Блок конспектов уроков по истории Средних веков. 6 класс.
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме

Проскурина Надежда Викторовна

Мною представлены пять конспектов уроков по разным темам курса "История Средних веков". Буду рада, если мои разработки пригодятся коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_3.doc58 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_4.doc70 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_5.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 6

Курс: «История средних веков»

Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа

Цели:

общеобразовательная: показать учащимся кем, когда и как у франков складывается государство, чем власть короля отличается от власти военного вождя, что входит в понятие государство

развивающая: развивать умение анализировать материал учебника, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий, умение отстаивать свои взгляды

воспитательная: воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории

Проект урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

Целеполагание

1 м.

Знакомит с темой урока и задачами

Ставят перед собой цель достичь определенного результата

II

Повторение:

Беседа по изученному материалу;

Работа с карточками

10 м.

Организует работу учащихся




Инструктирует

Отвечают на вопросы учителя



Работают с карточками (Приложение  №1)

III

Изучение н.м.:

Самостоятельная работа с учебником; работа с разноуровневымраздаточным материалом (Приложение №2)

20 м.

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения

Работают с текстом, готовят ответы на предложенные вопросы

IV

Закрепление:

Беседа по вопросам самостоятельной работы;

Тест

12 м

Организует беседу





Инструктирует

Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения



Выполняют тест (Приложение №3)

V

Рефлексия

1,5 м.

Подводит итоги

Самооценка и сравнение с предполагаемым результатом

VI

Домашнее задание

0,5 м.

п.2, вопросы

Записывают домашнее задание

Приложение №1

Карточка  №1

  1. Какое событие принято считать началом истории Средних веков?
  2. Укажите период времени, который принято считать Средневековьем.
  3. В чем заключается значение Средневековья?
  4. Свидетельства, помогающие узнавать о событиях прошлого, называют                      -------------------------------------------------------------------------------------------

      5.   Приведите по 2 примера различных типов источников.

Карточка  №2

  1. Что является причиной Великого переселения народов?
  2. Укажите период времени, когда происходило Великое переселение народов.
  3. Докажите, что германцы в древности жили общинным строем.
  4. Наука, занимающаяся изучением свидетельств прошлого, называется

-----------------------------------------------------------------------------------------

      5.   Перечислите варварские королевства, образовавшиеся на территории Западной                    Римской империи к началу VI века.  

Приложение №2

Раздаточный материал

Уровень «А» – 3

  1. Прочитайте п.2 пункт 1-3, стр. 18-20 и впишите недостающие слова.

Около ---------- года возникло государство франков. Верховным правителем Франкского королевства стал -------------------------. Его власть передавалась по ---------------------------------. Все франкские короли VI –VIII веков принадлежали к прямым потомкам -------------------------. Центральным органом управления стал ----------------------------------------------. Король командовал -------------------------, назначал в каждую область правителей - -------------------------.

  1. Сравните чем власть короля отличалась от власти военного вождя?

Кому принадлежала верховная власть -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какова была власть короля и вождя ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Кто помогал королю управлять государством -----------------------------------------------------

Кто вершил суд и на основании чего выносились решения ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уровень «Б» - 4

  1. Прочитайте п.2 пункт 4, стр. 22-23 и ответьте на вопросы:

Какими способами знать увеличивала свои владения?  Как рядовые свободные попадали в зависимость от нее? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Прочитайте п.2, пункт 8-9 и ответьте на вопрос:

В чем заключалось последствие военной реформы Карла Мартелла? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Дайте определения следующим понятиям:

Майордом - ----------------------------------------------------------------------------------------------

Феод - -----------------------------------------------------------------------------------------------------

Феодал - ---------------------------------------------------------------------------------------------------

Уровень «В» - 5

Проанализируйте текст франкских законов на стр. 22 и ответьте на вопросы:

1. К какому типу источников можно отнести этот документ? ----------------------------------2. Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов, установленные за жизнь различных социальных групп населения? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Как вы считаете, что важнее для определения положения конкретного человека: его принадлежность к франкам или римлянам или же его близость к королевскому двору? Имущественное положение? Сделайте вывод о чем это свидетельствует? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №3

Тест

1.Королевство Франков возникло на территории:

1.1  Галлии                                         1.3 Британии

1.2 Италии                                             1.4  Северной Африки                                                                                    

2. После образования Франкского королевства местное управление в областях находилось в руках:

        2.1 аббатов                        2.2 общины

        2.2 графов                        2.3 народного собрания

3.Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось:

        3.1 феодом                        3.3 майордом

        3.2обителью                        3.4 общиной

4. В чем состояло значение   военной реформы Карла  Мартелла?

