Проект урока истории по теме «Развал СССР-случайность или закономерность»
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Проблемная ситуация: Распад СССР.

Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_urok_istorii.zip20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  урока истории

по теме «Развал СССР-случайность или закономерность»

Корнышова Ирина Викторовна учитель истории ГБОУ сош №381

Левин Григорий Иосифович учитель истории ГБОУ сош №381

Методический паспорт проекта

Статус проекта

Название проекта: «Развал СССР-случайность или закономерность».

Автор-разработчик: Корнышова Ирина Викторовна, Левин Григорий Иосифович.

Название образовательного учреждения: ГБОУ сош№381.

Год разработки учебного проекта: 2013.

Опыт использования: может проводиться в 11 классах по курсу «Россия и Мир».

Проблемная ситуация: Распад СССР.

Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Адресация

Тема средне-методического плана по предмету истории 11 класса «Россия и Мир»: Россия в конце 20-начала 21 века.

Цель: исследовать, какие причины привели к распаду СССР.

Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Развивать креативное мышление.
  3. Умение работать с историческими источниками и литературой.
  4. Учить поиску информации в различных источниках, включая Интернет.
  5. Воспитывать коммуникативные качества
  6. Воспитывать патриотические  настроение граждан
  7. Вызывать интерес к истории Отечества

Возраст учащихся: 16-17 лет(11 класс)

Время работы над проектом: урок-45 минут

Ведущая деятельность: исследовательская

Режим работы: урочная деятельность

Обеспечение

Материально-техническое обеспечение (мультипроектор, экран, компьютер)

Карточки: красного, синего, желтого цвета

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилова А.А. Уткина А.И. История России 1945-2008г 11 класс Москва Просвещение 2008г
  2. Жирохов М.А. Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР, СПб «БКВ – Петербург» 2012г
  3. Мединский В.Р. О России – «Тюрьма народов» Москва ОЛМА 2011г
  4. Лисичкин В.А. Антироссия «Крупнейшие операции Запада 20-го века» Москва «Алгоритм» 2011г
  5. Фортунатов В.В. Отечественная история СПб «Питер» 2010г

Предполагаемые приращения

  1. Новое содержание по теме

«Развал СССР –случайность или историческая закономерность!?»

  1. Развитие навыков самостоятельной работы
  2. Формирование коммуникативности в информационном объеме

Описание проекта

Этапы

Стимулирующие вопросы и задания

Деятельность и предполагаемые ответы учащихся

  1. Постановочный

-Объясните, как вы понимайте название темы урока

Нам предстоит ознакомится со сложным и значительным явлением конца 20 века. Мы попытаемся определить причины, которые привели к этому событию. Ознакомится с малоизвестными фактами и определить результаты действий различных политических сил. Выяснить  почему это историческое событие конца 20 века имеет острое политическое значение и для развития современной России и ее геополитических союзников, мы покажем усилия нынешней резко возникшей России, пытающейся предотвратить дальнейшие влияние разрушительных сил, пытающихся продолжить «реструктуризировать» Россию.

Формулировка ответа: [Обсуждение вопроса о причинах распада СССР 1991 году истинных и мнимых]

Учащиеся показывают умения творчески мыслить. Обсуждение задания в парах приводит к следующему результату

Победа либеральных идеи, права народов на самоопреде-

ление

Нарушение между народами равновесия, победа мировой капиталистической системы

(основное неразрешимое противоречие того периода)  

  1. Самоопределение

Чтобы вам хотелось узнать о подоплеке исторических событий конца 20 века, приведших к распаду СССР?

