Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Селянина Флорида Фауиловна

Рабочая программа по истории 6 класса к учебникам Данилова А.А., Данилова Д.Д."История России", Данилова ДД, Сизовой Е.В. "Всеобщая история. История средних веков"- 70 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_-_6_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании  ШМО     Согласовано                                          Утверждаю                        

  Учителей-языковедов                     зам.директора по УВР                          Директор МБОУ СОШ                        

   обществознания                

___________/ Фазлинурова Ф.А./     _________/Селянина Ф.Ф./            _________/Селянина З.Р./                    

 

«23» августа 2012г.                         «25»августа  2012г.                                         Приказ № 56  от                                                                                                                          

                                                                                                                               «27 » августа  2012г.                                  

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ключи

Рабочая программа учебного предмета

« История»

6 класс, базовый уровень

Учитель:  Селянина Флорида Фауиловна

Квалификационная категория: первая

 

 

 Рабочая программа  составлена  на основе  

Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова  «История  России» 2007 года.

Ключи

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  истории в 6 классе  России разработана  на основе

следующей  нормативно – правовой  базы:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 108

-  Примерная программа основного общего образования по истории

-Данилов А.А.Программа  «История  России».-М.-Просвещение.- 2007 г.

-Федеральный перечень учебников

-Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего  образования (приказ Министерства образования РБ №769 от 28.04.2012г

-Учебный план МБОУ СОШ с.Ключи на 2012-2013 у.г.

-Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Ключи муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан.

Календарно-тематический план для 6 класса по истории России ориентирован на иcпользование:

— учебника «История России» А. А. Данилова, Данилова Д.Д.- М.-  2008;

• дополнительная  литература для учителя:

- Карамзин Н.М. Об истории государства Российского.- М.- 1990.

- Романовский В.К. Символы российской государственности. – М. -2002.

- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.- 2002.

 - Преподавание истории и обществознания в школе.

 - Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль.-1998.

-Схемы и таблицы по истории.

-Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца16 века.- М.

 Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

— учебника  Данилова Д.Д., Сизовой Е.В. Всеобщая история. История средних веков. – М. 2011.

 Календарно-тематический план предусматривает на изучение Истории России в 6 классе 40 учебных часов. На изучение Всеобщей истории всего 28 часов.  Всего по календарно –тематическому планированию 68 уроков, из общего числа уроков - 1 час – резерв.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью

компьютера:   видеофильм «Невская битва», «Куликовская битва», «История. Репетитор Кирилла и Мефодия»  

Цели изучения истории на ступени основного общего образования:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и .ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

  Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их vчастников, результаты и итоги собыгий  с древнейших времен до XVI в.; важнейшие достижения кvльтуры и системы ценностей, сформировавшиеся к X- XVI в., изученные виды исторических источников;

 должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл,

значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собствен суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события, явления по указанному признаку,

владеть компетенциями:

• коммvникативной компетенцией;

- смысло-поисковой компетенцией;

• комrrетенцией личностного саморазвития;

• информационно-поисковой;

• рефлексивной компетенцией;

• учебно-познавательной компетенцией;

• профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи:

-высказывание собственных сvждений об историческом наследии народов России;

-использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных  подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с  древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно -  познавательных задач.

СОДЕРЖАНИЕ образования

 История средних веков (28 часов)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.  

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России с древности до XV в. (40 часов)

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности 

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. 

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Родной край в древности.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

История России в XVI

Российское государство в XVI в.Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Родной край в XVI – XVII вв.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  - 6 класс

I.

1.Введение – 1ч

2. Начало Средневековья – 1 ч

3. Средневековое европейское общество – 3 ч

 4. Византия и арабский мир. Крестовые походы- 8 ч

 5. Города Европы  Католический мир – 4 ч

 6.Европа в XIV – XV вв. – 6 ч

 7.Страны Азии в эпоху Средневековья – 3 ч

 8. Обобщение  – 2 ч

II.

1. Введение – 1ч

2.Северная Евразия в Древности – 1ч

3. Северная Евразия в Средневековье – 1ч

4.Восточные славяне -1 ч

5. Древнерусское государство (IX – начало XII в.)- 11ч

6.Русь во второй половине XII – XIII вв.- 9 ч

7. Родной край в древности – 1ч

8.Образование единого русского государства – 5 ч

9. Россия в начале Нового времени – 8 ч

10. Родной край вXVI-XVII вв.

11.Резерв – 1 ч.

Календарно – тематическое планирование. 6 кл.

№ п\п

Тема

Часы

Дата план.

