Урок «Эллинское воспитание» конспект + презентация
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Урок проводится по учебно-методическому комплексу Д.Д.Данилова

по развивающей Образовательной программе «Школа 2100» с использованием проблемно-диалогической технологии обучения в модуле 3 «Первая цивилизация Запада» по теме 4 «Зарождение древнегреческой цивилизации».                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

- сведения об авторе:  Бабушок  Ирина Михайловна, учитель истории,  МБОУ СОШ № 2, г.Радужный, ХМАО-Югра

- название материала:  План-конспект урока по теме: «Эллинское воспитание  (урок-презентация, история, 5  класс)

- аннотация: Урок проводится по учебно-методическому комплексу Д.Д.Данилова

по развивающей Образовательной программе «Школа 2100» с использованием проблемно-диалогической технологии обучения в модуле 3 «Первая цивилизация Запада» по теме 4 «Зарождение древнегреческой цивилизации».                          

- ключевые слова: урок- презентация «Эллинское воспитание»  

- количество листов статьи: 6

  - сведения о наличии электронных приложений:  презентация Miсrosoft Power Point

Тип урока:

Урок - изучение нового материала

Форма урока:

Общественный смотр знаний

Используемые методы:

проблемного обучения, исследовательский, эвристический

Оборудование: раздаточный материал(документы), интерактивная доска, презентация

 Использован учебно-методический комплекс:  

  1. Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. основной школы/Д.Д.Данилов (и др).-М.:Баласс, 2012
  2. М.Е Турчина, Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»
  3. Я познаю мир.История Древнего мира Энциклопедия: А.Б.Преображенский;М.:АСТ:Астрель, 2007

Структура урока

1. Создание проблемной ситуации.  Формулирование проблемы

2. Актуализация знаний. Планирование деятельности

3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

4. Выражение решения проблемы. Применение знаний.

5. Рефлексия

6. Подведение итогов урока

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.

Линия 3. Историческое мышление.

Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и средства древнегреческого воспитания.

Линии 4-5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегреческого воспитания.

Обязательный минимум содержания: значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.).

План урока:

  1. Проблема урока: зачем греки соревновались?
  2. Поиск решения проблемы:
  1. Древнегреческое воспитание.

Предполагаемый вывод по проблеме: все древнегреческое воспитание

было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке все должно быть прекрасно: и душа и тело).

  1. Олимпийские игры.

Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почитали богов, прославляли не только свое имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации.  Формулирование проблемы

- Рассмотрите изображения древнегреческих ваз. Какие сюжеты использовали древние греки?(Слайд1)

- Скажите, какие соревнования считаются самыми важными, главными в истории человечества? Почему вы так думаете?

-Обратимся к нашим помощникам.

- Открываем учебник на с. 155. Читаем разговор Антошки с Источниковедом.

- Какое мнение высказал Антошка о том, зачем нужны Олимпийские игры

Фиксирует на доске:

Антошка:

На Олимпийских играх спортсмены демонстрировали свою силу, ловкость, смелость.

- Какие факты привел Источниковед

Фиксирует на доске:

Источниковед:

Выставлять напоказ свою победу, удачу, славу считалось в Элладе опасным, так как это могло вызвать зависть богов, которые могли наказать человека. (Слайд 2)

- Сравните мнение Антошки и приведенные факты. В чем противоречие, какой возникает вопрос?

(Фиксируем на доске проблему):

Зачем греки соревновались?

Какие у вас будут версии решения проблемы?

- Обучение, спортивные соревнования.

- Могут сказать, что Олимпийские игры проводились еще в древности. На них люди демонстрировали свои достижения в спорте. В этих соревнованиях до сих пор участвуют спортсмены со всего земного шара.


Читают вслух текст на (слова Антошки).

- Чтобы показать свою силу, смелость, ловкость, свободу.




Записывают в тетрадь.


Продолжают читать слова Источниковеда.



Записывают в тетрадь. По-разному формулируют вопрос.








Предлагают свои версии.

