План-конспект урока истории в 10 классе
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Сысоев Дмитрий Владимирович

 

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Сысоев Дмитрий Владимирович

Учитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_istorii_v_10_klasse.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Сысоев Дмитрий Владимирович

Учитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и его преемника - брата Николая I.

Задачи:

 1.Образовательные:

● создать у учеников представление о политическом, социально-экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

●познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет, тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода истории России;

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю политику Николая I;

●проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и Николая I.

 2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания декабристов;

 ● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

 3. Развивающие:

 ●Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь  в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

 ●Формировать умение работать с историческими документами на примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

 ●Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока:  урок-лекция.

Методы:

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей  характеристики;
  2. наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;
  3. практический, с использованием документа.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Александр I», «Николай I», презентация «Декабристы», проект конституции Муравьева, видеозаписи «Убийство Павла I» и «Николай I Павлович». А также учебник: История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень.  Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 5-е изд., стер. - М.: 2012. - 336 с..

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Раскрытие темы урока.
  4. Домашнее задание.

Длительность урока – 40 минут.

План раскрытия  темы:

  1. Смерть Павла I, приход к власти Александра I.
  2. Реформы Александра I.
  3. Восстание декабристов.
  4. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1 минута

Организационный момент

________

1 минута

Актуализация: «Вспоминаем, что Павел I – сын Петра III и Екатерины II, правил страной в конце XVIII столетия, с 1796 года по 1801 год. Обстоятельства его кончины нам предстоит рассмотреть сегодня на уроке, как и то, что в дальнейшем происходило со страной в правление его сыновей – Александра I и Николая I. Тема урока звучит как «Внутренняя политика России в первой половине XIX века».

Слушают

Записывают тему

35 минут

Раскрытие темы урока:

На доске проектор высвечивает портрет Александра I, учитель: «Перед вами портрет императора Александра I, который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских офицеров. Записываем дату. Смотрим, как это было».

Производится показ видеозаписи «Смерть Павла I» длительностью 3 минуты.

Учитель: «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом. Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннингсен. Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Той же ночью императором становится Александр I, который объявляет собравшимся у замка, что Павел скончался от апоплексического удара.

   Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и годы собраний комитета.

     Первая реформа затронула собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет. 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

    8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

     8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

иностранных дел,

военных сухопутных сил,

морских сил,

внутренних дел,

финансов,

юстиции,

коммерции,

и народного просвещения.

     По указу от 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать за выкуп или исполнение повинностей своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом. Далее 10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули. Александр даже пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

    К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

      Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

    После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

В стране был установлен режим аркачеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникают военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год)».

                     Включаем презентацию «Декабристы». Далее учитель:

    «Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд. У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций.   Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права. Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Как вы думаете, какого значение этого восстания? Николай I никогда не забудет этого урока и до конца своих дней будет в зародыше давить все проявления вольнодумства. Каким же был сам император Николай I? Смотрим».

      Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены (51 том) "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов "Свода законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне, но об этом вы узнаете на следующем уроке. Вывод записываем самостоятельно».

 Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.

Рассматривают портрет

Записывают дату

Смотрят видеозапись

Слушают

Записывают название, состав и годы работы комитета

Записывают дату и содержание реформы

Записывают дату и содержание реформы

Записывают председателя совета

Записывают дату и содержание реформы

Записывают дату, содержание реформы и название министерств

Записывают год и содержание реформы

Записывают год и содержание реформы

Слушают

Записывают год и содержание реформы

Слушают

Записывают преобразования

Записывают даты восстаний

Записывают дату

Смотрят презентацию, записывают дату смерти

Выписывают основные причины

Выписывают основных деятелей и название организаций

Записывают требования декабристов и командующего восстанием

Записывают итог событий

Записывают имена приговоренных к смерти

Слушают

Отвечают на поставленный вопрос, идет обсуждение

Просматривают видеозапись

Записывают дату и названия собраний

Записывают дату и содержание реформы

Слушают, осознают

Записывают даты восстаний

Думают, записывают вывод

Повторение пройденного, быстрое перечисление событий

1 минута

Домашнее задание: учить даты, имена, события, повторять записи и готовиться к контрольной

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...