        4.1 усиление  обороноспособности страны

        4.2 приход к власти династии Каролингов

        4.3 принятие франками христианства

        4.4 улучшение положения крестьян

5. В битве при Пуатье франки разгромили:

        5.1 римлян                        5.3 вандалов

        5.2 арабов                        5.4 лангобардов

6. Королевская власть отличается от власти вождя тем, что король:

        6.1 получает большую часть военной добычи

        6.2 передает свою власть по наследству

        6.3 управляет одним племенем

        6.4 опирается на дружину

7. Во Франкском государстве в 6-м веке:

        7.1 важные  решения принимал король

        7.2 все люди были равны перед законом

        7.3 главные решения принимало народное собрание

        7.4 главной военной силой было народное ополчение

8. Какие события произошли во время правления короля Хлодвига?

        8.1 битва при Пуатье

        8.2 падение Западной Римской империи

        8.4 составление первого письменного законодательства

        8.4 передача под власть Папы римского Рима и Равенны

        8.5 образование Франкского королевства

9. Какие важные события произошли во время правления Карла  Мартелла и Пипина Короткого?

        9.1 составление первого письменного законодательства

        9.2передача под власть Папы римского Рима и Равенны

        9.3 образование Франкского королевства

        9.4 падение Западной Римской империи

        9.5 битва при Пуатье



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 6

Курс: «История средних веков»

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа

Цели:

общеобразовательная: показать учащимся в результате каких событий на месте франкского королевства складывается империя, чем различалось управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, чем был вызван распад империи и

к чему он привел

развивающая: развивать умение анализировать материал учебника, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий, умение отстаивать свои взгляды

воспитательная: воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории

Проект урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

Целеполагание

1 м.

Знакомит с темой урока и задачами

Ставят перед собой цель достичь определенного результата

II

Повторение:

Беседа по изученному материалу;

Работа с карточками

10 м.

Организует работу учащихся




Инструктирует

Отвечают на вопросы учителя



Работают с карточками (Приложение  №1)

III

Изучение н.м.:

Самостоятельная работа с учебником; работа с разноуровневымраздаточным материалом (Приложение №2)

20 м.

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения

Работают с текстом, готовят ответы на предложенные вопросы

IV

Закрепление:

Беседа по вопросам самостоятельной работы;

Тест

12 м

Организует беседу





Инструктирует

Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения



Выполняют тест (Приложение №3)

V

Рефлексия

1,5 м.

Подводит итоги

Самооценка и сравнение с предполагаемым результатом

VI

Домашнее задание

0,5 м.

п.3, вопросы

Записывают домашнее задание

Приложение №1

Карточка  №1

  1. Когда возникло государство у франков?
  2. Дайте определение что такое династия.
  3. Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя.
  4. Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось -----------------------------------------

      5.   Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига.

Карточка  №2

  1. Когда состоялась битва при Пуатье?
  2. Дайте определение кто такой феодал.
  3. Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении.
  4. Управляющий королевским двором, назывался --------------------------------

      5.   Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина      Короткого.  

Приложение №2

Раздаточный материал

Уровень «А» – 3

  1. Прочитайте п.3 пункт 1-3, стр. 29-32 и впишите недостающие слова.

С 768 по 814 год франкским королевством правил сын ---------------- Короткого Карл, прозванный Великим. По латинской форме его имени (Каролус) правители европейских стран стали именовать себя ----------------------. В годы его правления границы государства намного расширились и стали включать в себя большую часть ---------------------------, небольшую часть --------------------. Самой длительной и тяжелой была война с племенами ----------------------. В ---------- году Карл прибыл в Рим и был провозглашен императором. Дважды в год император собирал -------------------------------

 и с его согласия издавал указы. На местах по-прежнему правили ---------------------. Для контроля на ними Карл рассылал по всей империи ----------------------------------------------Пешее ополчение еще сохранялось, но главную часть войска составляла -----------------.