Актуализация знаний. Планирование деятельности

- Как вы думаете, почему спортивные игры, в которых эллины демонстрировали свою силу, ловкость, свободу, назвали Олимпийскими?

- Назовите главных богов древних греков?(Слайд4)

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с демократическим полисом Афины и аристократической Спартой, изучили их правила и законы.

- Объясните значение слов: полис, демократия, аристократия. (Слайд3)

- Что было главной обязанностью граждан этих полисов?

- Какие качества требовались от граждан Афин, а какие от гражданина Спарты?

Фиксирует на доске

Знаем: (Слайд5)

  1. Что такое полис, демос, аристократия.
  2. Каким богам поклонялись.
  3. Идеалы древних греков: физическое и интеллектуальное развитие.

- Чтобы проверить версии, что нам надо узнать?

(Фиксирует на доске)

Надо узнать:

  1. Как воспитывали в Элладе.
  2. Как проходили Олимпийские игры.

. Могут сказать, что это связано с богами, которые обитали на горе Олимп.







Работают со словарем.


- Защищать свой полис.


- В Афинах ценилось трудолюбие, умение правильно и красиво произносить длинные речи - ораторство.

- В Спарте ценились воинские качества, выносливость, смелость жесткость, умение четко и кратко выражать свои мысли.




- Надо узнать, каким было воспитание в Древней Греции.

- Как проходили Олимпийские игры. В чем соревновались. Какие были правила соревнований.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. Древнегреческое воспитание.

Прочитайте с. 151-152, первый пункт, выясните, как изменились моральные ценности и идеалы греков в VII—VI веках до н.э. Перечислите цели и средства древнегреческого воспитания. (Слайд6)


Физминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись — вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

И тихонечко садись.


- Из того,- что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Обобщая ответы, приводит к выводу:

- Чтобы приблизиться к идеалам гражданина, греки воспитывали в себе качества - быть прекрасным душой и телом, а значит, принести пользу себе и другим.

- Чтобы воспитать гражданина, надо было выработать умение действовать в торговом соперничестве, в судебных спорах, в выборной борьбе на народном собрании, в вооруженной борьбе за свой полис.



  1. Олимпийские игры.

- Давайте представим, что в ваши руки попал древний документ. А вы, как настоящие исследователи должны изучить документ и составить программу Олимпийских игр, проходивших в Древней Греции.

-Давайте проверим ,что получилось. (Слайд7-13)

-Рисунки,которые  вы нарисовали,наглядно показывают,как проходили Олимпийские игры.  

 - Сделайте вывод, в чем сходство и в чем различия между современными и древнегреческими Олимпийскими играми?(Слайд14,15)

- Почему было важно добиться победы в Олимпийских играх.

Учитель подводит учеников к выводу о том, что греки соревновались, чтобы ублажить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина.

-Каким правилам древнегреческого воспитания вы бы следовали с удовольствием, а каким - нет? Объясните почему.

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника (с. 151).

- Идеал гражданина - быть прекрасным душой и телом.

- Цель -  принести пользу себе к другим.

- Средства: обучение в школах, гимнасиях, палестрах.









 Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.







 





Самостоятельно работают с документом,составляют программу , выявляют сходство и различия (Приложение)





 Выставка рисунков.


Предлагают варианты ответов.



- Победа в Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса.



Победитель навечно прославлял как свое имя, так и полис в котором жил.

Высказывают свое оценочное мнение.

Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?





- Сформулируйте тему урока.(Слайд16)

 

- Выскажите свое мнение, почему нам, жителям XXI века, очень важно, чтобы Олимпийские игры проходили именно в нашей стране?

-Какие Олимпийские игры скоро пройдут  в нашей стране?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Ребята,какими видами спорта вы занимаетесь?

- Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, о чем вы может говориться?

-Прочитайте § 25 и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы перед ним. Творческое задание.