Во-первых, сможем говорить о совместных интересах как внешних противников СССР и внутренних сторонников, демократизации и либерализации Советского режима, в частности деятельности  дисседенствующих групп, ориентирующихся на лидера – академика А. Д. Сахарова. . Истинным рупором разрушения СССР стал даже русский гениальный физик но совсем недальновидный политик А.Д. Сахаров. Предложенная им «Конституция союза советских республик Европы и Азии» 1989 года означала расчленение СССР на полторы сотни независимых государств. Например о нынешней РФ сказано на странице 25ой: «бывшая РСФСР образует республику Россия и ряд других республик. Россия разделена н 4 экономически района – европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную экономическую состоятельность, а также, самостоятельность в ряде других функций». Следует особо отметить что северный Кавказ вообще не в Россию – о входит в ряд других республик. А в программной «предвыборной платформе 5 февраля 1989 года» было высказано: «компактные национальные области должны иметь права союзных республик». Упоминалось что помимо полной экономической самостоятельности эти области и часть республики Россия должны были получить свои силовые структуры – предполагалась не только политизация этничность, но и ее вооружение.

Учащиеся приходят к выводу, что к соперничеству великих держав добавляется работа внутренних и «деструктивных » сил своеобразной «пятой» колонны

(либеральной   оппозиции), сливающейся с хорошо организованной внутрипартийной борьбой «прорабов перестройки», выходящей за рамки запрограммированной М.С Горбачевым партийного реформирования в КПСС.

Причины «распада СССР» можно считать следующими:

  1. Активизация работы спецслужб Запада
  2. Активизация диссидентского  движения во главе с А.Д. Сахаровым
  3. Внутрипартийная борьба между «прорабами перестройки» и нарождающимся движением во главе с  Б.Н. Ельциным
  4. Активизация национальных элит во всех советских республиках
  1. Анализ

Что известно о содержащихся в международном праве положениях о моноэтнических и о полиэтнических государствах, можно ли считать полиэтнические государства неоколонеальными империями. Что означают термин «распад СССР»?

Сегодня ясно, что это последовательная политика стран Запада и внутриполитические  диструктуризирующие факторы, оказавшие влияние на произошедший распад «империи».

Что получилось в результате этого важного события конца 20 века.

Самостоятельные выводы учащихся:

«Полиэтнические государства – государства, образованные несколькими нациями. Имеют право на существование не меньше, чем моноэтнические. При демократических основах, содержащихся в конституции полиэтнических государств, исключено возобновление колониальной зависимости».

Учащиеся записывают данные определения в тетрадь.

Учащиеся показывают умение делать выводы.

Победа в холодной войне, приписанная Западу – не завершила противостояние двух противоположных социально-экономических систем. Борьба систем- неизбежный путь к новым региональным конфликтам и разжигание неохолодной войны.

  1. Реализация

Где найти ответы на вопросы, возникшие в результате изучения темы.

В учебнике, справочнике, интернете. Учащиеся распределяются между собой, кто в каких источниках будет искать ответы на вопросы, чтобы затем поделится полученной информацией.

  1. Презентации

Учащиеся озвучивают свои варианты найденные в указанных выше источниках.

  1. Рефлексия

Что вы узнали?

Что хотелось бы узнать дополнительно?

Наш урок подходит к концу, мне интересно ваше мнение о уроке. Перед вами карточки разного цвета. Каждый цвет определяет вопрос:

  1. Что вас заинтересовало?

 – карточки красного цвета

  1. Что удивило? – карточки синего цвета
  2. Какую проблему вы хотите обсудить, связанную с изученным материалом в дальнейшем? – карточки желтого цвета.

Учащиеся участвуют в беседе, поднимают соответствующие карточки, анализируют свою деятельность. Такая форма проведения занятия им особенно нравится, создает неформальную обстановку для откровенной дискуссии.

  1. Домашнее задание

Предлагаем Вам разделиться на группы и провести работу по написания рефератов «Локальные конфликты на территории бывшего СССР» подготовить презентации по теме «Жизнь постсоветских  республик». Материалы представить к итоговому уроку по теме «Россия в конце 20-го – в начале 21-го века»

Запись задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (9-11 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственн...

Урок по теме: «Г. Мендель и основные закономерности генетики»

Урок по теме: «Г.Мендель и основные закономерности генетики»...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...