатуры.
Именно такой программой можно проверять   знание  дат, персоналий, терминов, географических названий т. п.;

   г) программа, предлагающая учащемуся расставить по порядку элементы какой-либо последовательности (например, этапы исторического процесса)  В зависимости от количества поставленных на правильное место элементов будет выставлена соответствующая оценка;

 д) программа, аналогичная предыдущей, но отличающаяся от нее тем, что работает уже не с одной, а с двумя предложенными последовательностями,   согласуя   их  между  собой.

_________________________________________________________________________

1.Генератор тестов — программа, предлагающая тестируемому ряд вопросов и выводящая на экран ограниченное количество готовых вариантов ответов. В зависимости от количества правильно выбранных ответов программа выставляет экзаменуемому итоговую оценку. 

Экзаменующие программы не очень сложны для написания и доступны даже начинающему учителю.

2. Обучающие программы предназначены для передачи школьнику информации в необычной для него форме, для коррекции знаний учащихся, для исправления ошибок, выявленных в ходе контроля, и т. д. Программы этой группы сложнее, чем

экзаменующие, их труднее писать на языках программирования. Обучающие программы можно условно разделить на диалоговые и монологовые. Известно несколько основных вариантов диалоговых обучающих программ:

а) контрольно-обучающая программа, построенная на основе обычной экзаменующей. В случае неправильного или неточного ответа на поставленный вопрос она корректирует предложенный школьником вариант. Такая программа может иметь различные  уровни сложности. С помощью контрольно - обучающих программ можно, например, показать школьникам приемы работы с древнерусскими текстами.

б)        обучающая программа полуигрового типа, работающая только в интерактивном режиме 1 и играющая с обучаемым. Целью работы может являться поиск каких-либо исторических закономерностей или знакомство с историческим процессом, событием. Такая программа, как правило, содержит в себе огромный справочный материал;

в)        экспериментально-историческая программа, с помощью которой обучаемый может сам «делать» исторические события, отличающиеся от имевших место в реальной жизни, или «влиять» на них.

Диалоговые обучающие программы предназначены в основном для младших классов и могут оказывать очень сильное воздействие на школьников.

К монологовым обучающим программам относятся демонстрационные программы, эффективно использующие звуковые и графические средства компьютера и некоторые возможности интерактивного режима, позволяющие не только рассказывать об исторических событиях, но и в какой-то мере показывать их. Существуют две основные разновидности таких программ, уместные на уроках истории:

а)         программы типа «Говорящая карта», которые умеют показывать, например, изменение политических границ государства с течением времени (естественно, с

_____________________________________________________________________________________________________________

1.Работа оператора с персональным компьютером в режиме диалога.

комментариями) или наглядно изображать другие исторические события, процессы, ход которых также можно проследить по картам;

б) программы с применением аппаратных средств типа CD-ROМ1 и программно- 

аппаратных типа MultyMedia2, очень дорогие и, как правило, англоязычные, они пока не вполне доступны для учебных заведений России. Обучающие программы обычно используют интерактивный режим и изначально рассчитаны на разный возраст школьников. Выгодной особенностью обучающих программ является возможность самостоятельно, без помощи преподавателя совершенствовать свои знания. Школьники могут практиковаться в любое время, могут менять темп обучения и, усвоив один уровень, переходить к другому, более сложному.

3. Тренинговые или вспомогательные программы могут использоваться как учителем, так и учащимися в качестве средств, облегчающих исследовательскую работу. Условно их можно разделить на  специфические  и  универсальные.

К специфическим относятся различные программы, которые могут быть использованы только историками, например:

 MultyMedia — система программных и аппаратных средств для работы с CD-ROM, дающая колоссальный рост звуковых и графических возможностей компьютера.

а)        транзит-программа, предназначенная для автоматического перевода русских до революционных мер длины, веса и объема в современную систему единиц (СИ) и написанная самостоятельно автором данной работы на языке программирования Pascal (программа для облегчения работы специалистов по русской метрологии и для изучающих эту дисциплину);

б)        редактор кроссвордов с исторической библиотекой к нему. С помощью этой программы можно в короткий срок создавать кроссворды (в том числе симметричные) с любыми заданными параметрами;

в)        хронос-программа, способная переводить даты из одной системы летосчисления

в другую (программа для облегчения работы специалистов по русской хронологии и _______________________________________________________________________

1  CD-ROM (компактный диск — постоянное запоминающее устройство, КД-ПЗУ) представляет собой приспособление для работы ЭВМ с лазерными дисками, на которых записывается информация, превосходящая по объему память самого компьютера в несколько раз. 

 2. MultyMedia — система программных и аппаратных средств для работы с CD-ROM, дающая колоссальный рост звуковых и графических возможностей компьютера.

для изучающих эту дисциплину);

г)        программа по палеографии для самостоятельного перевода текстов

древнерусских документов на современную лексическую основу. Вспомогательные специфические исторические программы призваны значительно облегчить труд профессионального историка. Некоторые из них очень несложно писать на языках программирования.