Дата факт.

   Приме

чание

1.

 Введение.

1

01.09

2.

От королевства к империи

1

04.09.

3.

Рождение феодальной Европы

1

08.09.

4.

Феодальная раздробленность

1

11.09

5.

Времена викингов

1

15.09

6.

Византийская империя

1

18.09

7.

Государства славян и кочевников

1

22.09

8.

Раскол христианского мира

1

25.09

9.

Свет ислама

1

29.09

10.

Рождение исламского мира

1

02.10

11.

Крестовые походы


1

06.10





12.

Монгольские завоевания

1

09.10

13.

Повторение. Тест «Начало средневековья».

1

13.10



14.

Города Европы


1

16.10



15

 .Феодальный мир

1

20.10

16.

Сила католисеской церкви

1

23.10

17

Культура католического мира


1

27.10





18

Раздробленность в Англии и Франции

1

30.10

19

Столетняя война

1

06.11

20

Централизация Англии и Франции

1


10.11





21

Итальянское Возрождение

1

13.11



22

Границы Священной империи

1

17.11

23

Повторение

1

20.11



24

Рубежи православия и ислама


1

24.11



25

Индийская средневековая цивилизация

1

27.11

26

Дальневосточный мир Китая и Японии


1

01.12



27

Где закончилось Средневековье?

1

04.12



28

Повторение по вопросам. Общий взгляд на историю Средневековья.

1

08.12

29

Введение

1

11.12

30

Древние жители Северной Евразии.

1

15.12

31

 Северная Евразия

в начале Средневековья.

1

18.12

32

Мир восточных славян.

1

22.12

33

Становление Древнерусского государства.

1

25.12

34

Князь Владимир и крещение Руси.

1

15.01

35

Жители Древнерусского государства.

1

19.01

36

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

1

22.01

37

Начало распада Древнерусского государства.

1

26.01

38

Достижения культуры Древней Руси

1

29.01

39

Раздробленность русских земель

1

02.02

40

Владимиро - Суздальское княжество

1

05.02

41

Господин Великий Новгород

1

09.02

42

Общий взгляд на историю нашей страны

1

12.02

43

Контрольная работа по теме «Древнерусское государство»

1

16.02

44

Монгольское нашествие

1

19.02

45

Русь между Западом и Востоком.

1

26.02

46

Золотая Орда

1

02.03

47

Великое княжество Литовское и Русское.

1

05.03

48

Родной край в древности

1

09.03

49

Возвышение Москвы

1

12.03

50

Собирание Руси вокруг Москвы

1

16.03

51

Возрождение русской культуры

1

19.03

52

Распри в Московском княжестве

1

02.04

53

Судьба Золотой Орды

1

06.04

54

Создание Российского государства

1

09.04

55

Власть в Российском государстве

1

13.04

56

Жители Российского    государства.

1

16.04

57

 Культура Российского государства

1

20.04

58

Контрольная работа

1

23.04

59

Россия к началу  Нового времени: страна и жители

в 16 веке.


1

27.04



60

Российское государство к началу Нового

времени: между Западом и Востоком.

1

30.04

61

Начало правления первого российского царя –

 Ивана VI

1

04.05



62

Внешние успехи Российского государства

1

07.05

63

Православная церковь и самобытная культура

России в 16 веке


1

11.05



64

Самодержавие Ивана Грозного

1

14.05

65

Родной край в 16 – 17 века

1

18.05

66

Повторение. Контрольная работа по теме «Россия

в эпоху Ивана Грозного»

1

21.05



67

Повторение. Тест по теме «От Древнерусского

государства до 16 века».

1

25.05



68

РЕЗЕРВ.

1

28.05

Система контроля.

-. Тест «Начало средневековья».

- Повторение по вопросам. Общий взгляд на историю Средневековья.

- Контрольная работа

- Повторение. Контрольная работа по теме «Россия

в эпоху Ивана Грозного»

- Повторение. Тест по теме «От Древнерусского

государства до 16 века».

Литература

- Алексашкина А.Н. 1000 вопросов и ответов поистории.М.-1999.

—  «История России» А. А. Данилова Данилов Д.Д.- М.-  2008;

• дополнительная  литература для учителя:

- Карамзин Н.М. Об истории государства Российского.- М.- 1990.

- Романовский В.К. Символы российской государственности. – М. -2002.

- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.- 2002.

 - Преподавание истории и обществознания в школе.

 - Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль.-1998.

-Схемы и таблицы по истории.

-Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца16 века.- М.

 — Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История средних веков. – М. 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...