2. Сравните чем различалось управление государством при Хлодвиге и Карле Великом? --------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. С какой целью Карл объявил о создании империи? -----------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уровень «Б» - 4

  1. Прочитайте п.3 пункт 4-5, стр. 32-33, ответьте:

Что является причинами распада империи Карла Великого ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сделайте вывод какие это имело последствия ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.  Дайте определения следующим понятиям:

Феодальная раздробленность - ------------------------------------------------------------------------

Междоусобные войны - ---------------------------------------------------------------------------------

843 г. - ------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уровень «В» - 5

Прочитайте п.3, пункт 6-7, стр. 33-36; после проанализируйте по вопросам предложенный документ.

Прежде всего они (крестьяне)должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра…и засевать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати, и сложить их штабелями и соорудить 16 ярдов ограды в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с 2 ягнятами…

1. Какие повинности в пользу феодала несли зависимые крестьяне? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Как называется хозяйство, которое описывается в документе? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Объясните смысл выражения «Вассал моего вассала – не мой вассал» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №3

Тест

1. Феодальной раздробленностью называется:

  1. организация феодалов
  2. распад единого государства на отдельные части
  3. комплекс законодательных установлений и обычаев
  4. вторжение варваров на территорию Римской империи
  1. Какое  событие произошло раньше других?
  1. распад империи Карла Великого
  2. начало правления Пипина Короткого
  3. падение Западной Римской империи
  4. возникновение Франкского королевства
  1. Империя Карла Великого распалась потому, что:

3.1 франки приняли христианство

 3.2 франки были завоеваны норманнами

3.3 прекратилось правление династии Каролингов

3.4 отсутствовали экономические связи между областями

4. Феодальной лестницей называется:

4.1 подъезд к феодальному замку

4.2 распад единого государства на отдельные части

4.3 комплекс законодательных установлений обычаев    

4.4 порядок, при котором каждый феодал подчинялся более старшему

5. Какое событие произошло позже других?

 5.1 возникновение королевства франков

 5.2 падение Западной Римской империи

  5.3 начало правления Карла Великого

  5.4 Верденский раздел

 6. Укажите причину феодальной раздробленности.

6.1 усиление власти крупных феодалов

6.2 смерть Карла Великого

6.3 Великое переселение народов

6.4 нападение арабов

7. Укажите из пяти предложенных  представителей различных общественных групп вассалов герцогов и графов:

7.1 крестьяне                        7.3 монахи                7.5 виконты

7.2 рабы                        7.4 бароны

 8. Кто из представителей различных общественных групп был вассалом короля?

8.1 крестьяне                8.2 рыцари                8.3 монахи

8.4 герцоги                8.5 графы



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 6

Курс: «История средних веков»

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа

Цели:

общеобразовательная: показать учащимся как шел процесс складывания основных сословий феодального общества, что из себя представляло аграрное производство

развивающая: развивать умение анализировать материал учебника, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий, умение отстаивать свои взгляды

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к истории

Проект урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

Целеполагание

1 м.

Знакомит с темой урока и задачами

Ставят перед собой цель достичь определенного результата

II

Повторение:

Беседа по изученному материалу;

Работа с карточками

10 м.

Организует работу учащихся




Инструктирует

Отвечают на вопросы учителя



Работают с карточками (Приложение  №1)

III

Изучение н.м.:

Самостоятельная работа с учебником; работа с разноуровневымраздаточным материалом (Приложение №2)

20 м.

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения

Работают с текстом, готовят ответы на предложенные вопросы

IV

Закрепление:

Беседа по вопросам самостоятельной работы;

Тест

12 м

Организует беседу





Инструктирует

Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения



Выполняют тест (Приложение №3)

V

Рефлексия

1,5 м.

Подводит итоги

Самооценка и сравнение с предполагаемым результатом

VI

Домашнее задание

0,5 м.