К универсальным программам относятся прикладные системы, общеизвестные и широко применяемые не только историками, но и специалистами в других областях наук:

а) системы управления базами данных (например, Fox Base, Fox Pro, др.). Историк может использовать их для обработки больших массивов информации: дат, персоналий, статистических данных, библиографии, различных документов и т. п. После заполнения базы данных можно обрабатывать имеющуюся информацию: группировать ее по различным признакам, производить вычисления, распечатывать результаты и т.д.;

б)        библиотеки и словари терминов, которые можно использовать как вспомогательные средства при работе с малознакомыми
вспомогательными историческими дисциплинами. Сведения, имеющиеся в памяти ЭВМ, под рукой, избавляют от необходимости тратить время на словари и справочники;

в)        текстовые процессоры (например, русский редактор Лексикон1, Chi Writer, MultyEdit, ФОТОН, «Word and Deed», Tax), которые используются для написания, редактирования и печати текстовых файлов любого назначения, в том числе и по истории. Эти программы могут стать отличным подспорьем в процессе
создания научных работ, при подготовке материалов к урокам и т. д.;

г)        издательские пакеты, способные эффективно дополнить текстовые процессоры (например, Aldus PageMaker и др.). В отличие от
текстовых процессоров издательские системы создают более презентабельные печатные издания,    даже готовые учебные пособия;

д)        электронные таблицы (например,Works), которые можно использовать для работы с массивами статистических данных, требующих взаимосвязанных сложных или __________________________________________________________________________________________________________

1.ЧеремныхО.С. Текстовый процессор Лексикон 1.0. М., 1993. С.4.
объемных подсчётов. Универсальные вспомогательные программы настолько широко распространены, что, бесспорно, являются самыми доступными из всех вышеперечисленных. Некоторыми из них, правда, пока невозможно воспользоваться на всей территории России, так как для их применения не везде еще подготовлена база. Речь идет о библиотечных каталогах, которыми можно пользоваться с помощью модемной связи1, и т. п.

Игровые программы непосредственно на уроках применять нерационально, но эффективность их использования во внеурочное время очевидна. Эти программы часто позволяют наглядно показать различные исторические сюжеты, образцы техники и т. д. Некоторые программы умеют запрашивать у играющих ответы на вопросы.

К игровым программам, популяризирующим историю, можно отнести такие, как «Центурион», «Realm’s», «Цивилизация», «Железные дороги», «Поле чудес» (в разделе исторической тематики), «Север и Юг», «1944», «Аустерлиц» и др.

Игровые программы обладают такой огромной популярностью, что использование их в качестве учебного пособия  происходит совершенно   ненавязчиво и абсолютно, добровольно.2

__________________________________________________________________________

1.Модемная связь – связь между ЭВМ через телефонную сеть посредством специальных аппаратных средств  - модемов. 

2.Алексушина Г.В. Компьютерные программы в преподавании истории  // Преподавание истории в школе -   1992.- № 9. С.35.

§ 2. Практические и методические требования при использовании ИКТ на уроках истории.

Сегодня становится очевидным, что школа не может существовать в отрыве от компьютеризации общества. Философия, состоит в том, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых в обществе.

Если компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами,    которые    им    приписываются,    то    ими    можно    вполне  воспользоваться для достижения и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках, с том числе и общественных дисциплин.

Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта или однократного пересмотра программы курса обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретенного опыта. Основные методы и подходы к решению задач, способы машинной обработки информации и социальные аспекты компьютеризации будут постепенно усложняться и обсуждаться различными способами в течение всего цикла обучения на уроках математики, естествознания, общественных дисциплин и родного языка. В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информации между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а скорее будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему.

Компьютер является лишь точкой фокуса для тех изменений в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, которые происходят в мире.

По сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно "дружественное" по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь вовсе необязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем стереосистема.

Однако существует ряд требований к предварительным знаниям и практическим умениям учащихся в области компьютерной грамотности.

                  Предварительные знания и умения по информатике.  

Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы пять ознакомительных уроков в компьютерном классе.

   К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности;

- понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок»;

- что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор «мышь»;

- основные инструменты текстового редактора;

- основные инструменты графического редактора.

    Учащиеся должны уметь:

- пользоваться буквенными и цифровыми блоками клавиатуры;

- использовать манипулятор «мышь»;

- работать с командами, открыть и закрыть меню, файл;

- создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

   Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ученики глубже поняли тему урока и творчески проявили себя.

2.1. Требования к уроку с использованием ИТ.

Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИТ?

Во-первых, это оборудование: как минимум один компьютер (АРМ - автоматизированное рабочее место учителя) и проектор, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран.

Во-вторых, учитель, владеющий навыками работы на компьютере.

В-третьих, компакт-диски либо собственные разработки уроков (мультимедиапрезентации)1.

Но оказывается, и это еще не все! Обладание таким «богатством» не освобождает учителя от кропотливой работы. Хотя, казалось бы, что здесь сложного: бери диск, вставляй в компьютер и работай - урок готов! Но все это просто только на первый взгляд. Давайте посмотрим, с какими проблемами сталкивается учитель истории, имеющий возможность работы с ИТ на уроке и во внеурочной деятельности.

