Методические рекомендации "Использование исторических источников на уроке истории"
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Богомолова Елена Евгеньевна

 Рекомендации по использованию исторических источников на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskte_rekomendatsii.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

        МЕТОДИЧЕСКТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Составитель: Учитель истории

МБОУ «Атьминская СОШ»

Богомолова Е.Е.

Аналитическая часть.

1.1 Исторический документ и его виды

К историческим источникам относятся все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а так же предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Исторические источники делятся:

Картографические:

а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, экономические.

Статистические:

а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.

Актовые:

а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.

Канцелярские источники:

а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.

Личные:

а) письма; б) дневники; в) мемуары.

Художественные:

а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.

Исторические:

а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.

Научные:

а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.

Дополнительно, я взяла бы исторические картины, как вид исторических источников.

Исследователи предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку, позволяющие почувствовать веянием времени. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей;

развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учащихся ярких и образных представлений. Они как бы вживаются в определенную эпоху.

Документ, используемый на уроке должен:

- соответствовать целям и задачам обучения истории;

- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

- быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью.

Существенным моментом является выработка у учащихся отношения к источнику, как свидетельству, отразившие реальные события, происходившие в жизни людей, и понимания того, что исторические события, совершающиеся этим, прежде всего, определяется интерес учащихся к историческому документу как источнику новых знаний о недавнем и далеком прошлом. Учащиеся убеждаются в том, что из исторических документов учащиеся могут узнать о жизни людей в далеком прошлом.

Работа с документом дает большие возможности для использования личностно-целевого подхода на уроке. Целевые установки в данном случае направлены на: 
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов научной деятельности на основе актуализации «окультуривания» их субъективного опыта; 
- оказание помощи учащимся в поиске и приобретении своего индивидуального стиля и опыта, а также темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных

способностей и интересов;

- содействие ученику в формировании я- концепции, развитие творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

  Таким образом, методика работы с историческим источником важна не только тем, что повышает эффективность уроков истории, но и тем, что включает в себя элементы воспитания на уроке, способствует формированию воспитывающих ситуаций.            Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.

Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь:

Определять тип документа;

Определять время написания документа или историческую эпоху;

Определить автора (если это возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.

Располагать несколько документов в хронологическом порядке.

Работать с документами по определенным вопросам учителя.

Составлять конкретные вопросы к документу.

Пересказать содержание документа.

Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.

Анализировать документ по предлагаемому плану. 

Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь: 

•Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера. 
•Анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план). 

•Анализировать документ в контексте исторической ситуации. 
•Использовать документ для доказательства собственного мнения. 
• Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах. 
• Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.

        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  Предлагаю конкретные исторические источники для работы в 6-7 классах по истории России

Раздел I .  Начальная история Руси.

Тема 1. От варварства к цивилизации.

Периодизация истории: дикость, варварство, цивилизация. Происхождение восточных славян. Восточная Европа: Лес и Степь.

Исторические источники:  Нестор «Повесть временных лет»

Тема 2. Великое переселение народов.

Миграция скотоводов-кочевников. Пассеонарная гипотеза Гумилева Л.Н. о причинах переселения кочевников. Миграция славян. Славяне и Хазары. Восточнославянская этническая общность.

 Тема 3. От племени к государству.

Вопросы о причинах возникновения государства. Власть в первобытные времена. Закат Первобытной эпохи. На пороге государственности. Предгосударственная и государственная власть.

Исторические источники: Теодор Моммзен «История Рима»

                            Нестор «Повесть временных лет»

Тема 4. Возникновение государства восточных славян.

На пути к государственности. Разрушение родовой общины. Восточные славяне в первой половине IX века. Призвание варягов.  Норманнская теория. Рюрикова держава. Объединение Новгорода и Киева.

Исторические источники:  Нестор «Повесть временных лет»,

О.В. Ключевский «Курс русской истории»

Тема 5. Русь в Х веке. Святослав в Византии.

Киевские князья и славянские племена. Походы Святослава.

Термины: погосты, повозы, полюдье.

Исторические источники:  Нестор «Повесть временных лет»,

Лев Диакон «История»(конец X в.)

Хроники Иоанна Скилици (XI в)

Тема 6. Отечественные историки о русской государственности.

Из «Истории государства российского» Н.М. Карамзина.

Из «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева.

Из «Курса русской истории» В.О. Ключевского.

Тема 7. Крещение Руси.

Проникновение христианства на территорию славян. Крещение Ольги.  Личность Владимира. Попытка религиозной реформы. Корсуньская история. Крещение киевлян. Распространение христианства на Русь . Была ли альтернатива выбора религии?

Исторические источники:  Нестор «Повесть временных лет».

Раздел 2.  «Русь, Запад и Восток»

Тема 8. Между Западом и Востоком. Домонгольская Русь и ее соседи.

Отношение Руси к церковному расколу. Анализ «Очерков по истории русской церкви» А.В. Карташева.и отрывка из книги Л.Н.Гумилева «Древняя Русь и великая степь»

Тема 9. Х111 столетие: от падения Константинополя к Батыеву разорению.