п.12, вопросы

Записывают домашнее задание

Приложение №1

Карточка  №1

  1. Как называется общественный строй, при котором власть и земля принадлежат феодалам?
  2. Дата образования империи Карла Великого.
  3. Хозяйство, в котором все необходимое производится внутри самого хозяйства, не на продажу, а для себя, называется ---------------------------------------------
  4. Сеньор - -------------------------------------------------------------------------------

      5.   Перечислите, какие занятия были распространены в рыцарском обществе в эпоху Средневековья

Карточка  №2

  1. Как называется порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчиняется более старшему?
  2. Дата распада империи Карла Великого.
  3. Период в истории средних веков, когда государства дробятся на отдельные владения, называется --------------------------------------------------------------

4.   Вассал - -------------------------------------------------------------------------------

      5.   Перечислите, каким правилам рыцарской чести должен был следовать феодал в эпоху Средневековья.  

Приложение №2

Раздаточный материал

Уровень «А» – 3

  1. Прочитайте п.12 пункт 1-2, стр. 97-99 и впишите недостающие слова.

В Средние века действовало правило: «Нет земли без --------------». К IX-X векам всю землю в З. Европе захватили ------------------, так возникла  феодальная вотчина - ---------------------------------------------------------------------------------------------------. В центре вотчины располагался -------------------------------------------, а земля делилась на две части: ---------------------------------------------------------. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть ------------------------------------------------------------------------. Главными повинностями были --------------------- и ------------------.

  1. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  2. Положение какой категории крестьян: поземельно зависимых или лично зависимых  было самым тяжелым? --------------------------------------------------------------

Уровень «Б» - 4

  1. Прочитайте п.12 пункт 3 и 5, стр. 99-102 и ответьте на вопросы:

Что такое «чересполосица»? ------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Каковы функции общины? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чем труд зависимых крестьян отличается от труда рабов? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дайте определения следующим понятиям:

Барщина - ----------------------------------------------------------------------------------------------

Оброк - -----------------------------------------------------------------------------------------------------

Уровень «В» - 5

На основе текста учебника стр. 102-103 докажите, что в З. Европе, начиная с IX-X веков господствовало натуральное хозяйство -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Почему это было неизбежно? -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Укажите два основных сословия феодального общества, попытайтесь самостоятельно определить их права и обязанности.

  1. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  2. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №3

Тест

  1. Хозяйство, при котором продукты изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления, называется:
  1. Личным                        1.3 натуральным
  2. феодальным                1.4 средневековым
  1. В Европе к Х-Х1 вв. утвердился принцип «Нет земли без сеньора» потому, что:
  1. так требовал указ короля
  2. существовала феодальная раздробленность
  3. собственность на землю находилась в руках феодалов
  4. вся земля считалась собственностью Папы римского
  1. В средние века  крестьянская община существовала потому, что:
  1. это требовал феодал
  2. крестьяне входили в феодальную лестницу
  3. община давала защиту и покровительство
  4. крестьяне пользовались сложными сельхоз механизмами
  1. Сходство в положении зависимого и свободного крестьянина в том, что они:
  1. участвовали в народном ополчении
  2. занимались ремеслом и торговлей
  3. принадлежали феодалу
  4. занимались земледелием
  1. Свободный крестьянин в отличие  от зависимого
  1. проживал в общине
  2. имел надел земли
  3. имел собственные орудия труда и скот
  4. имел право распоряжаться результатами своего труда
  1. Какие вопросы решала крестьянская община?
  1. устраивала суд над феодалами
  2. устанавливала размер оброка
  3. занималась организацией рыцарских турниров
  4. устанавливала правила пользования пашней
  1. В условиях господства в Средние века натурального хозяйства крестьяне покупали на рынке:
  1. железо и соль
  2. соль и золото
  3. золото и мебель
  4. мебель и железо
  1. Какие повинности крестьян назывались оброком?
  1. чистка прудов
  2. ремонт орудий туда
  3. ремонт дорог и мостов
  4. привоз продуктов на двор феодала
  5. сдача крестьянами управляющему полотна и пряжи
  1. Какие повинности крестьян назывались барщиной?
  1. ремонт замка
  2. ремонт орудий труда
  3. работа на господском поле
  4. участие в военном походе


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 6

Курс: «История средних веков»

Тема урока: «Формирование средневековых городов»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа

Цели:

общеобразовательная: показать учащимся процесс возникновения городов в Европе, особенности социальной структуры и производственной организации городов, связь роста городов с расширением торговли

развивающая: развивать умение анализировать материал учебника, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий, умение отстаивать свои взгляды, умение работать в группе

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к истории

Проект урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

Целеполагание

1 м.