Если проблема с наличием компьютера решена - это полдела, теперь учитель должен подумать: а что даст мне и моим ученикам использование ИТ? Ведь компьютер - это не замена учителя; согласитесь, что бы ни придумывали - учитель был и будет основным действующим лицом на уроке. Значит, компьютер надо рассматривать как составляющую урока, еще одну методическую единицу. Помощь от этой составляющей существенна –

________________________________________________________________________________________________________

1.Дорожкина Н.И. Современный урок истории. - М. «ВАКО». 2009. С. 4.

тот, кто проработал в школе 10-15 лет с доской и мелом, может оценить ее. Но не надо обольщаться: компьютерные программы не сделают все за учителя. Потребуется много времени, чтобы научиться их эффективно использовать. Но затраченные усилия в дальнейшем окупятся сполна.

Учитель, исписавший не одну тетрадь конспектов, увидит и другой плюс информатизации урока и подготовки к нему: в любой момент он сможет изменить свой план-конспект лишь нажатием клавиш. Добавить и усложнить материал, вставить задание - этот процесс индивидуализации урока по уровню класса и ученика становится намного легче. И не надо теперь хранить в кабинете истории карточки с заданиями. Архивированные в папки и записанные на диски, они вам прослужат не один год. А иллюстрации, которые для учителя истории необходимы как воздух, мы сможем сами обрабатывать, записывать и хранить, опять-таки не прибегая к помощи шкафов в кабинете. У нас появится возможность создать архив аудиозаписей (голоса исторических деятелей, гимны, песни военных лет и т. д.), видеозаписей (небольшие по объему, на 2-3 мин) - они помогут в создании собственных мультимедиапрезентации. Ну и, наконец, кроме конспектов, заданий и иллюстраций учитель сможет справиться еще с одной проблемой - проблемой наличия исторических карт. Если в одних школах их заботливо реставрируют (а иногда и создают сами учителя с учениками), то в других они попросту отсутствуют. И вновь здесь неоценимую помощь окажут готовые компакт-диски, где в каждом обязательно найдется анимированная карта, причем не только крупных военных походов и сражений, но и территориальных изменений стран. Со временем учитель научится создавать такие карты сам и соберет архивированную картотеку.

А что же ученик, какое место он займет на уроке с ИТ? Придя на урок, послушав учителя, посмотрев картинки на экране и выполнив задание, ученик может воспринять все это только как развлечение. И здесь многое зависит от учителя, от того, какую роль он отведет ученику. Можно привлечь ребят к сбору материала (фото, видео, аудио), наиболее активные сами захотят поработать с компьютером и выступить на уроке. Кто-то найдет необходимый материал в Интернете, подскажет, как лучше его оформить. Ученики, к радости нашей, лучше умеют обращаться с компьютерными программами, так давайте воспользуемся этими знаниями им же во благо.

Современный учитель при огромном объеме имеющейся на сегодняшний день информации все же должен уметь в ней ориентироваться. Учитель, работающий с ИТ, - особенно, ведь компьютерный мир наиболее мобилен. В любом новом и интересном деле есть свои пути познания. В работе с ИТ каждый решает, воспользоваться ли готовыми источниками, например компакт-дисками (благо на рынке компьютеров их предостаточно), либо создать свой продукт (путь сложный, но наиболее часто выбираемый теми, кто знаком с основами создания компьютерных программ). Рассмотрим, что будет являться в этом случае источником для работы учителя.

2.2.  Источники ИТ для учителя.

  1. Электронные энциклопедии - используются как справочный материал, выполняют в основном иллюстративную функцию (например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»; «Государственная символика России» и др.).
  2. Репетиторы-контролеры - выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам (например, «Репетитор по истории - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «История. ЕГЭ» (10-11 классы) и др.).
  1. Компьютерные учебники - в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал (видео, звук), анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь (например, «История России XX в.» (9 и 11 классы) - авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина; «История. 5 класс» (издательство «Просвещение»); «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.» и диск с тем же названием, но XIX-XX вв. и др.). Использование этих учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов.
  2. Мультимедиапрезентации - создаются учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока. Для этого используются материалы готовых CD или производится самостоятельное сканирование, запись звуковых эффектов, видео и анимаций. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов, поэтому часто такой компьютерный продукт называют слайд-шоу. Презентация может проходить в автоматическом режиме, или слайды меняет сам учитель1.
  3. Интернет - это своеобразная энциклопедия для учителя, где он может не только почерпнуть информацию, но и обменяться новыми идеями ИТ с учителями.

Определив для себя источники ИТ, учитель истории сталкивается еще с одним вопросом: как реализовать на практике гармоничное включение ИТ в свою работу. Можно предложить несколько вариантов работы учителя.

2.3. Варианты работы учителя истории с ИТ.

Во время урока истории:

•        комбинированный (диалоговый) урок - сочетает в себе
объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников
(индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями,
представленными в рамках мультимедиапрезентации;

  1. урок-лекция по изучению нового материала - учитель в течение всего урока использует ИТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
  2. урок обобщающего повторения - учащиеся самостоятельно группируют информацию по изученным темам, составляют вопросы к ней;
  1. урок-семинар - учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ;
  2. защита рефератов и проектных работ по предмету учащимися;
  3. оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока, представленные на компакт-диске, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии компьютера).

