Главные вкладки

    Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис
    статья по истории по теме

    Бабарыкина Алефтина Владимировна

    Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и  учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «История России, XXXXI вв.».- М.: Просвещение, 2010 г.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_iz_opyta_raboty_babarykinoy_a.v.docx19.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бабарыкина А.В.

    Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и  учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «История России, XX – XXI вв.».- М.: Просвещение, 2010 г.)

    В настоящее время трудно найти два учебных пособия, где бы мнение авторов совпадало по всем или большинству вопросов.  Одни и те же события прошлого различные ученые интерпретируют по- разному и это вполне естественно. Учитывая неоднозначность выводов ученых – историков по многим проблемам отечественной истории, важнейшее значение придается историческим источникам. Документы позволяют почувствовать «дыхание» эпохи, расширить представление о некоторых важнейших вопросах отечественной истории, снабдят материалом, который позволит  укрепить ответ цитатами. Эта работа активизирует познавательную деятельность учащихся, которые смогут сделать развёрнутые выводы, высказать своё мнение.

    Важно, чтобы в работе использовались достижения как отечественных, так и зарубежных историков, наследие советской и дореволюционной исторической науки. Проведение исторической параллели между развитием России и стран Запада позволяет понять место и роль России в историческом развитии.

    Очень большие возможности представили исторические источники при изучении темы «Экономическое развитие России в начале XX в.» по учебнику 11 - го класса А.А. Левандовского и  Ю.А. Щетинова «История России X – XXI вв.».- М.: Просвещение, 2010 г.. Использованы следующие документальные источники:

    1. Доклад министра финансов С.Ю. Витте императору Николаю II в 1899 г. (Из сборника документов в 2- х частях М.Н. Чернова «Работа с документами на уроках истории 11 класс». М.: Айрис – пресс. 2008 г.).
    2. Статистические данные «О годовом доходе на душу населения» (Н.А. Рубакин « Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Опыт статистической характеристики сословно – классового состава населения русского государства (СПб., 1912 г.)).
    3. «Годовое потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения», «Средняя продолжительность жизни». (Миронов Б.Н. «Социальная история России». Т 2. Статистическое приложение: основные показатели развития России сравнительно с другими странами в XIX – XX вв. (СПб., 1999 г.)).
    4. Хрестоматия «История Германии XX в. в новом измерении: источники, статистика, художественные  документы» ( сост. Бюлов И. М., ОЛМА Медиа Группа., 2008 г.).
    5. Видеохроника начала XX  века.

    Необходимо отметить, что в учебнике Леваандовского и Ю.А. Щетинова «История России, XX – XXI вв.».- М.: Просвещение, 2010 г. вообще отсутствуют исторические источники, а в учебнике А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта «История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. Представлены в таком малом объеме, что не позволяют сделать глубоких выводов.

    Использование отрывков из доклада С.Ю. Витте и вопросы поставленные к ним помогают учащимся лучше усвоить причины ицели промышленной модернизации. Хроникальные свидетельства позволяют понять внешнеполитическую обстановку, её противоречивость, взаимосвязь внешней и внутренней политики. Данные источники позволяют учащимся сделать выводы, высказать собственное мнение по поводу эффективности данной политики.

    Приводимые статистические данные Статистические данные «О годовом доходе на душу населения» (Н.А. Рубакин « Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Опыт статистической характеристики сословно – классового состава населения русского государства (СПб., 1912 г.) – помогают провести параллель развития России и стран Европы, понять, почему не смотря на бурные процессы в промышленности (промышленный подъем, высокие темпы концентрация производства и рабочей силы) годовой доход на душу населения с 1861 – 1913 гг. был в несколько раз ниже, чем в Германии, США, Японии и других странах. Хотя темпы роста национального дохода соответствовали средним европейским показателям.

    Цифры потребления основных продуктов питания («Годовое потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения», «Средняя продолжительность жизни». (Миронов Б.Н. «Социальная история России». Т 2. Статистическое приложение: основные показатели развития России сравнительно с другими странами в XIX – XX вв. (СПб., 1999 г.)) приводят к пониманию того, что мощное государственное вмешательство для обеспечения быстрой модернизации – индустриализация, модернизация армии, накопление капитала, отодвигали с/х на второй план.

    Правительственная политика способствовала извлечению прибыли, высоких доходов промышленникам, сокращению низкой заработной платы рабочих, «выжиманию соков» из крестьянской экономики. Несмотря на то, что Россия входила в одну группу с Германией, США, Японией в дальнейшем в экономической гонке шансы России ухудшились.

    Приводимая статистика «Средний уровень жизни» (Миронов Б.Н. «Социальная история России». Т 2. Статистическое приложение: основные показатели развития России сравнительно с другими странами в XIX – XX вв. (СПб., 1999 г.)) ярко иллюстрирует эти процессы.

    Документы из  Хрестоматия «История Германии XX в. в новом измерении: источники, статистика, художественные  документы» ( сост. Бюлов И. М., ОЛМА Медиа Группа., 2008 г.) позволяет провести параллель развития России и германии конца XIX - начала XX в., отметить общие черты в развитии промышленности и с/х.

    Работая с документом №29 «Из статьи социолога Макса Вебера об упадке восточногерманских помещиков. 1894 г.» учащиеся находят ответы на вопросы:

    1. Охарактеризовать положение земельной аристократии Германии, провести сравнение с положением русской земельной аристократией?
    2. Позиция политической власти?

    Учащиеся делают вывод, что и в Германии и в России крестьянское хозяйство испытывает кризис, с трудом удовлетворяет свои внутренние потребности. Правительство должно предпринять меры для поддержания аграрного спектра.

    Документ № 30 «Из воспоминаний прогрессивного помещика Гельмута фон Герлахта о жизни и способе хозяйствования представителя своего сословия в кайзеровской империи». Работая над вопросом:

    1. Причины кризиса помещечьего хозяйства? Учащиеся делают делают выводы о незаинтересованности помещиков в новых методах хозяйствования. А эта же черта присуща и русскому помещечьему хозяйству.

    Документ № 31 «Из воспоминаний рабочего Морица Бромме из Саксонии 1905 г.»

    Документ № 32 «Из сообщения саксонского теолога Пауля Гере, добровольно проживавшего три месяца среди фабричных рабочих в городе Хемниц 1891 г.» раскрывает картину нищенского существования немецких рабочих. К такому выводу приходят работая над вопросами:

    1. Как выглядит семейная жизнь в бедных семьях?(документ № 31).
    2. Какие социальные проблемы рабочих описывает этот документ? Сравните с социальными проблемами русского рабочего.
    3. Подумайте о возможных путях решения этих проблем? (документ № 32).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

    На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

    Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

    Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

    Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 1 «Россия в 1800-1815 годах».

    Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

    Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 2 «Россия в 1814-1825 гг.»

    Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

    Примерная рабочая программа по Истории России для 5-9 классов к учебникам И.Л.Андреева

    Материал содержит примерную программу по Истории России и тематическое планирование для учащихся 6-9 классов к учебникам И.Л.Андреева...

    Технология работы с письменными историческими источниками на уроках истории России в 6-9 классах

               В выступлении  на церемонии открытия Года учителя     Д. А.  Медведев  подчеркнул, что суть и смысл проекта  «Н...