Знакомит с темой урока и задачами

Ставят перед собой цель достичь определенного результата

II

Повторение:

Беседа по изученному материалу;

Работа с карточками

10 м.

Организует работу учащихся




Инструктирует

Отвечают на вопросы учителя



Работают с карточками (Приложение  №1)

III

Изучение н.м.:

Самостоятельная работа с учебником; работа в группах с раздаточным материалом (Приложение №2)

15 м.

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения

Работают в группах с текстом учебника, готовят ответы на предложенные вопросы

IV

Закрепление:

Беседа по вопросам самостоятельной работы;

Тест

17 м

Организует беседу





Инструктирует

Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения, делают записи в тетрадях


Выполняют тест (Приложение №3)

V

Рефлексия

1,5 м.

Подводит итоги

Самооценка и сравнение с предполагаемым результатом

VI

Домашнее задание

0,5 м.

п.13, вопросы

Записывают домашнее задание

Приложение №1

Карточка  №1

1.Установите соответствие между понятиями и их определениями:

       Понятия:

  1. барщина          2) натуральное хозяйство            3) майордом          4) феод

Определения:

А) управляющий королевским двором

Б) хозяйство, в котором все необходимое производится внутри самого хозяйства, не на продажу, а для личного пользования

В) плата крестьян феодалу продуктами или деньгами за пользование землей

Г) земля, даваемая за службу и передаваемая по наследству

Д) принудительный даровый труд крестьян в поместье феодала

1

2

3

4





2. Перечислите функции общины.

Карточка  №2

1. Докажите, что в поместье феодала господствовало натуральное хозяйство.

2.Установите соответствие между понятиями и их определениями:

       Понятия:

  1. феодальная лестница          2) феодальная вотчина            3) вассал          4) оброк

Определения:

А) плата крестьян феодалу продуктами или деньгами за пользование землей

Б) слуга сеньора

В) управляющий королевским двором

Г) отношения между феодалами в порядке их подчинения

Д) большое хозяйство феодала, в котором работают зависимые крестьяне

1

2

3

4





Приложение №2

Раздаточный материал (задания по группам)

Задание для I группы

Прочитать п.13, пункт 1, стр.103-105 и найти ответы на вопросы:

1. Что нового стало применяться в сельском хозяйстве?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2. Какие успехи были достигнуты в ремесле? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сделайте вывод что способствовало быстрому росту городов. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для II группы

Прочитать п.13, пункт 2, стр.105-107 и найти ответы на вопросы:

1. Где раньше всего сложились средневековые города? -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Чем это можно объяснить? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.  В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт» - брод, «хафен» - гавань; в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж – мост, «честер» - лагерь.

Пользуясь картой на стр. 106-107 выпишите города, возникшие в период Средневековья. Объясните как возникли эти города. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Что означает выражение: «Городской воздух делает свободным»? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для III группы

Прочитать п.13, пункт 4-6, стр.109-112 и найти ответы на вопросы:

1. В чем было главное отличие ремесленника от крестьянина? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Как назывались организации ремесленников одной специальности в средневековых городах? --------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Перечислите в порядке старшинства всех работников мастерской: 1)-------------------------2) ------------------------------                3) ------------------------------

4. Какие цели преследовали цеховые уставы? Для ответа используйте дополнительный материал на стр. 110. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Докажите, что жизнь ремесленника была тесно связана с цеховой организацией ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для IV группы

Прочитать п.13, пункт 7-9, стр.112-115 и найти ответы на вопросы:

1. Что означает выражение: «Что с возу упало, то пропало»? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Как назывались объединения купцов? С какой целью они создавались? -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Почему рост городов вел к расширению торговли? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Докажите, что торговля была делом выгодным, но очень трудным и опасным ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Перечислите изменения, произошедшие в торговле в средние века; сделайте вывод,  что такое товарное производство: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №3

