Методическая статья «Использование цифрового образовательного ресурса в преподавании истории»
статья по истории по теме

Лимонова Любовь Николаевна

Хочется поделиться опытом использования электронного средства учебного назначения, созданного совместно со своими учениками. В нашем лицее старшеклассники с увлечением работают над созданием электронных средств учебного назначения под руководством учителей – предметников по разным направлениям. Об одном из таких учебников, его применении в учебном процессе я хочу рассказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт использования ЦОР36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья «Использование цифрового образовательного ресурса в преподавании истории».

Автор: Лимонова Л.Н., учитель истории и обществознания МОУ ИТЛ №24, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Хочется поделиться опытом использования электронного средства учебного назначения, созданного совместно со своими учениками. В нашем лицее старшеклассники с увлечением работают над созданием электронных средств учебного назначения под руководством учителей – предметников по разным направлениям. Об одном из таких учебников, его применении в учебном процессе я хочу рассказать.

Образовательный электронный ресурс «Выдающиеся правители Руси и России: от Рюрика до Николая II» является гипертекстовым пособием энциклопедического типа, ярким, мобильным дополнением к традиционным учебникам по истории Отечества и соответствует существующим вариантам стандарта школьного исторического образования и программ.

Пособие нацелено на осуществление вспомогательной, дополняющей и иллюстрирующей функций по отношению к основному процессу обучения с традиционным учебником, легко соотносится с календарно-тематическим планированием.

Предлагаю вашему вниманию несколько примеров использования ОЭР в 8,10 классах при изучении истории России 19 века- эпохи Александра1:

Урок № 31 8кл. и № 53  10кл по КТП.

Тема: Начало правления Александра  I.

Форма урока: урок,  построенный на основе работы каждого ученика с ОЭР – в компьютерном кабинете. Используется раздел пособия - эпоха Александра I. На фоне портрета правителя идет фрагмент звуковой лекции

 ( 4-5мин.), затем учащиеся самостоятельно работают с теоретическим лекционным материалом пособия, схемами, видеорядом ( портреты членов Негласного комитета), заполняя приготовленную учителем таблицу о первых преобразованиях-8кл., или составляя характеристику правителя (вариант- план-конспект первых шагов Александра  I)-10кл.

Применение пособия на данном этапе урока:

  1. побуждают ученика к внимательному и вдумчивому настрою при прослушивании видео - фрагмента звуковой лекции;
  2. побуждают к добросовестному изучению рекомендованного материала;
  3. сам учащийся в рамках своего уровня, выбирает объем учебной информации и необходимое ему время для выполнения задания.

При необходимости, ученик может вернуться к звуковому сопровождению еще раз. Учитель тем самым осуществляет  контроль за изучением материала, проводит диагностику и, если необходимо, коррекцию знаний.

Данный урок подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и по объему материала и по темпам для каждого ученика.

Контроль  возможно осуществлять через самостоятельно выполненные задания учителя (таблицы, схемы, конспект), ответы на вопросы после прослушивания звуковой лекции и работы с теорией.

Роль учителя: Учитель готовит варианты инструкций для учащихся разных уровней познавательных возможностей, ключевые вопросы к тексту. Учитель выступает в роли консультанта, контролирует работу всего класса и имеет возможность заниматься с менее подготовленными учащимися.

Целью такого урока является формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции, развитие исторического мышления на основе индивидуального подхода к каждому ученику.

Урок № 33 -8кл.   № 55   10кл.

Тема: Отечественная война 1812года.

Урок с использованием видеоряда ОЭР (лекция с использованием проектора в кабинете истории).

Цель данного урока:

          Достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху.

Изучив материал о причинах, начале войны 1812 года по бумажному носителю, подвожу учащихся к изучению главного события войны – Бородинской битвы, используя ОЭР – эпоха Александра 1, видео - фрагменты и карты - схемы « Бородинское сражение». На фоне интер- активной карты звучит лекция. Учитель может остановить фрагмент, зафиксировав анимацию, дополнить комментариями, или не останавливая ход лекции, а понизив звук, дать свои пояснения или подготовленное сообщение ученика на фоне оживающей карты.

Как видим, учитель обладает здесь широкими возможностями для реализации различных методических приемов. Демонстрируя мультимедийные  лекции, учитель имеет возможность обратить внимание учеников на существенные моменты в историческом содержании, усилить эмоциональную окраску событий.

Роль учителя на таком уроке многопланова. Он является и источником знаний и координатором деятельности учащихся.

Контроль изучения темы можно осуществить через тест, выведенный на экран, дать время ученикам для его выполнения (3-5мин.), а затем вывести на экран правильные. Таким образом, ученики быстро получат сведения о правильно выполненных заданиях или ошибках.

ОЭР позволяет проводить также и другие формы уроков: уроков на основе групповой работы, обобщающе-повторительных уроков (в пособии в отдельный раздел выведены контрольные тесты в тестовой оболочке, что позволит ученикам проверить свои знания и сразу получить результат).

Пособие может быть использовано и как средство коррекции знаний учеников на дополнительных занятиях, и как полноценный учебник для самостоятельной домашней или поисковой работы.

Например:

  1. для выполнения домашней работы;
  2. в качестве энциклопедии-справочника по истории России;
  3. для подготовки к контрольным работам и ЕГЭ.

Целесообразность использования ОЭР

Стимулирование познавательного интереса к предмету, необычные формы работы, интересные приемы подачи материала.

Визуализация процесса обучения, снижение затрат времени на поиски нужной информации, яркость, красочность, образность подачи материала.

Самостоятельность, навыки групповой работы, исследовательской, формирование умений и навыков создания собственного продукта, например, презентации проекта и ее последующая защита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании биологии.

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании биологии.Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании биологии является одним из важнейших аспектов соверше...

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики".

Предлагаю вашему внимнию статью об использовании цифровых образовательных ресурсов....

Статья. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка.

Цифровые образовательныхе ресурсы, применяемые на уроках английского языка....

Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»

Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»...