Творческий проект "Моя родословная"
классный час по истории (6 класс) по теме

Тема данного проекта является актуальной не только для обучающихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семейный герб, подберут семейный девиз.

Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением родословной книги «Моя родословная».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodoslovnaya.docx199.7 КБ

Предварительный просмотр:


Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Рахманино


Петровского района Тамбовской области

Творческий проект

Автор  учитель истории и обществознания

Беляева Татьяна Анатольевна

Актуальность проекта.

Тема данного проекта является актуальной не только для обучающихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семейный герб, подберут семейный девиз.

Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбома «Моя родословная».

Цель проекта:

1.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной.

2.Привлечь внимание обучающихся к данной теме.

Задачи проекта:

1.Научить обучающихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.

2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.

3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

Срок проведения проекта: октябрь-декабрь.

 

 

Этапы работы над проектом.

 

I этап. «Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома) 3 занятия;

Вводное занятие: «Моя родословная».

 

ЦЕЛЬ: Познакомить школьников и родителей  с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.

-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?

-Для чего нужно знать историю своей семьи?

-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках

и прадедушках?

-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?

-Какие у них профессии? Чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные люди?

2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».

3. Работа с родителями.

Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.

4. Поисковое задание.

Начало оформления альбома «Моя родословная книга».

 

2-е занятие: «Дорожите именем своим!

Тайна наших имен. Моя фамилия».

Цель:

познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,

именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.

1.Вступительная беседа.

Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Беседа «Из истории происхождения имен».

( Литература: П/ совет №5 2008 г., Сборник «Имя, характер, судьба.»)

3.Практическая работа.

«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».

4.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

5.Роль фамилии в жизни человека.

Беседа «Из истории возникновения фамилий».

6.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.

Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».

3- занятие: «Моя родословная. Генеалогическое древо».

ЦЕЛЬ: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического древа.

1.Беседа.

Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, бабушках,  дедушках,  прадедушках и  прабабушках и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое древо, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление генеалогического древа с помощью родителей.

 

 

 

II ЭТАП:

(сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта).7 занятий и самостоятельная работа со страничками альбома «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

4-занятие: «Фамильный герб и девиз».

ЦЕЛЬ: познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи;

сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.

1.Беседа.

Вы составили свою родословную и генеалогическое древо.

Теперь вам предстоит придумать свой фамильный герб.

-Как вы думаете, что должен отображать герб?

2.Практическое задание.

Составить герб семьи и рассказать о нем.

3.Выставка гербов. Рассказы о них.

4.Девиз. У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить». Мудрых пословиц много, и если вы попросите помощи у родителей, то вам удастся найти подходящую для девиза своей семье.

5.Практическое задание.

Подобрать девиз семьи и записать его на ленте, расположенной внизу герба.

5-занятие: «Мои мама и папа».

ЦЕЛЬ:

Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы),

воспитывать интерес к различным профессиям.

1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились,

какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.

-Что вы знаете о празднике 23 февраля?

-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной?

(чтение стихов о маме)

2.Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».

2.Поисковое задание.

Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.

6- занятие: «МОИ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ».

ЦЕЛЬ:

Способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.

1.БЕСЕДА.

У кого есть родные брат или сестра?

Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах?

Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о

двоюродных.

2.Практическое задание.

Заполните страничку о ваших братьях и сестрах.

7- занятие: «МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА».

ЦЕЛЬ:

Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.

1.Беседа.

Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках - бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.

-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.

-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?

2.Практическое задание.

Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.

 

8- занятие: «МОИ ПРАДЕДУШКА И ПРАБАБУШКА».

ЦЕЛЬ:

Выяснить, что дети знают о своих прадедушках и прабабушках, о профессиях своих предков, их занятиях.

1.БЕСЕДА.

-Что вы знаете о своих прадедушках и прабабушках?

-Попросите своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. ваших прабабушках и прадедушках.

2.Практическое задание.

Заполните страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.

 

 

 

 

 

 

 

9- занятие: «СЛЕД ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ».

ЦЕЛЬ:

Воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордости за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.

1.Беседа о Великой Отечественной войне.

-Кто из ваших родственников участвовал в этой страшной войне?

-Где воевали и какие имеют награды?

2.Чтение стихов о Великой Отечественной войне.

2.Практическое задание.

Оформите страничку в своем альбоме, посвященную родствен-

никам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10- занятие: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».

ЦЕЛЬ:

Прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.

 

1.БЕСЕДА:

-Как вы понимаете слово «традиции»?

Традиции - это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.

Сегодня мы поговорим о семейных традициях.

-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?

Обсуждаете ли прочитанное?

-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть?

-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечаются эти праздники?

-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?

Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.

-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?

2.Ролевые ситуации и их обсуждение.

3.Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?

-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.

2.Практическое задание.

Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.

 

 

 

 III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

«СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ».

ЦЕЛЬ:

подвести итог работы над книгой «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

1.БЕСЕДА.

Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи; восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.

Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!

  1. Практическое задание.

Составьте «Календарь дней рождения и семейных праздников»- ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать.

  1. Проведение классного часа на тему «Я и моя семья»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

Творческая работа "Моя родословная"

Цель: Проследить родословную своей семьи, узнать происхождение имен....

Моя родословная. Как создать родословную

В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....