Тест

  1. Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к:
  1. появлению городов
  2. началу Великого переселения народов
  3. восстаниям крестьян против феодалов
  4. возникновению феодальной собственности на землю
  1. Часто города основывались у стен замков и монастырей потому, что:
  1. горожане верили в Бога
  2. в этих местах было безлюдно
  3. жить около замков и монастырей было почетно
  4. за крепостными стенами можно было найти защиту
  1. Поговорка «Городской воздух делает свободным» означала, что в городах:
  1. было светло и чисто
  2. существовало самоуправление
  3. никогда не запирались крепостные ворота
  4. беглые крестьяне могли укрыться от своего сеньора
  1. Поговорка «Что с воза упало, то пропало» означала, что:
  1. любой товар, оказавшийся на земле феодала,  становился его собственностью
  2. товар, упавший на землю, становился негодным
  3. в период Средневековья были плохие дороги
  4. за упавший товар нужно платить деньги
  1. В результате развития торговли на смену натуральному хозяйству пришло хозяйство:

5.1  сельское                                        5.3 ремесленное

5.2 товарное                                        5.4 общинное

       6.  Ремесленный цех создавался с целью:

       6.1 борьбы с сеньором

       6.2 привлечения на работу беглых крестьян

       6.3 обеспечения безопасности торговых путей

       6.4  защиты от конкуренции со стороны чужаков

      7. Какие два понятия связаны со средневековым ремеслом?

      7.1 гильдия                7.3 мастер                7.5 меняла

      7.2 шедевр                7.4 Ганза

      8. Какие два понятия связаны со средневековой торговлей?

      8.1 гильдия                        8.3  оброк                8.5 цех

       8.2 подмастерье                8.4 Ганза



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 6

Курс: «История средних веков»

Тема урока: «Крестовые походы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа

Цели:

общеобразовательная: показать учащимся чем были вызваны крестовые походы, какое влияние они оказали на жизнь европейского общества и какие последствия имели для народов Ближнего Востока

развивающая: развивать умение анализировать материал учебника, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий, умение отстаивать свои взгляды, умение заполнять таблицу и работать с исторической картой

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к истории

Проект урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

Целеполагание

1 м.

Знакомит с темой урока и задачами

Ставят перед собой цель достичь определенного результата

II

Повторение:

Беседа по изученному материалу;

Работа с карточками

10 м.

Организует работу учащихся




Инструктирует

Отвечают на вопросы учителя



Работают с карточками (Приложение  №1)

III

Изучение н.м.:

Самостоятельная работа с учебником по вопросам раздаточного материала (по вариантам); заполнение таблицы (Приложение №2)

27 м.

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения






Организует беседу

Работают с текстом, готовят ответы на предложенные вопросы






Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения, заполняют таблицу

IV

Закрепление:

Тест

5 м


Инструктирует


Выполняют тест (Приложение №3)

V

Рефлексия

1,5 м.

Подводит итоги

Самооценка и сравнение с предполагаемым результатом

VI

Домашнее задание

0,5 м.

п.16, доделать

Записывают домашнее задание

Приложение №1

Карточка  №1

  1. Укажите, что было главной причиной разделения церквей.
  2. Какие различия между католической и православной церквами вам известны?
  3. Чем можно доказать, что христианская церковь играла большую роль в Средние века.
  4. Церковный суд по борьбе с еретиками, называется

---------------------------------------------------------------------------------------------

      5.   Что означает выражение: «путь в Каноссу»?

Карточка  №2

  1. Укажите, что подрывало авторитет церкви в глазах верующих.
  2. Какими способами католическая церковь боролась с еретиками?
  3. Перечислите способы накопления церковью богатств.
  4. Грамота об отпущении грехов, называется

---------------------------------------------------------------------------------------

      5.   Что означает выражение: «путь в Каноссу»?

Приложение №2

Раздаточный материал (задания по вариантам)

Вариант I

Прочитать п.16, пункт 1, стр. 133-135 и найти ответы на вопросы:

1. «Выступайте против неверных! Спешите в бой! Тот, кто здесь горестен и беден, станет радостен и богат. Если те, кто выйдет в сей поход, положат свою жизнь в битве против язычников, им тотчас будут отпущены все грехи…» Кому принадлежат эти слова?

2. Что послужило причиной крестовых походов?

3. Почему участников походов на Восток стали называть крестоносцами?

4. Какие социальные группы приняли участие в походах и на что они при этом рассчитывали?