Напишите рассказ от имени победителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение и как были встречены городом. (Слайд 17)


Примерный вывод по проблеме:

- Древние греки соревновались чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть прекрасно: и тело и душа. Победителя навеки прославлял полис, таким разом он приносил пользу и себе ему.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Высказывают свое оценочное мнение.

Высказывают свое предположение.


-Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.


Ответы детей.




Записывают домашнее задание.

        Олимпийские игры

                  В греческих мифах боги часто спорят, соперничают друг с другом, как, например,

             Афина с Посейдоном за право покровительствовать городу. Люди и полисы тоже

                проводили в честь богов праздники-соревнования. На играх в честь Афины (богини

                  мудрости) состязались ораторы и поэты. На играх в честь покровителя искусств

                   Аполлона - музыканты. Однако самыми почитаемыми были Олимпийские игры

                    в честь царя богов Зевса.

                   Начиная с 776 года до н.э. раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие

                   полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на

                    всё лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны. Тысячи людей

                  стекались в Олимпию, и здесь у священной рощи вырастал город: множество

                 палаток аристократов, почётных послов от каждого города, торговцев, простых людей.

                   В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил

               на алтарь Зевса свою жертву - от целого стада быков до горсти зерна. Во второй день

              объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях. Состязаться могли

              только свободные мужчины-греки, полноправные граждане. На огромном стадионе

              зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала

              мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом

               вылетали в бешеной скачке всадники.

               Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом

                в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.

                На третий день состязались юноши до шестнадцати лет. На четвёртый - бегуны на

                 разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в

              честь победителей. Каждого из них венчали лавровым венком, во всеуслышанье

              оглашали его имя и название его полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске,

              которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и

               лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.

              Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком

              благосклонности великого Зевса. Поэтому по возвращении победитель Олимпиады

              въезжал в родной город, стоя на колеснице в пурпурном царском плаще. Весь город

                  провожал его по главной улице к храму. Здесь победитель приносил

                благодарственную жертву богу-покровителю города и оставлял свой олимпийский

              венок. Горожане устраивали обед в честь героя Игр, устанавливали его статую на

                площади, освобождали от всех налогов.



Подписи к слайдам:

Образовательная система «Школа 2100»История Древнего мира 5 класс
Тема урока: Эллинское воспитание
ХМАО-Югра, г.Радужный,МБОУ СОШ №2,Бабушок Ирина Михайловна
Зачем нужны Олимпийские игрыАнтошка:На Олимпийских играх спортсмены демонстрировали свою силу, ловкость, смелость.Источниковед:Выставлять напоказ свою победу, удачу, славу считалось в Элладе опасным, так как это могло вызвать зависть богов, которые могли наказать человека.
Полис
Родовая знать;форма государственного правления, при котором власть принадлежит знати
Демократия
Город-государство; община свободных граждан
Аристократия
Форма правления, при которой вопросы власти решаются большинством голосов
Что такое полис, демос, аристократия.2. Каким богам поклонялись.3. Идеалы древних греков: физическое и интеллектуальное развитие.
День первый Зажигался священный огонь и каждый приносил на алтарь Зевса свою жертву - от целого стада быков до горсти зерна.
День второй Объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях
Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники.
Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.
День третий Состязались юноши до шестнадцати лет
День четвертыйБегуны на разные дистанции
День пятыйПобедителей венчали лавровым венком, оглашали его имя и полис. Приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей.
СовременныеОлимпийские игры
Домашнее задание- Прочитайте § 25 и ответьте на вопросы перед ним.Творческое задание.- Напишите рассказ от имени победителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение и как были встречены городом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...

Конспект урока по ИЗО "Гжель", презентация к уроку

Урок может быть использован в 5 классе по теме "Гжель", или как внеклассное мероприятие....

Конспект урока ИЗО "Городецкая роспись", презентация к уроку.

Конспект может быть использован при проведении урока ИЗО или во внеклассной работе...

конспект урока по ИЗО "Портрет", презентация к уроку

Конспект может быть использован при проведении урока ИЗО и во внеклассной работе....

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...