Смутное время
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Соловьева Наталья Леонидовна

Можно использовать на уроках истории как в 7 классе, так и в старших. Старалась подбирать материал так, чтоб был и познавтельным и интересным для учащихся.

Важнешие даты данного периода. Понятийный ряд: кто такие владельческие, двоцовые, черносошные крестьяне; что такое - соха, тягло, пожилое, "заповедные годы"; определение "смута"-когда появилось. Библиографические данные Федора Иоановича, Бориса Шуйского. Версии появления Лжедмитрия на Руси.

Можно дополнять, корректировать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

О Борисе Годунове

 

 

В лето 1598 заболел великий государь царь Федор Иванович и, видя отшествие свое к Богу от суетного мира сего в вечный покой, призвал к себе благоверную царицу и великую княгиню Ирину. И, простившись с нею, не повелел ей царствовать, но повелел ей  принять иноческий  образ.  Потом государь  повелел себя соборовать и честную праведную душу свою отдал Богу.

По погребении же государя царя Федора Ивановича всея Русии его благочестивая царица и великая княгиня Ирина Федоровна повелела себя отвести без всяких почестей в монастырь пречистой Богородицы, который зовется Новый монастырь от града Москвы пять поприщ. И в том монастыре постриглась.

Бояре и все воинство царствующего града Москвы и всего царства Московского, всякие люди ото всех городов и весей собирали людей и посылали к Москве на избрание царя.

Патриарх же Иов и все власти, посоветовавшись со всею землею, порешили посадить на Москве государство шурина царя Федора Ивановича — Бориса Федоровича Годунова, ибо видели его праведное и крепкое правление и к людям ласку великую при Федоре Ивановиче. Они чаяли от него и впредь милостей и не ждали себе от него гонения. И молили его многие люди, чтобы сел на Московское государство, он же им отказал устами своими, сказав, что не хочет. Сердце же его и мысль давно того желали.

Одни князья Шуйские не хотели его на царство, знали, что будет от него им и людям гонение. Они же от него потом многие беды, и скорби, и притеснения приняли.

Патриарх же Иов собрал собор со всеми властями и призвал к себе бояр, и воинство, и всех православных христиан; и порешили с ними идти с честными крестами, и святыми иконами, и со всем множеством народа в Новый Девичий монастырь молить и просить у великой государыни Александры, чтобы она их пожаловала, дала им на царство брата своего Бориса Федоровича. И на Сырной неделе, во вторник, взяв честный крест, и святые иконы, и образ пречистой Богородицы Владимирской (ее же Лука-евангелист писал), патриарх со всем множеством народа пришел в Новый монастырь в Девичий и пел молебны. И народ долго молил царицу Александру, чтобы она пожаловала; дала им на царство брата своего. Она же, государыня, отказала им, сказав:

- Отошла я от суетной сей жизни. Как вам угодно, так и творите.

Едва ее, государыню, умолили. И повелела она брату своему быть на царстве. И наречен был в тот же день на царство.

Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей. Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь. Во бранях же неискусен был.

Был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачали всех дел его. Слушал он наветы клеветников на неповинных и наполнялся суетной яростью. И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской земли. От многих напрасных зол злобурные ветры встали на него и доброцветущую красоту его царства внезапно низложили.

Навел на нас Бог голод великий: были дожди все лето. Хлеб уже налился, но еще стоял незрелый, зеленый как трава. И на праздник успения  пресвятые Богородицы был мороз великий и побило весь хлеб, рожь и овес.

В тот год люди еще с трудом питались старым хлебом и новым. И рожь ту сеяли, надеясь, что возрастет. А на весну сеяли овес, на то же надеясь. Тот же хлеб, рожь и овес не взошли, все погибло в земле. И настал голод великий, даже купить — не добыть. Такая была беда, что отцы детей своих бросали и мужья жен, и мерли люди. Был же голод три года.

Царь же Борис, видя такой гнев Божий, повелел погребать мертвых и назначил людей, кому те трупы собирать, И повелел делать каменное дело многое, чтобы люди могли питаться. И сделал каменные палаты большие на том месте, где были царя Ивана хоромы.

В то же время умножился разбой в земле Русской. Не только по пустынным местам проезду не было, но и под Москвою были разбои великие.

Царь Борис, видя такое неустройство в земле и кровопролитие, много раз посылал людей своих против них, Они же, разбойники, так жестоко сопротивлялись, что посланные ничего против них не могли сделать. И был у воровских людей старейшина по имени Хлопко. Царь Борис, слышав, что ничего с ними не сделать, призвал к себе бояр и думал с ними, как бы разбойников тех перехватать. Бояре же придумали послать на них со многою ратью воевод. И царь Борис послал на них окольничего своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать.

Они же пошли и сошлись с разбойниками близ Москвы. Разбойники же с ними бились, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убили. Ратные же, видя, что разбойники убили у них воеводу, начали с ними биться, не жалея жизни своей, И едва смогли их, окаянных, осилить. Многих их побили, ибо живыми в руки не давались. А того вора их, старейшину Хлопка, едва смогли живым взять, потому что изнемог он от многих ран. А иные воры ушли на Украину, и там их всех поймали и повелели перевешать.

 

(Рассказы русских летописей. М., 1993. С. 281 - 284)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Тест по теме "Смутное время"

Интерактивный тест выполнен при помощи шаблонов. Заменяет привычную работу по карточкам. Позволяет быстро оценить работу ученика и предоставляет возможности для самопроверки.  (2 варианта по 5 во...

Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».

Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Тест по теме "Смутное время"

Контрольный тест по теме "Смутное время". 7 класс...