Вариант II

Прочитать п.16, пункт 2-3, стр. 135-138 и найти ответы на вопросы:

1. Почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли цели?

2. Кто принимал участие в первом и втором походах? Когда они состоялись?

3. Какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах?

Вариант III

Прочитать п.16, пункт 4-5, стр. 139-140 и найти ответы на вопросы:

1. Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены?

2. Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев?

3. Как вели себя крестоносцы на захваченных землях?

Вариант IV

Прочитать п.16, пункт 6-7, стр. 139-144 и найти ответы на вопросы:

1. Кто принимал участие в третьем и четвертом походах? Когда они состоялись?

2. Какие черты крестоносцев особенно ярко проявились в четвертом походе?

3. Что было основными итогами этих походов?

Вариант V

Прочитать п.16, пункт 9, стр. 145-146 и найти ответы на вопросы:

1. Почему крестовые походы на Восток к к. XIII веку прекратились?

2. Какие последствия они имели для народов Ближнего Востока и Западной Европы?

 «Крестовые походы»

  1. Цели и участники Крестовых походов:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Таблица

Этапы, их хронологические рамки

Состав участников

Основные события

Основные итоги

Первый крестовый поход

---------------------

Второй крестовый поход

---------------------

Третий крестовый поход

---------------------

Четвертый крестовый поход

---------------------

Последние крестовые походы

---------------------

3. Последствия Крестовых походов:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №3

Тест

  1. Рыцари приняли участие в Крестовых походах потому, что надеялись:
  1. получить личную свободу
  2. завоевать новые рынки сбыта товаров
  3. распространить христианскую веру на Восток
  4. получить земельные владения и подданных
  1. Крестьяне приняли участие в Крестовых походах потому, что надеялись:
  1. получить свободу и землю
  2. приобрести рыцарское звание
  3. разгромить Константинополь

2.4расширить торговлю с Востоком

3.Инициатором Первого Крестового похода явился:

  1. Папа римский Урбан II
  2. Папа римский Иннокентий III
  3. Английский король Ричард Львиное Сердце
  4. Святой Франциск

4.Целью первого Крестового похода было завоевание:

4.1 Рима                                                                      4.2 Парижа

4.3 Иерусалима                                                          4.4 Константинополя

5.  В каком году произошло событие, о котором идет речь?

  Жители города… вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа…Но и это зрелище не смягчило души латинян….они не пощадили не толь частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни…О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!

 5.1 в 1054  г.                                                                 5.2 в 1096 г.

 5.3 в 1099  г.                                                                 5.4 в 1204 г.

 6. В каком году произошло событие, о котором идет речь?

Возлюбленные братья! Побуждаемый необходимостью нашего времени, я, Урбан… пришел к вам, слугам Божьим, как посланник, чтобы приоткрыть Божественную волю…Необходимо, чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на Востоке…ибо в пределы Романии вторглись…персидское племя турок, которые добрались до Средиземного моря…

6.1  в 1054 г.                                                                   6.2 в 1095 г.

6.3 в 1099 г.                                                                    6.4 в 1204 г.

7. Последствия Крестовых походов:

7.1 развитие античной культуры

7.2 расширение кругозора европейцев

7.3  укрепление господства католической церкви на Востоке

7.4 уменьшение вражды между римско-католической и православной церквями

8. Последствия Крестовых походов:

8.1 развитие европейской торговли

8.2 укрепление христианских государств в Азии

8.3 развитие и обогащение культуры стран Востока

8.4 сохранение и приумножение памятников античной культуры

9. Укажите двух из пяти предложенных представителей духовно-рыцарских орденов, созданных во время Крестовых походов:

9.1 альбигойцы                                                     9.2 сельджуки

9.3 тамплиеры                                                       9.4 госпитальеры

9.5 герольды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"

Данная разработка  включает в себя  видеофрагмент, после его просмотра , учитель  совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса

конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса...

Конспект урока по истории средних веков

Конспект урока в помощь при проведении открытого занятия....

Конспект урока по истории средних веков в 6 классе «Образование славянских государств».

Цели урока: ознакомить учащихся с историей образования славянских государств; продолжить формирование умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать ее; продолжить развитие...