Во внеурочной деятельности по предмету:

•        организация предметных недель (проведение различных
игр, викторин, КВН и т.д.). В работе по подготовке таких
мультимедиапрезентации особенно сплачиваются учитель  и ученики;

_________________________________________________________________________

       1. См.пункт 2.5.  Подготовка мультимедиапрезентации в программе PowerPoi

•        при проведении исторических вечеров и праздников ИТ

будут выполнять вспомогательную роль. Мультимедиа-презентации для таких  мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом.  Если урок будет проведен в компьютерном классе, где ученики             объединятся перед компьютером в группы по два-три человека, это позволит учителю значительно разнообразить формы работы, сделать их интересными.  А именно:  

  1. самостоятельное изучение нового материала и контроль полученных знаний на уроке с помощью подготовленной учителем мультимедиапрезентации;
  2. лабораторно-практические занятия с использованием ИТ;
  3.  проверка знаний (тестирование). Если учитель проводит такую работу, то может столкнуться с рядом проблем, например низким уровнем подготовки учащихся по информатике (здесь необходима тесная связь с учителем, ведущим этот предмет), гигиеническими требованиями по работе с компьютером для учащихся (10-20 мин урока в зависимости от возраста). И наконец, должна быть определена роль учителя на таком занятии1.

2.4.Практическое применение компьютера на уроках истории.

Итак, педагоги уже убедились, что диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации
обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов, в том числе и истории При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь
мощного средства обучения.

  1. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.


1.Дорожкина Н.И. Указ.соч. С.8.

  1. Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели1.

  1. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.
  2. Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.
  3. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Позволяет  проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10-15 с. появится следующее задание.

         1. Тихомиров О. К, Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986. С.30.

  1. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
  2. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
  1. Развитие познавательных интересов, формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и через исследовательскую деятельность.
  2. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной  деятельностью подготовлен к восприятию нового материала с опорой на уже имеющиеся знания.

Учитель обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому одна из главных целей - развивать познавательные процессы.

  1. Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
  2. Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение ЭВМ) для развития способностей каждого ребенка.

На уроках, кроме традиционных уже слайдов, диапозитивов, диафильмов, когда на экран проецируется статичное изображение событий произошедших на территориях Египта, Междуречья, Древней Греции, Византии, Арабского халифата могут применяться «живые карты», исторические реконструкции событий. Это повышает интерес и стимулирует внимание, т.к. компьютерные программы, обладают большими возможностями по имитированию исторической реальности, воспроизводя наиболее существенные черты исторических эпох, социокультурных комплексов. Формируя яркие и объемные представления о прошлом, они создают иллюзию присутствия, когда ученик путешествует с каким-либо героем программы в географическом пространстве и во времени. Двигаясь по различным смысловым, ассоциативным линиям, он следит за развитием событий, вмешиваясь в их ход и решая проблемы. Ему предоставляется возможность встретиться с историческими личностями, познакомиться с хозяйством, бытом, нравами народов древнейших цивилизаций.

Компьютер предоставляет огромные возможности для моделирования исторических процессов, а также для работы с базой данных — огромным количеством информации, хранящейся в пригодном для автоматической обработки виде. Ученику легко вести поиск, систематизацию и обработку исторических сведений. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты.

Так, изучая историю России XIX в., ученики могут работать со статистическими данными по проблеме пореформенного развития России. Учебная база данных по аграрной истории основана на материалах первой пореформенной земельной переписи 1877 г. и содержит сведения о сословной принадлежности владельцев, размерах земельных владений, формах собственности в каждой из 49 губерний Европейской части России1.

   Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии,


1. Студеникин М.Т. Методики преподавания истории в школе. – М. ВЛАДОС. 2000. С.102.

в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

 При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

  1. расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  2. привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;
  3. развитие познавательных способностей учащихся;
  4. интегрированное обучение предмету;
  5. развитие мотивации у учащихся1.

        При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

Методические рекомендации при использовании ИКТ на уроках истории опираются на принципы методики преподавания истории в школе, однако при применении ИКТ имеются и некоторые специфические рекомендации по использованию ПК на уроках.

Методические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках касается также организации учебного процесса.

  1. Урок должен проводить учитель-предметник, т.к. он обучен методике преподавания, знает предметный материал и возрастные особенности детей.
  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную

1. Христочевский С. А. Информатика и образование // Системы и средства информатики. 1992. №. 3. С. 202-213.

 деятельность учащихся.

  1. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  2. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для школы1.

Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:

  1. Выбор   конкретного  раздела курса и темы урока.
  2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
  3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
  4. Выбор программных средств для разработки заданий.
  5. Разработка компьютерных заданий с использованием программных средств.
  6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий для урока.
  7. Разработка  рекомендаций  или алгоритма действий для учащегося2.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.   Приведу в качестве примеров  виды  деятельности на различных этапах обучения, опробованные мною на практике:

Этап усвоения новых знаний

     Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше


1. Ваграменко Я., Королев В. Новые разработки для информатизации образования // Информатика и образование. 1993. № 2. С. 5 - 6.

2.Лещинер В.Р. Компьютеры в кабинете истории // Преподавание истории в школе. – 1992. - № 6. С. 31.

доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

     Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Для этого создан банк презентаций (см. приложение 1). Визуальное представление определений, таблиц, схем и логических цепочек, качественных иллюстраций и чертежей к историческим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений .  Например, на уроке истории Средних веков в 6 классе по теме: «За стенами рыцарского замка» сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываю устройство замка, повседневную жизнь рыцаря: охоту  и рыцарские турниры, рыцарские доспехи и вооружение. Визуально представляю определения понятиям с приложением чертежей и схемы замка: донжона, стен крепости, подъёмного механизма моста.

Часто применяются графические редакторы ( это одни из самых популярных прикладных программ). Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству1. Использование графического редактора (путем интеграции двух дисциплин- истории и информатики) на уроках истории  в 5-9  классах также способствует, как наглядному представлению того, о чем говорит учитель, так и практическому применению (работа с тестами, самостоятельное составление тестов  в 5-6 классе и презентаций совместно  с учителем в 7 классе, и самостоятельно – в 9 классе).

______________________________________________________________________

1 . Поташник М.М. Требования к современному уроку . – М. 2010.С.131.

Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий

  В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и истории. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет программный  материал по курсу, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по истории и различные энциклопедии (так мною используется электронный учебник История России 1917-2007 для 9 класса и электронные пособия из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 2009). При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя. 

      В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса истории  для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

      Также применяю обучающие программные тесты и задания в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников.  Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, схемами, примерами и т.д.  Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, а в ходе решения исторических задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

Этап всесторонней проверки ЗУН

        При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

     Практически по любому разделу истории составлены тесты1, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому я использую программы по созданию тестов (мастер тест). Эта программа очень удобна: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

   ________________________________________________________________________

1. История России. XIX век.:  От Павла I до Александра III: Тесты. М, 1993; История России. Конец XIX - начало XX в.: Тесты. М., 1993; История России. XX век. 30-90-е годы: Тесты. Кн. 3. М., 1993; Основы современной цивилизации: Тесты. М. 1993; Ладыженская И. В. Сценарии компьютерных задач по русскому этикету // Русский язык в школе. 1992. № 3-4

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.  Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем1.

Проектная деятельность учащихся

      Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

       К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные  и творческие работы: компьютерные презентации  или сообщения об исторической личности, значимом или малоизвестном событии в истории. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.

     Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую


1. Рожанский Э. Л., Мотов В. В. Принцип построения специализированных баз знаний в автоматизированных обучающих системах (АОС) // Автоматизированные информационные системы. Самара, 1992. С. 9—12.

     мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально1.

    Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.   Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы.   Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

 Итак, учитель и ученик вместе вступают на путь освоения ИТ на уроках истории,   но это требует некоторых умений и от учителя, в частности умение подготовить мультимедийную презентацию.

2.5. Подготовка мультимедиапрезентации в программе PowerPoint

Остановимся подробнее на программе PowerPoint. Сегодня это самая популярная среди учителей форма работы с ИТ. Именно она позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Компьютерные презентации, созданные в этой программе, позволяют создать слайд-шоу урока, подготовить раскадровку, содержащую сведения об исторических личностях, хронологии, карты, данные из энциклопедий и словарей. Большой плюс мультимедиапрезентаций - возможность в процессе работы стирать или вводить новые элементы (таблицы, схемы, рисунки и т. д.), не нарушая при этом общую структуру продукта. Этот своеобразный опорный конспект учитель и ученики применяют на всех


1. Куликов Л. В. Психологические вопросы компьютеризации обучения // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. 1992. Т. 4. С. 99-100.

этапах урока. Как правило, на подготовку одной презентации с использованием перечисленных выше источников уходит около двух часов, а информация, необходимая для усвоения учащимися, запоминается благодаря слуховому и визуальному эффекту.

Для создания презентации необходимо подготовить пакет соответствующих материалов, которые включают в себя краткие тезисы, представленные в виде текста, таблицы, схемы, фотографии, видео- и аудиоматериалы.

Теперь начинаем работу с компьютером.

Шаг 1. Вызываем с помощью кнопки Пуск инструмент Microsoft Office - PowerPoint. На экране появляется рабочее окно, структура которого напоминает окна других программ Microsoft Office. В верхней строчке размещены главное меню и панель основных операций. Панель с кнопками операций расположена и в нижней части окна. В центральной части представлена рабочая область, где показан первый, пустой слайд, с которым мы будем работать. Слева будет появляться ряд иконок, щелкнув по которым можно просмотреть готовые слайды. В правой части рабочего окна представлен набор операций для открытия ранее созданных презентаций и для создания новых.

С чего начать нашу работу? В первую очередь нужно придать ей единообразное цветовое и стилистическое оформление. Как правило, для одной темы используется общий цвет с рисунком или художественной заливкой. Для ученика, пытающегося понять и запомнить то, что вы говорите, очень важно, чтобы материал слайда был представлен в логически строгом виде, где обоснованно применяются все эффекты.

