Работа с историческими источниками на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему

В данной публикации представлен опыт работы с историческими источниками на уроках истории.Этот вид работы на уроке способствует лучшему пониманию событий прошлого, помогает осмыслить ход событий, и делать собственные выоды и умозаключения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_fo.b.statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.Б.Федюшкина, учитель истории

МБОУ СОШ №5, г.Пыть-Ях

Работа с историческими документами на уроках истории

Одним из видов деятельностного подхода в обучении истории считаю работу с историческими источниками.

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий восприятия и понимания курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической  работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

 Исторические документы - это все памятники письменности. Исторический документ является вспомогательным средством обучения к основному источнику знаний – учебнику. Привлечение исторических документов содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, помогает ввести учащихся в обстановку изучаемой эпохи, дать им почувствовать язык, колорит, дух эпохи. Доступный учащимся исторический документ служит прекрасным материалом для анализа. Работа с документом активизирует мышление и воображение школьников, учит их разбираться в исторических явлениях, помогает выработке умений анализировать содержание важнейших общественно-политических документов современности. Работа с документами представляет собой один из путей практического ознакомления учащихся с методом исторического исследования, приводит к формированию у учащихся приёмов критического анализа текста.

Чаще всего в практике работы использую документы повествовательно-описательные и актовые. Повествовательно-описательные без особых затруднений обеспечивают познание конкретных исторических фактов. Среди них можно выделить фольклор, мифы, басни, песни, летописи, хронику, древнюю литературу, мемуары, письма и статьи современников  описываемых событий. Значительно труднее для учащихся работа по актовым документам, к которым относятся юридические, хозяйственные, программные документы. Используются также документы эпиграфического характера (надписи на различных предметах). Все эти документы позволяют получить знания о развитии экономики, общественно-политических отношениях. Использование документов оправдывает себя тогда, когда их содержание органически включается в систему формируемых исторических знаний, а результат зависит от правильной организации.

На своих уроках применяю работу с  повествовательно-описательными документами. Одним из приёмов работы с документом использую его разбор. Разбор документа ведётся по абзацам, иногда по фразам. Такой приём целесообразен при изучении наиболее сложных документов и для ознакомления учащихся с приёмами научного анализа.  Более сложную часть  текста могу разобрать сама либо в ходе беседы с классом. От самостоятельного разбора простейшей части документа, ученики переходят к заданиям по документу. Этот метод оправдан лишь при наличии двух условий:

  • документ доступен по степени сложности для самостоятельного разбора его учащимися;
  • ученики предварительно научены выполнять аналогичную работу по источнику.

Самостоятельная работа учащихся с документальным материалом проводится с разными целями. Во-первых, содержание документа  позволяет иллюстрировать, подтвердить и дополнить знания, почерпнутые из изложения учителя и других источников знаний. Во-вторых, опираясь на свои знания, школьники могут отнести факт, о котором речь идёт в документе, к определённой исторической эпохе, установить социальную и политическую принадлежность автора и названных в документе лиц, применить к объяснению факта изученные ранее знания. Такая работа способствует развитию у учащихся исторического мышления. В-третьих, документ может служить исходным материалом для самостоятельного познания учащимися крупного исторического события, важного типического явления общественной жизни. Он служит раскрытию содержания понятий и их существенных признаков. Ученики учатся определять логически завершённые части, главные идеи документа, находить доказательства тому или иному положению.

В процессе работы с документом предлагаю учащимся пересказ документа, составление к нему плана, ответы на вопросы к документу, сопоставление нескольких документов,  критическую оценку документу. Также на уроках и дома ученики учатся группировать материал документа, излагать кратко его содержание, формулировать основные выводы по прочитанному. В старших классах работе с документами отводятся целые уроки. Наиболее высокая ступень - самостоятельный анализ документов по вопросам, сформулированными самим учащимися. Высшая ступень в работе с документами предусматривает формирование у учащихся самостоятельно критически разбираться в документах, доказательно обосновывать свои выводы, использовать документы в новых ситуациях, при изучении нового материала.

В работе с историческими источниками разрабатываю задания разного уровня сложности с учётом познавательных возможностей учащихся. Это может выглядеть следующим образом: анализ документа - извлечение из него фактов – их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении, рисунке. Возможно сочетание документального описания и карты; правового дневника и дневниковых записей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности.

Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. Подобная работа с документом содействует развитию творческого мышления учащихся, но очень трудоёмка и занимает много времени.

Следует отметить и недостатки, которые иногда встречаются в работе с историческими  документами. Это - неумение делать прямые и опосредованные выводы из текста документа, неумение вести логическое доказательство своих выводов, отсутствие стремления ссылаться на материал документа, неумение применять приём сопоставления частей парных документов, непонимание смысла документа и заданий к нему.

Поэтому всегда стараюсь учитывать эти моменты, и  организую работу таким образом, чтобы не допустить этих недостатков.

Литература.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства. – М.,1998
  2. Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 2006
  3. Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современные технологии гражданского образования. Самара, 2000
  4. Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, 1993
  5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
  6. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю. Преподавание истории в школе. – 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В статье раскраваютс методы и приемы работы с историческими источниками...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....