Город Воинской Славы
методическая разработка по истории по теме
1. Операция «Дон»
2. От Чира к Северскому Донцу.
3. От Сальска до Ростова.
4. Штурм Ростова-на-Дону.
5. Город Воинской Славы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Город Воинской Славы | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия г. Зернограда
Город Воинской Славы
К 70-летию освобождения
г. Ростова-на-Дону
технологическая карта урока истории
учитель Берсенева
Эльвира Николаевна
Зерноград
2013 г.
Тема урока: «Город Воинской Славы»
(Освобождение г. Ростова-на-Дону в 1943 г.)
Цели урока | Способствовать: 1) реализации деятельностного подхода (учащиеся работают с разными источниками информации, анализируют, делают выводы, работают с настенной картой контурной картой). 2) достижению метапредметных результатов (умение привлекать информацию из всеобщей истории, истории России, архивных документов). 3) реализации личностных результатов (работа индивидуально и в малых группах; выполнение заданий разного уровня сложности, выступление с сообщением, написание эссе) |
Тип урока | Изучение нового материала |
Образовательные ресурсы | 1. Документальная кинохроника боёв на подступах к Ростову и на улицах г. Ростова-на-Дону 1943 г. 2. Документальные фото 1943 г. улиц Ростова-на-Дону освободителей города. 3. Документы эпохи: приказы, боевые донесения, письма, воспоминания участников боёв за Ростов, жителей Ростова – очевидцев событий. 4. Карта «Освобождение Ростовской области от немецко-фашистской оккупации (ноябрь 1942 г. – август 1943 г.). 5. Музыкальные записи к урокам, стихи, репродукции картин. |
План изучения новой темы | 1. Операция «Дон» 2. От Чира к Северскому Донцу. 3. От Сальска до Ростова. 4. Штурм Ростова-на-Дону. 5. Город Воинской Славы. |
Методы и формы обучения | Методы: метод учебного «погружения» в эпоху; частично-поисковый; элементы практикума (работа с документами, картой). Формы: индивидуальная; в парах или малых группах. |
Обязательный минимум содержания регионального компонента по истории Донского края | Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов. Подвиги советских солдат и офицеров на Донской земле. Боевой путь воинских частей на Донской земле. |
Требования к уровню подготовки учащихся по истории Донского края | Знать/понимать: факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области и её столицы – г. Ростова-на-Дону. Уметь: – использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения Всеобщей и Отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки ситуации в Ростовской области; – анализировать карту, показывать на карте территорию Ростовской области, направления основных ударов Советской Армии на территории Ростовской области, дислокацию фашистских войск и направления их действий в районе г. Ростова-на-Дону. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: – самостоятельной работы со справочной, краеведческой литературой, с историческими документами в архивах и музеях, со свидетельствами очевидцев; – высказывания и аргументирование своей оценки событий и личностей. |
Планируемые образовательные результаты:
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретенная компетентность |
Получают возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать оценку событиям, поступкам (подвигам); осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, архивах, музеях; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | Коммуникативная компетенция: – вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, взаимодействовать в группе; – владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, комментарии); – выступать с устными сообщениями, корректно участвовать в дискуссии. |
Организационная структура урока:
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаи-модействия на уроке | Универсальные учебные действия (УДД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Организационный | 2 мин | Подготовка учеников к уроку. Эмоциональный настрой на тему урока | Проверяет готовность к уроку, включает музыкальный эпиграф, отрывочек песни: «Теплый ветер дует, Развезло дороги и на Южном фронте оттепель опять. Тает снег в Ростове, тает в Таганроге. Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать… Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься? После ответов детей включает на интерактивной доске тему урока | Отвечают на вопрос учителя после прослушивания музыкального эпиграфа. Записывают в тетради тему. Самостоятельно формулируют цель урока | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний данной темы урока. Результативные: принимают учебную задачу, формируют цели | Записи в тетради |
2. Актуализация знаний | 5 мин | Беседа по теме «Начало коренного перелома» | Вопросы: 1) Что происходило на фронтах Великой Отечественной войны к концу 1942 г. – началу 1943? 2) В районе Сталинграда? | Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят доказательства своим рассуждениям. | Фронтальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями. Познавательные: Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; Логические: осуществляют поиск информации (из учебника, рассказа учителя, одноклассников) | Устный опрос |
3. Изучение нового материала | 25 мин | Просмотр документальной кинохроники «Освобождение Ростовской области (от Сальска до Ростова) и г. Ростова-на-Дону и фотодокументов (демонстрация слайдов): уникальных фотографий, запечатлевших моменты уличных боёв, лица освободителей города, виды разрушенных домов и улиц освобожденной столицы Дона). Работа с картой Ростовской области и Ростовского укрепрайона. Работа с текстами документов и текстами свидетельств очевидцев и участников событий (см. приложения к уроку № 2, 3) | Рассказ учителя; комментарии учителя к фотодокументам, к карте (см. приложения к уроку № 1) Учитель организует работу с картой, инструктирует учащихся перед работой с документами. Из «мозаики» документов «сложить» общую картину освобождения Ростова: «Как это было». | Просматривают кадры хроники, слушают объяснение учителя. Выступают с сообщениями, подготовленными дома о героях штурма Ростова. Показывают свои маленькие презентации по теме сообщения. Показывают на карте место сражения, о котором сообщают. Самостоятельно изучают текст документа, анализируют, высказывают свое впечатление об узнанном, дают оценку | Весь класс индивидуальная Работа в парах, малых группах | Познавательные: Общеучебные – умеют структурировать знания, дополняют и расширяют знания; осуществляют поиск информации; Логические: строят логическую цепь рассуждений. Личностные: применяют правила делового общения. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем; Коммуникативные: выражают свое мнение; вступают в диалог при обсуждении документов; допускают существование различных точек зрения, выслушивают другое мнение, вместе делают выводы. | Записи в тетрадях. Тексты сообщений и сделанные презентации. Устные ответы |
4. Первичное осмысление и закрепление | 5 мин | Выполнение заданий в контурных картах (отметить направления основных ударов, мест сражений) ксерокопию контурной карты каждому ученику | Учитель нацеливает на выполнение практического задания | Самостоятельно выполняют задания | Индивидуально | Познавательная: самостоятельно наносят на карту информацию, услышанную на уроке. Личностная: оценивают собственную учебную деятельность | Практические задания в контурных картах |
5. Итоги урока. Рефлексия | 6 мин | Обобщающая беседа | Вопросы: 1. Какие задачи стояли перед в/ч в ходе Ростовской наступательной операции? 2. Какие из них были реализованы, а какие нет? Почему? | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Познавательная: общеучебная – самостоятельно формулируют выводы. Логическая – приводят примеры и доказательства сформулированных вводов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
6. Домашнее задание | 2 мин | Написать эссе: 1) Ростов-на-Дону – город Воинской Славы». 2) «Великая Отечественная война на Дону в судьбе моей семьи» (по выбору) проиллюстрировать своим рисунком или фото из семейного архива | Конкретизирует домашнее задание. Темы включены на интерактивной доске | Записывают задание и рекомендации по выполнению | Индивидуальная | – | – |
Список литературы:
1. При составлении технологической карты урока использованы материалы записи личных бесед с военным
историком Афанасенко В.И.
2. Документы, материалы из фондов музея гимназии г. Зернограда (воспоминания очевидцев, освободителей, фото).
3. Карты, схемы боевых действий предоставлены Южным научным центром Российской Академии наук.