Шаг 2. В верхней строчке находим блок Формат, входим в него и щелкаем по позиции Оформление слайда. Перед нами появляется несколько десятков шаблонов, созданных профессиональными дизайнерами в разделе  Применить шаблон оформления. Для того чтобы использовать понравившийся шаблон, достаточно щелкнуть по нему мышкой. Удобство шаблона заключается в том, что в любой момент мы можем изменить его, проделав вышеперечисленные действия. Если же мы хотим проявить в работе собственную фантазию, то воспользуемся вновь блоком Формат, найдем в нем позицию Фон и выберем цвет, способы заливки, текстуру или узор по собственному вкусу.

Шаг 3. Следующим шагом станет стилистическое оформление слайда. Если вы заметили, первый слайд, представленный на нашем экране, уже имеет соответствующую разметку, но если она вас не устраивает, ее можно изменить. Для этого входим в уже знакомый нам блок Формат, находим позицию Разметка слайда. В правой части экрана появились разделы Макеты текста и содержимого. При выборе одной из предлагаемых разметок руководствуйтесь содержанием вашего пакета материалов и тем, что вы хотите представить на экране: текст, картинку или то и другое вместе. Как применить разметку слайда, вы уже знаете - щелчком мышки по выбранной позиции.

Решив первые задачи оформления, начнем работу с пустым (пока еще!) слайдом. Дадим нашей презентации название, оно, как правило, совпадает с названием темы урока.

Шаг 4. Щелчком входим в поле Заголовок слайда и набираем на клавиатуре текст. С помощью мышки выделяем заголовок и, используя кнопки в верхней части окна, устанавливаем нужный размер и цвет заголовка. На первом слайде я рекомендую размещать и план урока, к которому вы всегда сможете вернуться в процессе работы. Для этого текст набирается в поле Текст слайда. Далее нужно перейти к следующему слайду, т. е. создать его.

Шаг 5. Выберем в главном меню блок Вставка и затем позицию Создать слайд. Что изменилось на экране? Во-первых, у нас появился новый слайд - он в центре экрана, а во-вторых, на левой панели ряд уже из двух иконок. Выберем разметку слайда и попробуем вставить фотографию. Обратите внимание: в появившемся поле предлагается несколько вставок - клип, диаграмма, таблица.

Шаг 6. Мы хотим вставить фотографию из файла, для этого щелкнем по значку Добавить рисунок, на экране появится окно для выбора папки из файла. Находим в каталоге папок нужный файл, щелкаем по нему мышкой и выполняем команду Вставить. Если папки с файлами находятся не на вашем компьютере, то воспользуйтесь источниками ИТ, приведенными в предисловии.

Если вставленная фотография имеет слишком большой или маленький размер, то изображение легко растянуть или сжать. Для этого выделите объект, щелкнув по нему один раз, и потяните мышкой рамку объекта. Изображение также можно повернуть под углом, перемещая зеленую точку в верхней части объекта. Объект можно и переместить - выделив его (щелчок мышки) с помощью курсора, имеющего форму креста, перетащить фото на новое место. Аналогично можно вставить таблицу или диаграмму заданной конфигурации. Щелкните по нужному объекту и задайте его параметры.

Шаг 7. При вставке различных объектов можно воспользоваться и слайдом без заданной разметки, для чего в разделе Макеты содержимого выберем Пустой слайд. Вставим в него несколько фото и сделаем к ним надписи. Для этого входим в блок Вставка -Надпись и, установив курсор на слайде, тянем мышкой в сторону, в результате появится рамка для набора текста. Объект надписи, как и другие, можно перемещать в поле слайда, изменять его размер и цвет. Набранный текст интересно смотрится в графически выделенной рамке. Для этого его надо выделить курсором и щелкнуть правой клавишей мышки по рамке объекта, выбрать надпись Формат прототипа /надписи и изменить параметры объекта. Шаг 8. В следующий слайд добавим звук. В качестве аудио-оформления можно использовать готовый звуковой фрагмент, имеющийся в коллекции компьютера (например, для игр и викторин), или файл из папки (для воспроизведения песен и речей) из источников ИТ. Входим в блок Вставка, далее Фильмы и звук, затем - Звук из коллекции картинок. На экране появляется панель для выбора музыкального клипа. Щелкнем, например, по элементу Аплодисменты (для игры), на экране появится окно для выбора режима воспроизведения – Автоматически По щелчку. После выбора в центре слайда появится значок музыкального объекта, его можно уже известным вам способом переместить в угол экрана. Если вы используете звук из файла, то при выборе позиции соблюдайте следующую последовательность: Вставка - Фильм и звук - Звук из файла. Если вы захотите изменить звучание аудиофайла, то щелкните по нему правой кнопкой мышки и выберите из меню позицию Изменить звуковой объект.

Аналогичным образом в слайд вставляется видеоматериал. Используя последовательность Вставка - Фильм и звук - Фильм из файла, его можно разместить в вашей презентации.

Шаг 9. Для того чтобы увидеть, как готовые слайды будут выглядеть на экране, воспользуемся нижней панелью компьютера. В левом углу найдем значок (третий слева в группе кнопок) Показ слайдов и щелкнем по нему. Затем, последовательно нажимая левую клавишу мышки, просмотрим выполненную работу. Для сохранения файла презентации входим в блок Файл - Сохранить как... и, дав имя, сохраняем сделанную работу. Основная часть нашей презентации готова. Теперь можно поговорить об анимации слайдов, которая разнообразит презентацию и позволит значительно расширить ее возможности. Начнем с первого слайда. Напомню, что там мы поместили название темы и план урока. Очень удобно, если в процессе рассказа учитель сможет возвращаться к плану, вот для этого мы создадим гиперссылку.