Столкновение двух ветвей христианства. Падение Византии. Русь удельная. Александр Невский- защитник русской земли. Чингисхан и его приемники. 

Исторические источники: «Сказание о житии Александра Невского»

Тема 10. Русь, Запад и Орда в Х111-Х1Y веках.

 Борьба с Литвою и немцами. Влияние Батыева нашествия на развитие русских княжеств.(термины: ордынский выход, баскак, ярлык) «Великая замятная» в Золотой Орде. Оценка событий в трудах С.М.Соловьева. «История России с древнейших времен»

Исторические источники: «Повесть о разорении Рязани Батыем»,  «Сказание о житии Александра Невского».

Тема 11. Русские князья после Батыева нашествия: выбор политический и религиозный. Даниил Галицкий и Александр Невский. Выбор русских князей глазами историков. Анализ текстов из  «Истории России с древнейших времен» С.М. СоловьеваКн.2.М.1988.Т.3.С.152 из книги Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая Степь»Ь: Мысль,1993.С.526-528.

 

Тема 12. Куликовская Битва и  зарождение национального мифа.

Северо-Восточная Русь и Орда. Дмитрий Иванович и Мамай. Споры о Куликовской битве в русской историографии. Анализ исторических источников: «Сказание о Мамаевом побоище», «Житие Сергия Радонежского».Отрывок из работы  Н.И.Костомарова «Великий князь Дмитрий Иванович Донской».

Тема 13. Москва и Литовская Русь в Х1Y  -ХY  веках

 Литовская Русь. Политика Гедемина, Ольгарда, Ягайло.Флорентийская уния и ее влияние на отношения Литовской и Московской Руси. Московская митрополия обрела самостоятельность.

Тема 14. Эпоха Ивана III: соприкосновение с Западом и поиски пути.

Московское государство в первые десятилетия княжения ИванаIII. Государство Российское. История создания централизованного государства в трудах российских историков.

(В.О.Ключевский «Курс русской истории» Т.2.М., 1988.С.113-116.)

Г.В. Вернадский «Россия в средние века»Тверь; М., 1997.С. 32-35., 80-81.)

Тема 15. Русь накануне царствования Ивана Грозного:  идеи, мифы, реалии. « Слово об осьмом соборе». Москва- Третий Рим. Взаимоотношения Церкви и Государства. Иосиф Волоцкий.

Анализ исторических источников: послания старца Филофея царю Ивану Васильевичу. Идеи Филофея в оценках историков В.О. Ключевского,Г.В. Вернадского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимым условием для формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащегося должна стать его самостоятельная познавательная деятельность, имеющая практико-ориентационную направленность.

Одной из форм такой деятельности является работа с историческими документами на уроках истории. Существует огромное количество форм методов и приемов работы с документами.  Это большое поле для творческой деятельности каждого учителя.

 Литература:

 1. Вернадский Г.В.   Россия в средние века. Тверь; М., 1997.С. 32-35., 80-81.

 2.Головатенко А.. Пособие для старшеклассников. История России с древнейших      времен до XI столетия. Москва: «Школа-Пресс» 1999г.

 3.Головатенко А. Материалы к урокам в старших классах. «Русь, Запад и Восток» (XIII-XVIстолетия) Москва: «Школа-Пресс» 1999г

4.Гумилев Л.Н . От Руси до России. – М.: 1998 г.

5.Карамзин Н.М . Предания веков. – М.: 1988 г

6.  Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории, соч. в девяти томах, т. 2. – М.: 1988 г.
8.Костомарова   Н.И. Великий князь Дмитрий Иванович Донской.

9. Крещение Руси/ Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.

10.   Мадорский А. / Русский хронограф. – М.: 1999 г.
11.Орлов А.С.  Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

12. Павленко. Н.И.  . История России с древнейших времен до 1861 года/ под ред. Н.И. Павленко. М.: 1996 г.
13. Повесть Временных лет по Лаврентьевской летописи 1377г СПб.1996г

14.Российское законодательство X– XX веков. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства./ под ред. Горского А.Д. – М. 1985 г.
15. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской      Патриархии 1988 г.

16. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. X-Xll вв. М. Наука. 1982г
17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. соч., т.5-- М.: 1993 г.
18.Судебники Русского государства. – М.: 1939 г.

19. Щапов Я. Н. «Церковь в древней Руси», политиздат, 1989г.

20. Шахмогонов, Ф.Ф. Греков И.Б. Мир истории Русские земли в Xlll-XV веках.
М. Мол. Гвардия 1986 г.
Интернет-сайты:

http:oldslav@chat.ru  Русь былинная; сайт по истории средних веков;

http:clario2.narod.ru  История Великой Руси;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В статье раскраваютс методы и приемы работы с историческими источниками...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В данной публикации представлен опыт работы с историческими источниками на уроках истории.Этот вид работы на уроке способствует лучшему пониманию событий прошлого, помогает осмыслить ход событий, и де...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....