Шаг 10. Вызываем первый слайд и выделяем первый пункт плана. В блоке Вставка находим позицию Гиперссылка и вызываем ее. В окне установим параметры Связать с местом в документе и выберем соответствующий слайд. В окне Просмотр слайда появится его изображение; если вас устраивает проделанная работа, нажимаем ОК. Запустив просмотр презентации (Показ слайдов - Начать показ), мы видим, что выделенный текст получил другой цвет и подчеркнут, это означает, что у него есть гиперссылка. Щелкнем по нему мышкой и убедимся - переход на заданный нами слайд выполнен. Для возврата на страницу необходимо создать гиперссылку на просматриваемом слайде. Также гиперссылки устанавливаются по необходимости на все виды объектов, представленных в презентации.

Шаг 11. Поработаем еще с первым слайдом. Создадим на нем анимацию с различными эффектами.

В верхней строчке главного меню найдем позицию Показ слайдов - Настройка анимации. Справа появилась панель для выполнения настройки анимации объектов. Выделим объект, например тему урока. Щелкаем по надписи Добавить эффект, далее - Вход. На экране появится меню, где мы выберем Другие эффекты и получим окно с полным набором всех возможных типов анимации объекта. В данной презентации попробуем использовать вариант Прямоугольник. С правой стороны экрана появилась новая для нас информация. На панели Настройка анимации мы видим следующие параметры эффекта: начало - По щелчку (можно изменить на С предыдущим/После предыдущего); направление - Увеличение/Уменьшение; скорость - от Очень быстро до Очень медленно. В этом же окне мы видим список анимированных объектов. Просмотрим эффект в действии, нажав на позицию Просмотр.

Освоить эффекты анимации, в общем, несложно, их можно применять не только на входе объекта, но и при выделении, выходе и перемещении. Если на одном слайде вы используете несколько объектов с разными эффектами, то в правом окне появляется их список. В процессе работы вы можете изменить установленный порядок, воспользовавшись позицией Порядок с зеленой стрелкой.

В рамках анимации можно задать эффекты для группы объек-1 тов. Для этого необходимо щелкнуть последовательно по объектам I (текст, картинки), удерживая при этом клавишу Shift, а затем по-1 следовательно выполнить настройку анимации, как сказано выше1.

И последнее, о чем хотелось рассказать, - механизм управления показом презентации. Мы уже знаем, что это можно делать | по щелчку мышки и автоматически. Разберем последний способ.

Шаг 12. Входим в позицию Показ слайдов, далее - Смена слайдов. В правой части экрана появилась новая панель. Выберем эффект Применить к выделенным слайдам: Жалюзи горизонтальные. Смена слайдов - выбираем один из параметров: Автоматически. Далее задаем время (в секундах), по истечении которого произойдет смена слайдов, и скорость: Быстро/Медленно. Если щелкнуть  Применить ко всем, то установленные для слайда параметры будут применены ко всем слайдам презентации2.


1.Дорожкина Н.И. Указ.соч. С.7-12.

2. Мануйлов В.Г. Power Point  в уроках. -  М., Информатика и образование. 1999. С.28.

Заключение.

   Оптимальное использование компьютера в современном  школьном образовании в значительной степени зависит от решения целого ряда организационно-педагогических проблем. Естественно, что заглавной является проблема определения места, которое должны занимать информационные технологии (ИТ) на уроках истории и роль учителя и ученика на таких уроках в общем образовательном процессе.  

Сегодня известны несколько моделей информатизации образовательного процесса:

  1. Создание мультимедиа-выступления.
  2. Работа с готовыми электронными изданиями. В сфере образования чаще всего  применяются такие виды пособий, как:
  1. электронные учебники;
  2. электронные энциклопедии, путеводители и справочники;
  3. атласы;
  4. задачники;
  5. коллекции, галереи, мультимедиа-библиотеки;
  6. тренажеры;
  7. тесты и мн. др.

 Программы, которые целесообразно применять в преподавании исторических курсов, можно условно разделить на три основные группы:

1) экзаменующие;

 2)обучающие;

3)вспомогательные.

Все остальные являются своего рода синтезом трех перечисленных типов. Несколько особняком стоят игровые программы, так как их невозможно использовать непосредственно на уроках, но  и их возможности можно и нужно использовать в полном объёме во внеурочной деятельности.    

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, столь же привычный, как мел и доска. Литература, посвященная применению компьютеров в обучении школьников, касается в основном преподавания информатики, математики, естественнонаучных дисциплин. Работ об использовании персональных ЭВМ на уроках истории издается  мало.

В последние годы несколько лучше стали обстоять дела  с программным обеспечением; специализированные программы для использования на уроках истории достать не так уж и сложно, но очень продуктивно и полезно самостоятельное (и совместное с учениками) создание несложных программ. Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.

     Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для дальнейшего обучения.

Условиями успеха должны стать стремление к максимальному упрощению интерфейса1 и восполнение с помощью программ пробелов в средствах преподавания истории. Применение компьютеров способно обеспечить значительный выигрыш во времени, получение объективных результатов при оценке знаний и сильное воздействие на эмоции учащихся, уникальных графических и звуковых возможностей.


1. Интерфейс - совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие компьютера с оператором или с внешними устройствами.

К сожалению, сейчас в большинстве случаев используются только самые простые экзаменующие программы. Такой подход к информационным технологиям  -  результат явной недооценки возможностей   ЭВМ   и основная причина весьма распространенного недоверчивого отношения специалистов гуманитарного профиля к компьютерам.

Объем информации, необходимой для работы учителя истории, в наше время постоянно возрастает, и эту информацию все труднее обрабатывать вручную. Компьютер же в состоянии значительно расширить возможности историка не только в преподавательской, но и в научной деятельности.

В современных условиях главной задачей образования  является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому  очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных  информационных технологий  в процессе преподавания как естественных, так и   гуманитарных дисциплин.

Однако, наряду с неоспоримыми плюсами использования ИКТ, существует и ряд проблем.

Во-первых, к сожалению, не все преподаватели в школе умеют, а главное хотят научиться работать с применением ИКТ, т.к. это требует определённых  усилий и времени.

Вторая  проблема: сегодня рано всерьез говорить о том, чтобы каждый школьник и учитель обладали собственным компьютером или хотя бы постоянным доступом к нему (в любое удобное время), особенно это касается сельских малокомплектных школ.

Еще одной проблемой является неспособность нынешних компьютеров сравнивать различные формулировки и распознавать их эквивалентность. Человек же, имеющий достаточные знания и опыт, мгновенно улавливает признаки сходства. Компьютер пока не в состоянии интерпретировать историю, так как к этой области знаний, как и к философии, религии, литературной критике и т. п., неприменимы формальные правила и процедуры. Современное программное обеспечение не позволяет поддерживать полноценный диалог с обучаемым, так как не понимает аналогий и метафор и обычно не может указать учащемуся на многие из пробелов в его знаниях.

Также существуют  трудности организационного порядка, к ним относится проблема концентрации внимания учеников. Некоторые дети (независимо от возраста) не могут в силу своего темперамента более 10-15 минут воспринимать информацию с экрана компьютера. Ни один компьютер не сможет определить и в нужный момент «переключить» обучающихся на другой вид деятельности, поэтому, даже самая умная машина не заменит живого общения с учителем.  

Все эти недостатки, однако, не исключают применение ИКТ в учебном процессе и, одновременно,  компьютеры ни в коем случае не должны заменить преподавателей, ведь только человек в состоянии вдохновить аудиторию, поддержать интеллектуальное общение на должном уровне.

Литература:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.  -  М., 1994.

  1. Вильямс Р. и др., Компьютер в школе. Дидактические основы компьютерного обучения. – М., 1998.
  2. Дорожкина Н. И. Современный урок истории. – М.ВАКО., 2009.
  3. Куликов Л. В. Психологические вопросы компьютеризации обучения. Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. – М. 1992. Т. 4.
  4. Мануйлов В.Г. Power Point  в уроках, М., Информатика и образование, 1999.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр педагогического образования. 2010.
  6. Студеникина М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М. ВЛАДОС. 2000.
  7. Тихомиров О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. - М.:

Изд-во МГУ., 1986.

  1. Черемных О. С. Текстовый процессор Лексикон 1.0.- М., 1993.

Журнальные публикации.

  1. Алексушина Г.В. Компьютерные программы в преподавании истории  // Преподавание истории в школе.1992.№ 9.
  2. Ваграменко Я., Королев В. Новые разработки для информатизации образования // Информатика и образование. 1993. № 2.

  3. Захарова Е. Н. Задания-тесты на уроках в IX классе// Преподавание истории в       школе. 1993. № 2.

  4. Иванова Е. Ю., Николюкина Г. В. Компьютерные системы в народном образовании (по материалам зарубежной печати) // Проблемы информатизации. 1991. № 4.

  5.   Информационный бюллетень Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории РАН и Ассоциации «История и компьютер». 1993. № 8.

6.  Компьютеры в образовании на Западе // Мир ПК. 1992.

7.   Лещинер В.Р. Компьютеры в кабинете истории // Преподавание истории в школе. 1992.  № 6.

8.   Лещинер В.Р. Компьютер для школьной администрации: немного об организации проблем // Народное образование. 1992. № 9-10.

9.   Полонский В. М. Международные сети и базы данных по народному образованию и педагогике // Педагогика. 1993. № 3.

10.   Рожанский Э. Л., Мотов В. В. Принцип построения специализированных баз знаний в автоматизированных обучающих системах (АОС) // Автоматизированные информационные системы. Самара, 1992.

11.  Ладыженская И. В. Сценарии компьютерных задач по русскому этикету // Русский язык в школе. 1992. № 3-4; 5-6.

12.  Сеннев С. Кроссворд для УКНЦ // Информатика и образование. 1992. № 5-6.

13. Христочевский С. А. Информатика и образование // Системы и средства информатики. 1992. №. 3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит и...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...